Жека

Два бостона из состава 63 бап

41 сообщение в этой теме

Одним из первых самолетов, обнаруженных нами в рамках реализации программы «Кубанское небо», стал советский бомбардировщик американского производства А-20 «Бостон». Его обломки были найдены на северо-восточных скатах горы Тхаб муниципального образования город-курорт Геленджик. На месте падения удалось обнаружить останки членов экипажа и их личные вещи. Отсутствие опыта работы по авиации не позволило на тот момент установить номера двигателей и заводской номер самолета. В ходе повторной экспедиции, проведенной осенью 2008 года, был установлен заводской номер самолета № 41-2789.

В мае 2006 года северо-восточнее пос. Горный Новороссийского административного округа было обнаружено место падения еще одного бомбардировщика А-20 «Бостон» и останки членов экипажа. Среди обломков самолета была найдена заводская табличка одного из двигателей Cyclone R-2600-11 № 41-25193.

Фото отчеты об обоеих экспедициях выставлялись ранее на форуме.

В соответствии с информацией, размещенной на одном из официальных американских интернетсайтов, заводские номера самолетов ВВС США, начиная с № 41-2671 по № 41-3669, были присвоены самолетам типа А-20 модификации Douglas A-20B Havoc. При этом самолеты этой серии с № 41-2779 по № 41-2898 были направлены в СССР. Помимо этого удалось выяснить, что двигатели Wright Cyclone R-2600-11 устанавливались только на Бостонах модификации Douglas A-20B Havoc. Из этого следовало, что оба обнаруженных нами Бостона были из одной партии, произведенной в конце 1941 года и поставленной в СССР в 1942 году.

Из письма Центрального архива МО РФ:

«В приказе 63 бомбардировочного авиационного полка 132 бомбардировочной авиационной дивизии № 49 от 26 февраля 1943 года значится:

«Включить в лицевой счет полка самолет Бостон-3 модели А-20-В № 12796 с моторами Райт-Циклон № 25194 и № 25193».

В приказе 5 воздушной армии № 0059 от 5 апреля 1943 года значится:

«Нижепоименованные самолеты и моторы, безвозвратно потерянные частями при боевой работе, исключить с самолетно-моторного парка:

…Б-3 № 12796 с моторами Райт-Циклон № 25194 и № 25193 – 63 бомбардировочного авиационного полка».

За период с 26.02.1943 г. по 05.04.1943 г. 63 бомбардировочный авиационный полк потерял не вернувшимися с боевых заданий 8 экипажей: 3 – из района косы Чушка (один из них упал в залив Денский), 1 – из района ст. Варениковская, 4 – из района Анапа-Темрюк. Именно на участке Анапа – Темрюк нами и было обнаружено место падения самолета и останки членов экипажа.

Из письма Центрального архива МО РФ:

«Сообщаю, что самолета А-20-В с № 41-2789 в 1943 году в составе 4 и 5 воздушных армий не было».

Если при установлении имен членов первого экипажа нам предстояло дополнительно поработать с материалами боевых летных потерь четырех самолетов, то в отношении второго экипажа, ответ ЦАМО сводил практически к нулю шансы установить имена летчиков. Мне не давала покоя мысль о том, что оба этих самолета были поставлены в СССР в составе одной партии. Я снова и снова перечитывал ответ ЦАМО и в какой-то момент обратил внимание на схожесть номеров обоих самолетов: № 12796 и № 41-2789. Что если при включении в состав полка перед заводским номером «Бостона» использовалось не двухзначное число, обозначающее год выпуска, а только одна цифра, как часто бывало в нумерации отечественных самолетов? В этом случае номер второго самолета был бы № 12789. Теперь все вставало на свои места. Оба этих самолета были действительно из одной партии с разницей заводских номеров всего в 7 машин: № 12796 и № 12789.

Самая трудная часть работы уже позади, но для установления имен летчиков придется еще немного поработать. Информацию о результатх дальнейшей архивной работы в этом направлении размещу в теме.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, так получается "морская" версия отпадает... ???

С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополнительная информация по теме:

Согласно информации ЦАМО, все четыре Бостона, потерянные в районе Анапа – Темрюк 14.03.1943 г., были сбиты истребителями противника. В тоже время в немецких архивах содержится информация о четырех Бостонах, сбитых 14.03.1943 г. в 06.40, 06.43, 06.54 и 06.56 на высоте 3000 метров в этом районе пилотами 5/JG 52 люфтваффе Ofw. Willi Nemitz и Oblt. Karl Ritzenberger.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Жека, так получается "морская" версия отпадает... ???

С уважением, Илья.

Это другие "Бостоны", их тут навалено немеряно.

С тем морским Бостоном все в порядке!

С ув., Жека.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Невольно вспомнилась история, произошедшая весной 1943 года и рассказанная мне еще 10 лет назад одним ветераном, участником боевых действий на Кубанском плацдарме. Бомбардировочная авиация в тот период базировалась на аэродромах, значительно удаленных от линии фронта, а истребители сопровождения принимали их под свою охрану, действуя с аэродромов базирования в Геленджике. При вылете на боевые задания бомберы делали круг над Геленджиком, давая возможность истребителям подняться в воздух. Но был случай, когда четверка «Бостонов», по каким-то причинам не выполнила этот маневр, чем воспользовались истребители противника, постоянно находящиеся в «свободной охоте» в районе Новороссийска. В итоге, когда наши истребители поднялись в воздух, все четыре «Бостона» уже были сбиты. Ветеран рассказал, что по законам военного времени, командира звена истребителей, потерявшего сопровождаемый бомбардировщик, ожидало серьезное служебное расследование, а в данном случае, за потерю всех четырех самолетов, ему однозначно грозил трибунал и как следствие, вероятнее всего, расстрел. Понимая всю тяжесть ответственности, командир истребителей предпочел погибнуть в воздушном бою и был сбит, ввязавшись в схватку с превосходящими силами противника. Не стану утверждать, что эта история имеет отношение к найденному нами самолету, но обстоятельства рассказа ветерана очень напоминают обстоятельства гибели четверки «Бостонов» 14.03.1943 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, ну если известен полк и дата гибели, пробей их по ОБД Мемориал...

С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Жека, ну если известен полк и дата гибели, пробей их по ОБД Мемориал...

С уважением, Илья.

Все 4 экипажа были сбиты в одном месте в течение 15 минут и какой из них был на Бостоне № 12796 - вопрос. Нужно смотреть акты расследования причин летных боевых потерь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Жека, ну если известен полк и дата гибели, пробей их по ОБД Мемориал...

С уважением, Илья.

Все 4 экипажа были сбиты в одном месте в течение 15 минут и какой из них был на Бостоне № 12796 - вопрос. Нужно смотреть акты расследования причин летных боевых потерь.

И еще искать два остальных "Бостана".... :arrow:

С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И еще искать два остальных "Бостана"....

С уважением, Илья.

Три! Бостон № 12789 был найден совершенно в другом месте. Но похоже, что второй Бостон из этой четверки лежит недалеко от СБ, который мы сейчас копаем. Есть информация, что 1,5 км от него по лесу разбросано много дюраля, а это как раз тот район, где был найден Бостон № 12796.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изучая документы, добытые Горем в ЦАМО наткнулся на упоминание о Бостоне № 12789. По состоянию на 22.03.1943 г. на стоял на вооружении 452 НББАП.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Изучая документы, добытые Горем в ЦАМО наткнулся на упоминание о Бостоне № 12789. По состоянию на 22.03.1943 г. на стоял на вооружении 452 НББАП.

Приветствую... Ну вот еще одна ниточка...

С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В нашем распоряжении имеются донесения о списании самолетов 452 НББАП, не вернувшихся с боевых заданий в апреле, июле и сентябре 1943 года, в которых отсутствовует информация о катастрофе самолета Б-20 № 12789. Изучив донесения о безвозвратных потерях личного состава 452 НББАП за период с апреля по сентябрь 1943 года, я пришел к выводу, что на горе Тхаб среди обломков самолета Б-20 № 12789 нами были обнаружены останки летчика, младшего лейтенанта Оськина Александра Иванавича, 1922 года рождения, уроженца Московской области, штурмана, младшего лейтенанта Андриец Николая Андреевича, 1920 года рождения, уроженца Сталинской области, стрелка-радиста, сержанта Самсыко Александра Даниловича, 1919 года рождения, уроженца Запорожской области и воздушного стрелка, младшего сержанта Демешина Ивана Петровича, 1922 года рождения, уроженца города Рязань, не вернувшихся с боевого задания в ночь с 12 на 13 мая 1943 года.

У кого-нибудь есть возможность оперативно проверить в ЦАМО это предположение? Осенью захоронение, нужно срочно уточниться с именами!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня совершенно случайно узнал, что председатель Совета ветеранов Центрального округа г. Краснодара, воевал у нас на Кубани в всоставе 63 НББАП. В прошлом году он издал книгу с воспоминаниями об истории создания и боевых действий 218 НБАД, в состав которой входил 63 НББАП. Более того, в своей книге он описал эпизод с гибелью 4 "Бостонов" 14.03.43 г. и был лично знаком с членами всех четырех экипажей. В этот день 63 НББАП понес самые большие потери за всю историю полка: 4 самолета за один день.

Сейчас Геннадий Ангатольевич находится на отдыхе в санатории и должен вернуться в город 18 сентября. После возвращения обязательно встречусь с ним расспрошу все подробности.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пообщался с Геннадием Анатольевичем, он хорошо помнит события того дня. Их, ночных бомбардировщиков, отправили на бомбардировку войск противника в светлое время суток. Истребителей прикрытия небыло. Обстановка на фронте складывалась таким образом, что иного выхода небыло. Базировались на аэродроме Адлер. Должны были лететь две группы по 4 Бостона, на цель заходили сос тороны моря через Анапу. Геннадий Анатольевич был во второй группе. После вылета первой группы прошло уже достаточно много времени и экипажи второй группы находились в самолетах, когда наземные службы передали по радио, что все четыре Бостона из первой группы потеряны. После этого было принято решение вторую группу не направлять. Больше, до самого конца войны, самолеты их полка в дневное время не использовались. Уже после войны Геннадий Анатольевич узнал, что из 16 членов экипажей первой группы двое сумели спастись на парашутах и попали в плен. В 1945 году оба были освобождены.

Вот фото 1 аэ 63 бап из личного архива Геннадия Анатольевича. (Кубань, весна 1943 года).

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пащевский Геннадий Анатольевич, полковник запаса. В ВОВ с октября 1942 года, пилот 63 НББАП 218 НБАД. Имеет 8 боевых орденов, не считая медалей. В настоящее время председатель Совета ветеранов Центрального округа г. Краснодара.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из письма Центрального архива МО РФ:

«В марте месяце проведен один воздушный бой. 14.03.1943 г. группа в составе 4 самолетов Б-3 (ведущий старший лейтенант Чубаров) под прикрытием 7 ЛАГГ-3 вылетела на уничтожение войск противника в порту Темрюк. На маршруте к цели в районе Анапа была атакована двумя Ме-109, в результате которой был сбит ведущий в районе Благовещенская, в районе Джигинское были сбиты еще два Б-3, четвертый Б-3 подбит на маршруте Джигинское – Н.Баканское, самолет загорелся и начал разрушать в воздухе – экипаж оставил самолет в районе В.Баканское – выбросился с парашютами. Истребители сопровождения от группы бомбардировщиков отстали и противодействия истребителям противника не оказали».

В архивных материалах 132 БАД имеются показания воздушного стрелка одного из экипажей Бостонов, сбитых 14.03.1943 г. – младшего сержанта Сергеева:

«14.03.1943 г. группа в составе 4 Бостонов (ведущий старший лейтенант Чубаров) вылетела на уничтожение плавсредств и войск противника в порту Темрюк.

На участке маршрута фальшивый Геленджик, Геленджик группа должна была встретиться с истребителями сопровождения, фактически же встреча состоялась над аэродромом истребителей Геленджик, где группа сделала один большой и один малый круг, после чего истребители взлетели и пристроились к группе. Сергеев видел только две пары истребителей: одна пара справа, вторая слева с превышением на удалении 800 – 1000 метров. В таком боевом порядке группа легла на курс по маршруту: Геленджик, Новороссийск, Анапа, Благовещенская. В районе Благовещенская развернулась и взяла курс на Темрюк. С востока была сплошная облачность (низкая), с запада слоисто-кучевая с разрывами до 4 – 5 баллов. В это время т. Сергеев увидел, что один самолет, предположительно, ведущий загорелся и упал. После этого справа их шел один Б-3, остальных самолетов он не видел. В тоже время т. Сергеев заметил, как под их самолетом прошел ЛАГГ-3, за ним Ме-109, за Ме-109 следующий ЛАГГ-3 и за ЛАГГ-3 Ме-109. Увидев самолеты противника он открыл огонь по ним. Через несколько секунд по самолету была выпущена очередь в результате была перебита тяга управления. После этого он ни одного самолета не видел, через несколько секунд Сергеев услышал команду стрелка-радиста «приготовиться к прыжку», а затем последовала команда «покинуть самолет». Правый мотор охватило пламенем, самолет начал разрушаться, в это время Сергеев покинул самолет. Раскрыв парашют, он в воздухе заметил еще два раскрытых парашюта. С приближением к земле попал в облачность и потерял из виду двух членов экипажа. Сам приземлился вблизи хутора Первомайский, что в 5 км. северо-западнее ст. Н.Баканская. 21.03.1943 г. с группой красноармейцев перешел линию фронта в районе высоты Долгая, а 31.03.1943 г. прибыл в полк».

Все обстоятельства указывают на то, что ними было найдено места падения самолета экипажа сержанта Заполенова.

Из письма Центрального архива МО РФ:

«Не вернулись с боевого задания днем 14.03.1943 г.:

«…4. Пилот сержант Заполенов Павел Алексеевич; стрелок-бомбардир сержант Малышев Николай Герасимович; воздушный стрелок-радист Шкарупа Иван Трофимович; воздушный стрелок сержант Сергеев Петр Емельянович».

На сегодняшний день в Краснодаре проживает ветеран Великой Отечественной войны, полковник запаса Пащевский Геннадий Анатольевич, в 1943 году пилот самолета А-20 «Бостон» 1 авиаэскадрильи 63 НББАП. В своей книге «Ночные бомбардировщики выходят на цель» он описал гибель четверки «Бостонов» 14.03.1943 г., более того он провожал в полет все четыре экипажа и по приказу должен был вслед за ними, в составе второй четверки, вылетать на бомбардировку порта Темрюк. Однако информация о гибели первых четырех экипажей заставила командование отказаться от планов дальнейшего использования ночных бомбардировщиков в светлое время суток.

Со слов Геннадия Анатольевича, команду «покинуть самолет» мог дать только командир экипажа – сержант Заполенов. Объяснить тот факт, что прыгать с парашютами экипажу приказал стрелок-радист Шкарупа, можно объяснить только тем, что к этому моменту пилот был уже мертв. Таким образом, среди обломков самолета нами были обнаружены останки командира экипажа сержанта Заполенова.

Из письма Центрального архива МО РФ:

«Заполенов Павел Алексеевич, 1921 г.р., сержант, пилот 63 НББАП, член ВЛКСМ с 1939 г., уроженец г. Москва, призван Ростокинским РВК г. Москва. Мать – Заполенова Анна Романовна, проживала по адресу: г. Москва-80, ул. Ново-Алексеевская, д. 24, корп. 6, кв. 47».

Судьба остальных членов экипажа сержанта Заполенова до настоящего времени остается неизвестной.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня из ЦАМО поступила предварительная информация о втором Бостоне № 12789. Учитывая, что боевые действия на Кубани завершились 09 октября 1943 года, я был несколько удивлен тем известием, что найденный нами самолет не вернулся с боевого задания в 1944 году. Судя по направлению падения экипаж возвращался с боевого задания в Крыму и пытался дотянуть до своего аэродрома в Кореновске.

Со слов Пащевского, в конце 1943 года часть Бостонов с экипажами из состава 452 НББАП были переданы в состав 63 НББАП, так что возможно, что мое первоначальное предположение относительно того, что оба Бостона из состава 63 НББАП, подтвердится.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из письма Центрального архива МО РФ:

«В приказе по 63 НББАП № 016 от 31.01.1944 г. значится:

«Списать с лицевого счета полка самолет А-20-В № 12789 с моторами «Райт-Циклон» № 25181 левый, № 12582 правый с вооружением, спецоборудованием и прочим оборудованием – не вернувшийся с боевого задания ночью 04.01.1944 г.».

«В оперативной сводке № 5 штаба 132 БАД г. Краснодар к 7.00 04.01.1944 г. записано:

«… 63 НББАП на 04.01.1944 года в период 18.55 – 01.19 двумя выходами одиночных самолетов с Н=1000-1500 метров выполнял боевое задание на по бомбардировке войск и артиллерии противника на выс. 931.1, 100.1 и в пунктах Ени-Сала, Ангара, Чавка …

Экипаж лейтенанта Ванюшева с боевого задания не вернулся. Идя на обратном пути был получен пеленг 317, после чего связь с экипажем резко прервалась. Экипаж на свой аэродром не вернулся. Судьба неизвестна.

Пилот лейтенант Ванюшев Виктор Георгиевич, 1918 г.р., уроженец Горьковской области, Дивеевский район, д. Елизарово. Холост, мать Ванюшева Анна Петровна. Участник отечественной войны с 19.01.1943 г. Как летчик с работой справляется хорошо. Техника пилотирования на самолетах «СБ» и «Б-3» хорошая. Опыт боевой работы малый: имеет на «СБ» - 2 боевых вылета, на «Б-3» - 10 боевых вылетов. Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным.

Штурман сержант Петренко Иван Павлович, уроженец Казахской ССР, Восточно-Казахстанской области, Самарский район, с. Малороссиевка. Холост, отец – Петренко Павел Иванович. В должности штурмана в полку работает с 14.12.1943 г. Теоретически подготовлен хорошо. Материальную часть самолета «Бостон» и вооружение сдал с общей оценкой на «хорошо». За время боевой работы произвел 9 боевых вылетов, из них 3 вылета в кабине «Б-3» за воздушного стрелка и 6 вылетов самостоятельно за штурмана экипажа.

Стрелок-радист сержант Трубников Дмитрий Яковлевич, 1917 г.р., уроженец Горьковской области, Городецкий район, п/о В-Машковская, д. Кожуховка. Холост, отец – Трубников Яков Алексеевич. Участник отечественной войны с 22.06.1941 г. В 63 НББАП с 15.07.1943 г. Материальную часть радиостанции и стрелкового вооружения самолета «Бостон» знает хорошо. Отказов при выполнении боевых заданий не было. Дисциплинирован, к себе требователен и всегда исполнителен.

Воздушный стрелок сержант Мякушин Григорий Порфирович, 1922 г.р., уроженец Казахской ССР, Восточно-Казахстанская область, Зырьяновский район, с. Тургусун. Холост, отец – Мякушин Порфирий Иванович. С работой воздушного стрелка справляется отлично. Награжден медалью «За боевые заслуги». Материальную часть стрелкового вооружения самолета «Бостон» знает хорошо. Дисциплинирован, выдержан, пользуется авторитетом среди товарищей».

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Осталось пробить еще 5 уже поднятых самолетов и сезон можно считать закрытым. На следующий сезон уже готовы 6 мест падения, на которых нужно работать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А по нашим ленинградским я еще анализ не делал... адо собраться как-то и подготовить очередную статью: Самолетная страда 2009. Жека, успехов ВАМ! С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Жека, успехов ВАМ! С уважением, Илья.

Спасибо! Взаимно!!! :?:

Официальные цифры советских исторических источников говорят о 800 наших экипажах не вернувшихся с боевых заданий и 2200 уничтоженных немецких самолетах за период воздушного сражения в небе Кубани. Однако, анализируя всю имеющуюся в моем распоряжении информацию я прихожу к выводу, что официальная статистика не соответствует действительности. У меня получается примерно такой расклад: 2400 потеряли наши и 350 гансы.

Так-что работы еще невпроворот!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас в этом году с погодой полная Ж.... (причем очень большая) все лето и осень дожди... поэтому наработали мало... Сейчас в лес в некоторых местах вообще не айти, вода поднялась... и еще снег мокрый сверху валит....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У нас в этом году с погодой полная Ж.... (причем очень большая) все лето и осень дожди... поэтому наработали мало... Сейчас в лес в некоторых местах вообще не айти, вода поднялась... и еще снег мокрый сверху валит....

Тю, так в чем проблема!? Приезжай копать самолеты к нам: снега практически не бывает, тепло, в лесу через час после дождя все сухо, земля даже на штык не промокает. :cool::?:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу