• CyMATOXA

    Общая информация

    АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик. Цельнометаллический. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева.

    Страна СССР
    Период производства 1936-1941
    Выпускался на авиазаводах: 22 авиазавод, 125 авиазавод
    Всего изготовлено: 6831шт. (по другим данным 6967шт.)
    Период эксплуатации:  
    Экипаж: 3 чел.
    Двигатель: два, V-образный, М-100, М-103А, М-103У
    Винт два ВФШ, ВИШ-2, ВИШ-22
    Возможное вооружение: 6 ШКАС + бомбы (до 600кг)

    Особенности конструкции

    Фюзеляж цельнометаллический

    Дополнительное оборудование

    • кислородный прибор КПА-1

    Типы моторов устанавливавшиеся на СБ всех модификаций

    М-100, М-100А, М-100АУ, М-103, М-103У, М-103А, М-104, М-105.

    Оборонительное вооружение

    Спарка СБ, ТУР-8, МВ-3, ЛУ СБ, МВ-2.

    Наступательное вооружение

    • Бомбы до 500кг, в том числе в кассетах и кассетных боеприпасах.
    • Ракеты РС-132 10 шт.

    Характерные узлы при обнаружении обломков

    Хвостовое оперение часто интактно, можно даже найти совсем неповрежденные части.

    120px-%D0%92%D0%98%D0%A8-22%2C_%D1%84%D0

    Винт ВИШ-22, на заднем плане - характерный храповик

    Самолёты, сходные по конструкции

    Где искать номер

    Серийный номер нанесен на всех основных агрегатах планера, на крупных частих типа консолей и секций фюзеляжа номер выштампован на шильдах вместе с маркировкой типа узла. Шильды хвоствого оперения находятся на торцевых лонжеронах, На малых элементах типа створок шасси, подвижных совках радиаторов, рулях направления, створках бомболюка номер нанесен краской.

    см. так же:

    Нумерация

    Нумерация самолетов завода №22 первоначально состояла из номера завода+порядковый номер самолета

    Пример: 2280
    
    • 22 - номер завода
    • 80 - номер самолета, в данном случае 80й.

    Затем была внедрена новая система в которой стал указываться номер серии.

    Пример: 11/308, полностью номер читается как 2211308. Число 22 на шильдах обычно сокращается.
    
    • 11 - номер самолета в серии
    • 308 - номер серии.

    У завода №125, была такая же нумерация самолетов. (Так, в архивных документах 57 СБАП ВВС КБФ встречаются самолеты СБ с номерами: №31452 и №31453 - это требует уточнения)

    Пример: 12510
    
    • 125 - номер завода
    • 10 - номер самолета, в данном случае 10й.
    Пример: 1/17, полностью номер читается как 125117. Число 125 на шильдах обычно сокращается.
    
    • 1 - номер самолета в серии
    • 17 - номер серии.
    Информация, требующая изучения и проверки (информация от linnet): 
    При изучении документов осени 1941 года в 41 СБАП (41 ББАП) попалась странная нумерация СБ - у двух из потерянных самолетов номера были с буквами. 
    Номера 7/А и 16/Г. В списках СБ конца 1942 года, уцелевших в 15 ВА встречаются 12/Б (УСБ), 11/В, 16/В. 
    Предположительно это нумерация авиазавода №22
    

    Части, имевшие самолёт на вооружении

    • К началу Великой Отечественной войны самолеты СБ с двигателями М-100 оставались, фактически, только на Дальнем Востоке и Тихом Океане. О применении таких самолетов на Ленинградском фронте сведений нет.
    • 57 СБАП ВВС КБФ
    • СБ-РК (Ар-2): на Ленинградском фронте применялся достаточно активно в ВВС КБФ на сухопутном фронте
    • СБ-РК (Ар-2): в составе 5-й Отдельной Дальней разведывательной АЭ.

    Перечень известных СБ:

    SB.xls

    Основные типы и модификации:

    только серийные

    • СБ 2М-100: первая серийная модель. На самолёт были установлены двигатели Климова М-100 (выпускаемые по лицензии двигатели «Испано-Сьюза» 12Y).
    • СБ 2М-100А: самолёт с новыми двигателями М-100А мощностью 860 л.с. и с новыми капотами двигателей. Производился с конца 1936 года. В мае-июне 1937 года проводились испытания СБ с новыми оборонительными турелями МВ-2 и МВ-3. Несмотря на рекомендацию внедрения турелей в серийное производства, самолёты стали оснащаться ими только с 1940 года.
    • СБ 2М-103 или СБ бис: серийная версия с новыми двигателями М-103 мощностью 960 л.с., новой кабиной штурмана и управляемым хвостовым колесом. Первая серия испытаний проводилась с сентября 1937 по март 1938, вторая — с 27 июня 1938 по 19 сентября 1938. Начиная с этой версии самолёт имел убирающиеся лыжные шасси.
    • УСБ: учебно-тренировочный вариант, строился малой серией. На месте кабины штурмана была размещена кабина инструктора с параллельным управлением и полным комплектом приборов. Самолёт испытывался в марте 1938 года.
    • СБ бис 2: самолёт имел новые лобовые радиаторы, гладкую обшивку крыла, бронеспинку пилота и усиленную конструкцию планера. Самолёт имел воздушные винты ВИШ-2, затем ВИШ-22. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 1600 кг, благодаря наружным держателям для бомб. С 1940 года на самолёт устанавливались новые оборонительные турели. Самолёт производился со второго полугодия 1938 года.
    • ПС-40 и ПС-41: переданные Аэрофлоту самолёты СБ бис 2, переделанные в почтовые (двигатели М-100А и М-103У соответственно). Самолёт имел внешние топливные баки и мог нести полезную нагрузку массой 180 кг.
    • СБ-РК или Ар-2: пикирующий бомбардировщик оснащённый двумя двигателями М-105Р мощностью 1100 л.с. с воздушными винтами ВИШ-22Е. Самолёт имел уменьшенную площадь крыла и новую носовую часть по типу ММН, также он был оснащён четырьмя воздушными тормозами(решётками) и автоматом вывода из пикирования. Воздушные радиаторы были вписаны в консоли крыла рядом с мотогондолами, при этом выходные отверстия располагались на верхней поверхности крыла. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 1600 кг. Самолёт выпускался малой серией. В производстве заменён пикирующим бомбардировщиком Пе-2. По опыту работы в архивах Прокофьева И.Г. и Тарасова К. И.- серия самолета не может быть меньше 500-й. Вооружение - 4 ШКАС. Выпущено порядка 200шт.

    Фотографии самолёта

    120px-%D0%A1%D0%91%2C_%D1%84%D0%BE%D1%82

    Общий вид

    Чертежи самолёта

    Компоновочная схема

    Места обнаружения/подъёмов

    Справочно: производство СБ по заводам

    Заводы 1936 1937 1938 1939 1940 1941
    № 22 имени Горбунова (Москва) 268 853 1250 1435 1820 69
    № 125 имени Сталина (Иркутск) - 73 177 343 375 168

    Дополнительная информация

    SB.xls

    Edited by CyMATOXA

    0




    User Feedback


    There are no comments to display.