Общая информация
АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик. Цельнометаллический. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева.
Страна | СССР |
Период производства | 1936-1941 |
Выпускался на авиазаводах: | 22 авиазавод, 125 авиазавод |
Всего изготовлено: | 6831шт. (по другим данным 6967шт.) |
Период эксплуатации: | |
Экипаж: | 3 чел. |
Двигатель: | два, V-образный, М-100, М-103А, М-103У |
Винт | два ВФШ, ВИШ-2, ВИШ-22 |
Возможное вооружение: | 6 ШКАС + бомбы (до 600кг) |
Особенности конструкции
Фюзеляж цельнометаллический
Дополнительное оборудование
- кислородный прибор КПА-1
Типы моторов устанавливавшиеся на СБ всех модификаций
М-100, М-100А, М-100АУ, М-103, М-103У, М-103А, М-104, М-105.
Оборонительное вооружение
Спарка СБ, ТУР-8, МВ-3, ЛУ СБ, МВ-2.
Наступательное вооружение
- Бомбы до 500кг, в том числе в кассетах и кассетных боеприпасах.
- Ракеты РС-132 10 шт.
Характерные узлы при обнаружении обломков
Хвостовое оперение часто интактно, можно даже найти совсем неповрежденные части.
Винт ВИШ-22, на заднем плане - характерный храповик |
Самолёты, сходные по конструкции
Где искать номер
Серийный номер нанесен на всех основных агрегатах планера, на крупных частих типа консолей и секций фюзеляжа номер выштампован на шильдах вместе с маркировкой типа узла. Шильды хвоствого оперения находятся на торцевых лонжеронах, На малых элементах типа створок шасси, подвижных совках радиаторов, рулях направления, створках бомболюка номер нанесен краской.
см. так же:
Нумерация
Нумерация самолетов завода №22 первоначально состояла из номера завода+порядковый номер самолета
Пример: 2280
- 22 - номер завода
- 80 - номер самолета, в данном случае 80й.
Затем была внедрена новая система в которой стал указываться номер серии.
Пример: 11/308, полностью номер читается как 2211308. Число 22 на шильдах обычно сокращается.
- 11 - номер самолета в серии
- 308 - номер серии.
У завода №125, была такая же нумерация самолетов. (Так, в архивных документах 57 СБАП ВВС КБФ встречаются самолеты СБ с номерами: №31452 и №31453 - это требует уточнения)
Пример: 12510
- 125 - номер завода
- 10 - номер самолета, в данном случае 10й.
Пример: 1/17, полностью номер читается как 125117. Число 125 на шильдах обычно сокращается.
- 1 - номер самолета в серии
- 17 - номер серии.
Информация, требующая изучения и проверки (информация от linnet): При изучении документов осени 1941 года в 41 СБАП (41 ББАП) попалась странная нумерация СБ - у двух из потерянных самолетов номера были с буквами. Номера 7/А и 16/Г. В списках СБ конца 1942 года, уцелевших в 15 ВА встречаются 12/Б (УСБ), 11/В, 16/В. Предположительно это нумерация авиазавода №22
Части, имевшие самолёт на вооружении
- К началу Великой Отечественной войны самолеты СБ с двигателями М-100 оставались, фактически, только на Дальнем Востоке и Тихом Океане. О применении таких самолетов на Ленинградском фронте сведений нет.
- 57 СБАП ВВС КБФ
- СБ-РК (Ар-2): на Ленинградском фронте применялся достаточно активно в ВВС КБФ на сухопутном фронте
- СБ-РК (Ар-2): в составе 5-й Отдельной Дальней разведывательной АЭ.
Перечень известных СБ:
Основные типы и модификации:
только серийные
- СБ 2М-100: первая серийная модель. На самолёт были установлены двигатели Климова М-100 (выпускаемые по лицензии двигатели «Испано-Сьюза» 12Y).
- СБ 2М-100А: самолёт с новыми двигателями М-100А мощностью 860 л.с. и с новыми капотами двигателей. Производился с конца 1936 года. В мае-июне 1937 года проводились испытания СБ с новыми оборонительными турелями МВ-2 и МВ-3. Несмотря на рекомендацию внедрения турелей в серийное производства, самолёты стали оснащаться ими только с 1940 года.
- СБ 2М-103 или СБ бис: серийная версия с новыми двигателями М-103 мощностью 960 л.с., новой кабиной штурмана и управляемым хвостовым колесом. Первая серия испытаний проводилась с сентября 1937 по март 1938, вторая — с 27 июня 1938 по 19 сентября 1938. Начиная с этой версии самолёт имел убирающиеся лыжные шасси.
- УСБ: учебно-тренировочный вариант, строился малой серией. На месте кабины штурмана была размещена кабина инструктора с параллельным управлением и полным комплектом приборов. Самолёт испытывался в марте 1938 года.
- СБ бис 2: самолёт имел новые лобовые радиаторы, гладкую обшивку крыла, бронеспинку пилота и усиленную конструкцию планера. Самолёт имел воздушные винты ВИШ-2, затем ВИШ-22. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 1600 кг, благодаря наружным держателям для бомб. С 1940 года на самолёт устанавливались новые оборонительные турели. Самолёт производился со второго полугодия 1938 года.
- ПС-40 и ПС-41: переданные Аэрофлоту самолёты СБ бис 2, переделанные в почтовые (двигатели М-100А и М-103У соответственно). Самолёт имел внешние топливные баки и мог нести полезную нагрузку массой 180 кг.
- СБ-РК или Ар-2: пикирующий бомбардировщик оснащённый двумя двигателями М-105Р мощностью 1100 л.с. с воздушными винтами ВИШ-22Е. Самолёт имел уменьшенную площадь крыла и новую носовую часть по типу ММН, также он был оснащён четырьмя воздушными тормозами(решётками) и автоматом вывода из пикирования. Воздушные радиаторы были вписаны в консоли крыла рядом с мотогондолами, при этом выходные отверстия располагались на верхней поверхности крыла. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 1600 кг. Самолёт выпускался малой серией. В производстве заменён пикирующим бомбардировщиком Пе-2. По опыту работы в архивах Прокофьева И.Г. и Тарасова К. И.- серия самолета не может быть меньше 500-й. Вооружение - 4 ШКАС. Выпущено порядка 200шт.
Фотографии самолёта
фото приборной доски СБ |
Чертежи самолёта
Места обнаружения/подъёмов
Справочно: производство СБ по заводам
Заводы | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 |
№ 22 имени Горбунова (Москва) | 268 | 853 | 1250 | 1435 | 1820 | 69 |
№ 125 имени Сталина (Иркутск) | - | 73 | 177 | 343 | 375 | 168 |
Дополнительная информация
Изменено пользователем CyMATOXA
Нет комментариев для отображения