Schrotti_blau

Неопознанный самолет в озере

24 сообщения в этой теме

Уважаемые участники!

В небольшой деревне примерно в 4 к югу от города Пренцлау из озера УНТЕРУКЕРЗЕE были извлечены части самолета типа «Як». Двигатель самолета находится на дне озера. (Видео)
Его нельзя спасать. У жителей села есть прибор, шильдик и часть (предположительно) карбюратора двигателя. Возможно, это номер авиационного двигателя или номер карбюратора?
Цифры «5434» были выбиты на части рамы вместе с остальной частью оргстекла. Может быть это номер самолета?
По первоначальным данным, самолет «Як» был сбит 26 апреля 1945 года в воздушном бою с самолетами подразделения JG26. О судьбе пилота информации нет. Мы с жителями села хотим узнать больше о летчике и его судьбе.
Мне пока не удалось найти никакой информации в журналах боевых действий отрядов.

Я хотел бы сказать вам большое спасибо за вашу помощь и поддержку.

С наилучшими пожеланиями

Искренне,

Фрэнк

VID-20240826-WA0008.mp4

Bild 1.jpg

Bild 2.jpg

Bild 3.jpg

Bild 4.jpg

Bild 5.jpg

Bild 6.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Schrotti_blau Спасибо за информацию!

Пока могу сказать, что шильдик завода №839 НКМВ в Барнауле, выпускал кислородные приборы.

На шильдике дата выпуска прибора Август 1944 г.

 

кислород.jpg

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Schrotti_blau сказал:

Цифры «5434» были выбиты на части рамы вместе с остальной частью оргстекла. Может быть это номер самолета?

Я в железе не разбираюсь и не берусь определять, что за мотор и куски.

Теоретически (!) 5434 может быть полным или сокращенным номером самолетов Як:

Як-1 №5434 выпуск начала войны. Вряд ли.

Як-7б №5415334 выпуск осень 1943 г. Попался такой номер на учебном Як-7, очевидно переделанном из Як-7б. Потеря в аварии в 288 иад в Венгрии или соседней стране по 18.4.1945 г. мотор 325-2323

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

5434.jpg

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, дайвер смотрел на двигатель именно в этом месте. Пока ему не удалось найти никаких цифр.
Я поговорю с ним еще раз и попрошу очистить двигатель от грязи и растений. В дальнем разговоре он рассказал мне, что были и другие части самолета. Но у меня нет фотографий.
Через неделю я посещу это место и поговорю с дайвером. Я надеюсь поделиться здесь новой информацией.

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минуты назад, Schrotti_blau сказал:

Да, дайвер смотрел на двигатель именно в этом месте. Пока ему не удалось найти никаких цифр.
Я поговорю с ним еще раз и попрошу очистить двигатель от грязи и растений. В дальнем разговоре он рассказал мне, что были и другие части самолета. Но у меня нет фотографий.
Через неделю я посещу это место и поговорю с дайвером. Я надеюсь поделиться здесь новой информацией.

Надеюсь, коллеги смогут подсказать, где искать еще номера мотора.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, linnet сказал:

Я в железе не разбираюсь и не берусь определять, что за мотор и куски.

Теоретически (!) 5434 может быть полным или сокращенным номером самолетов Як:

Як-1 №5434 выпуск начала войны. Вряд ли.

Як-7б №5415334 выпуск осень 1943 г. Попался такой номер на учебном Як-7, очевидно переделанном из Як-7б. Потеря в аварии в 288 иад в Венгрии или соседней стране по 18.4.1945 г. мотор 325-2323

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

5434.jpg

На ЯКах любили почему то именно точкой дублировать укороченный номер самолета.

IMG_1941.png

Изменено пользователем СЗЦР
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 05.09.2024 в 13:00, linnet сказал:

Я в железе не разбираюсь и не берусь определять, что за мотор и куски.

Теоретически (!) 5434 может быть полным или сокращенным номером самолетов Як:

Як-1 №5434 выпуск начала войны. Вряд ли.

Як-7б №5415334 выпуск осень 1943 г. Попался такой номер на учебном Як-7, очевидно переделанном из Як-7б. Потеря в аварии в 288 иад в Венгрии или соседней стране по 18.4.1945 г. мотор 325-2323

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

5434.jpg

Приветствую! По фото карбюратор видится К105Ф.К сожалению нет вида полного,что бы сказать уверенно.Номерная часть отломана,осталась на двигателе М105ПФ. На крышке рычажной камеры пробка все таки видна.Значит К105Ф. На рисунке она вывернута и вставлен ключ.

К195.PNG

66d972bfbfa42_Bild4.jpg.39556f3de49d0b9810e82abefea857a9.jpg

Изменено пользователем Юрий Анатольевич
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минут назад, Пупсик сказал:

У вас там на первом фото магнето, пусть водолаз его поднимет на нем будет номер.

@Schrotti_blau , это магнето - производства  Московского завода авто-тракторного электрооборудования «АТЭ-1» (первоначально – «АТЭ»), существующего под этим названием в Москве до сих пор. Судя по логотипу на этой детали, она произведена в Москве в период 1938 – 1941 годов, когда завод «АТЭ» входил «в систему» «Главэлектропрома» и в это время из авиационной «электрики» он производил, в частности, магнето, генераторы и стартёры.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, linnet сказал:

Подходящее место для номера мотора (дважды). Но не видно. Там уже чистили и искали?

озеро.jpg

Номер мотора на корпусе редуктора выбивался с левой стороны, если смотреть из кабины в нос, а у вас правая часть.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 05.09.2024 в 20:31, Алекс21 сказал:

Номер мотора на корпусе редуктора выбивался с левой стороны, если смотреть из кабины в нос, а у вас правая часть.

Это на М-103 справа по направлению полёта.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые участники,

Я посетил одного джентльмена, который нашел в озере много частей самолета. Его зовут Ганс Йоахим. Ему 86 лет, и он занимается дайвингом с детства. Он много лет искал самолет в озере. История и судьба летчика вызвали большой интерес. После смерти матери о нем заботилась русская няня. Он нырял много лет и нашел самолет полностью погруженным в мягкий грунт на дне озера. Многие детали были переданы в музей. Где они сейчас находятся, неизвестно. Некоторые части до сих пор принадлежат Хансу-Йоахиму. Я ее сфотографировал. Номер двигателя выбит на насосе охлаждающей жидкости и генераторе, прикрепленном к двигателю. В августе 1996 года два орудия УБС калибра 12,7х108 были уничтожены Государственной службой по утилизации и уничтожению оружия.

1_Karte.jpg

1_Übersicht.jpg

02_Vergaser.jpg

03_Stempel_Vergaser.jpg

04_Vergaser Zahl.JPG

05_Regulator.jpg

06_Regulator.JPG

07_Regulator.jpg

08_Rahmen.JPG

09.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.JPG

14.JPG

15.jpg

16.JPG

17.JPG

18.jpg

19.JPG

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.JPG

24.JPG

25.JPG

26.JPG

27.jpg

28.jpg

29.JPG

30.jpg

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

35.jpg

36.JPG

37.JPG

38.jpg

39.jpg

40.JPG

41.jpg

42.JPG

43.jpg

44.jpg

45.jpg

Hansi.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Schrotti_blau Спасибо вам и Ганс Йоахим !

В 05.09.2024 в 13:00, linnet сказал:

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

Получается, что я ранее назвал правильный вариант найденного самолета: найдены сокращенный номер самолета 5434 и три номера мотора 445-597.

Я уже искал эти номера в архивных материалах, что у меня есть. Но без результатно. К сожалению, в ЦАМО я давно лично не езжу.

Изменено пользователем linnet
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дерзну предположить, что Як-9 № 5434, затонувший в озере УНТЕРУКЕРЗЕE близ города Пренцлау, - из состава 289 иад 4 ВА 2-го Белорусского Фронта и лётчиком этого самолета является

либо мл. л-нт 845 иап Морозов Николай Яковлевич (1921 г. р.)

либо гв. мл. л-нт 42 гиап Пивкин Павел Иванович (1919 г. р.).

Поясню. 

Самолёт Як-9 сбит, по утверждению Schrotti_blau, 26.04.45, т. е. в период Берлинской наступательной операции (16.04.45 - 02.05.45).

г. Пренцлау (находится ~ в 100 км к северу от Берлина) освобождён от фашистских войск 27.04.45 войсками 2-го Белорусского Фронта под командованием маршала К. К. Рокоссовского, наступавшими с севера от Берлина. В состав 2-го Белорусского Фронта входили и 18 ВА. На данном участке фронта действовала авиация 4 ВА, что указано в её жбд и  также в жбд 269 иад.

Здесь в р-не Пренцлау 4 ВА имела 2 боевые потери самолетов Як-9: вечером 25.04.45 и днем 26.04.45 - и обе из 269 иад:

IMG_20240914_125347.jpg

IMG_20240914_125313.jpg

Schrotti_blau пишет, что с-т затонул 26.04.45. Я же склонна считать, что все же он потерян вечером 25.04., т. к. в жбд 269 иад есть описание боя, в котором погиб Пивкин, и этот бой шёл как раз у озера УНТЕРУКЕРЗЕE:

IMG_20240914_131636.jpg

IMG_20240914_131720.jpg

IMG_20240914_132615.jpg

У Морозова указан н.п. Хинденбург.

Но, в принципе, оба нбз близ г. Пренцлау. И нужны обязательно привязки № с-та к лётчику. Очень надеюсь, что здесь может помочь эксперт авиации, специалист по Якам уважаемый Сергей Кузнецов.

IMG_20240914_125542.jpg

Гв. мл. л-нт 42 гиап

Пивкин Павел Иванович

(1919 - 25.04.45)

IMG_20240914_125513.jpg

мл. л-нт 845 иап

Морозов Николай Яковлевич

(1921 - 26.04.45)

P. S. Ещё добавлю, что как и говорил linnet, и 42 гиап, и 845 иап в январе 45 получали с  завода новые Яки-9: 42 - 4 с-та, 845 - 2 Яка. 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап Очень интересно!

Но не стоит ограничиваться только 4 ВА. Линия разграничения была совсем недалеко от 16 ВА 1-го Белорусского фронта. Кроме того, возможно, в отчетах о потерях воздушных армий не были включены приданные корпуса и прочие соединения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прямых данных у меня, увы, нет. По номеру мотора и предполагаемому номеру самолета - это Як-9М с мотором М-105ПФ выпуска декабря 1944 г.

Вряд ли это 42-й гиап, т.к. с июля по сентябрь полк вооружали самолетами Як-9У с мотором М-107А. Так что январское пополнение скорее всего тот же тип машины.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый авиатор Сергей Кузнецов! Вы абсолютно правы - 42 гиап был сформирован и летал на Як-9У.

И все же Як-9М в 42 гиап были! Полк получил их в апреле 45 (т. е. произведена замена мат. части) и были их же апрельские потери, вот документы:

00000030.jpg

00000032.jpg

Если бы список апрельских потерь летчиков 269 иад представила с указанием № с-тов на которых они летали, как это было сделано за март 45 г, то вопрос - чей Як-9М №5434 - отпал бы сам собой, но увы((:

00000034.jpg

00000027 (1).jpg

Добавлю ещё, что мл. л-нт Пивкин П. И. имел боевую награду - Орден Красной Звезды (пр. № 05/н 269 иад от 04.04.45).

 

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые участники!

Спасибо за всю интересную информацию.

Я получил дополнительную информацию. Ганс Иоахим нашел в своих исследовательских документах две небольшие заметки.
1. Женщина из Пренцлау видела, как горящий самолет упал в воду недалеко от Рёперсдорфа. Она заявила, что это было 24 апреля 1945 года.
Эта записка датирована 29 мая 1996 года. Сегодня женщины уже нет в живых.
2. Небольшое примечание: см. рисунок. Информация написана, когда части и вооружение были переданы в ведение госорганов.
По этой информации, это ЗРК Як-9М. В состав оборудования входили радиокомпас РПК-10 и левый посадочный фонарь. Цифры были написаны другой ручкой (возможно, в другое время). Число слева — это номер двигателя с неправильным номером на второй позиции.
Что означает «G9*9A»? Это идентификатор объекта?
Могут ли другие цифры быть номерами оружия?
Я надеюсь, что эта информация может быть полезна.

С наилучшими пожеланиями,
Фрэнк

IMG-20240827-WA0000.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Синд сказал:

Та не G9*9A, а 69*917

Можно ли сказать, где поместилось число 69*917? Например, деталь или оружие?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 14.09.2024 в 18:33, linnet сказал:

Но не стоит ограничиваться только 4 ВА. Линия разграничения была совсем недалеко от 16 ВА 1-го Белорусского фронта.

Судя по карте Берлинской наступательной операции г. Пренцлау располагался в зоне действия 2-го Белорусского Фронта. Линия разграничения между 2 БФ и 1 БФ проходила южнее г. Пренцлау - ближе к Берлину:

IMG_20240919_141014.jpg

2 Белорусский Фронт начал наступление 20.04.45, его сухопутные войска прикрывала 4 ВА. За апрель 4 ВА потеряла 3 с-та Як-9М: 2 - в воздушных боях, 1 - при аварии

IMG_20240919_164711.jpg

Все 3 Як-9М - потери 42 гиап, что следует из приведённой ранее ведомости апрельских потерь 269 иад (см. пост выше). 

Яки-9 модификации "М" в 42 гиап поступили в апреле 45 в количестве 37 самолетов из др. фронтов, а не с завода №153 г. Новосибирска. 

Первый Як-9М был потерян 20.04.45 - гв. мл. л-нт Пашинцев А. В. погиб, совершив таран с-та ФВ-190 в р-не Гартц. При этом нем. летчик успел выпрыгнуть с парашютом и был пленен нашими наземными войсками. 

Второй Як-9М - гв. мл. л-нта Пивкина П. И. потерян 25.04.45 в р-не озера Унтерукерзее:

IMG_20240919_180038.jpg

О третьем Яке-9М - потерянном при аварии - в док-тах информации не встретилось, когда и где потерян, кто был пилотом. Но вряд ли именно этот самолет затонул. 

Я все же придерживаюсь версии, что найден самолет летчика Пивкина. Возможно, свидетельница падения с-та в озеро по прошествии времени могла чуть подзабыть дату, спутав 24 и 25 число. 

Ну, и последнее - среди док-тов встретилась фотография, как выглядел аэродром г. Пренцлау к исходу дня 26 апреля 45 г... 

IMG_20240919_180150.jpg

 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу