Sign in to follow this  
Followers 0
Schrotti_blau

Неопознанный самолет в озере

28 posts in this topic

Уважаемые участники!

В небольшой деревне примерно в 4 к югу от города Пренцлау из озера УНТЕРУКЕРЗЕE были извлечены части самолета типа «Як». Двигатель самолета находится на дне озера. (Видео)
Его нельзя спасать. У жителей села есть прибор, шильдик и часть (предположительно) карбюратора двигателя. Возможно, это номер авиационного двигателя или номер карбюратора?
Цифры «5434» были выбиты на части рамы вместе с остальной частью оргстекла. Может быть это номер самолета?
По первоначальным данным, самолет «Як» был сбит 26 апреля 1945 года в воздушном бою с самолетами подразделения JG26. О судьбе пилота информации нет. Мы с жителями села хотим узнать больше о летчике и его судьбе.
Мне пока не удалось найти никакой информации в журналах боевых действий отрядов.

Я хотел бы сказать вам большое спасибо за вашу помощь и поддержку.

С наилучшими пожеланиями

Искренне,

Фрэнк

VID-20240826-WA0008.mp4

Bild 1.jpg

Bild 2.jpg

Bild 3.jpg

Bild 4.jpg

Bild 5.jpg

Bild 6.jpg

5

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Schrotti_blau Спасибо за информацию!

Пока могу сказать, что шильдик завода №839 НКМВ в Барнауле, выпускал кислородные приборы.

На шильдике дата выпуска прибора Август 1944 г.

 

кислород.jpg

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Schrotti_blau сказал:

Цифры «5434» были выбиты на части рамы вместе с остальной частью оргстекла. Может быть это номер самолета?

Я в железе не разбираюсь и не берусь определять, что за мотор и куски.

Теоретически (!) 5434 может быть полным или сокращенным номером самолетов Як:

Як-1 №5434 выпуск начала войны. Вряд ли.

Як-7б №5415334 выпуск осень 1943 г. Попался такой номер на учебном Як-7, очевидно переделанном из Як-7б. Потеря в аварии в 288 иад в Венгрии или соседней стране по 18.4.1945 г. мотор 325-2323

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

5434.jpg

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подходящее место для номера мотора (дважды). Но не видно. Там уже чистили и искали?

озеро.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, дайвер смотрел на двигатель именно в этом месте. Пока ему не удалось найти никаких цифр.
Я поговорю с ним еще раз и попрошу очистить двигатель от грязи и растений. В дальнем разговоре он рассказал мне, что были и другие части самолета. Но у меня нет фотографий.
Через неделю я посещу это место и поговорю с дайвером. Я надеюсь поделиться здесь новой информацией.

5

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минуты назад, Schrotti_blau сказал:

Да, дайвер смотрел на двигатель именно в этом месте. Пока ему не удалось найти никаких цифр.
Я поговорю с ним еще раз и попрошу очистить двигатель от грязи и растений. В дальнем разговоре он рассказал мне, что были и другие части самолета. Но у меня нет фотографий.
Через неделю я посещу это место и поговорю с дайвером. Я надеюсь поделиться здесь новой информацией.

Надеюсь, коллеги смогут подсказать, где искать еще номера мотора.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, linnet сказал:

Я в железе не разбираюсь и не берусь определять, что за мотор и куски.

Теоретически (!) 5434 может быть полным или сокращенным номером самолетов Як:

Як-1 №5434 выпуск начала войны. Вряд ли.

Як-7б №5415334 выпуск осень 1943 г. Попался такой номер на учебном Як-7, очевидно переделанном из Як-7б. Потеря в аварии в 288 иад в Венгрии или соседней стране по 18.4.1945 г. мотор 325-2323

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

5434.jpg

На ЯКах любили почему то именно точкой дублировать укороченный номер самолета.

IMG_1941.png

Edited by СЗЦР
2

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 05.09.2024 в 13:00, linnet сказал:

Я в железе не разбираюсь и не берусь определять, что за мотор и куски.

Теоретически (!) 5434 может быть полным или сокращенным номером самолетов Як:

Як-1 №5434 выпуск начала войны. Вряд ли.

Як-7б №5415334 выпуск осень 1943 г. Попался такой номер на учебном Як-7, очевидно переделанном из Як-7б. Потеря в аварии в 288 иад в Венгрии или соседней стране по 18.4.1945 г. мотор 325-2323

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

5434.jpg

Приветствую! По фото карбюратор видится К105Ф.К сожалению нет вида полного,что бы сказать уверенно.Номерная часть отломана,осталась на двигателе М105ПФ. На крышке рычажной камеры пробка все таки видна.Значит К105Ф. На рисунке она вывернута и вставлен ключ.

К195.PNG

66d972bfbfa42_Bild4.jpg.39556f3de49d0b9810e82abefea857a9.jpg

Edited by Юрий Анатольевич
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

У вас там на первом фото магнето, пусть водолаз его поднимет на нем будет номер.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 минут назад, Пупсик сказал:

У вас там на первом фото магнето, пусть водолаз его поднимет на нем будет номер.

@Schrotti_blau , это магнето - производства  Московского завода авто-тракторного электрооборудования «АТЭ-1» (первоначально – «АТЭ»), существующего под этим названием в Москве до сих пор. Судя по логотипу на этой детали, она произведена в Москве в период 1938 – 1941 годов, когда завод «АТЭ» входил «в систему» «Главэлектропрома» и в это время из авиационной «электрики» он производил, в частности, магнето, генераторы и стартёры.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, linnet сказал:

Подходящее место для номера мотора (дважды). Но не видно. Там уже чистили и искали?

озеро.jpg

Номер мотора на корпусе редуктора выбивался с левой стороны, если смотреть из кабины в нос, а у вас правая часть.

3

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 05.09.2024 в 20:31, Алекс21 сказал:

Номер мотора на корпусе редуктора выбивался с левой стороны, если смотреть из кабины в нос, а у вас правая часть.

Это на М-103 справа по направлению полёта.

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые участники,

Я посетил одного джентльмена, который нашел в озере много частей самолета. Его зовут Ганс Йоахим. Ему 86 лет, и он занимается дайвингом с детства. Он много лет искал самолет в озере. История и судьба летчика вызвали большой интерес. После смерти матери о нем заботилась русская няня. Он нырял много лет и нашел самолет полностью погруженным в мягкий грунт на дне озера. Многие детали были переданы в музей. Где они сейчас находятся, неизвестно. Некоторые части до сих пор принадлежат Хансу-Йоахиму. Я ее сфотографировал. Номер двигателя выбит на насосе охлаждающей жидкости и генераторе, прикрепленном к двигателю. В августе 1996 года два орудия УБС калибра 12,7х108 были уничтожены Государственной службой по утилизации и уничтожению оружия.

1_Karte.jpg

1_Übersicht.jpg

02_Vergaser.jpg

03_Stempel_Vergaser.jpg

04_Vergaser Zahl.JPG

05_Regulator.jpg

06_Regulator.JPG

07_Regulator.jpg

08_Rahmen.JPG

09.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.JPG

14.JPG

15.jpg

16.JPG

17.JPG

18.jpg

19.JPG

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.JPG

24.JPG

25.JPG

26.JPG

27.jpg

28.jpg

29.JPG

30.jpg

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

35.jpg

36.JPG

37.JPG

38.jpg

39.jpg

40.JPG

41.jpg

42.JPG

43.jpg

44.jpg

45.jpg

Hansi.jpg

7

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Schrotti_blau Спасибо вам и Ганс Йоахим !

В 05.09.2024 в 13:00, linnet сказал:

Як-9 (с 20 мм пушкой) №5415334 с мотором 445-597 выпуск 6.1.1945, отправлен 11.1.1945 из Новосибирска во Львов (для сборки?).

Получается, что я ранее назвал правильный вариант найденного самолета: найдены сокращенный номер самолета 5434 и три номера мотора 445-597.

Я уже искал эти номера в архивных материалах, что у меня есть. Но без результатно. К сожалению, в ЦАМО я давно лично не езжу.

Edited by linnet
5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дерзну предположить, что Як-9 № 5434, затонувший в озере УНТЕРУКЕРЗЕE близ города Пренцлау, - из состава 289 иад 4 ВА 2-го Белорусского Фронта и лётчиком этого самолета является

либо мл. л-нт 845 иап Морозов Николай Яковлевич (1921 г. р.)

либо гв. мл. л-нт 42 гиап Пивкин Павел Иванович (1919 г. р.).

Поясню. 

Самолёт Як-9 сбит, по утверждению Schrotti_blau, 26.04.45, т. е. в период Берлинской наступательной операции (16.04.45 - 02.05.45).

г. Пренцлау (находится ~ в 100 км к северу от Берлина) освобождён от фашистских войск 27.04.45 войсками 2-го Белорусского Фронта под командованием маршала К. К. Рокоссовского, наступавшими с севера от Берлина. В состав 2-го Белорусского Фронта входили и 18 ВА. На данном участке фронта действовала авиация 4 ВА, что указано в её жбд и  также в жбд 269 иад.

Здесь в р-не Пренцлау 4 ВА имела 2 боевые потери самолетов Як-9: вечером 25.04.45 и днем 26.04.45 - и обе из 269 иад:

IMG_20240914_125347.jpg

IMG_20240914_125313.jpg

Schrotti_blau пишет, что с-т затонул 26.04.45. Я же склонна считать, что все же он потерян вечером 25.04., т. к. в жбд 269 иад есть описание боя, в котором погиб Пивкин, и этот бой шёл как раз у озера УНТЕРУКЕРЗЕE:

IMG_20240914_131636.jpg

IMG_20240914_131720.jpg

IMG_20240914_132615.jpg

У Морозова указан н.п. Хинденбург.

Но, в принципе, оба нбз близ г. Пренцлау. И нужны обязательно привязки № с-та к лётчику. Очень надеюсь, что здесь может помочь эксперт авиации, специалист по Якам уважаемый Сергей Кузнецов.

IMG_20240914_125542.jpg

Гв. мл. л-нт 42 гиап

Пивкин Павел Иванович

(1919 - 25.04.45)

IMG_20240914_125513.jpg

мл. л-нт 845 иап

Морозов Николай Яковлевич

(1921 - 26.04.45)

P. S. Ещё добавлю, что как и говорил linnet, и 42 гиап, и 845 иап в январе 45 получали с  завода новые Яки-9: 42 - 4 с-та, 845 - 2 Яка. 

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап Очень интересно!

Но не стоит ограничиваться только 4 ВА. Линия разграничения была совсем недалеко от 16 ВА 1-го Белорусского фронта. Кроме того, возможно, в отчетах о потерях воздушных армий не были включены приданные корпуса и прочие соединения.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Борис! Информацию в студию!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Алекс21 сказал:

Борис! Информацию в студию!

Какую? Как раз нет у меня ничего более.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прямых данных у меня, увы, нет. По номеру мотора и предполагаемому номеру самолета - это Як-9М с мотором М-105ПФ выпуска декабря 1944 г.

Вряд ли это 42-й гиап, т.к. с июля по сентябрь полк вооружали самолетами Як-9У с мотором М-107А. Так что январское пополнение скорее всего тот же тип машины.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый авиатор Сергей Кузнецов! Вы абсолютно правы - 42 гиап был сформирован и летал на Як-9У.

И все же Як-9М в 42 гиап были! Полк получил их в апреле 45 (т. е. произведена замена мат. части) и были их же апрельские потери, вот документы:

00000030.jpg

00000032.jpg

Если бы список апрельских потерь летчиков 269 иад представила с указанием № с-тов на которых они летали, как это было сделано за март 45 г, то вопрос - чей Як-9М №5434 - отпал бы сам собой, но увы((:

00000034.jpg

00000027 (1).jpg

Добавлю ещё, что мл. л-нт Пивкин П. И. имел боевую награду - Орден Красной Звезды (пр. № 05/н 269 иад от 04.04.45).

 

Edited by Дочь ветерана ВОВ 863 иап
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые участники!

Спасибо за всю интересную информацию.

Я получил дополнительную информацию. Ганс Иоахим нашел в своих исследовательских документах две небольшие заметки.
1. Женщина из Пренцлау видела, как горящий самолет упал в воду недалеко от Рёперсдорфа. Она заявила, что это было 24 апреля 1945 года.
Эта записка датирована 29 мая 1996 года. Сегодня женщины уже нет в живых.
2. Небольшое примечание: см. рисунок. Информация написана, когда части и вооружение были переданы в ведение госорганов.
По этой информации, это ЗРК Як-9М. В состав оборудования входили радиокомпас РПК-10 и левый посадочный фонарь. Цифры были написаны другой ручкой (возможно, в другое время). Число слева — это номер двигателя с неправильным номером на второй позиции.
Что означает «G9*9A»? Это идентификатор объекта?
Могут ли другие цифры быть номерами оружия?
Я надеюсь, что эта информация может быть полезна.

С наилучшими пожеланиями,
Фрэнк

IMG-20240827-WA0000.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Синд сказал:

Та не G9*9A, а 69*917

Можно ли сказать, где поместилось число 69*917? Например, деталь или оружие?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 14.09.2024 в 18:33, linnet сказал:

Но не стоит ограничиваться только 4 ВА. Линия разграничения была совсем недалеко от 16 ВА 1-го Белорусского фронта.

Судя по карте Берлинской наступательной операции г. Пренцлау располагался в зоне действия 2-го Белорусского Фронта. Линия разграничения между 2 БФ и 1 БФ проходила южнее г. Пренцлау - ближе к Берлину:

IMG_20240919_141014.jpg

2 Белорусский Фронт начал наступление 20.04.45, его сухопутные войска прикрывала 4 ВА. За апрель 4 ВА потеряла 3 с-та Як-9М: 2 - в воздушных боях, 1 - при аварии

IMG_20240919_164711.jpg

Все 3 Як-9М - потери 42 гиап, что следует из приведённой ранее ведомости апрельских потерь 269 иад (см. пост выше). 

Яки-9 модификации "М" в 42 гиап поступили в апреле 45 в количестве 37 самолетов из др. фронтов, а не с завода №153 г. Новосибирска. 

Первый Як-9М был потерян 20.04.45 - гв. мл. л-нт Пашинцев А. В. погиб, совершив таран с-та ФВ-190 в р-не Гартц. При этом нем. летчик успел выпрыгнуть с парашютом и был пленен нашими наземными войсками. 

Второй Як-9М - гв. мл. л-нта Пивкина П. И. потерян 25.04.45 в р-не озера Унтерукерзее:

IMG_20240919_180038.jpg

О третьем Яке-9М - потерянном при аварии - в док-тах информации не встретилось, когда и где потерян, кто был пилотом. Но вряд ли именно этот самолет затонул. 

Я все же придерживаюсь версии, что найден самолет летчика Пивкина. Возможно, свидетельница падения с-та в озеро по прошествии времени могла чуть подзабыть дату, спутав 24 и 25 число. 

Ну, и последнее - среди док-тов встретилась фотография, как выглядел аэродром г. Пренцлау к исходу дня 26 апреля 45 г... 

IMG_20240919_180150.jpg

 

5

Share this post


Link to post
Share on other sites

На календаре дата 25.04.2025. Ровно 80 лет назад в интервале 19.00 - 20.00 (по моск. вр.) был сбит в возд. бою советский истребитель Як-9М № 5415334 с мотором М-105 ПФ № 445-597, который затонул в озере Унтерукерзее у д. Рёперсдорф, что близ г. Пренцлау, в юго-западном направлении от него.

Очень внимательно ещё раз прочитала документы 2 Белорусского Фронта, освобождавшего Пренцлау от фашизма в 20-х числах апреля 45 г. и овладевшего городом 27.04. В честь этого события, согласно приказа № 348 Верховного Главнокомандующего, Родина салютовала войскам 2 БФ 12-тью залпами из 124 орудий.

В документах 2 БФ указано, что ВВС фронта включала только 4-ую ВА:

1 (а).jpg

В свою очередь в апрельских потерях 4 ВА отмечены всего 2 потери самолётов типа Як-9М (см. пост выше). Обе из 42 гиап 269 иад - 20.04. и 25.04.45:

1 (б).jpg

Именно данные факты приводят к окончательному выводу, что обнаруженный в о. Унтерукерзее самолёт принадлежал лётчику гв. мл. лейтенанту Пивкину Павлу Ивановичу (д. р. 29.12.1919).

25.04.45

25.04.45 269 иад имела задачу поддерживать с воздуха наступление 70 А. На 14.00 линия БС проходила уже по г. Пренцлау.

г. Пренцлау (с числ. нас. тогда ~ 23 тыс.чел.) являлся важным транспортным узлом - пересечением 6 железных и 7 шоссейных дорог, а на восточной окраине города располагался военный аэродром. По этим причинам город был прикрыт мощной ПВО:

1 (в).jpg

На участке действий 70 А противник перешёл к подвижной обороне.

В 19.00 42 гиап 269 иад выполнял задание по сопровождению и прикрытию  штурмовиков Ил-2 136 шап 199 шад при нанесении БШУ по отходящим автоколоннам противника на дорогах восточнее и юго-восточнее  Пренцлау

Гв. мл. л-нт Пивкин П. И. со своим ведущим гв. мл. л-нтом Безиргановым Г. Е. (д. р. 28.03.1923) летели (справа) в составе 2-х задних пар группы истребителей - за истребителями непосредственного прикрытия и на высоте 200 м выше остальных истребителей и штурмовиков, летевших на h = 800 м. Поэтому при подходе к цели Безирганов и Пивкин первыми заметили выше себя слева 4 ФВ-190, выскочивших внезапно сзади сверху ( которые взлетели с аэродрома Пренцлау).

Безирганов сначала атаковал снизу ведущего ФВ-190, сбив его, а затем атаковал второго, севшего в результате на фюзеляж в 2 км восточнее Пренцлау. (За этих 2 сбитых самолёта Безирганов был награжден Орденом Красного Знамени приказом № 67/н ВС 4 ВА 08.06.45; в 1985 г награжден юбилейным Орденом Отечественной Войны 2 ст.).

Пивкин, прикрывая атаки своего ведущего, сам был атакован 2-мя  ФВ-190 и со снижением ушёл в юго-западном направлении...

Описание этого боя абсолютно совпадает с направлением, где был обнаружен затонувший самолёт: бой шёл на востоке - юго-востоке г. Пренцлау, подбитый самолёт ушёл на юго-запад  -  в сторону Рёперсдорфа...

Гв. мл. лейтенант 42 гиап Пивкин П. И. по сей день значится пропавшим без вести.

Документальную привязку самолёта и пилота может установить официальный запрос в ЦАМО, т. к. в открытом доступе данные не опубликованы. 

P. S. Добавлю, что Пивкин Павел Иванович имел мл. брата Николая (1925 г.р.), который, по злой иронии судьбы, тоже погиб в краю озер в бою на советско-финской границе 10.06.44 в звании мл. сержанта в составе 1191 сп 358 сд. Похоронен на Карельском перешейке в р-не озера Каллелово (иное название - озеро Каллелов Разлив Выбогского р-на):

1 (г).png

 

5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день!

Я хотел бы поблагодарить всех. Большое спасибо за информацию и ваши усилия.

С наилучшими пожеланиями
Фрэнк

3

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 минуту назад, Schrotti_blau сказал:

Добрый день!

Я хотел бы поблагодарить всех. Большое спасибо за информацию и ваши усилия.

С наилучшими пожеланиями
Фрэнк

А как ты думал ? Так тут везде. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

С появлением в теме 25.04.2025 г. поста Дочери Ветерана начал поиск родственников гв. мл. л-та Пивкина Павла Ивановича.

РОДСТВЕННИКИ НАЙДЕНЫ. География проживания широкая.

У Павла Пивкина было 2 брата (включая Николая, упоминаемого в теме, погибшего на фронте в 1944 году) и 4 сестры.

Из 11 имевшихся у летчика родных племянников ныне в живых семеро!

Сегодня списался и час назад разговаривал по телефону с племянницей К. (Пивкиной) Людмилой Алексеевной из г. Барнаула (Алтайский край). Поначалу, когда ознакомил ее с темой на форуме, написала: «Трудно подобрать нужные слова, чтобы высказать всё. Скажите всем от меня спасибо! И тем, кто в Германии, и тем, кто у нас занимался такой бесценной работой, поисками».

Прислала фотографии: Пивкина Павла Ивановича в 1944 г. и в 1943 г.; его  отца Пивкина Ивана Григорьевича (1883 - 1973, с. Павловск Алтайский край); свидетельства о рождении его брата (отца Людмилы) Пивкина Алексея Ивановича (1923 - 1981, г. Алма-Ата, Казахстан):

fotodompiv11.JPG  fotodompiv12.JPG

fotodompiv21.JPG  fotodompiv22.JPG

fotootezivan.JPG  svidorozhd.JPG

Теперь нужно дождаться ответа ЦАМО РФ на вопрос: кто из летчиков вылетал на Як-9м с заводским номером 5415334, с мотором М105ПФ № 445-597, в день невозвращения самолета в апреле 1945 г.?

Договорился с одним военкоматом, и 16.05.2025 г. он отправил в Подольск письмо-запрос на этот счет. С моим текстом - так мне сообщил его сотрудник.

Ждем.

Edited by polubedov_g
4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.