kubanec

Советский самолёт (Ил-2). Ростовская область. Тацинский район. Маслов Т.К.

12 сообщений в этой теме

Вчера обнаружили место падения советского самолета. Отправной точной для поиска стал памятник, расположенный у дороги г. Константиновск - ст. Тацинская. 

"Здесь летом 19.07.1942г. при выполнении боевого задания героически погибли: военный летчик МАСЛОВ и корреспондент газеты "Красная Звезда" Леон ВИЛКОМИР".

По воспоминаниям очевидцев самолет был сбит немецкими зенитчиками. Территория  была уже оккупирована и экипаж хоронил местный житель в непосредственной близости от места падения самолета.

По факту место падения оказалось в 400 метрах от памятника.

МАСЛОВ Тимофей Кириллович, род. 21.02.1916г., ст. лейтенант, заместитель командира эскадрильи 103 шап 216 иад.

" 19 июля 1942 года вся эта дорога была запружена вражескими танками, машинами, артиллерией. Фашистские войска держали направление на станицу Константиновскую, расположенную на правом берегу Дона, чтобы форсировать реку и двигаться дальше на юг по просторам кубанской земли. В этот день с утра до вечера полк летал на эти колонны.

Протяжный звонок телефона заставил поднять головы отдыхающих.

– Товарищ лейтенант Маслов, вас срочно вызывают к командиру полка, – доложил дежурный телефонист.

Когда Тимофей прибыл на КП, он сразу обратил внимание на незнакомого майора, сидевшего возле грубо сколоченного из неотесанных досок стола.

– Знакомьтесь, – обратился Немтинов к Маслову и кивнул в сторону гостя.

– Заместитель командира второй эскадрильи лейтенант Маслов.

– Фотокорреспондент газеты «Красная звезда», – отрекомендовался незнакомец.

– Майор очень просит, чтобы предоставили ему возможность сфотографировать для газеты результаты ударов штурмовиков по гитлеровским колоннам, – объяснил Немтинов цель визита фотокорреспондента.

– Вот мы тут с командиром посоветовались и решили посадить товарища на твой самолет, пусть фотографирует. Вся страна увидит, какие потери наносит наша авиация гитлеровским захватчикам. Это очень важно.

– Понимаю, – коротко ответил Маслов. – А куда лететь?

– Туда же на Ермаковскую, – вмешался в разговор Мироненко. – Приказано снова лететь на колонну, по которой уже били сегодня.

– Надо – значит надо. Там будет что фотографировать, – спокойно сказал Тимофей, и на его лице не дрогнул ни один нерв, как будто речь идет не о смертельной опасности, а об обычных будничных делах.

– Вот и отлично, товарищ лейтенант, – и на лице майора появилась добрая улыбка. – Мне явно повезло!

– Это скажете после возвращения, товарищ майор, – вежливо, но властно заметил Маслов.

– Да, да, вы правы… после возвращения.

Четвертый раз в этот день лейтенант Маслов полетел туда, где земля и небо дышали огнем, где оккупанты, как саранча, ползли по родной земле, истреблиня все на своем пути. Вместе с командиром группы на боевое задание ушли: его заместитель Иван Малышенко, Сергей Аверьянов, Александр Журавлев, Георгий Коваленко, Константин Полбенников и Михаил Пронин.

Десять «Яковлевых» сопровождали штурмовиков. Ведущий уверенно шел по заданному маршруту, ведь он уже не раз летал в этот район за последние дни. Чтобы меньше находиться в зоне зенитного огня, Маслов от Новочеркасска все время шел южнее Дона, только над станицей Мариинской развернулся влево почти на 90 градусов и взял курс на север, держа по левому борту дорогу, идущую от Ермаковской к Дону.

Вот и цель: из Ермаковской на юг шли кучной колонной не менее полсотни танков и столько же автобронемашин. Маслов начал строить маневр для атаки. И тут началось: по штурмовикам обрушился шквал зенитного огня, а самолеты уже в атаке. Командир группы так завел ведомых на цель, что после сбрасывания бомб горели несколько танков. Во второй атаке «эрэсами» и огнем пушек подожгли не менее двадцати машин. Это был сильнейший удар небольшой группы смельчаков по громадной плотной вражеской колонне.

После выхода из атаки ведущий набрал высоту, затем круто развернулся и один направился вдоль пылающей колонны, чтобы корреспондент мог запечатлеть на фотопленке все то, что оставили после себя штурмовики. И сразу же вокруг одиночного «ила» повисла почти одновременно масса черных облаков. Вдруг – на глазах у всех ведомых и находившихся вверху истребителей сопровождения самолет Маслова два раза перевернулся через крыло, затем перешел в крутое пикирование и в пяти километрах южнее Ермаковской врезался в колонну. Высоко в небо взметнулся огненный столб. Малышенко бегло взглянул на бортовые часы: стрелки показывали 16 часов 39 минут. Он сразу же возглавил группу, и все летчики быстро заняли свои места. Произошло такое, что не могло вместиться в сознании. Летчики сначала не поверили в то, что увидели своими глазами"

"19 июля 1942г. на аэродром, где дислоцируется 103 шап, прибыл корреспондент "Красной Звезды" старший политрук тов. Вилкомир за получением информации о боевых действиях летчиков. Узнав о предстоящем вылете группы самолетов на боевое задание, тов. Вилкомир стал проситься взять его в полет.  Командир и военкор части отказали ему в просьбе. Тогда тов. Вилкомир обратился к находящемуся в то время на аэродроме командиру 216 иад генерал-майору авиации тов. Шевченко. Генерал вначале отказал в просьбе, но потом вследствие настойчивой просьбы тов. Вилкомира, он дал согласие".

 

Памятник.jpg

Маслов Тимофей Кириллович.jpg

Вилкомир Леонид Вульфович.jpg

Изменено пользователем kubanec
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боекомплект 23-мм пушки ВЯ и 7,62-мм пулемета ШКАС. 

Клейма видимо завода № 18!?

С большой долей вероятности это Ил-2 Маслова Т.К. Будем продолжать поиски номеров.

Скажите, пожалуйста, есть информация по данному самолету!?

 

IMG_20240325_184007.jpg

InShot_20240325_194200195.jpg

IMG_20240325_194003.jpg

IMG_20240325_193228.jpg

IMG_20240325_193414.jpg

IMG_20240325_193438.jpg

Изменено пользователем kubanec
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec Список потерь 103 шап очень плохого качества, от руки карандашем. Слова и цифры едва угадываются. Ил-2 №1878906 с мотором №281118  19.7.1942  При выполнении боевого задания 19.7.1942 с-т пилотируемый зам командира аэ лейтенантом Масловым был сбит прямым попаданием ЗА противника над целью. л-т Маслов не возвратился.

103 шап 19.7.1942 базировался на аэр. Новочеркасск.

Приказ по 103 шап от 27.7.1942: Зам к-ра 2 аэ лейт. Маслов Т.К. не возвратившегося с боевого задания 19.7.1942 считать без вести пропавшим.

Изменено пользователем linnet
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После недельной безуспешной разведки новых мест падений самолётов заскочили сюда, так сказать, "сбить оскомину". Обнаружили небольшой сброс в яме метровой глубины. Среди находок: лопасть винта, фрагменты кожуха редуктора, железный лючок, куски фюзеляжа. На поверхности подобрали мелочь: пара алюминиевых лючков, фрагмент крышки магнето и др. 

IMG_20241027_163444.jpg

IMG_20241027_163325.jpg

IMG_20241027_162734.jpg

IMG_20241027_163509.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Найден практически полный номер мотора самолёта Маслова Тимофея Кирилловича. Найден ещё один номер, близкий по нумерации к искомому. Что это может быть!? Банальное совпадение цифр номера какого-то агрегатного узла!? Или это номер мотора, выбитого на каком-нибудь навесном оборудовании с другого (донорского) мотора!? 

IMG_20241027_163528.jpg

IMG_20241027_163402.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В документах инженерно-авиационной службы 4-й Воздушной армии имеется акт от 22 июля 1942г., в котором значится:

"Нижеподписавшиеся: ст. инж. 103 шап в\инж. 2р Романков, командир аэ 103 шап майор Ермилов, авиамеханик 103 шап в/техник 2 р Галай составили акт на предмет списания с-та Ил-2 № 8906 с мотором АМ № 281118.

С-т изготовлен на з-де № 18-42г., налетал с начала эксплуатации 47 часов, мотор изготовлен на з-де № 47-42г.

С-т, пилотируемый зам. к-ра аэ лейтенантом Масловым, во время выполнения боевого задания 19.07.42г. штурмовка колонны танков пр-ка по дороге Ермаковская на юг, прямым попадание ЗА ст был сбит и загорелся в воздухе на территории, занятой противником. Летчик л-нт Маслов не возвратился. Самолет подлежит списанию из 103 шап". 

                                                                                                                                                                                                                    ЦАМО, фонд 319, опись 4838, дело 20, лист 43.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

немного об экипаже найденного самолета

В оперсводке № 57 от 19.07.42 штаба 216 иад, в которую с 12.07.42 вошел 103 шап, сказано, что экипаж - летчик Маслов и военкор "Красной Звезды" - погиб вместе с самолетом.

1.jpg

Экипаж вылетел с аэродрома Кулешовка в составе 7-ми Илов-2 103 шап под прикрытием 10-ти Яков-1 257 иап (оба полка базировались на одном аэродроме ).

Все члены группы (и штурмовики, и истребители ) видели, как самолет ведущего группы ст. л-нта Маслова Т. К., дважды перевернувшись ч/з крыло, в крутом пике врезался в землю. Но никто не видел, чтобы кто либо покинул с-т на парашюте.

Погибший экипаж был обнаружен одним из местных жителей среди обломков обгоревшего самолета; уцелели и документы с фамилиями погибших. Так судьба экипажа стала известна уже тогда - в период ВОВ.

В учетной карточке братской могилы стоит дата захоронения - 1943 г.

2.jpg

3.jpg

Ст. политрук военкор газеты "Красная Звезда" Вилкомир Леон Вульфович приказом ГУФ КА № 0726  от 04.09.42 был исключён из состава РККА как погибший 19.07.42  и  его отцу выслано извещение, датированное 22.10.42.

7.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

8.jpg

9.jpg

 

Совсем иначе выглядят документы на ст. лейтенанта Маслова Тимофея Кирилловича.

 10.jpg

11.jpg

В его  УПК до сих пор стоит последняя запись пропал без вести.

В 1946 г документы прошли проверку в Управлении по репатриации...

Только в 1948 г документы Маслова направляются на исключение из списков Сов. Армии как пропавшего без вести и 29.03.48 издается приказ № 0322 ГУК ВС СССР, а его жене наконец сообщают судьбу мужа-лётчика:

12.jpg

13.jpg

 

Экипаж один - погибли и даже похоронены вместе в общей могиле, но летчик-герой так и значится в официальных документах как пропавший без вести, во всяком случае до 1948 г точно. 

Почему? Что вызывало сомнение в его гибели? Нет ответа. 

Нет ответа и на вопрос, почему имя летчика, ст. л-нта, зам. командира 2 АЭ 103 шап Маслова Т. К. не внесено в Книгу Памяти  ни в Ростовской обл., ни на его родине, в то время как военкор Вилкомир Л. В. увековечен в двух Книгах Памяти: по Свердловской обл. (1995 г ) и в Книге Памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом 1941-1945 (2002 г ), как и положено чтить героев.  

 

 

 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Об увековечении наших Героев в 1995г. в книгах Памяти мы все прекрасно знаем... Все как обычно: смешали всех в кучу - и не вернувшихся с полей сражений земляков и погибших, непосредственно, при защите и освобождении донских станиц и хуторов... По воспоминаниям местного жителя, его отец с лопатой сразу отправился на место падения самолета. Но там уже под руководством немецкого офицера экипаж был захоронен двумя советскими солдатами-военнопленными. На месте могилы был врыт авиационный пулемет. Наверняка, памятник стоит условно, а могилка где-то в стороне. В разговоре с хозяином поля, он сказал, что механизатор в 90-х гг. выпахал человеческие останки, но тогда этому не придали значение... 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Указано что самолёт завода 18 1942 года выпуска. 

Но 1878906 одноместный а погибли двое. Это получается полевая модификация или спарка? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@lindr Тоже задавались этим вопросом: как можно было громоздкого корреспондента, судя по его фото, впихнуть в одноместный ИЛ-2.. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу