катуар

разное

778 сообщений в этой теме

2 часа назад, катуар сказал:

филатов мунин линьков и???

04.04.42 г. нбз (разрушение завода «Азовсталь» в г. Мариуполь) экипаж 81 ап дд в составе:

- летчик сержант Филатов Михаил Дмитриевич, 1921 г.р., уроженец Кимовского р-на Тульской обл. 14.05.42 г. возвратился в полк (погибнет 10.07.42 г.);

- стрелок-бомбардир сержант Мунин Николай Николаевич, 1918 г.р., уроженец г. Сызрань Куйбышевской обл. Из плена бежал и после прохождения проверки вероятно был направлен в пехоту, т.к. гвардии сержант Мунин Н.Н. значится погибшим 11.08.43 г. в составе 217 гв. сп 80 гв. сд;

- воздушный стрелок-радист младший сержант Хряпенков Алексей Иванович, 1919 г.р., уроженец г. Ярцево Смоленской обл.;

- воздушный стрелок младший сержант Линьков Сергей Павлович, 1920 г.р., уроженец с. Красный Яр Сталинградской обл. 14.05.42 г. возвратился в полк (нбз 11.03.43 г.)

Изменено пользователем skylark
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

гаврилов

л-т Гаврилов Василий Иванович, 1919 г.р., Челябинск. Пилот Ил-2 из 210 шап 230 шад 26.9.1942 в районе Нижний Курп сбит ЗА, выпрыгнул с парашютом. Ожоги лица, травмы, попал в плен. Когда освобожден, непонятно. 15.5.1945 награжден медалью за оборону Кавказа в 9 ЗАБр со ссылкой на справку 1944 года. Демобилизован октябрь 1945. Упоминался июль 1943 в карточке учета военкоматской, которая была перерегистрирована в 1988 году.

В карточке на списание матчасти дата потери 28.9.1942 Ил-2 №3897 с мотором №291608 р-н Верхний Курп ЗА отбиты обе плоскости.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

вакуленко

У немцев: сержант Вакуленко Тимофей 28.2.1917 г.р. МалоФедоровка Ростовской обл. С 1939 учился в Ворошиловградской летной школе, с февраля 1941 проходил подготовку в Краснодарской школе, позже стал инструктором. В мае 1942 часть школы переведена в Евлах в районе Баку. 26.8.1942 ИЛИ 28.8.1942 все исправные самолеты бросили для удара по немецким войскам. Сбит ЗА в районе Теберда??? Выпрыгнул с парашютом, попал в плен. Остальные члены экипажа погибли.

В наших сводных данных: лейтенант Вакуленко Тимофей Филиппович 21.2.1917 Малая Федоровка Ростовской. Воинская часть Краснодарское авиац. ВУ. дата выбытия погиб 29.11.1943. / двугой источник дата выбытия 30.11.1943.

Отдельно захоронение:

Вакуленко Тимофей Филиппович
Поименный список захоронения
Воинское звание: лейтенант
Дата выбытия: 30.11.1943
Страна захоронения: Беларусь
Регион захоронения: Витебская обл.
Место захоронения: Дубровенский р-н, северо-восточная окраина д. Петрики
Могила: Братская могила
Откуда перезахоронен: 2 км южн. д. Судиловичи
ПЕРЕПУТАЛИ?
Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллега Синд, тема СБ в районе Теберды:

Согласно другого немецкого донесения 28 августа зенитчиками сбит еще один бомбардировщик, упавший севернее Теберды в "...западной боковой долине...", но по Советским данным потерь самолетов бомбардировочной авиации в частях 5 воздушной армии и ВВС ЧФ 28 августа 1942 не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как вариант: Вакуленко бежал из плена, вступил в партизанский отряд и погиб уже в 1943.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, linnet сказал:

В наших сводных данных: лейтенант Вакуленко Тимофей Филиппович 21.2.1917 Малая Федоровка Ростовской. Воинская часть Краснодарское авиац. ВУ. дата выбытия погиб 29.11.1943. / двугой источник дата выбытия 30.11.1943.

4 часа назад, linnet сказал:

В наших сводных данных: лейтенант Вакуленко Тимофей Филиппович 21.2.1917 Малая Федоровка Ростовской. Воинская часть Краснодарское авиац. ВУ. дата выбытия погиб 29.11.1943. / двугой источник дата выбытия 30.11.1943.

Как летчик-инструктор Грозненского ВАУ СКВО лейтенант Бакуленко (допущена ошибка в фамилии) 27.08.42 г. погиб при выполнении боевого задания.

Из плена лейтенант Вакуленко бежал, был восстановлен в правах и должности, но в дате гибели – 29.02.43 г. – похоже допущена ошибка. В УПК есть ссылка на вх. 01245 от 10.2.48 г., возможно там указано в каком звании, должности и подразделении погиб Вакуленко.

Его старший брат - командир отделения радистов подводной лодки Щ-210 старшина 2 статьи Вакуленко Степан Филиппович, 1915 г.р., погиб в Черном море (в свой последний поход Щ-210 вышла из Туапсе вечером 12.03.42 г., на связь не выходила и в базу не вернулась).

0001.png

02 УПК.jpg

Вакуленко фото.jpg

братья Вакуленко.png

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 25.10.2024 в 11:23, linnet сказал:

В карточке на списание матчасти дата потери 28.9.1942 Ил-2 №3897 с мотором №291608 р-н Верхний Курп ЗА отбиты обе плоскости.

А приказом № 087 230 шад Ил-2 № 3897/м-р № 1608 зачислен в состав 210 шап 26.09.42, из чего следует, что данный с-т сбит в день своего зачисления в полк при первом же боевом вылете:

IMG_20241026_121953.jpg

Сбит в р-не кабардинского села Нижний Курп, расположенного на р. Курп, в 17 км западее г. Малгобек — при штурмовке танков, мотопехоты и живой силы противника, рвущегося к нефтяным ресурсам Кавказа. 

Летчиком с-та был л-нт, к-р звена Гаврилов В. И. (д. р. 22.03.1919), уроженец с. Столбово, Шумихинского р-на, Челябинской обл. (с 1944 г Шумихинский р-н включён в состав образованной Курганской обл.); призван в РККА 13.10.1937.

За хорошее выполнение б/заданий на Крымском фронте в составе 214 шап приказом ВС ЗакФронта № 29/н от 27.10.42 награжден орденом Красного Знамени. 

Завершил службу 30.10.45 в звании лейтенанта в 28 завп. О плене на ПН информации нет, только отмечено, что приказ о признании его нбз отменен в сентябре 54 г. 

В 1985 г награждён юбилейным ООВ ll ст. 

IMG_20241026_121422.jpg

IMG_20241026_121715.jpg

IMG_20241026_121748.jpg

00000463.jpg

00000464.jpg

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оказалось, что перелетчик (насколько мне позволяет знание немецкого). Вопрос, что за Як-1? Судя по дате - это еще Як-1 с гаргротом, причем из сборной солянки из всех частей 5 ВА, которую в полк отдали.

ЦАМО ф.58 оп.818883 д.1624 л.61, 63 Письмо начальнику центрального бюро персональных потерь, начальнику отдела укомплектования СКФ № ОК/0242 от 11 сентября 1942 г. Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава частей 5-й ВА за август 1942 г. (отпечатан 8.9.42 г.)

30.8.42                  летчик 518-го иап сержант А.А.Алексеенко н.в.з.

            Начальник ОК 5-й ВА старший батальонный комиссар                                                   Тараканов

            Помощник начальника ОК 5-й ВА техник-интендант 1-го ранга                                    Силагадзе

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
46 минут назад, Сергей Кузнецов сказал:

Оказалось, что перелетчик (насколько мне позволяет знание немецкого). Вопрос, что за Як-1? Судя по дате - это еще Як-1 с гаргротом, причем из сборной солянки из всех частей 5 ВА, которую в полк отдали.

ЦАМО ф.58 оп.818883 д.1624 л.61, 63 Письмо начальнику центрального бюро персональных потерь, начальнику отдела укомплектования СКФ № ОК/0242 от 11 сентября 1942 г. Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава частей 5-й ВА за август 1942 г. (отпечатан 8.9.42 г.)

30.8.42                  летчик 518-го иап сержант А.А.Алексеенко н.в.з.

            Начальник ОК 5-й ВА старший батальонный комиссар                                                   Тараканов

            Помощник начальника ОК 5-й ВА техник-интендант 1-го ранга                                    Силагадзе

Не согласен, что перелетчик. Младший лейтенант Алексеенко Андрей Афанасьевич из плена бежал и продолжил воевать в составе 45 иап.

26.05.43 г. вылетал на прикрытие войск в районе Киевская на самолете Р-39 «Аэрокобра», с боевого задания не возвратился.

Алексеенко фото.jpg

Алексеенко УПК.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немцы пишут следующее:

Допрос

сержанта Алексеенко Андрея, добровольно совершившего посадку на Як-1 30.8 на аэродроме Северный в Майкопе.

Персональные данные:

Алексеенко, Андрей, родился 10.12.1922 г. в Запорожье, холост, без родителей.

Образование:

Алексеенко получил среднее образование в МГУ в Москве, затем поступил в высшую школу и одновременно на вечерних курсах участвовал в теоретической подготовке летчиков-инструкторов. Практическая подготовка проходила в Кременчуге на самолете типа У-2. Алексеенко является членом молодежной комсомольской организации и Осоавиахим.

Подготовка летчиков:

Призыв в ВВС КА состоялся в январе 1940 года. Начальное образование он получил в Чугуеве, теоретическую и практическую летную подготовку - в Чугуеве под Харьковом. После завершения обучения на nипе И-16 Алексеенко был зачислен в авиационный полк Козельщина и переведен в Кременчуг. Дальнейшая переподготовка на УТ-1, Як-7 и Як-1 проходила на Саратовском заводе. Первое использование на фронте было во время фронтового авиационного рейда в Киевском районе под Крымском. Далее с 20.6.42 г. стояли: Староминская, с 22.7 Кропоткин, с 2.8 Кореновская, с 6.8 Майкоп, с 8.8 Лазаревская (полк был переведен в Лазаревsкую 12.8).

После окончания обучения Алексеенко был произведен в сержанты. Общее количество часов полета, включая обучение 250 часов.

Полетные задания:

Сержант Алексеенко совершил около 65 боевых вылетов и участвовал в 3 воздушных боях с Bf 109. В этих 3 вылетах его звено потеряло 10 Як-1. Свой последний боевой вылет он совершил 30.8.42.

Данные о летчиках 518 иап:

518-й авиаполк входит в состав 5-й армии. Командный состав полка состоит из:

Начальник штаба: ст.лейтенант Сейцов

Командир полка: капитан Гринев

2 командира эскадрилий (1 лейтенант и 1 мл.лейтенант)

2 лейтенанта.

Штаб полка находится на аэродроме Лазаревская. Кроме того, в состав штаба полка входят командир полка Кошкин и политкомиссары Карякин, Андрюшин и Серебряков. Для всех боевых вылетов использовались машины ЛаГГ-3 и Як-1. На аэродроме Лазаревская базируются 7 ЛаГГ-3 и 10 Як-1, на аэродроме Адлер - 4 Як-1. Другие авиаполки - в Туапсе и Сочи. В Лазаревской находится одна истребительная группа морских летчиков, которая используется для ночного патрулирования. Специальное оборудование и приспособления для ночных атак неизвестны Алексеенко и, по его утверждению, производятся только при помощи прожекторных батарей. Зенитная защита аэродрома недостаточна и плоха. Служба оповещения с воздуха существует только в Туапсе и Лазаревской. Служба оповещения не срабатывает при перелетах через горный хребет. О прибывающих группах сообщают два патрульных самолета. В постоянной боевой готовности на Лазаревской находятся 2 Як-1, которые несут охрану аэродрома.

Пополнение боезапасов:

С помощью автотранспорта и железной дороги. Пополнение запасов горючего с помощью четырехмоторных самолетов (ТБ-3).

Сведения об истребителях:

Сведения об оснащении Як-1 и мощности двигателей отличаются от данных, приведенных в фронтовых сводках Люфтваффе, только в данных о скорострельности. Предположительно, у пулемета "ШКАС" до 1800 выстрелов в минуту, у бортовой пушки "ШВАК" до 700 выстрелов в минуту. Для увеличения скорости на всех типах были удалены направляющие для ракетных осколочных снарядов.

Иностранные самолеты:

Сержант Алексеенко не видел иностранных самолетов ни на одном из аэродромов и ничего не знает об их использовании в русских ВВС.

Потери его полка:

В период с 20.6 по 30.8.42 г. дождь прекратился. В воздушных боях потери 10 самолетов, личного состава - 4 летчика.

Санитарная служба:

По словам сержанта Алексеенко, санитарная служба полка хорошо организована и оснащена. Руководит санитарным отделением врач.

Питание:

Питание летного состава очень обильное, очень хорошее и существенно отличается от общевойскового питания. Снабжение продовольствием осуществляется из тыловых районов. Специальное питание для летчиков в виде дополнительного шоколада или сливочного масла не выдается.

Влияние немецкой воздушной пропаганды:

Сержант Алексеенко ничего не может сказать о влиянии немецкой листовочной пропаганды, я до сих пор не видел ни одной немецкой листовки.

Данные о боевой ценности немецких самолетов:

Мнение сержанта Алексеенко и его товарищей о качестве немецких самолетов следующее. Летные характеристики, конструкция, вооружение и устойчивость превосходны и намного превосходят соответствующие российские типы. Меткость немецких бомбардировщиков очень хорошая, но не всегда выгодная с тактической точки зрения. Средства защиты имеют малый калибр и поэтому малоэффективны. Средства прицеливания немецких бомбардировщиков должны быть превосходными, но частые отказы снижали успех атак. Моральный эффект немецких бомбардировок невелик.

Информирование об общей ситуации:

Информирование об общем положении дел было плохим и очень редким. По словам местных комиссаров, немцы хотели захватить землю только для того, чтобы обеспечить питание Германии. Основные потери русских армий были вызваны только пополнением запасов и плохой подготовкой операций. Вторжение немецких армий на южный участок объясняется старыми тактическими намерениями советского руководства, направленными на ослабление общей мощи Германии.

Настроение:

В общем, в победе Советов не сомневаются, но основные успехи ожидаются только на Северном фронте.. Южный фронт служит только для раздробления немецких сил. К Англии и Америке, как правило, нет большого доверия, поскольку они не добились значительных успехов в своей предыдущей войне. Летчики, как правило, очень озлоблены безудержным отступлением своей пехоты.

Немецкие военнопленные:

Алексеенко ничего не может сказать об обращении с немецкими военнопленными.

Оборудование позиций в тылу:

Отступающие и расформированные части армии размещаются на позициях на хребтах и поддерживаются кавалерийскими соединениями, находящимися в полном боевом составе и порядке.

Общее впечатление:

Сержант Алексеенко производит свежее и хорошее впечатление, живой и душевный. Свою добровольную посадку в Майкопе Алексеенко обосновывает страхом перед дисциплинарным взысканием, в основе которого лежит следующее преступление:

27.8.42 г. Алексеенко совершал патрульный полет над аэродромом Лазаревская. Из-за слишком большой высоты полета он не смог вовремя обнаружить и должным образом доложить об атаке 3 Bf 110. В ходе этой атаки на аэродроме Лазаревская был уничтожен 1 Як-1, поврежден 1 Як-1 и отмечено несколько попаданий по рулежке. Поскольку незамеченное приближение немецких самолетов стало возможным только благодаря невнимательности сержанта Алексеенко, его должны были отдать под военный трибунал. Кроме того, Алексеенко своевременно не накрыл вверенный ему склад боеприпасов, в результате чего в результате погодных условий ему были нанесены серьезные повреждения. Оба эти события побудили Алексеенко совершить вынужденную посадку на аэродроме Северный во время разведки, направленной на Майкоп, и сдаться в плен. В дополнение к этой разведке, которая заключалась в разведке обстановки на аэродроме и погоды, должна была быть проведена дневная штурмовка аэродрома Майкоп-Северный.

Допрашивающий:                                           лейтенант

Для Генерального командования, начальнику штаба

Имело ли данное событие 27.8.42 г. место? Известен ли номер его машины?

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.10.2024 в 07:19, linnet сказал:

 

Вот тебе бабушка и Юрьев день!

А я облазил Индюк и его окрестности в поисках Яка Алексеенко.

Ну чего там нет, того и нет в помине.

 

У хорватов есть заявка, но 29.08.42. у них записи даже в ЖБД на 1 день раньше чем у нас.

29.08.42г. в 05.25 оберфельдфебель Томислав Каузларич заявил победу на Миг-3 (очень часто путали) в районе Индюка (и в скобочках добавлена фамилия - Алексеенко?)

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По 518 ИАПу у меня есть сведения о всех поломках и авариях за август-сентябрь 1942 года с номерами самолётов/моторов.

Сведений о событиях 27 августа 1942 года нет.

Может быть выдумка? Обеспечение себе алиби?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

гуйский ???

Да, это Гуйский Мстислав Иванович. Первый раз он был сбит 30.08.41 г., когда воевал на ДБ-3 в составе 21 дбап 50 дбад, а это пленение произошло почти год спустя.

С сайта Балашовского ВВАУЛ:

«Боевая потеря Ли-2 командир экипажа Миненков Иосиф Федорович

29.07.1942

Тип самолета Ли-2

Место происшествия в районе Альбинск (80 км юго-западнее г.Бобруйска)

Командир экипажа капитан Миненков Иосиф Федорович

В ночь с 28 на 29 июля 1942г. экипаж самолета Ли-2 101-го АП ДД, где был командиром кораблин капитан Миненков И.Ф., выполнял задание по доставке вооружения, продуктов и парашютистов партизанским соединениям в Белоруссии на площадку сброса в район урочища Добрый Остров Любаньского района (северо-западнее оз. Червоное, южнее д. Альбинск (Загалье). Ли-2 ком.кор. Миненкова при подходе к месту сброса был атакован истребителем противника в районе села Салтановка (53 км южнее Брянска), летчики продолжили выполнение задания на поврежденном самолете. Экипаж доложил о выполнении задания. При отходе от Доброго Острова подвергся повторной атаке. На свой аэродром не вернулся. На следующий день пришло подтверждение от партизан о гибели: самолет сгорел, экипаж погиб. Экипаж:

- командир кораблин капитан Миненков Иосиф Федорович (35 б/вылетов), 1904г.р. Курская обл. Шаровский РВК;

- штурман кораблин лейтенант Чернов Петр Ильич (27 б/вылетов), 1914г.р. Ворошиловградская обл. Шахтинский РВК;

- бортмеханик ст. т/лейтенант Ворожищев Емельян Феоктистович (32 б/вылета), 1913г.р. Бориспольский РВК;

- воздушный стрелок-радист сержант Гуйский Мстислав Иванович, 1921г.р. Ленинградский РВК г.Москвы;

- воздушный стрелок сержант Саницкий Виктор Николаевич, 1920г.р. Курская обл. РВК г.Горловка.

Смерть экипажа описал в своей книге "Самолеты летят к партизанам" Верхозин А.М. (начальник штаба 101-го АП ДД/31-го Гв.АП ДД/31-го Гв.БАП)». 

Миненков Иосиф Федорович был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). 

После смерти Миненкова И.Ф в часть обратился его сын, Николай Миненков (родился 20 августа 1926 г. в г. Ленинграде), с требованием взять его добровольцем в 101 авиаполк. Через несколько месяцев сдал зачеты на моториста, а затем сдал зачеты на бортмеханика. Был зачислен в состав боевого экипажа разведчиков (командир кораблин Недорезов А.Л.). Совершил более 100 боевых вылетов. Погиб 14.10.1944 г. при разведке железнодорожной станции Тильзит. Награжден медалью "За отвагу".

Изменено пользователем skylark
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@катуар @skylark  Интересная довоенная служба у этого "рассказчика":

"воздушный стрелок-радист сержант Гуйский Мстислав Иванович, 1921г.р. Ленинградский РВК г.Москвы", был направлен во 2-ю (Борисоглебскую) военную авиационную школу пилотов имени В.П.Чкалова, но после 2 аварий исключён из неё, однако не из ВВС РККА и не из лётного состава, так как переведён в 38-ю (Воронежскую) школу младших авиационных специалистов-воздушных стрелков-радистов, которую в результате и окончил. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Непонятна судьба Гуйского. В одном из источников (не бумага, а "пересказ") есть информация, что попал в плен, но без добавления, что освобожден.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, linnet сказал:

Непонятна судьба Гуйского. В одном из источников (не бумага, а "пересказ") есть информация, что попал в плен, но без добавления, что освобожден.

Информация, что Гуйский попал в плен на «бумаге» тоже есть: пленён 31.07.42 г. в районе Спас-Деменска, доставлен 01.09.42 г. в шталаг Люфт 2, лагерный номер 736, затем 17.09.42 г. почему-то переведен в шталаг II D под Старгардом. Других сведений о нем ни по плену, ни по дальнейшей судьбе найти не удалось.

00000248.jpg

00000246.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, катуар сказал:

гуртовой и ??

командир звена 2 АЭ 73 пбап ВВС КБФ мл. лейтенант Гуртовой Валентин Федорович, 1921 г.р., уроженец г. Ростов-на-Дону. 06.10.43 г. сбит ЗА в р-не пос. Володарский. В плену выжил. После освобождения и прохождения спецпроверки уволен в запас в декабре 1945 года. Был награжден орденами Красного Знамени (1943) и Отечественной войны II степени (1985).

Гуртовой.jpg

Гуртовой 2.jpg

Гуртовой фото.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, катуар сказал:

гуртовой и ??

Второй, очевидно, штурман Гуртового:

мл. л-т Содель Захар Петрович 1922 г.р., Белоруссия. тоже выжил в плену. юбилейное награждение 1985 года.

Самолет Пе-2. Был еще стрелок-радист. 6.10.1943 два Пе-2 было сбито в 73 ап.

по месту Володарское подходит сержант Севастьянов Михаил Петрович. 1922 г.р., Рязанская обл, Рыбное. Погиб?

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, linnet сказал:

Второй, очевидно, штурман Гуртового:

мл. л-т Содель Захар Петрович 1922 г.р., Белоруссия. тоже выжил в плену. юбилейное награждение 1985 года.

Самолет Пе-2. Был еще стрелок-радист. 6.10.1943 два Пе-2 было сбито в 73 ап.

по месту Володарское подходит сержант Севастьянов Михаил Петрович. 1922 г.р., Рязанская обл, Рыбное. Погиб?

Да, погиб и увековечен на воинском мемориале «Борки» в п. Лебяжье Ленинградской обл., плита № 40.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
52 минуты назад, катуар сказал:

давыдов петр

Давыдов Петр Васильевич штурман Пе-2
Дата рождения: 03.09.1921
Место рождения: Ивановская обл.
Воинское звание: мл. лейтенант
Последнее место службы: 780 бап
Причина выбытия: попал в плен
Место пленения: Любань
Лагерь: шталаг Луфтваффе 2
Лагерный номер: 119891
Дата пленения: 11.02.1943
Исключен с учета как сбежавший из плена 1.12.1944. Далее судьба неизвестна?
Был в экипаже пилот мл. л-т Пискунов Василий Евстифеевич, который был в плену и прибыл в часть 9.3.1945 
Кто был стрелком пока неясно. Скорее всего жив остался в тот день.
Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, linnet сказал:

Кто был стрелком пока неясно. Скорее всего жив остался в тот день.

стрелком-радистом в экипаже был ст. сержант Маймистов Александр Александрович, 1918 г.р., уроженец г. Сокол Вологодской обл. и в этом боевом вылете он остался жив – покинув по команде Пискунова горящий самолет с высоты 400 метров, приземлился на линии фронта и невредимым возвратился в полк, дожил до Победы.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 часов назад, linnet сказал:

Кто был стрелком пока неясно. Скорее всего жив остался в тот день.

В наших источниках указано, что 11.02.43 780 бап в течение дня трижды вылетал на б/з, но выполнил только одно —дневное; причиной срывов послужили неблагоприятные метеоусловия. 

В интервале 13:03 — 14:35 девятка Пе-2, возглавляемая командиром полка майором Зайцевым Н. С., уничтожала жив. силу и технику противника в р-не д. Рамцы, что в 12 км к северу от г. Любань Тосненского р-на Ленинград. обл. При выполнении задания были обстреляны огнем нем. ЗА, а в р-не цели атакованы вражскими истребителями. В результате полк потерял 3 с-та Пе-2:

IMG_20241102_044252.jpg

Два экипажа:

1) Стодолкин С. Н. (капитан, комэск 1 АЭ) — Фокин Н. Е. (л-нт, штурман 1 АЭ) — Лошук Е. И.* (л-нт, нач. связи 1 АЭ)

и

2) Румянцев С. С. (л-нт, ком звена 1 АЭ) — Шрабко (фамилия написана неразборчиво, штурман) — Апенкин Я. Н. (ст. серж., возд. стрелок-радист) 

— были подожжены. 

У с-та Стодолкина загорелась правая плоскость и бензобак, а у Румянцева ЗА выведен из строя сначала 1 мотор, а затем после прохода линии фронта остановился и второй. 

Экипаж Стодолкина выбросился на парашютах. Экипаж Румянцева сел на фюзеляж. Оба экипажа получили серьёзные травмы и ожоги, но остались живы. 

*Удивительным образом спасся Лошук. Покидая с-т последним с h=200 м, он не смог раскрыть парашют из-за сильных ожогов рук  лица, но остался жив, упав без парашюта в глубокий рыхлый снежный сугроб:

IMG_20241102_121905.jpg

3-ий экипаж:

мл. л-нт, пилот Пискунов Василий Евстифеевич (1918 г. р.) —

мл. л-нт, стрелок-бомбардир Давыдов Пётр Васильевич (д. р. 03.09.1921) —

ст.сержант, возд. стрелок-радист Маймистов Александр Александрович (1918 г. р.) 

также был атакован над целью ИА противника, с-т загорелся. Маймистов успел покинуть самолет у линии фронта и благополучно  вернулся в часть:

IMG_20241102_045046.jpg

Пискунов и Давыдов в жбд 293 бад указаны как погибшие, но в действительности не погибли, а попали в плен. 

Пискунов из плена вернулся весной 45 г, а в 47 г завершил службу:IMG_20241102_044037.jpg

Судьба Петра Давыдова сложилась трагично. Очевидно, погиб.

Летом 44 г он бежал из плена. В трофейных донесениях о безвозвратных потерях военнопленных есть объявление о розыске немецкой криминальной полицией сбежавшего пленного с лаг. № 119891 Дамыдова. Правда, фамилия написана с ошибкой "м" ("m") вместо "в" ("w"). (Немецкие писари тоже, оказывается, делали ошибки, а не только наши).

IMG_20241102_044439.jpg

IMG_20241102_044331.jpg

Других сведений о Давыдове нет, лишь УПК:

IMG_20241102_044643.jpg

IMG_20241102_044720.jpg

IMG_20241102_022754.jpg

А это фото возд. стрелка-радиста Маймистова А. А. (1918 — 1971):

IMG_20241102_022603.jpg

Он получил ряд наград, и даже медаль "За победу над Японией", ушёл в отставку 27. 08.54 в звании л-нта. 

 

 

 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Два экипажа:

1) Стодолкин С. Н. (капитан, комэск 1 АЭ) — Фокин Н. Е. (л-нт, штурман 1 АЭ) — Лошук Е. И.* (л-нт, нач. связи 1 АЭ)

и

2) Румянцев С. С. (л-нт, ком звена 1 АЭ) — Шрабко (фамилия написана неразборчиво, штурман) — Апенкин Я. Н. (ст. серж., возд. стрелок-радист) 

— были подожжены. 

*Удивительным образом спасся Лошук. Покидая с-т последним с h=200 м, он не смог раскрыть парашют из-за сильных ожогов рук  лица, но остался жив, упав без парашюта в глубокий рыхлый снежный сугроб:

Справедливости ради стоит отметить, что есть и другая версия, отличающаяся от указанной в наградном листе на Лашук, в которой и высота падения другая – 600-700 метров, и причины не раскрытия парашюта – вытяжной тросик был перебит осколком снаряда:

« ... Недалеко от передовой находился медсанбат, и медики видели неравный бой пикирующих бомбардировщиков. Видели, как от гибнущего самолета отделились две человеческие фигурки. Над одной распахнулся упругий купол парашюта, а другая с высоты 600-700 метров камнем упала на землю. Этот, конечно, во врачебной помощи уже не нуждался, а тот, что под парашютом, мог быть ранен и обожжен. Тем не менее на поиски обоих отправились майор медицинской службы Николай Алексеевич Поляков, медсестра Серова и санитар Воронцов с носилками. Шли друг за другом по глубокому снегу. Начался минометный обстрел, и медики залегли. Когда обстрел прекратился, стали продолжать поиски. Первым обнаружили штурмана Сережу Фокина. Он благополучно спустился на парашюте и только слегка был обожжен и мог самостоятельно идти. Когда уже стали возвращаться, медсестра Серова случайно увидела на дне глубокого оврага тело второго летчика. По крутому склону по пояс в снегу, придерживаясь за кусты, спустились к нему. Это был стрелок-радист Евгений Лашук. Майор медицинской службы Поляков просто так, по врачебной привычке, послушал у разбившегося пульс и, присвистнув от удивления, воскликнул: - Чудеса в решете! Парень-то жив! Давайте скорее на носилки, только очень осторожно, наверное, у него много переломов! Медики с великим бережением вынесли его из оврага и вместе с его нераскрывшимся парашютом доставили в свой передовой медсанбат. Здесь был составлен акт, который подтверждал, что Евгений Лашук с высоты 600-700 метров выбросился из горящего самолета с парашютом, который не раскрылся: его вытяжной тросик был перебит осколком снаряда. Лашук упал на крутой склон глубокого оврага, поросшего кустарником и покрытого толстым слоем снега. По этому склону он скатился на дно оврага и остался жив. В медсанбате Лашук в сознание не пришел, и его отправили в эвакогоспиталь города Тихвина вместе с актом и нераскрывшимся парашютом. Он очнулся только на вторые сутки. Врачи тщательно его осмотрели, а к акту приобщили не менее удивительную выписку из истории болезни Евгения Лашука. В ней говорилось, что у больного, упавшего с высоты 600-700 метров, переломов костей не обнаружено, и внутренние органы не повреждены. Но он получил чрезвычайно сильное нервное потрясение.

...Из воспоминаний маршала авиации Владимира Александровича Судеца: "Зимой сорок третьего года я командовал 1-м бомбардировочным корпусом резерва Главного командования. Корпус действовал на Волховском фронте. Утром 11 февраля на передовом наблюдательном пункте 2-й ударной армии, наблюдая за действиями нашей авиации и наземных войск, находились: представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал Ворошилов и командующий Волховским фронтом тогда генерал армии Мерецков. Они видели, как мои пикирующие бомбардировщики уничтожили немецкие батареи в районе станции Рамцы. Видели, как их атаковали "мессершмитты" и как один бомбардировщик, уже охваченный пламенем, продолжал вести бой и его стрелок-радист сбил немецкий истребитель, а сам с высоты 600-700 метров выбросился с парашютом. Но его парашют не раскрылся. Маршал Ворошилов лично обязал меня выяснить причины отказа парашюта, а стрелка-радиста за мужество и героизм, проявленные в неравном бою, наградить посмертно. Когда мне сообщили. что стрелок-радист Лашук находится в эвакогоспитале города Тихвин, не поверил. Ведь своими глазами видел, как он камнем упал на землю с огромной высоты. В госпиталь я приехал дня через четыре. Лашук лежал на койке, обожженные руки и лицо были забинтованы. Я видел только глаза. Врач, который его лечил, сказал, что теперь верит в чудеса. Тут же, в палате, в присутствии раненых и медицинского персонала, я вручил Лашуку орден Отечественной войны 1 степени. А затем мы все выпили за его чудесное спасение, за совершенный им подвиг боевые сто грамм".

После излечения лейтенант Лашук Евгений Ипатович (1914 г.р., уроженец с. Серединка Черниговской обл.) вернулся в полк и продолжил воевать, дожил до Победы. Был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени и дважды орденами Отечественной войны I степени (в 1943 и 1985 г.г.), медалями.

После увольнения в запас гв. подполковник Лашук жил в г. Моршанске Тамбовской области.

 

P.S. Штурманом в экипаже Румянцева был штурман звена лейтенант Шкрябко Александр Герасимович, 1915 г.р., уроженец д. Никитовка Ивановского р-на Воронежской обл., погиб позже - 11.07.43 г. как штурман АЭ 854 бап.

Лашук.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу