Бортстрелок

"Кого в советской военной авиации называли "Глухонемые"? "

1 сообщение в этой теме

Уважаемые коллеги!

Сегодня - 10 октября. Именно в этот день 36 лет назад, 10 октября 1986 года автор этих строк "вышел на заслуженный дембель", или, говоря официальным языком - "по завершении действительной службы был уволен в запас Советских Вооружённых Сил". Так получилось, что именно в этот день я представляю сегодня вашему вниманию своё небольшое повествование о маленькой страничке ратной истории Отечества - повествование, в которое вошли и фрагменты воспоминаний из моей "срочки":

 

2022 © К.Б.Стрельбицкий

 

КОГО В СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ НАЗЫВАЛИ

«ГЛУХОНЕМЫЕ»?

 

«Глухонемые»... Официально такого определения в Советских Вооружённых Силах, конечно, не было, да оно просто и не могло  существовать там «по приказу»… Но, наверное, каждый офицер, служивший в советских Дальней Авиации, во Фронтовой Бомбардировочной или в Военно-Морской Авиации в 1970-х – начале 1990-х годов, если и не сам лично знал кого-то из тех «Глухонемых», то уж слыхал-то о них точно. Кто же такие это были, кто именно заслужил такое «народно-армейское» прозвище – «Глухонемые»?

 

После того как в 1949 году СССР – вслед за США – тоже стал обладателем атомного оружия, в Советском Союзе началось создание так называемой «Ядерной триады». К 1960-м годам её составляли Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН), Военно-Морской Флот (ВМФ) и Военно-Воздушные Силы (ВВС). Именно советская военная авиация стала наиболее многочисленным её компонентом по числу носителей ядерного оружия: тысячи военных самолётов с красными звёздами – от огромных стратегических бомбардировщиков Ту-95 до небольших истребителей МиГ-21 – могли в случае необходимости поднять в воздух и обрушить на врага так называемые «спецбоеприпасы» – сначала только атомные бомбы, а затем – и авиационные ракеты, оснащённые ядерными боеголовками. Для этого авиационного ядерного оружия «на местах», для его особого хранения, обслуживания, снаряжения и транспортировки к воздушным носителям в Советских ВВС были, разумеется, созданы специальные воинские части. В целях соблюдения режима повышенной секретности они «по легенде прикрытия» получили такие, ничего не говорящие названия, как «Ремонтно-технические базы», или сокращённо – РТБ (как мы и будем их именовать в дальнейшем тексте этого нашего рассказа). Таких РТБ для обслуживания только советской военной авиации – Дальней, Фронтовой Бомбардировочной и Военно-Морской – было создано более полусотни, причём располагались они не только непосредственно в Советском Союзе, но и на территориях большинства тогдашних социалистических государств – участников Организации Варшавского договора (ОВД) и членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ; алфавитный список этих РТБ помещён нами в приложении к основному тексту данного материала). Службу на этих РТБ несли специально подготовленные офицеры 12-го Центрального Управления Министерства Обороны СССР, и их-то и называли «Глухонемыми».

Но почему именно «Глухонемые»? Считалось (и весьма справедливо), что военнослужащие РТБ в общении не со своими непосредственными сослуживцами крайне молчаливы. И что они, мол, вопросы типа «А где вы служите?» якобы «не слышат» (значит – «глухие»), а когда их спрашивают затем об этом вновь – всё равно не отвечают (значит – «немые»). А и не слышащий и одновременно молчащий человек может быть только глухонемым. Или, в Советской Армии – «Глухонемым». И здесь надо отметить, что прозвище то повсеместно в советской военной авиации считалось отнюдь не обидным, а своего рода даже уважительным.

Непосредственно со «специзделиями» работали только специально подготовленные офицеры 12-го («атомного») ГУ МО СССР, да «на подхвате» у них – «допущенные» прапорщики из состава РТБ, то есть и те, и другие – профессиональные, кадровые военнослужащие. Но и без солдат срочной службы РТБ никак обходиться не могли: те несли там различную вспомогательную, но всё равно самую настоящую воинскую службу – они были задействованы при транспортировке тех «специзделий» своим собственным спецавтотранспортом РТБ, на различном обслуживании их территорий и в несении там «внутренних» нарядов, но главной для большинства «Глухонемых»-«срочников» всегда была караульная служба. В Отдельные роты охраны РТБ они попадали сразу же после призыва в Советскую Армию, там же, «на местах» проходили сначала обязательный и общий для всех призывников «Курс молодого бойца», а затем уже – и специальную караульную подготовку, после чего приступали непосредственно к полноценному несению службы. В результате солдаты-караульные РТБ уже к концу первого года службы реально были «на голову выше» своих же «коллег» из Батальонов охраны гарнизонов и аэродромов, хотя и те, и другие заступали на свои посты практически одинаково – как было принято говорить в Советской Армии, «через день – на ремень».   

Выше автор упоминал «служивших в советских Дальней Авиации, во Фронтовой Бомбардировочной или в Военно-Морской Авиации в 1970-х – начале 1990-х годов». Именно в это время, так как годом первого появления «неформального» термина «Глухонемые» в отношении военнослужащих РТБ советской военной авиации следует считать 1968-й – и без того уже известный в военной истории Отечества (в первую очередь – благодаря так называемым «Чехословацким событиям»). Именно к 1968 году относится первое упоминание «Глухонемых» в воспоминаниях бывших РТБшников. Согласно им же, «местом рождения» этого термина является РТБ Украинка у одноимённого аэродрома Дальней Авиации на Дальнем же Востоке – место, всем там служившим (в том числе – и автору этих строк, в году уже 1985-м) известное так же как Серышево.

Разумеется, что такое, неофициально определение, как «Глухонемые», не употреблинлось в отношении военнослужащих всех без исключения РТБ советской военной авиации. Автору известны и многочисленные иные его  варианты – такие, как, например, «Молчуны», «Молчи-молчи», «Безмолвные», «Не скажу», «Слышащие» и даже «Братья из леса» (дело в том, что большинство РТБ размешались и маскировались именно в лесных массивах). Но, конечно, самый – на наш лично взгляд – красивый (хотя и длинноватый) вариант – это «Лётчики подземной авиации»: ведь на каждой РТБ имелись многочисленные именно подземные (или, как их называют сами военные – «заглубленные») капитальные сооружения для хранения, обслуживания и снаряжения тех самых, атомных «специзделий». Тем не менее «со временем», к моменту распада СССР термин «Глухонемые» по отношению к военнослужащим РТБ советской военной авиации стал уже практически повсеместным и разве что не признанным ещё и официально. И это в то время, когда «русско-советский» термин «Глухонемые» уже давно официально признал … «вероятный противник» из блока НАТО. Это событие относится ещё к 1973 году, когда в рассекреченном ныне официальном документе – информационном сообщении БНД (Федеральной разведывательной службы Западной Германии, нем. Bundesnachrichtendienst, BND) – впервые упоминалось это русское слово, которое, по данным немецкой разведки, используется для обозначения военнослужащих некой воинской части Группы Советских Войск в Германии, дислоцировавшейся в городе Гроссенхайн. А именно там находилась одна из нескольких развёрнутых на территории тогдашней Германской Демократической Республики РТБ ВВС ГСВГ.

Автор, сам проходивший в 1984 – 1986 годах свою срочную службу в элитных для Советских ВВС частях Дальней Авиации, не может здесь не поведать и о своих личных впечатлениях о «Глухонемых». Так получилось, что РТБ имелись на трёх из четырёх военных аэродромах (кроме – «по понятным причинам» – подмосковного тогда Остафьева), с которыми была связана срочная служба автора. Но только на одном из них – Узинском (что функционировал тогда на территории Киевской области Советской Украины) – автору пришлось «по службе» лично встречаться с «Глухонемыми». Собственно на самом аэродроме такая встреча была одной-единственной, произошла она в июле 1986 года и хорошо запомнилась автору по целому ряду причин. Первая из них была связана с очередным утренним общим построением лётно-технического состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка, в котором автор в то время служил «рядовым лётчиком». И на том построении до всех неожиданно было «доведено», что сразу после перехода авиаторов полка от здания Учебных классов на так называемую «Ближнюю стоянку» самолётов Ту-95, там всем им будет продемонстрирована подвеска на одну из этих машин «болванки специзделия», то есть – корпуса авиационной атомной бомбы, но без снаряжённой в него «ядерной начинки» (очевидно, что в целях соблюдения режима секретности эта информация оглашалась не заранее, а «прямо сейчас»). При этом специальное внимание всех участвовавших в том построении было обращено на то, что они, лётчики и «технари» полка будут на том показе являться лишь зрителями, которые не должны вступать ни в какое общение с выполняющими его военнослужащими РТБ. «Тебя, Студент, – в заключении своего выступления обратился командир полка к будущему автору этих строк по его «общепринятому» в экипаже прозвищу, – это особенно касается, а то вдруг ты захочешь земляков своих-москвичей поискать среди солдат-«Молчунов» » – так автор впервые услыхал местный вариант прозвища узинских «Глухонемых». Прибыв на «Ближнюю стоянку», все авиаторы полка увидели, что она полностью оцеплена вооружёнными солдатами и что проход на неё возможен лишь в одном месте, причём только после предъявления удостоверений личности и сверки фамилий из них с уже имевшимися у «Молчунов» поимёнными списками «допущенных до мероприятия» лётчиков и «технарей». При этом автор, как единственный в тех списках солдат-«срочник», предъявлял, разумеется, свой военный билет, и последующее ознакомление офицеров-«Молчунов» с записями в нём заняло определённое время. После пропуска всех «допущенных» на оцепленную территорию стоянки, авиаторы полка выстроились в каре вокруг «снаряжаемого» самолёта, причём экипаж автора оказался немного впереди левой боковой стойки шасси этого бомбардировщика, то есть на весьма выгодном для наблюдения за происходящим месте (явно специально выбранного для них командиром полка, он же – командир этого лётного экипажа). Сам же дальнейший «показательный показ» подвески той «болванки» в бомболюк самолёта запомнился, без сомнения, всем присутствовавшим при нём – и авиаторам полка, и самим «Молчунам» – из-за возникшей в ходе него «нештатной ситуации», когда неожиданно для всех вышел из строя один из задних узлов самолётной подвески с уже висящей на ней «болванкой». И хотя все без исключения были – повторимся – заранее предупреждены, что «атомная бомба – не настоящая», своеобразные впечатления от той «нештатки» получили тоже явно все… 

После описанного эпизода автор видел «Молчунов»-«срочников» Узинской РТБ ещё несколько раз – уже не на аэродроме, а в самом своём гарнизоне, причём определялись они с первого взгляда, так как имели сразу несколько принципиальных внешних отличий ото всех остальных солдат. В то время, как все в качестве повседневной формы одежды – общепринятое в Советской Армии «ХэБэ» – носили «деревяшку» самых различных оттенков цвета хаки, солдаты-«молчуны» были одеты «как один» – только в «стекляшку» и лишь одного, тёмно-зелёного цвета. Так как Узинская РТБ находилась, как и положено, отдельно от аэродрома, в гарнизоне «Узин-3», то в «основной» гарнизон «Узин-2» те «Молчуны» приезжали на своём автотранспорте – это были «чисто военные» полноприводные автобусы довольно редкой (и ныне вообще малоизвестной) марки «ЗВАС» (создана «силами МО СССР» на базе всем хорошо известной «Шишиги» – ГАЗ-66) тоже тёмно-зелёного цвета, которых в автобате «основного» гарнизона не было ни одного. И – главное! – все «Молчуны» появлялись в гарнизоне «Узин-2» и на Узинском аэродроме только «при оружии». И если у офицеров и прапорщиков РТБ это были обычные пистолеты Макарова в кобурах на портупеях, то у солдат-«Молчунов» – столь «непривычные взгляду» в советской военной авиации автоматы Калашникова (тогда штатным оружием для «срочников» Советских ВВС были не «общеизвестные» АК, а СКСы – Самозарядные карабины Симонова) и даже того же Калашникова системы ручные пулемёты РПК. В общем – «всё не так», как у остальных, многих сотен «срочников», служивших вместе с автором в 1986 году в гарнизоне «Узин-2».

…Всё описанное нами выше было уже давно, три с половиной десятилетия назад… Давно нет больше ни самого Советского Союза, ни его Вооружённых Сил, ни входивших в них РТБ со служившими на них «Глухонемыми», о которых мы с вами только что вспомнили… Вспомнили о такой маленькой, но реально неотъемлемой странице ратной истории нашего Отечества, как «Глухонемые».

 

Приложение

 

Алфавитный список РТБ советской военной авиации

(до 1991 года)

 

Ак-Тепе (Ашхабадская область Туркменской ССР)

Альтенбург (Германская Демократическая Республика)

Арциз (Одесская область Украинской ССР)  

Аягуз (Семипалатинская область Казахской ССР)

Багерово (Крымская область Украинской ССР) 

Барановичи (Брестская область Белорусской ССР)

Белая (Иркутская область РСФСР)  

Белая Церковь (Киевская область Украинской ССР)

Бобровичи (Гомельская область Белорусской ССР)  

Бобруйск (Могилёвская область Белорусской ССР)

Болбасово (Витебская область Белорусской ССР)

Бранд (Германская Демократическая Республика)   

Быхов (Могилёвская область Белорусской ССР)

Вернойхен (Германская Демократическая Республика)

Воздвиженка (Приморский край РСФСР)

Вознесенск (Одесская область Украинской ССР)   

Городок (Львовская область Украинской ССР) 

Гроссенхайн (Германская Демократическая Республика)

Джида (Бурятская АССР РСФСР)

Домна (Читинская область РСФСР) 

Завитинск (Амурская область РСФСР)

Калинин (Калининская область РСФСР)

Канатово (Кировоградская область Украинской ССР)

Карл-Маркс-Штадт (Германская Демократическая Республика)

Карши (Кашкадарьинская область Узбекской ССР)

Кишкунлацхаза (Венгерская Народная Республика)

Копитнари (Грузинская ССР)

Кунмандараш (Венгерская Народная Республика)

Лерц (Германская Демократическая Республика)

Линда (Германская Демократическая Республика)

Лихен (Германская Демократическая Республика)

Луцк (Волынская область Украинской ССР)

Людвигслуст (Германская Демократическая Республика)

Манита (Монгольская Народная Республика)

Мачулищи (Минская область Белорусской ССР)

Божи Дар (Чехословацкая Социалистическая Республика)

Миха Цхакая (Грузинская ССР)

Моздок (Северо-Осетинская АССР РСФСР)

Монгохто (Хабаровский край РСФСР)

Мукачево (Закарпатская область Украинской ССР)

Новосысоевка (Приморский край РСФСР)

Озёрное (Житомирская область Украинской ССР)

Орловка (Амурская область РСФСР)

Полтава (Полтавская область Украинской ССР)

Прилуки (Черниговская область Украинской ССР)

Семипалатинск (Семипалатинская область Казахской ССР)

Слотница (Польская Народная Республика)

Смуравьево (Псковская область РСФСР)

Сольцы (Псковская область РСФСР)

Староконстантинов (Хмельницкая область Украинской ССР)

Степь (Читинская область РСФСР)

Стрый (Львовская область Украинской ССР)

Талды-Курган (Талды-Курганская область Казахской ССР)

Тарту (Эстонская ССР)

Темплин (Германская Демократическая Республика)

Тирасполь (Молдавская ССР)

Тукумс (Латвийская ССР)

Узин (Киевская область Украинской ССР)

Украинка (Амурская область РСФСР)

Укурей (Читинская область РСФСР)

Финстервальде (Германская Демократическая Республика)

Хороль (Приморский край РСФСР)

Хурба (Хабаровский край РСФСР)

Шаталово (Смоленская область РСФСР)

Шпротава (Польская Народная Республика)

 

Примечание

Данный алфавитный список РТБ советской военной авиации составлен нами по состоянию на момент распада СССР, то есть он мог считаться актуальным только на конец 1991-го – начало 1992 годов. Тем не менее, в нём нами и сейчас в принципе не указываются ни имевшиеся у этих РТБ на то время их порядковые номера, ни номера их войсковых частей или полевых почт (для РТБ, дислоцированных за пределами СССР), а так же не приводятся указания на конкретные части и соединения Дальней Авиации, Фронтовой Бомбардировочной Авиации и Военно-Морской Авиации, которых «обслуживали» конкретные РТБ. По всему этому к настоящему времени, спустя уже три десятилетия данный алфавитный список РТБ советской военной авиации является абсолютно неактуальным и может иметь только лишь определённую историческую ценность.

-1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу