Синд

Советский самолет, р-н села Коротояк

46 сообщений в этой теме

Обратились за помощью коллеги из Воронежской области. В районе села Коротояк Острогожского районаВоронежской области найдены обломки самолета и части звездообразного мотора

20211103_175135.jpg

20211103_175145.jpg

20211103_175151.jpg

20211103_175206.jpg

20211103_175212.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На лодочке цилиндра обнаружен номер мотора. Судя по всему мотор подвергался нескольким ремонтам

Номера с лодочки головки блока цил. с ДБ-3 (1).jpg

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера звонили по этому самолету. Похоже на мотор М-87, был №871753, перебит примерно на №872509. Предполагали ДБ-3а, но я встречал близкий номер №871758 на ДБ-3ф. Вероятно, к моменту гибели был переименован в Ил-4?

Район Коротояк подвергался ночным налетам АДД в ночь 9-10.7.1942, потом подряд с 11-12.7.1942 по 21-22.7.1942 и еще 4-5.8.1942 и 5-6.1942.

Нельзя исключать и Су-2 с мотором М-87?

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис Владимирович, приветствую. Мотор М-87 однозначно. Тоже думаю, что нельзя исключать потерю Су-2 с М-87. А из АДД кто поэтому району работал?

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, Синд сказал:

А из АДД кто поэтому району работал?

У меня есть обзоры действия АДД за две ночи 19-20.7.1942 и 20-21.7.1942. В район Коротояк летали на Ил-4 3 аддд, 17 аддд, 24 аддд, 36 аддд. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пытался найти что-то, но безрезультатно. Единственно попалась запись о потере л-т Иванов из 750 ап 17 аддд 19.7.1942. Это экипаж Бобровский Николай Митрофанович - Иванов Алексей Александрович - Кочегура степан Александрович - Гвоздев Петр Алексеевич. 

Кстати, нельзя исключать небоевую потерю. Все же рядом завод №18 в Воронеже был, выпускавший (и ремонтировавший?) Дб-3. 

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Забыл добавить, что в ночь с 19-20.7.42 нбз 1 Ил-4 из 17 аддд, вторая ночь нбз 2 Ил-4 из 3 аддд, 1 Ил-4 из 17 аддд, 2 Ил-4 из 24 аддд и 4 Ил-4 из 36 аддд. НЕ факт, что все они работали по Коротояку, могли и в совсем других районах.

Часть этих нбз могли сесть на других аэродромах и позже вернуться.

Изменено пользователем linnet
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, linnet сказал:

Пытался найти что-то, но безрезультатно. Единственно попалась запись о потере л-т Иванов из 750 ап 17 аддд 19.7.1942.

Кстати, нельзя исключать небоевую потерю. Все же рядом завод №18 в Воронеже был, выпускавший (и ремонтировавший?) Дб-3. 

 21.07.42 в 36 аддд не вернулись 2 экипажа 455 полка: Стогин-Гнида-Вержинский и Грунявин-Полькин-Олицкий

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минут назад, Синд сказал:

 21.07.42 в 36 аддд не вернулись 2 экипажа 455 полка: Стогин-Гнида-Вержинский и Грунявин-Полькин-Олицкий

Эти  экипажи  не  подойдут,  они  упали  у  нас  на  Псковщине.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

Нельзя исключать и Су-2 с мотором М-87?

Таких машин выпущено было около десятка и шанс их встретить стремится к 0...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
44 минуты назад, kirche сказал:

Таких машин выпущено было около десятка и шанс их встретить стремится к 0...

А посадочные места у М-87 и М-88 разные? Могли поставить, что было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей! Спасибо за тему! Проверьте мою версию. 13 июля 1942 года в ночь совершил вылет экипаж майора Урутина Михаила Николаевича на ДБ-3 на наблюдение бомбардировки вражеских обьектов в Коротояк нашими Ил-4. Применялись зажигательные бомбы. Фиксировались поражения объектов. В состав экипажа был включен командующий 2 гв. авиакорпуса дальнего действия генерал-майор Логинов Евгений Федорович. ДБ-3 был сбит немецкими зенитками. Командир приказал покинуть самолет всем. Первым покинул самолет генерал Логинов, далее стрелки и командир Урутин. Последним выпрыгнул штурман. Он погиб т.к. высота уже была небольшой и парашют зацепился за "хвост". Его тело нашли местные жители рядом с фрагментами ДБ-3 в поле. Возможно захоронен как б/п рядом в селе. Логинов Евгений Федорович ночью добрался к реке Дон и переплыл на левый берег где его встретили наши бойцы. Командир Урутин и стрелок - радист остались живы и вернулись в полк, второй стрелок тоже вышел к своим. Урутин продолжал летать на Ил-4 но самолет был сбит в 1943 году. В его экипаже был стрелок с ДБ-3. Они попали в партизанский отряд на Украине в Харьковской области. По случайности майор Урутин был убит. Свидельства стрелка я прочитал. Извините меня за рассказ, но я думаю это немного сузит поиск исключая судьбы экипажей. У меня есть пофамильный неполный список экипажей участвовавших в боевых действях в Коротояке. Если нужно я предоставлю. Желаю участникам успехов в поиске. Я как волонтёр сотрудничаю с Воронежским поисковым отрядом "Дон" Михаила Сегодина и с экспертом по авиации полковником Валерием Чернышовым. Спасибо им, что разрешили участвовать в благородном деле. Всем привет и уважение, особенно Сергею из Анапы (Синд).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если это вариант подтвердится, то единственный погибший в экипаже майор Мацепрас (Мацепрас) Иван Андреевич, 1907, штурман эскадрильи 751 ап дд (на тот момент полк входил в состав 17 ад дд), числится не вернувшимся с боевого задания 13 июля 1942

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я знаю эту информацию. Судьбу остальных членов экипажа тоже знаю. Нужно установить номер самолета на котором они вылетали на боевое задание

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, linnet сказал:

А посадочные места у М-87 и М-88 разные? Могли поставить, что было.

20211103_175206.jpg

Борис Владимирович, в данном случае сложные версии излишни. Я просил уже ранее Валерия Алексеевича и его воронежских коллег отстучать от ржавчины эту деталь с сфотографировать с разных ракурсов - как раз чтобы показать её на схеме Дб-3ф. Но в любом случае уже сейчас ясно, что это не Су-2 и даже не Дб-3А. Слева видно пневмозамок (цилиндр-выключатель) - типичная для ОКБ Илюшина деталь для пневмо-систем управления шасси и шитками. На Дб-3А ранних её ещё не ставили. У Су-2 таких не было в принципе - на них электрогидравлика стояла.

2 часа назад, Семвал сказал:

Проверьте мою версию.

Проверили - найден не самолет Урутина - у того моторы М-88б, Ил-4 довольно новый был от 126-го завода и явно с родными моторами.

Изменено пользователем kirche
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо всем. Фрагмент - деталь для пневмо-систем управления шасси и щитками очистим и напишу о результатах.

Изменено пользователем Семвал
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 часов назад, Синд сказал:

Также на обломке дюраля найдены технологическая чекуха и набитый цифрами номер

Фрагмент дюраля от фюзеляжа ДБ-3 с номерами. Коротояк. (5).jpg

В качестве примера аналогичных клейм (некоторые полагают, что это номер самолета, но это не так). Это комплекты дефлекторов внутреннего капота двигателя, производства Завода №29 НКТП - их отличает черный окрас и по верхнему краю клепки с зазором и широкой шляпкой (удерживали уплотнители из войлока). Часто встречаются на самолетах Дб-3, Дб-3ф/Ил-4, но выпускал их завод, который делал двигатели и номер самолета они нести в принципе не могут.

05.jpgpic_53.jpg

Изменено пользователем kirche
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Синд Сергей,  ответ скорее был в продолжение обсуждения, которое было за пределами форума - раз вопрос всплывает, значит не грех повториться.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первые две цифры это номер завода? Я вижу 16, может это 18?  №18 был у Воронежского авиационного завода. №16 Воронежский механический завод. Если не так, поправьте. Постараюсь получить консультацию на этих предприятиях. 

Номер Самолета 189733 (6).JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Семвал сказал:

№18 был у Воронежского авиационного завода. №16 Воронежский механический завод. Если не так, поправьте. 

@Семвал , до войны это оба завода НКАП в Воронеже:  "восемнадцатый" - это Завод № 18 имени К.Е.Ворошилова 10-го Главного Управления НКАП, а "шестнадцатый" - Завод № 16 имени И.В.Сталина 18-го Главного Управления НКАП.  

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нужна информация по двигателю М-87  . Выпускался в Запорожье и Омске. Гл. конструктор завода №29 Назаров был переведен нв Воронежский механический завод. Возможно этот двигатель был установлен на ДБ-3. Задача установить где произведен двигатель и на какой самолет поставлен. На сегодняшний день члены экипажа ДБ-3 не установлены. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Семвал сказал:

Нужна информация по двигателю М-87  . Выпускался в Запорожье и Омске. Гл. конструктор завода №29 Назаров был переведен нв Воронежский механический завод. Возможно этот двигатель был установлен на ДБ-3. Задача установить где произведен двигатель и на какой самолет поставлен. На сегодняшний день члены экипажа ДБ-3 не установлены. 

Валерий, с информацией по поводу моторов вообще скудно, особенно по Запорожью (особенно учитывая нынешние реалии). Непонятно даже где искать архивные документы.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кирилл, с Воронежского авиационного завода (с музея)  тоже тишина. Буду ждать информацию от них. В интернете мне попадалась информация по потерям двигателей в авиационных полках, но не по тем которые меня интересуют. Значит есть сведения по движкам. 

Брянск списание ДБ-3.jpg

Изменено пользователем Семвал
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Семвал сказал:

Значит есть сведения по движкам. 

Валерий Алексеевич, сведения по движкам есть и много где, но в разных фондах и разных описях, многое ещё не рассекречено - искать весьма сложно (некоторые участники форума посвятили этому уже лет 20). Только вот нормальной фотографии номера мотора никто до сих пор не увидел - видится всем разное. Не знаю, что Вы хотите узнать у музея Воронежского завода - по-моему, все номера, которые Вы нашли, были набиты на моторном заводе №29 НКТП в Запорожье (но об этом уже писал).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо Кирилл! Я тоже думаю, что на 29 заводе в Запорожье. Сведения о состоянии самолетов ИЛ-4 в июле 1942 года можно найти в интернете или только в Подольском архиве МО России?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу