Опубликовано: 8 ноября, 2021 Обратились за помощью коллеги из Воронежской области. В районе села Коротояк Острогожского районаВоронежской области найдены обломки самолета и части звездообразного мотора 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 (изменено) На лодочке цилиндра обнаружен номер мотора. Судя по всему мотор подвергался нескольким ремонтам Изменено 8 ноября, 2021 пользователем Синд 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 Также на обломке дюраля найдены технологическая чекуха и набитый цифрами номер 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 Вчера звонили по этому самолету. Похоже на мотор М-87, был №871753, перебит примерно на №872509. Предполагали ДБ-3а, но я встречал близкий номер №871758 на ДБ-3ф. Вероятно, к моменту гибели был переименован в Ил-4? Район Коротояк подвергался ночным налетам АДД в ночь 9-10.7.1942, потом подряд с 11-12.7.1942 по 21-22.7.1942 и еще 4-5.8.1942 и 5-6.1942. Нельзя исключать и Су-2 с мотором М-87? 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 (изменено) Борис Владимирович, приветствую. Мотор М-87 однозначно. Тоже думаю, что нельзя исключать потерю Су-2 с М-87. А из АДД кто поэтому району работал? Изменено 8 ноября, 2021 пользователем Синд 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 7 минут назад, Синд сказал: А из АДД кто поэтому району работал? У меня есть обзоры действия АДД за две ночи 19-20.7.1942 и 20-21.7.1942. В район Коротояк летали на Ил-4 3 аддд, 17 аддд, 24 аддд, 36 аддд. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 (изменено) Пытался найти что-то, но безрезультатно. Единственно попалась запись о потере л-т Иванов из 750 ап 17 аддд 19.7.1942. Это экипаж Бобровский Николай Митрофанович - Иванов Алексей Александрович - Кочегура степан Александрович - Гвоздев Петр Алексеевич. Кстати, нельзя исключать небоевую потерю. Все же рядом завод №18 в Воронеже был, выпускавший (и ремонтировавший?) Дб-3. Изменено 8 ноября, 2021 пользователем linnet 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 (изменено) Забыл добавить, что в ночь с 19-20.7.42 нбз 1 Ил-4 из 17 аддд, вторая ночь нбз 2 Ил-4 из 3 аддд, 1 Ил-4 из 17 аддд, 2 Ил-4 из 24 аддд и 4 Ил-4 из 36 аддд. НЕ факт, что все они работали по Коротояку, могли и в совсем других районах. Часть этих нбз могли сесть на других аэродромах и позже вернуться. Изменено 8 ноября, 2021 пользователем linnet 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 4 минуты назад, linnet сказал: Пытался найти что-то, но безрезультатно. Единственно попалась запись о потере л-т Иванов из 750 ап 17 аддд 19.7.1942. Кстати, нельзя исключать небоевую потерю. Все же рядом завод №18 в Воронеже был, выпускавший (и ремонтировавший?) Дб-3. 21.07.42 в 36 аддд не вернулись 2 экипажа 455 полка: Стогин-Гнида-Вержинский и Грунявин-Полькин-Олицкий 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 19 минут назад, Синд сказал: 21.07.42 в 36 аддд не вернулись 2 экипажа 455 полка: Стогин-Гнида-Вержинский и Грунявин-Полькин-Олицкий Эти экипажи не подойдут, они упали у нас на Псковщине. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 1 час назад, linnet сказал: Нельзя исключать и Су-2 с мотором М-87? Таких машин выпущено было около десятка и шанс их встретить стремится к 0... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2021 44 минуты назад, kirche сказал: Таких машин выпущено было около десятка и шанс их встретить стремится к 0... А посадочные места у М-87 и М-88 разные? Могли поставить, что было. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 Сергей! Спасибо за тему! Проверьте мою версию. 13 июля 1942 года в ночь совершил вылет экипаж майора Урутина Михаила Николаевича на ДБ-3 на наблюдение бомбардировки вражеских обьектов в Коротояк нашими Ил-4. Применялись зажигательные бомбы. Фиксировались поражения объектов. В состав экипажа был включен командующий 2 гв. авиакорпуса дальнего действия генерал-майор Логинов Евгений Федорович. ДБ-3 был сбит немецкими зенитками. Командир приказал покинуть самолет всем. Первым покинул самолет генерал Логинов, далее стрелки и командир Урутин. Последним выпрыгнул штурман. Он погиб т.к. высота уже была небольшой и парашют зацепился за "хвост". Его тело нашли местные жители рядом с фрагментами ДБ-3 в поле. Возможно захоронен как б/п рядом в селе. Логинов Евгений Федорович ночью добрался к реке Дон и переплыл на левый берег где его встретили наши бойцы. Командир Урутин и стрелок - радист остались живы и вернулись в полк, второй стрелок тоже вышел к своим. Урутин продолжал летать на Ил-4 но самолет был сбит в 1943 году. В его экипаже был стрелок с ДБ-3. Они попали в партизанский отряд на Украине в Харьковской области. По случайности майор Урутин был убит. Свидельства стрелка я прочитал. Извините меня за рассказ, но я думаю это немного сузит поиск исключая судьбы экипажей. У меня есть пофамильный неполный список экипажей участвовавших в боевых действях в Коротояке. Если нужно я предоставлю. Желаю участникам успехов в поиске. Я как волонтёр сотрудничаю с Воронежским поисковым отрядом "Дон" Михаила Сегодина и с экспертом по авиации полковником Валерием Чернышовым. Спасибо им, что разрешили участвовать в благородном деле. Всем привет и уважение, особенно Сергею из Анапы (Синд). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 Если это вариант подтвердится, то единственный погибший в экипаже майор Мацепрас (Мацепрас) Иван Андреевич, 1907, штурман эскадрильи 751 ап дд (на тот момент полк входил в состав 17 ад дд), числится не вернувшимся с боевого задания 13 июля 1942 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 Я знаю эту информацию. Судьбу остальных членов экипажа тоже знаю. Нужно установить номер самолета на котором они вылетали на боевое задание 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 (изменено) 14 часа назад, linnet сказал: А посадочные места у М-87 и М-88 разные? Могли поставить, что было. Борис Владимирович, в данном случае сложные версии излишни. Я просил уже ранее Валерия Алексеевича и его воронежских коллег отстучать от ржавчины эту деталь с сфотографировать с разных ракурсов - как раз чтобы показать её на схеме Дб-3ф. Но в любом случае уже сейчас ясно, что это не Су-2 и даже не Дб-3А. Слева видно пневмозамок (цилиндр-выключатель) - типичная для ОКБ Илюшина деталь для пневмо-систем управления шасси и шитками. На Дб-3А ранних её ещё не ставили. У Су-2 таких не было в принципе - на них электрогидравлика стояла. 2 часа назад, Семвал сказал: Проверьте мою версию. Проверили - найден не самолет Урутина - у того моторы М-88б, Ил-4 довольно новый был от 126-го завода и явно с родными моторами. Изменено 9 ноября, 2021 пользователем kirche 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 @kirche Кирилл, в любом случае, коллеги будут ещё работать на МП. Думаю, ещё номера найдутся. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 (изменено) Спасибо всем. Фрагмент - деталь для пневмо-систем управления шасси и щитками очистим и напишу о результатах. Изменено 9 ноября, 2021 пользователем Семвал 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 Отправляю найденные мной мелкие фрагменты на месте работы. Может они помогут. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 (изменено) 19 часов назад, Синд сказал: Также на обломке дюраля найдены технологическая чекуха и набитый цифрами номер В качестве примера аналогичных клейм (некоторые полагают, что это номер самолета, но это не так). Это комплекты дефлекторов внутреннего капота двигателя, производства Завода №29 НКТП - их отличает черный окрас и по верхнему краю клепки с зазором и широкой шляпкой (удерживали уплотнители из войлока). Часто встречаются на самолетах Дб-3, Дб-3ф/Ил-4, но выпускал их завод, который делал двигатели и номер самолета они нести в принципе не могут. Изменено 9 ноября, 2021 пользователем kirche 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 @kirche Кирилл, это понятно, скорее всего это технологический или заводской номер узла 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2021 @Синд Сергей, ответ скорее был в продолжение обсуждения, которое было за пределами форума - раз вопрос всплывает, значит не грех повториться. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 ноября, 2021 Первые две цифры это номер завода? Я вижу 16, может это 18? №18 был у Воронежского авиационного завода. №16 Воронежский механический завод. Если не так, поправьте. Постараюсь получить консультацию на этих предприятиях. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 ноября, 2021 4 часа назад, Семвал сказал: №18 был у Воронежского авиационного завода. №16 Воронежский механический завод. Если не так, поправьте. @Семвал , до войны это оба завода НКАП в Воронеже: "восемнадцатый" - это Завод № 18 имени К.Е.Ворошилова 10-го Главного Управления НКАП, а "шестнадцатый" - Завод № 16 имени И.В.Сталина 18-го Главного Управления НКАП. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 ноября, 2021 Большое спасибо!!! Я связался с музеем Воронежского авиационного завода. Сброшу им информацию. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 ноября, 2021 Нужна информация по двигателю М-87 . Выпускался в Запорожье и Омске. Гл. конструктор завода №29 Назаров был переведен нв Воронежский механический завод. Возможно этот двигатель был установлен на ДБ-3. Задача установить где произведен двигатель и на какой самолет поставлен. На сегодняшний день члены экипажа ДБ-3 не установлены. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 ноября, 2021 2 минуты назад, Семвал сказал: Нужна информация по двигателю М-87 . Выпускался в Запорожье и Омске. Гл. конструктор завода №29 Назаров был переведен нв Воронежский механический завод. Возможно этот двигатель был установлен на ДБ-3. Задача установить где произведен двигатель и на какой самолет поставлен. На сегодняшний день члены экипажа ДБ-3 не установлены. Валерий, с информацией по поводу моторов вообще скудно, особенно по Запорожью (особенно учитывая нынешние реалии). Непонятно даже где искать архивные документы. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 ноября, 2021 (изменено) Кирилл, с Воронежского авиационного завода (с музея) тоже тишина. Буду ждать информацию от них. В интернете мне попадалась информация по потерям двигателей в авиационных полках, но не по тем которые меня интересуют. Значит есть сведения по движкам. Изменено 12 ноября, 2021 пользователем Семвал 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 ноября, 2021 5 часов назад, Семвал сказал: Значит есть сведения по движкам. Валерий Алексеевич, сведения по движкам есть и много где, но в разных фондах и разных описях, многое ещё не рассекречено - искать весьма сложно (некоторые участники форума посвятили этому уже лет 20). Только вот нормальной фотографии номера мотора никто до сих пор не увидел - видится всем разное. Не знаю, что Вы хотите узнать у музея Воронежского завода - по-моему, все номера, которые Вы нашли, были набиты на моторном заводе №29 НКТП в Запорожье (но об этом уже писал). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 ноября, 2021 Спасибо Кирилл! Я тоже думаю, что на 29 заводе в Запорожье. Сведения о состоянии самолетов ИЛ-4 в июле 1942 года можно найти в интернете или только в Подольском архиве МО России? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах