Опубликовано: 17 июля, 2021 Обследовали место падения самолета на горе Дооб между н.п. Кабардинка и Геленджик. Обломки растянуты метров на 40 по склону. Грунт скалистый, все обломки верховые. По обломкам определили тип самолета как И-16. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2021 Среди обломков обнаружены фрагментированные останки пилота 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2021 Место падения находится на границе квадратов 75462 и 75464 по системе координат люфтваффе 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2021 (изменено) У немцев есть вот такая заявка за 12.02.1943 г. на ишаков по этому району: Olt Barkhorn Gerhard Баркхорн Герхард 4./JG52 I-16 75 464: at 3000 m 06:03 O [1] Olt Barkhorn Gerhard Баркхорн Герхард 4./JG52 I-16 75 462: at 2000 m 06:10 O [1] Изменено 17 июля, 2021 пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2021 С заявкой Баркхорна более менее определились. Бой действительно имел место быть: как следует из наградного листа на одного из участников этого боя, группа И-16 из состава 116 ИАП приняла бой с 4 Ме-109 в районе Кабардинка, и как минимум 1 И-16 был действительно сбит. А вот был ли второй сбитый самолет или это приписки Баркхорна, нужно еще разбираться. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2021 По сводке два сбитых И-16 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июля, 2021 Этот эпизод описан в книге С.И. Феоктистова "Истребители над Малой Землей". 12 февраля части десанта вели бой в районе высоты 307,2 и в южной части плацдарма овладели горой Мысхако. Как и в предыдущий день, немецкая авиация действовала достаточно активно. Перед фронтом группы был отмечен 151 самолето-пролет авиации противника (119 бомбардировщиков и 32 истребителя). Отражая вражеские авианалеты, летчики геленджикской авиагруппы в течение дня провели шесть групповых воздушных боев, четыре из которых выпали на долю пилотов 116-го авиаполка. В период с 08.01 до 08.22 четверка истребителей 116-го авиаполка вела над Кабардинкой воздушный бой с парой Bf-109. Воздушный бой истребителей закончился в пользу пилотов люфтваффе. На свой аэродром не вернулись два И-16. Пилот одного из них младший лейтенант С.С. Коваленок погиб вместе со своей машиной, пилот другого старший сержант А.Р. Лукьянчук сумел выпрыгнуть с парашютом. С немецкой стороны снова отличился Герхард Баркхорн. На этот раз это действительно была двойная победа, так как немецкому асу удалось сбить сразу двух противников (112-я и 113-я победы). 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июля, 2021 (изменено) Видимо, по ошибке Коваленка записали в потери 11.02.1943 г., вместе с еще четырьмя погибшими 11 .02.43 г., пилотами 116 иап: 11 февраля 1943 года. Греков Вадим Ильич. Капитан. Командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (более 30 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета. В день гибели награждён орденом Красного Знамени. 11 февраля 1943 года. Давыдов Илья Фёдорович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (более 30 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета на самолёте И-153. В день гибели награждён орденом Красного Знамени. 11 февраля 1943 года. Лактионов Александр Фёдорович. Младший лейтенант. Командир звена 116-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете на самолёте И-16. 11 февраля 1943 года. Черняк Афанасий Яковлевич. Старший сержант. Лётчик 116-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета. Изменено 18 июля, 2021 пользователем Жека 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июля, 2021 (изменено) Отчасти это могло быть связано с тем, что 116 иап пробыл в составе 295 иал менее месяца, а точнее с 05 по 26 февраля 1943 г. На момент составления итоговой ведомости потерь за февраль 1943 г., полка в составе дивизии уже не было. Изменено 18 июля, 2021 пользователем Жека 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2021 Шильда от прицела 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2021 6 часов назад, Синд сказал: Шильда от прицела По прекрасно читающимся на ней данным, это был авиационный коллиматорный прицел ПАК-1 производства 1938 года Завода № 355 9-го Главного Управления Народного Комиссариата Оборонной Промышленности (9 ГУ НКОП) Союза ССР в подмосковном Загорске (ныне - АО "ЗОМЗ", г.Сергиев Посад Московской области РФ). 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 В минувшее воскресение наши хлопцы поработали на месте падения. Добрали останки пилота, нашли фрагменты обломков двигателя, в том числе один номер 1914119, характерный для для моторов М-25 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 Ещё несколько фото с места падения 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 (изменено) Остатки колёсного диска, от удара развернуло в полосу Изменено 3 августа, 2021 пользователем Синд 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 При отработке МП удалось найти место удара самолёта об землю и уточнить направление падения. Самолёт падал со стороны аэродрома Геленджик в сторону Новороссийска, параллельно береговой полосе. Залегание обломков кабины, плексигласа, остатков приборов находилось на небольшом "пятаке", примерно 5 на 5 метров, на глубине от 1 до 10 см. Останки пилота верховые, находились слева от кабины по ходу падения самолёта. Шлейф обломков растянулся аккуратным пятном примерными размерами 70 метров вдоль склона и 30 метров снизу вверх по склону. Удивителен тот факт что при хорошей крутизне склона, градусов так 45, ниже в ручье ничего не удалось обнаружить. Всё осталось на склоне, что говорит о небольшой скорости падения самолёта. 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 Отсутствие такого номера мотора в нашей базе, косвенно говорит в пользу 116 иап, по которому у нас вообще нет данных 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 Тем не менее надо расширять круг поиска хотя бы потому, что, согласно "Ведомостям о количественном и качественном состоянии самолётов и моторов.." в феврале-марте месяцах в 116 ИАПе и 611 ИАПе находились самолёты И-16 только с моторами М-62 и М-63. Уже по предварительной дате потери за февраль месяц не подходит тип мотора, значит не наш вариант. Моторы М-25 стояли на "ишаках" которые были в 977 и 975 ИАПе. После ухода 977 ИАПа все И-16 с моторами М-25 были собраны в одном полку - 975. Если брать зону поиска ещё шире, то моторы М-25 были в 718 аасп/асп/иапе, а также полках ВВС ЧФ, но на других типах самолётов, а это И-15, И-15бис, УТИ-4. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 Хочу также отметить тот факт, что в 200-х метрах ниже места падения самолёта по склону находится несколько больших блиндажей, в которых много всякого железного хлама, но не попалось ни одной самолётной железяки или алюминьки. В период боевых действий 42-43 годов все окрестности Геленджика были наводнены войсками, и отсутствие обломков самолёта в блиндажах наталкивает на мысль о том, что самолёт разбился либо задолго до того, как пришли сюда войска, либо уже после того, как эти войска отсюда ушли. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2021 Соответственно, требуется дальнейший поиск найденного номера мотора в архивных документах, ну и проработка других возможных вариантов. Этим сейчас и занимаемся. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 (изменено) 12 часа назад, Алекс21 сказал: Тем не менее надо расширять круг поиска хотя бы потому, что, согласно "Ведомостям о количественном и качественном состоянии самолётов и моторов.." в феврале-марте месяцах в 116 ИАПе и 611 ИАПе находились самолёты И-16 только с моторами М-62 и М-63. Уже по предварительной дате потери за февраль месяц не подходит тип мотора, значит не наш вариант. Моторы М-25 стояли на "ишаках" которые были в 977 и 975 ИАПе. После ухода 977 ИАПа все И-16 с моторами М-25 были собраны в одном полку - 975. Если брать зону поиска ещё шире, то моторы М-25 были в 718 аасп/асп/иапе, а также полках ВВС ЧФ, но на других типах самолётов, а это И-15, И-15бис, УТИ-4. По мнению Ильи Прокофьева, изучившего фото обломков, они принадлежат самолету И-16 тип 24, но теоретически могли быть переставлены при ремонте на другие типы и-16. Так-что версию с и-15 и и-15бис можно не рассматривать. Изменено 4 августа, 2021 пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 2 часа назад, Жека сказал: Так-что версию с и-15 и и-15бис можно не рассматривать. А с УТИ-4? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 Думаю, что конструции и-16 невозможно впихнуть в учебный самолет ути-4 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 22 минуты назад, Жека сказал: Думаю, что конструции и-16 невозможно впихнуть в учебный самолет ути-4 Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (И-16 тип 15). Вы на МП пушку/гильзы ШВАК нашли? Что еще нельзя впихнуть в УТИ-4? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 (изменено) На МП найдены только горелые и не очень 7,62 мм россыпью с выбитыми капсюлями и в звеньях... Изменено 4 августа, 2021 пользователем Алекс21 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 Не встречал упоминания о боевом применении УТИ-4. Были во флоте боевые УТ-1б, но это другая история. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 Почему именно боевое применение? Не всегда там рядом линия фронта была. Да и во многих истребительных полках, независимо от типа самолетов, долгое время были единичные УТИ-4. Когда по просьбе Синда проверял этот номер мотора у себя, встретилось даже сообщение, что нбз 2 самолета: И-16 и УТИ-4. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа, 2021 Возможно стоит рассмотреть и этот вариант. По 116 ИАП по состоянию на 01.02.1943 действительно все самолеты были с моторами М-62 или М-63. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 августа, 2021 Чекуха 21-го завода 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 августа, 2021 Просмотрел все потери И-16 с пилотами по 5 ВА за 42-43 г.г.: по району Геленджика ничего нет, кроме Коваленка из 116 ИАП. Есть одна подходящая по месту потеря по 36 ИАП в составе 237 ИАД: 09.09.1942 л-т Фроловский А.В. (сбит в воздушном бою). Но, ни номера самолет, ни номера мотора у меня нет. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 августа, 2021 Наши коллеги из Геленджика нашли на месте падения фрагмент с номером самолета 5210398. Самолет с таким номером в базе у нас есть. По всем спискам учета самолетов и моторов 5 ВА, а с 01.05.1943 г. - 4 ВА, он числился в боевом составе 975 ИАП. Списан по износу 06.08.1943 г. из состава 9 ОУТАЭ 4 ВА. Таким образом, это точно не самолет И-16 № 5210398, но где-то в ремонтных мастерских он пересекался с найденным самолетом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах