Жека

И-16 гора Дооб пос. Кабардинка

59 сообщений в этой теме

Обследовали место падения самолета на горе Дооб между н.п. Кабардинка и Геленджик. Обломки растянуты метров на 40 по склону. Грунт скалистый, все обломки верховые. По обломкам определили тип самолета как И-16.

IMG-20210717-WA0049.jpg

IMG-20210717-WA0050.jpg

IMG-20210717-WA0051.jpg

IMG-20210717-WA0056.jpg

IMG-20210717-WA0057.jpg

IMG-20210711-WA0056.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Место падения находится на границе квадратов 75462 и 75464 по системе координат люфтваффе

karta-genshtab-l-37-124-kabardinka.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У немцев есть вот такая заявка за 12.02.1943 г. на ишаков по этому району:

Olt Barkhorn Gerhard Баркхорн Герхард   4./JG52 I-16 75 464: at 3000 m 06:03 O   [1]
Olt Barkhorn Gerhard Баркхорн Герхард   4./JG52 I-16 75 462: at 2000 m 06:10 O   [1]
Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С заявкой Баркхорна более менее определились. Бой действительно имел место быть: как следует из наградного листа на одного из участников этого боя, группа И-16 из состава 116 ИАП приняла бой с 4 Ме-109 в районе Кабардинка, и как минимум 1 И-16 был действительно сбит. А вот был ли второй сбитый самолет или это приписки Баркхорна, нужно еще разбираться.

filterimage1.jpg

filterimage2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот эпизод описан в книге С.И. Феоктистова "Истребители над Малой Землей".

12 февраля части десанта вели бой в районе высоты 307,2 и в южной части плацдарма овладели горой Мысхако. Как и в предыдущий день, немецкая авиация действовала достаточно активно. Перед фронтом группы был отмечен 151 самолето-пролет авиации противника (119 бомбардировщиков и 32 истребителя).

Отражая вражеские авианалеты, летчики геленджикской авиагруппы в течение дня провели шесть групповых воздушных боев, четыре из которых выпали на долю пилотов 116-го авиаполка.

В период с 08.01 до 08.22 четверка истребителей 116-го авиаполка вела над Кабардинкой воздушный бой с парой Bf-109. Воздушный бой истребителей закончился в пользу пилотов люфтваффе. На свой аэродром не вернулись два И-16. Пилот одного из них младший лейтенант С.С. Коваленок погиб вместе со своей машиной, пилот другого старший сержант А.Р. Лукьянчук сумел выпрыгнуть с парашютом. С немецкой стороны снова отличился Герхард Баркхорн. На этот раз это действительно была двойная победа, так как немецкому асу удалось сбить сразу двух противников (112-я и 113-я победы).

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо, по ошибке Коваленка записали в потери 11.02.1943 г., вместе с еще четырьмя погибшими 11 .02.43 г., пилотами 116 иап:


11 февраля 1943 года. Греков Вадим Ильич. Капитан. Командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (более 30 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета. В день гибели награждён орденом Красного Знамени.
11 февраля 1943 года. Давыдов Илья Фёдорович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (более 30 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета на самолёте И-153. В день гибели награждён орденом Красного Знамени.
11 февраля 1943 года. Лактионов Александр Фёдорович. Младший лейтенант. Командир звена 116-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете на самолёте И-16.
11 февраля 1943 года. Черняк Афанасий Яковлевич. Старший сержант. Лётчик 116-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.

2.JPG

Изменено пользователем Жека
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отчасти это могло быть связано с тем, что 116 иап пробыл в составе 295 иал менее месяца, а точнее с 05 по 26 февраля 1943 г. На момент составления итоговой ведомости потерь за февраль 1943 г., полка в составе дивизии уже не было.

00000212.jpg

Изменено пользователем Жека
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Синд сказал:

Шильда от прицела

IMG-20210719-WA0011.jpeg

По прекрасно читающимся на ней данным, это был авиационный коллиматорный прицел ПАК-1 производства 1938 года Завода № 355 9-го Главного Управления Народного Комиссариата Оборонной Промышленности (9 ГУ НКОП) Союза ССР в подмосковном Загорске (ныне - АО "ЗОМЗ", г.Сергиев Посад Московской области РФ). 

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В минувшее воскресение наши хлопцы поработали на месте падения. Добрали останки пилота, нашли фрагменты обломков двигателя, в том числе один номер 1914119, характерный для для моторов М-25

IMG-20210801-WA0002.jpg

IMG-20210801-WA0001.jpg

IMG-20210802-WA0012.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Остатки колёсного диска, от удара развернуло в полосу

IMG_20210801_160327.jpg

Изменено пользователем Синд
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При отработке МП удалось найти место удара самолёта об землю и уточнить направление падения. Самолёт падал со стороны аэродрома Геленджик в сторону Новороссийска, параллельно береговой полосе.

Залегание обломков кабины, плексигласа, остатков приборов находилось на небольшом "пятаке", примерно 5 на 5 метров, на глубине от 1 до 10 см. Останки пилота верховые, находились слева от кабины по ходу падения самолёта.

Шлейф обломков растянулся аккуратным пятном примерными размерами 70 метров вдоль склона и 30 метров снизу вверх по склону. Удивителен тот факт что при хорошей крутизне склона, градусов так 45, ниже в ручье ничего не удалось обнаружить. Всё осталось на склоне, что говорит о небольшой скорости падения самолёта.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсутствие такого номера мотора в нашей базе, косвенно говорит в пользу 116 иап, по которому у нас вообще нет данных

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тем не менее надо расширять круг поиска хотя бы потому, что, согласно "Ведомостям о количественном и качественном состоянии самолётов и моторов.." в феврале-марте месяцах в 116 ИАПе и 611 ИАПе находились самолёты И-16 только с моторами М-62 и М-63.

Уже по предварительной дате потери за февраль месяц не подходит тип мотора, значит не наш вариант.

Моторы М-25 стояли на "ишаках" которые были в 977 и 975 ИАПе. После ухода 977 ИАПа все И-16 с моторами М-25 были собраны в одном полку - 975.

Если брать зону поиска ещё шире, то моторы М-25 были в 718 аасп/асп/иапе, а также полках ВВС ЧФ, но на других типах самолётов, а это И-15, И-15бис, УТИ-4.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хочу также отметить тот факт, что в 200-х метрах ниже места падения самолёта по склону находится несколько больших блиндажей, в которых много всякого железного хлама, но не попалось ни одной самолётной железяки или алюминьки.

В период боевых действий 42-43 годов все окрестности Геленджика были наводнены войсками, и отсутствие обломков самолёта в блиндажах наталкивает на мысль о том, что самолёт разбился либо задолго до того, как пришли сюда войска, либо уже после того, как эти войска отсюда ушли. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Соответственно, требуется дальнейший поиск найденного номера мотора в архивных документах, ну и проработка других возможных вариантов.

Этим сейчас и занимаемся. 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Алекс21 сказал:

Тем не менее надо расширять круг поиска хотя бы потому, что, согласно "Ведомостям о количественном и качественном состоянии самолётов и моторов.." в феврале-марте месяцах в 116 ИАПе и 611 ИАПе находились самолёты И-16 только с моторами М-62 и М-63.

Уже по предварительной дате потери за февраль месяц не подходит тип мотора, значит не наш вариант.

Моторы М-25 стояли на "ишаках" которые были в 977 и 975 ИАПе. После ухода 977 ИАПа все И-16 с моторами М-25 были собраны в одном полку - 975.

Если брать зону поиска ещё шире, то моторы М-25 были в 718 аасп/асп/иапе, а также полках ВВС ЧФ, но на других типах самолётов, а это И-15, И-15бис, УТИ-4.

По мнению Ильи Прокофьева, изучившего фото обломков, они принадлежат самолету И-16 тип 24, но теоретически могли быть переставлены при ремонте на другие типы и-16.

Так-что версию с и-15 и и-15бис можно не рассматривать.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 минуты назад, Жека сказал:

Думаю, что конструции и-16 невозможно впихнуть в учебный самолет ути-4

Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (И-16 тип 15).

Вы на МП пушку/гильзы ШВАК нашли? Что еще нельзя впихнуть в УТИ-4?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На МП найдены только горелые  и не очень 7,62 мм россыпью с выбитыми капсюлями и в звеньях...

Изменено пользователем Алекс21
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не встречал упоминания о боевом применении УТИ-4. Были во флоте боевые УТ-1б, но это другая история.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему именно боевое применение? Не всегда там рядом линия фронта была. Да и во многих истребительных полках, независимо от типа самолетов, долгое время были единичные УТИ-4.

Когда по просьбе Синда проверял этот номер мотора у себя, встретилось даже сообщение, что нбз 2 самолета: И-16 и УТИ-4. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно стоит рассмотреть и этот вариант. По 116 ИАП по состоянию на 01.02.1943 действительно все самолеты были с моторами М-62 или М-63.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просмотрел все потери И-16 с пилотами по 5 ВА за 42-43 г.г.: по району Геленджика ничего нет, кроме Коваленка из 116 ИАП. Есть одна подходящая по месту потеря по 36 ИАП в составе 237 ИАД: 09.09.1942 л-т Фроловский А.В. (сбит в воздушном бою). Но, ни номера самолет, ни номера мотора у меня нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наши коллеги из Геленджика нашли на месте падения фрагмент с номером самолета 5210398.

Самолет с таким номером в базе у нас есть. По всем спискам учета самолетов и моторов 5 ВА, а с 01.05.1943 г. - 4 ВА, он числился в боевом составе 975 ИАП. Списан по износу 06.08.1943 г. из состава 9 ОУТАЭ 4 ВА.

Таким образом, это точно не самолет И-16 № 5210398, но где-то в ремонтных мастерских он пересекался с найденным самолетом.

IMG-20210807-WA0019.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу