Алекс21

ЛаГГ-3 в районе Маратуки, Туапсинский район

16 сообщений в этой теме

Вчера удалось осуществить давно задуманный выезд в отдалённый уголок Туапсинского района. Проводник точно вывел нас в район увиденных им когда то самолётных обломков. В результате отработки местности было установлено место падения самолёта ЛаГГ-3. Направление падения со стороны Самурская.

Сначала нашли обломок лопасти, фрагмент обшивки крыла, целый консольный АНО. Стало ясно, что самолёт садился на лес с работающим мотором, сшибая верхушки деревьев и одновременно разрушаясь. Пройдя по направлению разброса обломков нашли место падения самолёта. 

20210703_152703.jpg

20210703_152710.jpg

20210703_152749.jpg

20210703_152758.jpg

20210703_152801.jpg

20210703_152807.jpg

20210703_152822.jpg

20210703_160536.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Целиком отработать МП не удалось - в самом центре падения оказалось гнездо земляных ос, были атакованы и покусаны. Тем не менее, кое что удалось найти. 

20210704_141805.jpg

20210703_152618.jpg

20210703_152626.jpg

20210703_160601.jpg

20210703_160609.jpg

20210703_160616.jpg

20210703_160627.jpg

20210703_160633.jpg

20210703_160636.jpg

20210703_160644.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заводских клейм на обломках оказалось очень мало - стало понятно, что имеем дело с ЛаГГ-3 выпуска завода № 21. Попытки найти номер самолёта на узлах центроплана не увенчались успехом, его там не оказалось.

БК - 20 мм и 12,7 мм 39 и 41 годов, все оказались не использованы. При деактивации 20 мм ШВАКа путём "откручивания головы" шёлковые мешочки с запальным и основным зарядами оказались в идеальном сохране.

 

20210703_162318.jpg

20210703_162324.jpg

20210703_162355.jpg

20210703_162810.jpg

20210703_162823.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Удача улыбнулась под вечер, нашли фрагмент обшивки с шильдой, на которой в зеркальном отражении набит "завод № 21" и скорее всего номер серии - 22, и номер самолёта - 65. Дата производства - 19.6.42 г.

Самолёты 22-й серии были у нас в 518 ИАПе, но вот точно сказать, что эта шильда отражает истинный номер самолёта пока не можем.

Нужна будет помощь Бориса Linnetа.

Тем не менее нашлась информация в архивах, которая совпадает с обнаруженными фактами на МП.

Лл. 120-124.  Итог боевой работы 518 ИАП за сентябрь месяц 1942 года.

«В течении сентября месяца 1942 г. 518 ИАП в составе 2-х эскадрилий с самолетами ЯК-1 и ЛАГГ-3 с аэродрома ЛАЗАРЕВСКОЕ и АДЛЕР вел боевую работу по задачам...

...

VI. Боевые потери за сентябрь месяц 1942 года: 6 самолетов, из них:

а/ Сбито в воздушных боях – 4 самолета.

б/ Сбито огнем ЗА и ЗП – 2 самолета.

в/ Летчиков не вернулось с боевого задания – 2, ранено в воздушных боях – 4.

15.9.42 г.  При сопровождении штурмовиков до цели р-н МАЙКОП, самолет ЛАГГ-3 пилот сержант МЕЛЬНИКОВ в р-не САМУРСКАЯ обстрелян огнем ЗА, в результате чего был подбит. Возвращаясь на свой аэродром до аэродрома недотянул и садился вынужденно на лес в р-не ТУБЫ. Самолет разбит, летчик не вернулся.

По свидетельству местных жителей мы узнали, что лётчик выпрыгнул с подбитого самолёта с парашютом, самолёт упал на нашей территории, а лётчика снесло ветром на территорию, занятую немцами...

Поинтересовался источником информации, оказалось, что информация была получена местными жителями от военных, которые приехали и забрали мотор с разбитого самолёта.

Получается, что найдено место падения, по предварительному выоду, самолёта с-нта Мельникова из состава 518 ИАПа.

Добавлю, нашли фрагмент патронного ящика, ножницами по металлу вырезано то место, где был номер самолёта. Кто это сделал только догадываемся, может кто то из той ремонтно-поисковой бригады в годы войны, может кто то позже.

На данный момент это первая точная идентификация найденного самолёта. Может быть в будущем удастся отработать МП и получить ещё какие-нибудь дополнительно устанавливающие военную историю факты.

20210703_152623.jpg

20210703_171956.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Алекс21 сказал:

Лл. 120-124.  Итог боевой работы 518 ИАП за сентябрь месяц 1942 года.

 

«В течении сентября месяца 1942 г. 518 ИАП в составе 2-х эскадрилий с самолетами ЯК-1 и ЛАГГ-3 с аэродрома ЛАЗАРЕВСКОЕ и АДЛЕР вел боевую работу по задачам...

...

 

VI. Боевые потери за сентябрь месяц 1942 года: 6 самолетов, из них:

 

а/ Сбито в воздушных боях – 4 самолета.

 

б/ Сбито огнем ЗА и ЗП – 2 самолета.

 

в/ Летчиков не вернулось с боевого задания – 2, ранено в воздушных боях – 4.

 

15.9.42 г.  При сопровождении штурмовиков до цели р-н МАЙКОП, самолет ЛАГГ-3 пилот сержант МЕЛЬНИКОВ в р-не САМУРСКАЯ обстрелян огнем ЗА, в результате чего был подбит. Возвращаясь на свой аэродром до аэродрома недотянул и садился вынужденно на лес в р-не ТУБЫ. Самолет разбит, летчик не вернулся.

Странно, сержант Мельников Николай Петрович значится в списках БП 267 иап 236 иад. Ошибка составителя документа – записали не в тот полк?

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51221882/

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer612174/

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не уверен, что предполагаемый номер правильно прочитан и не уверен, что дата правильно прочитана. Если предположить, что все правильно, то тогда период сборки самолета 2265 (февраль 1942, отправлен лётом 1.3.42) не соответствует прочитанной дате 19.6.1942. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такие таблички находили и раньше на местах падения ЛАГГов 21-го завода. И номер на них никогда не соответствовал заводскому номеру самолета

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, linnet сказал:

Не уверен, что предполагаемый номер правильно прочитан и не уверен, что дата правильно прочитана. Если предположить, что все правильно, то тогда период сборки самолета 2265 (февраль 1942, отправлен лётом 1.3.42) не соответствует прочитанной дате 19.6.1942. 

Прочитать данную шильду по другому не получится, факт остаётся фактом.

12 № доваз

22

65

19-6-42

Дело в другом, что не всегда найденные артефакты "вписываются" в архивные материалы.

Наверно никто не будет отрицать истину о том, что поисковики своими находками на МП самолётов исправляют, дополняют, и подтверждают документы, доставшиеся нам из архивов.

Жека в своём посте выше уже упомянул, что такие шильды 21 завода не соответствовали истинному номеру самолёта. Хотя бывают из правил исключения.

Пока будем принимать находку данной шильды как информацию, не более.

Изменено пользователем Алекс21
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня разговаривал с внуком свидетеля тех событий, жителя Верхних Маратуков, который видел своими глазами как наш лётчик выпрыгнул с парашютом, как упал самолёт, как три немецких самолёта покружили над этим местом. Он подтвердил, что лётчика снесло ветром в сторону, занятую немцами.

По архивным документам первый раз немцы атаковали наши позиции в районе хутора Маратуки во второй половине 27 августа 1942 года.

Нашёл и про самолёты. Два хорватских лётчика - Рабиега и Шмор, 15 сентября в 13.25-14.30 сопровождали Fw-189 в район Туапсе. 

 То есть всё соответствует действительности.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

20210703_171956.jpg

Шильдик завода № 21. Выбит с обратной стороны. А  серия, номер и дата выбиты на противоположной стороне. Просто перепутали... Дата и серия видны хорошо, а вот номер - вроде "65", но между цифрами проглядывает что-то похожее на "3".

Но скорее всего это капли расплавленного металла.

Изменено пользователем TITANIK
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь встало всё на свои места - вчера удалось доработать МП ЛаГГа.

Как выяснилось из находок на месте падения - лётчик погиб вместе с самолётом. История очевидца о том, что с падающего самолёта выпрыгнул лётчик, которого ветром снесло на позиции немцев, не больше чем наложение одной истории на другую.

В этом районе по архивным данным должны быть места падений ещё, как минимум, 3-х самолётов. Все самолёты были потеряны в короткий временной промежуток, в пределах сентября-октября 1942 года. Поэтому скорее всего несколько историй слились в одну.

В поиске свидетелей, информации о самолёте нашёлся один бывший житель соседнего посёлка, который находясь в этом районе на охоте, натыкался на обломки советского самолёта. Не исключено, что падение именно этого самолёта с выпрыгнувшим лётчиком и видел дедушка одного из местных жителей. Предполагаемое МП, по рассказу охотника, находится совсем в другом месте.

При отработке пятна разброса обломков были обнаружены только обломки фюзеляжа и крыльев. Обломки мотора, приборов, бронеспинки, стоек шасси обнаружены не были. Судя по информации, полученной ранее, пригодные к дальнейшей эксплуатации запчасти с разбитого самолёта были действительно эвакуированы в военное время ремонто-эвакуационной командой. В подтверждение этой версии, уже на обратном пути, в отвале волока с другой стороны хребтика, примерно в 250-300 метрах от МП был найден сдвоенный выхлопной моторный патрубок. Скорее всего самолётные детали эвакуировали конской тягой на волокушах, так как на телегах такой груз вывезти было нереально. 

20210715_140121.jpg

20210715_140125.jpg

20210715_140132.jpg

20210715_140143.jpg

20210715_140156.jpg

20210715_140136.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Исходя из картины разброса обломков самолёта на месте падения был сделан вывод - лётчик ввиду определённых обстоятельств, либо был серьёзно ранен, или может быть был в воздухе убит, поэтому не смог покинуть самолёт. Самолёт с работающим мотором садился на лес. Из-за того, что самолёт упал довольно "компактно" - шасси, мотор самолёта, приборы из кабины, кресло пилота, бронеспинка были эвакуированы с МП. Были найдены также алюминиевые оплавыши, что говорит нам о том, что самолёт при падении горел.

Тем не менее лётчик погиб, найденные элементы парашютной системы доказывают это. Все пряжки были найдены на небольшой, примерно 3 на 3 метра, площади. В 20 метрах от МП, под самым верхом хребтика, я нашёл небольшое углубление, очень похожее на бывшую могилу. При "прозвоне" на наличие металла оно оказалось пустое.

Старые поисковики рассказывали, в конце 90-х, начале 2000-х, производилась тотальная зачистка территории бывших боевых действий в районе г. Оплепен - Маратуки от ВОПов. Найденные останки наших бойцов, братские могилы, санитарные захоронения, вывозились с мест боев для дальнейшего захоронения в отведённых местах с отданием последних воинских почестей.  

20210715_151405.jpg

20210715_151348.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может быть погибшего лётчика тоже тогда перезахоронили? Тут остаётся только догадываться.

Место падения самолёта на склоне.

20210715_151342.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу