Синд

Помогите опознать Як или ЛаГГ

140 сообщений в этой теме

@Алексей134 Спасибо за фото компаса КИ-11. Жаль непонятно, есть ли выпуклости на лицевой поверхности или лицевая поверхность плоская? И с другой стороны, где "долька" на 8 болтах, там номер серийный виден?

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минуты назад, Алексей134 сказал:

По поводу аэрофотосъемки - вариант слабый. А по поводу архивов- всё очень печально, если из школы в мукаллатуру в 2000х всё сдавали.

Гос архив волгоградский имеет фонды колхозов, я на упоминание фонда по колхозу Борьба с засухой наткнулся. Коммунаров поболее было, нужно среди них выбрать. Это бывший областной партийный архив, как правило у них фонды в порядке.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, linnet сказал:

Простите, опять с советами...

1. В гос архиве Волгоградской области возможно сохранился фонд колхоза Коммунар (главное не перепутать). Может там есть какая-то перепеска или отчет о могиле летчика. С местом и/или датой?

2. по нынешним временам сомнительный совет. Аэрофотоснимки известны на эту территорию? Вряд ли можно заказать теперь в НАРА? А так попробовать найти самолет в озере и могилу летчика.

«Государственный архив Волгоградской области»
Ф. Р-6771, 53 ед. хр., крайние даты: 1938-1955. Колхоз «Коммунар» Заплавинского сельсовета Среднеахтубинского района. Оп. 1, 2

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько подробностей о Як-7Б №22100

За свой "короткий век" боевой работы в 296 иап, равный 1 месяцу и 12 дней (с 22.08.42 по 04.10.42), этот самолёт прошёл 5 ремонтов:

1) 10.09. с-т Журавлев А. Ф. - погнут винт, поломаны щитки шасси;

2) 13.09. с-т Бобыкин Н. А. - ВП, пробит маслорадиатор;

3) 15.09. с-т Давыдов М. И. - ВП, сел на живот, заклинило мотор, произошёл обрыв пальца поршня;

4) 18.09. - нога шасси;

5) 30.09. - 03.10. замена мотора (в 278 САМ). 

Т. е. к 04.10.42 машина была уже "сильно ремонтная"  с замененным мотором, который тоже представлял собой "сборную солянку" из уцелевших деталей моторов от разных разбитых самолётов, имевшихся в распоряжении 278 САМ. 

I) Обнаруженная на затонувшем моторе деталь ПФЗ-1064 - от мотора с Як-1 №4288 из 220 иад, который был подбит 02.09.42 и подлежал списанию на зап. части. Однако в этот же день 220 иад была передана в 16 ВА, а разбитый самолёт остался в 8 ВА и транспортирован позже в 278 САМ:

IMG_20220818_200554.jpg

II) Деталь ПФ-729 - из родного 296 иап - от одного из Як-7Б, прошедших также ремонт в 278 САМ - либо от самого №22100, либо из списка ещё 9 с-тов:

1) 2040; 

2) 2119;

3) 2328;

4)2279;

5) 2261;

6) 22110;

7) 2241;

8) 1925 - 04.09. - отправлен в 278 САМ;

9) 22102 - 17.09. - катастрофа, отправлен на зап. части. 

III) 04.10.42 в 278 САМ  поступил для замены мотора Як-1 №2193 из 273 иап (позже стал 31 гиап) 268 иад. Вот ему и достался уже восстановленый мотор ПФ-729 от Як-7Б 296 иап. Только так можно объяснить, что этот Як-1 проходит по ряду документов с этим мотором. 

IMG_20220818_211010.jpg

IV) По детали ПФЗ - 1544 информация не встретилась.  

Ниже сведения о  боевых и небоевых потерях и происшествиях 296 иап за сентябрь 42 г:

IMG_20220818_205715.jpg

IMG_20220818_205812.jpg

IMG_20220818_205855.jpg

IMG_20220818_205951.jpg

IMG_20220818_210031.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 часа назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменено пользователем Алексей134
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за информацию, она хотя бы даёт общую картину и что то происняет. А есть возможность проследить информацию за Октябрь и Ноябрь ?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ему было 20...

Беркунов Павел Александрович, 1922 г. р. - из с. Павловка, Свердловск. р-на, Ворошиловоград. обл.; украинец; канд. в чл. ВКП(б) с 1941 г (уд.№3466723).

После 10 классов поступил в Борисоглебскую ВАШП, окончил её в ноябре 41 г, приказом по авиашколе №0330 от 18.11.41 присвоено звание сержант и направлен пилотом в распоряжение начальника НИИ ВВС РККА г. Свердловск (Научно-испытательный инс-т летом 41 был перебазирован туда из Москвы).

По переписи от 20.07.42 - он пилот 10 ОУТАП при 8 ВА. 

Далее - пилот 296 иап 268 иад, в составе которого воевал на Сталинградском фронте.

04.10.42 - погиб, сбит в воздушном бою... 

В этот день (04.10) 8 ВА силами 226 шад и 206 шад наносила БШУ в районе Садов (Садовое) по наступающему противнику - по его скоплению танков и пехоте. Штурмовики работали под прикрытием истребителей. Штурмовиков 206 шад сопровождали истребители 268 иад.

Сержант Беркунов участвовал в сопровождении в р-н Садовая 6 Илов-2 206 шад. Вылет в 16-50. На маршруте в р-не Ср. Ахтубы группу Илов-2 атаковали 2 Ме-109. Истребители сопровождения вели воздушный бой с противником. Самолёты противника были отогнаны, но в результате воздушного боя самолёт Беркунова был сбит, упал в озеро в 5 км ю-западнее к/х "Коммунар", лётчик погиб:

IMG_20220828_004551.jpg

IMG_20220828_004701.jpg

IMG_20220828_004740.jpg

IMG_20220827_235622.jpg

Этот возд. бой шёл во второй половине дня, ближе к вечеру, поэтому результаты боя попали в сводки только на след. день, в связи с чем гибель Беркунова в ряде док-ов записана пятым числом (в оперсводке №106 от 05.10.42 НШ 8 ВА, в боевых донесениях в штаб 268 шад от 05.10.42 и от 08.10.42).

В списке безвозвратных потерь 8 ВА за октябрь 42 г от 04.11.42 указано, что Беркунов П. А. похоронен около 4 фермы к/х "Коммунар" Ср. Ахтубинского района. Возможно, о месте захоронения стало известно уже из боевого донесения в штаб дивизии 08.10.42. В любом случае, в ноябре 42 г родственникам (двоюродной сестре в Рудню) было сообщено о его гибели и месте захоронения - к/з "Коммунар", 4 ферма, т. е. рядом с селом Суходол.

В учётной карточке воинского захоронения (Братская могила) в п. Суходол от 15.09.1991 г Беркунов числится вторым по списку из общего числа захороненных 8 человек, все ф.и.о. известны. Графы о перезахоронениях не заполнены. 

Самостоятельно перепроверила этот список, выяснилось, что 3 человека точно изначально были похоронены в с. Суходол Ср. Ахтубинского р-на на гражд. кладбище госпиталем (пг 2409):

Карпов В. П. 1898 - 07.10.42;

Наумов Г. Д. 1902 - 04.11.42;

Салихов Д. 1916 - 25.01.43.

Один чел. Коряев И. С. 1912 - - 02.10.42 перезахоронен из с/х "Кр. Октябрь". Первоначально был похоронен госпиталем ппг 2335.

О Беркунове и ещё троих бойцах подробностей выяснить не удалось. Но можно сделать вывод, что здесь ещё в советское время было, как минимум, одно перезахоронение.

Имеется карточка Братской могилы Суходола от 2012 г, в ней также список из тех же 8 известных бойцов, только Беркунов стоит в этом списке уже последним, после Салихова и Халикова, и с искаженной фамилией Беркынов. Спрашивается, зачем это сделано? 

В последней карточке Братской могилы Суходола от 08.09.2014 г указано 10 захороненных человек: 8 извест., 2 неизв. В  дополнительной информации указано о перезахоронениях:

IMG_20220828_030542.jpg

И есть среди вышеперечисленных док-ов письмо из х. Красный Сад о 2 воинских захоронениях. Имеют ли они отношение к Суходолу  - неизвестно.

IMG_20220828_024559.jpg

Для полной ясности о захоронении Беркунова желательно  тактично поинтересоваться у родственников, рассказав им всю предысторию о найденном боевом самолёте их родственника-героя. 

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте! Не могу не ответить на приведенный анализ паспорта братской могилы в хуторе Суходол. Утверждения о перезахоронениях из Чапаева и тем более совхоза "Красный Октябрь" - более чем сомнительные. И в Чапаеве, и в "Красном Октябре" есть свои захоронения. "Красный Октябрь" находился в 30 км от Суходола, поэтому мои сомнения в этих утверждениях составляют 99%. Приписка к братской могиле в Суходоле гв.л-та Коряева И.С., умершего в "Красном Октябре" в ППГ-2235, это ошибка на совести тех, кто неграмотно составлял паспорт захоронения до 1991 года. Названные 2 неизвестных в паспорте 2010 года - тоже ошибка. Они умерли в ППГ-2409, только в Бекетовке в Сталинграде, и сюда приписаны опять ошибочно (один из них https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51308910&p=8). В этом же госпитале в Суходоле умерли еще 3 чел., но не увековечены в паспорте: политрук 138 сд Заводун А.Л., мл.л-т 38 мсбр Лапин П.И., л-т 19 опаб Николаев И.Н. Я привел эти данные для того, чтобы показать, что нельзя считать сведения из паспортов захоронений исключительно правильными, потому что эти документы составляли люди, безответственно допускавшие много ошибок из-за незнания реалий времен войны.

Поиски родственников Беркунова П.А. в Рудне пока не увенчались успехом. Запросы в ЗАГС, обращения в РВК, местную газеты и к краеведам не дали результатов, хотя фамилия двоюродной сестры пилота РЗЯНИНА - местная, руднянская. Остается небольшая надежда для поиска в областном архиве в похозяйственной книге в фонде Руднянского сельсовета.

Изменено пользователем Сан-Саныч
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

В любом случае, в ноябре 42 г родственникам (двоюродной сестре в Рудню) было сообщено о его гибели и месте захоронения - к/з "Коммунар", 4 ферма, т. е. рядом с селом Суходол.

 

 

 

 

Дроботову.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Военный комиссар Беркутова искал или все же Беркунова? 

Даже в этом коротком документе потрясающая точность((. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, поясним ситуацию по захоронению в Суходоле, которую нам удалось узнать от местных жителей (в администрации, к сожалению, никто ничего вообще не знает). 

Со времен ВОВ рядом с местом поднятия частей самолета действительно было одиночное захоронение. В нем был неизвестный солдат. Местные, будучи пионерами, ухаживали за этой могилой. Позже этот неизвестный якобы был перезахоронен уже в селе в той братской могиле, которая сейчас есть и проходит по паспорту захоронения. Но есть одна важная деталь. Никто не помнит, чтобы переносили останки - это раз. И второй момент: никто не знает, как этот неизвестный стал Беркуновым. Поэтому предполагать, что наш пилот - это Беркунов, на наш взгляд, не стоит. Нужно исходить из данных по машине. 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если говорить о захоронениях, то есть в х. Булгаков еще одно одиночное захоронение. Там неизвестный летчик (опять же по словам местных, которым это "придание" дошло от их учителя). От места падения до места захоронения по прямой (а раньше именно так и ходили в той местности) совсем недалеко. Поэтому можно предполагать, что наш летчик может и там быть захоронен. 

Исходя из всего вышесказанного, предполагаем, что привязка к фамилиям захороненных еще больше запутает всех. Нужно выяснить, с какой машиной мы работаем, и тогда поймем, кто на ней летал. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И еще такой вопрос (мне, как женщине объясните, пожалуйста), почему деталь с номером ПФ-729 Вы называете мотором? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.08.2022 в 23:32, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Несколько подробностей о Як-7Б №22100

За свой "короткий век" боевой работы в 296 иап, равный 1 месяцу и 12 дней (с 22.08.42 по 04.10.42), этот самолёт прошёл 5 ремонтов:

1) 10.09. с-т Журавлев А. Ф. - погнут винт, поломаны щитки шасси;

2) 13.09. с-т Бобыкин Н. А. - ВП, пробит маслорадиатор;

3) 15.09. с-т Давыдов М. И. - ВП, сел на живот, заклинило мотор, произошёл обрыв пальца поршня;

4) 18.09. - нога шасси;

5) 30.09. - 03.10. замена мотора (в 278 САМ). 

Т. е. к 04.10.42 машина была уже "сильно ремонтная"  с замененным мотором, который тоже представлял собой "сборную солянку" из уцелевших деталей моторов от разных разбитых самолётов, имевшихся в распоряжении 278 САМ. 

I) Обнаруженная на затонувшем моторе деталь ПФЗ-1064 - от мотора с Як-1 №4288 из 220 иад, который был подбит 02.09.42 и подлежал списанию на зап. части. Однако в этот же день 220 иад была передана в 16 ВА, а разбитый самолёт остался в 8 ВА и транспортирован позже в 278 САМ:

IMG_20220818_200554.jpg

II) Деталь ПФ-729 - из родного 296 иап - от одного из Як-7Б, прошедших также ремонт в 278 САМ - либо от самого №22100, либо из списка ещё 9 с-тов:

1) 2040; 

2) 2119;

3) 2328;

4)2279;

5) 2261;

6) 22110;

7) 2241;

8) 1925 - 04.09. - отправлен в 278 САМ;

9) 22102 - 17.09. - катастрофа, отправлен на зап. части. 

III) 04.10.42 в 278 САМ  поступил для замены мотора Як-1 №2193 из 273 иап (позже стал 31 гиап) 268 иад. Вот ему и достался уже восстановленый мотор ПФ-729 от Як-7Б 296 иап. Только так можно объяснить, что этот Як-1 проходит по ряду документов с этим мотором. 

IMG_20220818_211010.jpg

IV) По детали ПФЗ - 1544 информация не встретилась.  

Ниже сведения о  боевых и небоевых потерях и происшествиях 296 иап за сентябрь 42 г:

IMG_20220818_205715.jpg

IMG_20220818_205812.jpg

IMG_20220818_205855.jpg

IMG_20220818_205951.jpg

IMG_20220818_210031.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

) Обнаруженная на затонувшем моторе деталь ПФЗ-1064 - от мотора с Як-1 №4288 из 220 иад, который был подбит 02.09.42 и подлежал списанию на зап. части. Однако в этот же день 220 иад была передана в 16 ВА, а разбитый самолёт остался в 8 ВА и транспортирован позже в 278 САМ:

и еще один вопрос. По документам после 02.09.42 двигатель ПФЗ-1064 не прослеживается? Куда его поставили?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Военный комиссар Беркутова искал или все же Беркунова? 

Даже в этом коротком документе потрясающая точность((. 

Мы подавали запросы именно на Беркунова. И документы прикладывали, в котором его фамилия и фото таблички с обелиска. При ответе произошла опечатка с их стороны, думаю. 

Screenshot (5).png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небольшое отступление от темы - про фотографию на аэродроме Житкур "новенького" Як-1 с №4492 "неуловимого" полка, представленную авиатором Сергеем Кузнецовым. 

На фото - лётчицы из 1-ой а/э 586 ("женского") иап ПВО Саратова, убывшей под командованием ст. л-та, комэска Беляевой Р. В. (25.12.1912 - 19.07.43,  авиакатастрофа) на Сталинградский фронт 10.09.42.

Это звено Будановой (слева направо):

1) с-т Литвяк Лидия Владимировна (18.08.1921 - 01.08.43, сбита в в/б; ГСС - 05.05.1990 г); 

2) мл. л-т, ком-р звена Буданова Екатерина Васильевна (06.12.1916 - 19.07.43, сбита в в/б; ГРФ - 01.10.1993 г); 

3) с-т Кузнецова Мария Михайловна (14.04.1916 - 12.10.1990).

С 10.09.42 по 01.10.42 это звено воевало в составе 437 иап 287 иад 8 ВА, а с 01.10.42 переведено в 9 ГИАП 268 иад 8 ВА и было в его составе до 08.01.43.

9 ГИАП именно в этот период (с 16.09.42 по 05.12.42) базировался на аэродроме ЖИТКУР. 

IMG_20220907_135707.jpg

IMG_20220907_141358.jpg

IMG_20220907_140354.jpg

Предполагаю, что лётчицы сфотографировались здесь на фоне самолёта своего полка, т. е. "неуловимый" полк - это 9 ГИАП. С ноября  полк начал получать Яки-1.

А вот с 08.01.43 Литвяк и Буданова переведены в 296 иап 268 иад, Кузнецова же вернулась в 586 иап.

Таким образом, славные лётчицы стали однополчанками сержанта Беркунова П. А., правда, уже после его гибели. 

Они также погибли - в боях за освобождение Донбасса. 18.03.43 296 иап преобразован в 73 ГИАП за проявленные мужество и героизм его летчиков. 

(Из наградных Литвяк и Будановой) 

IMG_20220907_180407.jpg

IMG_20220907_180648.jpg

IMG_20220907_180929.jpg

IMG_20220907_181317.jpg

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за неравнодушие к теме.

Увы. номера всех 24 Як-1 9-го гиап известны и № 4492 среди них нет (все за 100-ю серию).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 29.08.2022 в 22:25, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Ему было 20...

Беркунов Павел Александрович, 1922 г. р. - из с. Павловка, Свердловск. р-на, Ворошиловоград. обл.; украинец; канд. в чл. ВКП(б) с 1941 г (уд.№3466723).

После 10 классов поступил в Борисоглебскую ВАШП, окончил её в ноябре 41 г, приказом по авиашколе №0330 от 18.11.41 присвоено звание сержант и направлен пилотом в распоряжение начальника НИИ ВВС РККА г. Свердловск (Научно-испытательный инс-т летом 41 был перебазирован туда из Москвы).

По переписи от 20.07.42 - он пилот 10 ОУТАП при 8 ВА. 

Далее - пилот 296 иап 268 иад, в составе которого воевал на Сталинградском фронте.

04.10.42 - погиб, сбит в воздушном бою... 

В этот день (04.10) 8 ВА силами 226 шад и 206 шад наносила БШУ в районе Садов (Садовое) по наступающему противнику - по его скоплению танков и пехоте. Штурмовики работали под прикрытием истребителей. Штурмовиков 206 шад сопровождали истребители 268 иад.

Сержант Беркунов участвовал в сопровождении в р-н Садовая 6 Илов-2 206 шад. Вылет в 16-50. На маршруте в р-не Ср. Ахтубы группу Илов-2 атаковали 2 Ме-109. Истребители сопровождения вели воздушный бой с противником. Самолёты противника были отогнаны, но в результате воздушного боя самолёт Беркунова был сбит, упал в озеро в 5 км ю-западнее к/х "Коммунар", лётчик погиб:

IMG_20220828_004551.jpg

IMG_20220828_004701.jpg

IMG_20220828_004740.jpg

IMG_20220827_235622.jpg

Этот возд. бой шёл во второй половине дня, ближе к вечеру, поэтому результаты боя попали в сводки только на след. день, в связи с чем гибель Беркунова в ряде док-ов записана пятым числом (в оперсводке №106 от 05.10.42 НШ 8 ВА, в боевых донесениях в штаб 268 шад от 05.10.42 и от 08.10.42).

В списке безвозвратных потерь 8 ВА за октябрь 42 г от 04.11.42 указано, что Беркунов П. А. похоронен около 4 фермы к/х "Коммунар" Ср. Ахтубинского района. Возможно, о месте захоронения стало известно уже из боевого донесения в штаб дивизии 08.10.42. В любом случае, в ноябре 42 г родственникам (двоюродной сестре в Рудню) было сообщено о его гибели и месте захоронения - к/з "Коммунар", 4 ферма, т. е. рядом с селом Суходол.

В учётной карточке воинского захоронения (Братская могила) в п. Суходол от 15.09.1991 г Беркунов числится вторым по списку из общего числа захороненных 8 человек, все ф.и.о. известны. Графы о перезахоронениях не заполнены. 

Самостоятельно перепроверила этот список, выяснилось, что 3 человека точно изначально были похоронены в с. Суходол Ср. Ахтубинского р-на на гражд. кладбище госпиталем (пг 2409):

Карпов В. П. 1898 - 07.10.42;

Наумов Г. Д. 1902 - 04.11.42;

Салихов Д. 1916 - 25.01.43.

Один чел. Коряев И. С. 1912 - - 02.10.42 перезахоронен из с/х "Кр. Октябрь". Первоначально был похоронен госпиталем ппг 2335.

О Беркунове и ещё троих бойцах подробностей выяснить не удалось. Но можно сделать вывод, что здесь ещё в советское время было, как минимум, одно перезахоронение.

Имеется карточка Братской могилы Суходола от 2012 г, в ней также список из тех же 8 известных бойцов, только Беркунов стоит в этом списке уже последним, после Салихова и Халикова, и с искаженной фамилией Беркынов. Спрашивается, зачем это сделано? 

В последней карточке Братской могилы Суходола от 08.09.2014 г указано 10 захороненных человек: 8 извест., 2 неизв. В  дополнительной информации указано о перезахоронениях:

IMG_20220828_030542.jpg

И есть среди вышеперечисленных док-ов письмо из х. Красный Сад о 2 воинских захоронениях. Имеют ли они отношение к Суходолу  - неизвестно.

 

В 31.08.2022 в 00:41, Ольга Иванова сказал:

Коллеги, поясним ситуацию по захоронению в Суходоле, которую нам удалось узнать от местных жителей (в администрации, к сожалению, никто ничего вообще не знает). 

Со времен ВОВ рядом с местом поднятия частей самолета действительно было одиночное захоронение. В нем был неизвестный солдат. Местные, будучи пионерами, ухаживали за этой могилой. Позже этот неизвестный якобы был перезахоронен уже в селе в той братской могиле, которая сейчас есть и проходит по паспорту захоронения. Но есть одна важная деталь. Никто не помнит, чтобы переносили останки - это раз. И второй момент: никто не знает, как этот неизвестный стал Беркуновым. Поэтому предполагать, что наш пилот - это Беркунов, на наш взгляд, не стоит. Нужно исходить из данных по машине. 

 

 

Для полной ясности о захоронении Беркунова желательно  тактично поинтересоваться у родственников, рассказав им всю предысторию о найденном боевом самолёте их родственника-героя. 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу