Жека

История одного тарана

76 сообщений в этой теме

MISHA-MO, гв. мл. лейтенант Галюк А. Е. представлялся к Ордену Красной Звезды, а награжден (с повышением) Орденом «Красное Знамя» пр. №13/н 8 ВА от 26.04.43, но за предыдущие подвиги: за 2 лично сбитых (02.03.43 МЕ-109; 20.03.43 Ю-88), 50 боевых вылетов,15 воздушных боев. За спасение ком. полка Залесского и таран наград нет. Правда, был плен со всеми вытекающими…

«Воздушный таран – это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из высших форм проявления героизма».

(дважды ГСС Главный Маршал авиации А.А.Новиков)

К такой формулировке добавить нечего. 

Упомяну, что и в 863 иап был летчик, совершивший таран – капитан, командир 2 а/э Шалагин Аркадий Дмитриевич (24.11.1913-27.08.42) – до войны инструктор Одесской школы пилотов, кажется.  Имел 2 сбитых Ю-88 (оба – в паре) 27.08.42 в районе Клухорского перевала (Абхазия) - тараном сбил Fw 190,сам погиб, наград не имеет. Некоторые подробности узнала от историка Ларина Геннадия, но о подвиге Шалагина слышала еще в свои студенческие годы, от кого, думаю, понятно. В горах Главного Кавказского хребта тоже не оказалось поблизости репортера и имя и подвиги героя забыты и не отмечены…

С уважением дочь ветерана ВОВ

 

А это подтверждения на сбитые гв. мл л-том Галюком:

7.jpg8.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
50 минут назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

MISHA-MO, гв. мл. лейтенант Галюк А. Е. представлялся к Ордену Красной Звезды, а награжден (с повышением) Орденом «Красное Знамя» пр. №13/н 8 ВА от 26.04.43, но за предыдущие подвиги: за 2 лично сбитых (02.03.43 МЕ-109; 20.03.43 Ю-88), 50 боевых вылетов,15 воздушных боев. За спасение ком. полка Залесского и таран наград нет. Правда, был плен со всеми вытекающими…

 

Какими  "всеми  вытекающими"?  После  плена  тоже  награждали.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап  Доброго вечера ! Если есть какая информация,описание ,описание места совершения тарана капитаном. 2 АЭ Шалагиным. А.Д. в районе Клухорского перевала , то буду очень признателен за предоставленную информацию! Можно попробовать поработать на этой труднодоступной местности !

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый авиатор! Да, конечно, были такие награждения, но, согласитесь, что с большими препонами и проволочками

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минут назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Уважаемый авиатор! Да, конечно, были такие награждения, но, согласитесь, что с большими препонами и проволочками

Я  бы  даже  сказал,  не  с  препонами  и  проволочками,  а  с  проверками.  Но  все  же  награждали.

Летчиков  с  описанием  их  последнего  боевого  вылета.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Кубаньпоиск!

Об этом рассказано в работе «Боевые действия 863-го истребительного авиационного полка в 1942 году при обороне Абхазии» авторы Ларин Г. В., Поддубный А. П. (о первом формировании полка) – есть в интернет - библиотеке

Вкратце (но близко к тексту) это так. В 17-42 27.08.42 3 экипажа 2 а/э 863 иап: капитан Шалагин А.Д., комиссар полка ст. политрук Беланов Георгий Иссидорович и пилот мл. лейтенант Шуров Петр Андреевич вылетели на разведку и штурмовку войск противника в р-он перевал Клухорский - Красный Карачай.

 Ч/з 10 мин у комиссара возникли проблемы с техникой и он, развернув самолет, решил вернуться на аэродром (Сухуми). Однако, при вынужденной посадке (дефект мотора) перетянул площадку и врезался в дерево. Тело нашли только 30.08 42 в р-не долины реки Кодор у деревни Владимировка, похоронен в Сухуми.

Шалагин и Шуров продолжили полет. В 18-05 на высоте 800 м Шалагин и Шуров во время штурмовки а/машин на изгибе дороги в 12 км южнее Теберды были обстреляны артиллерией противника.. Во время обстрела Шуров развернулся вправо, а Шалагин - влево (заход на штурмовку они производили с юга). После разворота Шуров потерял Шалагина и пошел по заданному маршруту на Красный Карачай, надеясь нагнать Шалагина, но, пройдя по маршруту, не нашел его и вернулся на аэродром.

 Шалагин на аэродром не вернулся… Позже было установлено, что Шалагин погиб при совершении воздушного тарана, в результате которого сбил Fw 190 (каким образом, не описано, но это точно должно быть в архивных данных).

 А Шуров погиб ч/з м-ц 28.09.43, в составе уже 790 иап, куда был направлен 22.09.42 вместе с 8 летчиками полка, остальные летчики отправились на переформирование в 6 оутап.

С уважением дочь ветерана ВОВ

Я очень хочу, чтобы у Вас все получилось

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А можно взглянуть на документ, в котором упоминается про таран Шалагина?

Что то ещё указано в этом документе: время тарана, место? Сомневаюсь, что это был  Fw 190...

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Алекс 21!
В 2016 мне встретилась работа Ларина Г., где сразу узнала эпизод о таране, т.к. слышала об этом еще в юности. Документов о самом таране у меня, разумеется, нет. Но, вполне возможно, что копии документов есть у автора работы. Работа писалась им как кандидатская по истории в архивах ЦАМО и др. архивах на основе подлинных документов. Не доверять ему нет оснований. Тип немецкого самолета указан также автором статьи.

Поправлю дату гибели Шурова - это 28.09.42.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
33 минуты назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Тип немецкого самолета указан также автором статьи.

Александр видимо хотел сказать, что тип немецкого самолета в документах указан не вполне верно и возможно документ писался намного позже августа 1942 года. Немцы не имели боевых потерь FW-190 на Советско-Германском театре боевых действий до 29.09.1942, а на юге их (этих самых FW-190) вообще не было в 1942-м.

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тот день возможен только один таран? Если только Шалагина, то о нем было известно почти сразу, но это как предположение..

тарр.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Барс! Почти не сомневаюсь, что Вы вышли на правильный путь и в обнаруженном Вами документе речь именно о таране Шалагина! Причем мне кажется, что я слышала о сбитом «мессере», но твердой уверенности нет - за давностью лет услышанного. Поэтому писать об этом не стала, ну, и «задавил» авторитет историка, работавшего в архиве с оригиналами документов - сочла, что память слабее «бумаги».

С искренней благодарностью за найденное Вами сообщение.

Да, в период с 18.06.42 – 11.09.43 863 иап был в составе ВВС 46 Армии Закавказского фронта. Что-то, возможно, есть в ее документах или это как раз из них?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Барсс! Извините,пожалуйста, за искажение Вашего ника. И период это, конечно, 18.06.42-11.09.42.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 5/9/2021 at 2:41 PM, Nadya said:

Голюк Андрей Евдокимович-мой дедушка.

Nadya! Добро пожаловать на форум! A что Ваш дед рассказывал про войну? Может какие фотографии есть?

Изменено пользователем VladK
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги-авиапоисковики!

В представленном мной вам всем сутки назад 3-томнике Зайцева по таранам за 27.08.1942 упоминаний о таране Шалагина нет, а о таране Голюка 27.04.1943 - есть (книга 2-я, 1985, с.49). "Вырезку" по Голюку приведу ниже, а здесь - ссылку на источники, по которым эта информация Зайцевым приведена - "См.: Сталинский сокол, 1943, 12 мая; Советский патриот (ГСВГ), 1984, 23 февраля". 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

image.jpg

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С апреля т. г. опубликованы УПК погибших в период ВОВ, среди них и карточка Шалагина Аркадия Дмитриевича (24.11.1913 - 27.08.1942), уроженца Алтайского края (с. Родино, Славгородский уезд, Барнаульский округ).

 Шалагин Аркадий Дмитриевич (24.11.1913-27.08.42) погиб при таране.jpg

 

Окончив 9 классов, он поступил в 11 Военную школу пилотов г. Луганска, потом в Одесскую военную авиационную школу (8 ВШП) и как отличный курсант оставлен при ней инструктором.

В этом документе из 9 строк наглядно видны ступени довоенной службы, получение 30.11.41 звания капитана:

00001009.jpg00001010.jpg

 

9 лет он занимался обучением и подготовкой новых летчиков.

10.05.42 вместе со своими учениками, возглавив 2-ую эскадрилью в составе 863 иап, отправился на фронт.

Недолго было суждено воевать капитану – всего 3,5 месяца. Однако и за такой короткий срок он успел проявить свое мастерство и героизм.

Среди архивных документов Закавказского Фронта (где действовал 863 иап) сохранились подтверждения на сбитые Шалагиным самолеты.

Капитан Шалагин А. Д. первый в боевой истории 863 иап сбил вражеский самолет, открыв тем самым счет воздушным победам полка.

Это произошло 13.07.42. 2  ЛаГГ-3 863 иап: к-р 2-й аэ капитан Шалагин  и  к-р звена мл. лейтенант Шейко Василий Степанович (28.12.1920 - 02.08.1967) вылетели  на перехват самолетов противника, атаковавших советские корабли в р-не Сочи. Шалагин сбил 1 Ю-88.

Из жбд штаба Закавказской зоны ПВО: 

13.07.42 сбит 1 Ю-88 (2).jpg

 

*неточность в написании фамилии Шалагина - написано Шалыгин

18.08.42 Шалагину удалось сбить еще 1 Ю-88.

 При отражении бомбардировочного налета 6-ти Ю-88 на порт Сухуми комэкс Шалагин на ЛаГГ-3 и зам. к-ра 2 аэ 35 иап лейтенант Губернюк Моисей Севостьянович (1916 - 18.08.1942) на Харрикейне - совместно сбили 1 Ю-88  в 45 км ю/з Гудауты и 1 подбили. К сожалению, этот воздушный бой был последним для л-та Губернюка.

Запись в жбд 35 иап Закавказского зоны ПВО:

18.08.42 сбит 1 Ю-88 (35 иап).jpg

 

Этот воздушный бой описан также в жбд штаба Закавказской зоны ПВО (но снова с 2 неточностями - полк 863, а не 862 и капитан Шалагин, а не Шелагин):  

18.08.42 сбит 1 Ю-88 (штаб ПВО  Зк.Ф).jpg

Спустя 9 дней - 27.08.42 капитан Шалагин погиб в районе Клухорского перевала, выполняя задание по разведке…Погиб, сбив тараном немецкий самолет.

Август 42 г это начальный и самый тяжелый оборонительный этап Битвы за Кавказ.

46 Армии, в состав ВВС которой входил 863 иап, помимо обороны Черноморского побережья и охраны гос. границы была поставлена дополнительная сверхтрудная задача удержать стремительные попытки прорыва немецких войск в Закавказье к побережью, не пропустить их через перевалы Главного Кавказского Хребта. С этой целью авиация Армии вела ежедневную разведку с воздуха всех перевалов через ГКХ и дорог, ведущих к ним с севера.

 На начальном этапе 46 Армия терпела ряд серьезных неудач: 16 августа был захвачен Клухорский перевал, 21 августа 1-ой горнострелковой дивизии «Эдельвейс» удалось водрузить 2 флага на двухглавый Эльбрус, к 6 сентября был захвачен Марухский перевал. Я перечислила эти факты только для того, чтобы было яснее понятно, в каких условиях выполнял свой последний боевой вылет капитан Шалагин. Сам вылет описан в предыдущих постах. 

Штаб ВВС ЗакФронта за 27.08.42 представил две разведсводки №51 к 20-00 и №52 к 8-00 утра 28.08.42, выдержка из которой приведена Барссом и где отмечено, что из трех сбитых Ме-109 за сутки один сбит тараном.

В сводке №51 указано, что на Черкесском направлении 12 км южнее Теберды у слияния рек размещено 446 орудий МЗА, группы пехоты по 15-20 чел., 20 повозок, 20 а/машин; на шоссейной дороге на пер. Клухор до 60 а/машин; на юго- восток движутся 120 повозок - к голове пер. Клухор; в р-не пер. Клухор до батальона пехоты. Это как раз описано место, где капитан Шалагин и мл. л-т Шуров П. А. были обстреляны МЗА и разошлись в разные стороны.

оперсводка №51 р-н Теберда.jpg

 

Найти еще дополнительно донесения частей авиации о таране, на основании которых составлена разведсводка, не получилось. Клухорский перевал оборонял 815 сп 394 сд, но жбд этого полка отсутствует, нет сведений о 815 сп и в жбд 394 сд. Жбд 863 иап до сих пор под грифом секретности.

Обратила на себя внимание запись в УПК Шалагина о гибели:

Уточняющая деталь.jpg

 

Она внесена только в 1976 году, ч/з 34 года после смерти, причем на основании сообщения Одесского ОВК. Получается, что до этого момента он не числился нигде – ни среди погибших, ни среди нбз?

И последнее. Шалагин А. Д. имел семью – жену Дьяконову Тамару Ивановну 1914 г.р., сына, мать. Его всё ещё ищут внуки, на сайте «Забытый полк» есть запрос от 19.05.1916, но ответ на него не дан.

Дочь ветерана ВОВ 863 иап 

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди архивных документов Закавказского Фронта (где действовал 863 иап) сохранились подтверждения на сбитые Шалагиным самолеты.

А можно увидеть здесь эти записи?

Уже не раз сталкивался с фактами скрытия истинных потерь немцами своих самолётов.

Я навскидку проверил потери немцев за 18.08.42 года по Ю-88 - нет такого самолёта...

За 19.08.42 есть в районе Туапсе, но это далеко.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 01.06.2021 в 18:45, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

18.08.42 Шалагину удалось сбить еще 1 Ю-88.

Спустя 9 дней - 27.08.42 капитан Шалагин погиб в районе Клухорского перевала, выполняя задание по разведке…

Нисколько не хочу принижать героизм и заслуги наших летчиков.

     По немецким данным за 18 августа 1942 в районе Сочи нет потерь Ju-88. Ближайшая потеря вражеского бомбардировщика в этот день - Не-111 в районе Туапсе.

     По поводу тарана капитана Шалагина: в этом районе действовала JG52, у них также нет потерь самолетов 27 августа в районе Домбай - Теберда - Клухор.

В сводке немецкой 1 горно-егерской дивизии за 26 августа 1942 есть данные о том, что ЗА сбит Ил-2!, упавший в районе Софруджу

Рисунок1.jpg

Потерь Ил-2 в этом районе за последнюю декаду августа не было. А вот летчики 863 иап в последней декаде августа неоднократно вылетали на воздушную разведку этого района и на штурмовку вражеских войск на подступах к Клухорскому перевалу (до него по прямой около 20 км от Софруджу). Но это как одна из версий

Изменено пользователем Синд
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот это уже более похоже на правду.

Скорее всего капитан Шалагин погиб 26 августа, был сбит МЗА в районе Софруджу. Но у нас это датируется 27 августа. Не сходится дата у немцев с нашей, хотя по времени события совпадают - после обеда.

В связи с тем что Ил-2 в том районе в то время не работали, остаётся только ЛаГГ-3 капитана Шалагина.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Алекс 21!

 Под архивными документами ЗакФронта подразумевались найденные записи в журналах боевых действий 35 иап и штаба Закавказской зоны ПВО. Не знала, что ЗакФронт и ЗакЗона ПВО - отдельные самостоятельные воинские объединения, хотя и расположены на одной территории.

 Но жбд ЗакФронта за период с 11.08.42-12.09.42 я все же прочитала, там упоминается несколько раз только 4 ВА.

Уважаемый Синд!

 18.08.42 Ю-88 был сбит в р-не Сухуми, а не в р-не Сочи.

 Шалагин летал на ЛаГГ-3, сбитый Ил-2 - это другая история.

Немецкие самолеты разведчики вели систематическую разведку с разных уже захваченных советских аэродромов (Николаев, Мариуполь, Сарабуз, Саки, Ворошиловск, Армавир и др.), а также с т-рии Турции (имелись случаи нарушения госграницы – об этом доложено Командующему ЗакФронтом в Докладе о действиях ВВС противника ).

Ларин Г, работавший с документами 863 иап в ЦА МО, так описал эпизод о сбитом Ю-88:

«18 августа, в 8.03, 6 бомбардировщиков Ju-88 вышли на город со стороны моря, со снижением и приглушенными моторами, сбросив бомбы на Сухумский морской порт и городские кварталы с высоты 200 м. Бомбардировка не причинила порту ощутимого ущерба, однако в городе погибло 16 чел. и было ранено 43 чел. С аэродрома «Сухум» были подняты 3 экипажа ЛаГГ-3 863-го ИАП, а также 2 экипажа Hurricane и 1 экипаж И-153 35-го ИАП. С 8.10 до 8.22, на высоте 1800 м в 5-7 км от берега, преследуя противника, экипажи вели воздушный бой. Капитан А. Шалагин из 863-го ИАП с лейтенантами Губернюком и Ивановым из 35-го ИАП атаковали противника сзади и снизу, с дистанции 250-300 м, выпустив несколько очередей. 1 Ju-88 вошел в крутую спираль и с горящим мотором упал в море в 15-20 км северо-западнее Сухума. После этого подошедший пилот 863-го ИАП, сержант В. Сафонов подбил еще один Ju-88, который с дымящимся левым мотором ушел в облака. Остальные Ju-88 построились в пеленг и продолжили уход в сомкнутом строю, при этом в 8.43, в 40 км от берега огнем противника был сбит Hurricane лейтенанта Губернюка. Летчик выпрыгнул с парашютом и после приводнения некоторое время находился на поверхности, однако к моменту подхода спасательных катеров обнаружен не был».

 

Встречный вопрос: какой резон историку, пишущему труд на материалах жбд полка, смещать дату гибели Шалагина? Да и вылетал он на задание не один, а втроем.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап

 В том то и дело, что по немецким данным потерь Ю-88 18 августа 1942 ни в районе Сухуми, ни в ближайшем районе не было! (Вполне возможно что немцы данную потерю могли другим днём, а то и в другом районе указать)

  Насчёт расхождения в дате гибели: работая в ЦВМА (центральный военно-морской архив) с этим сталкивался неоднократно. Это нормально явление. Историк, работая в архиве пользовался данными нашей стороны. Сейчас появилась возможность сопоставлять их с данными противника, во многих случаях (опять же исходя из личного опыта)это позволяет установить картину боя. Пример тому установление места гибели экипажа 367 бап в районе Теберды (по нашим данным экипаж не вернулся с задания 17 августа, по немецким данным сбит 23 августа; в конечном итоге выяснилось, что даты гибели двух экипажей в донесении полка перепутаны).

Насчёт того, что вылетали три летчика: один из них - Беланов, погиб при вынужденной посадке отказа мотора (у Вас это есть), два других обстреляны МЗА противника у изгиба дороги в 12 км южнее Теберды (по прямой от Софруджу около 8,5 км), Клухорский перевал юго-восточнее этого места в 20 с лишним километрах. Ещё раз повторюсь, что в этом районе немецкая истребительная авиация 27 авгуса 1942 не работала

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап , Вы пишете: " ... Немецкие самолеты разведчики вели систематическую разведку ... с т-рии Турции (имелись случаи нарушения госграницы – об этом доложено Командующему ЗакФронтом в Докладе о действиях ВВС противника )". 

Извините, Вы это - СЕРЬЁЗНО? Про НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ самолёты, действовавшие в период Великой Отечественной войны с территории Турции?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

 

Встречный вопрос: какой резон историку, пишущему труд на материалах жбд полка, смещать дату гибели Шалагина? Да и вылетал он на задание не один, а втроем.

Уважаемая Дочь ветерана ВОВ 863 ИАП!

Благодаря тому что сейчас имеется возможность изучать не только советские архивы но и документы немецкой стороны, некоторые "белые пятна" военной истории можно рассматривать как монету, с двух сторон. Появляется возможность анализировать документы тех лет и сравнивать описанные в них события.

Реально имевшие место события отражены, как правило, в документах обоих сторон. Некоторые события отражены в документах  в искажённом виде, и не потому, что писарь был там не грамотный, или дежурный записал не то в ЖБД, а в связи с неполной, часто отрывочной, а иногда и противоречащей поступившей в условиях войны ранее информации. В итоге события боевых действий оставались на бумаге 100% неполными, где то даже вообще не отражёнными.

Очень часто встречается информация наземных частей с неправильным опознанием типа летательного аппарата советского производства, которые по разным причинам оказывались либо в небе, либо на земле в расположении наших войск. Поэтому Ваше утверждение что Ил-2 - это уже другая история - не верно!

Другой истории, как и другого самолёта просто не было!

К сожалению, в советских документах тех лет, в частности - осени 1942 года, по событиям на черноморском побережье Кавказа, есть некоторые неточности. Особенно в части касающихся побед наших лётчиков. Не секрет, что многие победы были "приписанными", с подтверждением соседних экипажей, указанием районов падения немецких самолётов в труднодоступных местах, которые в условиях войны невозможно проверить и подтвердить. Рождались "легенды", которые сейчас, при рассмотрении их через призму истории и пройденных лет, не выдерживают проверки.

У меня нет цели сейчас опорочить или принизить боевые победы наших лётчиков, ибо было понятно стремление наших соколов бить врага везде и всюду, даже ценой своей жизни. Вот так чаще всего и происходило, в схватках с опытным врагом наши пилоты гибли, гибли также и из-за несовершенства техники, нехватки опыта её эксплуатации, условиях горной местности и много другого.

На сегодняшний день задача стоит трудная, но выполнимая - найти места гибели наших лётчиков, вернуть их имена из небытия не зависимо от того, как они погибли. Ведь они погибли на войне. 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оперативно-разведывательная сводка штаба Закавказской зоны ПВО за 27.08.42 - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=133386122 . Сведений нет.

Сведения о возможном таране, вероятно, могли поступить от стрелковых частей.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые авиаторы Алекс 21 и Синд!

Спасибо за развернутые ответы. Вы помогли несколько иначе и более глубоко посмотреть на историю гибели летчика капитана Шалагина, описав, как видится она глазами профессионалов - авиаторов, имеющих большой поисковый опыт.

Вам известен полный список воздушных побед и потерь «противоположной стороны» (включая типы самолетов) за август 42 г на этом участке ЗакФронта, Вы отлично знаете географию этих мест. По Вашему обоюдному мнению самолет Шалагина сбит МЗА, в противном случае потеря немецкого самолета была бы отражена в немецких документах, т.к. немцы знаменитые педанты и хроникеры, любящие точность, достоверность их статистики на порядок выше нашей. Все это, пожалуй, так.

 Но…Немцы вели интенсивную авиаразведку Закавказья в этот период, вся ли информация по результатам таких полетов рассекречена немецкой стороной?

Признавая все Ваши убедительные аргументы, я все же придерживаюсь иной точки зрения – что Шалагин погиб при таране, встретившись с самолетом-разведчиком противника и таран – не легенда и ошибка донесений нашей авиаразведки. Не знаю, это моя интуиция или мое заблуждение, возможно, время покажет.

Еще раз огромное спасибо за участие в обсуждении.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Барсс! Тоже встречала эту  оперсводку и обратила в ней внимание на п.8 о появлении в 17-22 одного FW-189 на высоте = 3000 м с севера в р-не Квачкара(?), который обстреляв пулеметным огнем НП ВНОС, скрылся в северном направлении. Есть же версия, что тараном сбит FW.

 И так же как вы, предполагаю, что могут быть какие-то сведения о таране в докладах стрелковых частей. 

Самое главное - оперсводка содержит вывод, сделанный за 27.08.42, что в р-не Клухорского перевала велась разведка одиночным самолетом-разведчиком.

вывод оперразведки за 27.08.42.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый авиатор Бортстрелок!

С азами истории ВОВ знакома – знаю, что Турция придерживалась политики нейтралитета. Напрасно Вы вырвали из контекста середину предложения, меняя тем самым смысл сказанного и пытаясь приписать мне   слова об участии Турции в войне.  В скобках была сделана пояснительная ссылка на Доклад начальника штаба Закавказской зоны ПВО полковника Чайлахяна Г.Х. (в последующем генерал-майора) командующему Закавказским Фронтом генералу армии Тюленеву И.В. от 31.03.43.

С территории Турции или сама Турция – это несколько разные понятия…

Впрочем, вот сам документ (выдержки из него)

Доклад.jpg

о разведке противника.jpg

Нарушение госграницы.jpg

Серьезен ли был полковник, докладывая генералу об имеющих место разведполетах противника с турецкой территории, извините, не в курсе.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минут назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

Уважаемый авиатор Бортстрелок!

 

С азами истории ВОВ знакома – знаю, что Турция придерживалась политики нейтралитета. Напрасно Вы вырвали из контекста середину предложения, меняя тем самым смысл сказанного и пытаясь приписать мне   слова об участии Турции в войне.  В скобках была сделана пояснительная ссылка на Доклад начальника штаба Закавказской зоны ПВО полковника Чайлахяна Г.Х. (в последующем генерал-майора) командующему Закавказским Фронтом генералу армии Тюленеву И.В. от 31.03.43.

С территории Турции или сама Турция – это несколько разные понятия…

 

Впрочем, вот сам документ (выдержки из него)

 

 

Доклад.jpg

о разведке противника.jpg

Нарушение госграницы.jpg

Серьезен ли был полковник, докладывая генералу об имеющих место разведполетах противника с турецкой территории, извините, не в курсе.

 

 

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап , вот прямая цитата "из меня":

В 03.06.2021 в 19:32, Бортстрелок сказал:

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап , Вы пишете: " ... Немецкие самолеты разведчики вели систематическую разведку ... с т-рии Турции (имелись случаи нарушения госграницы – об этом доложено Командующему ЗакФронтом в Докладе о действиях ВВС противника )". 

Извините, Вы это - СЕРЬЁЗНО? Про НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ самолёты, действовавшие в период Великой Отечественной войны с территории Турции?

Прошу указать мне в ней, где я "меняю тем самым смысл сказанного и пытаясь приписать мне [то есть Вам] слова об участии Турции в войне". Конкретно, пожалуйста, укажите. 

О серьёзности полковника Чайлахяна в 1943 году я у Вас не интересовался, а спрашивал лишь о том, СЕРЬЁЗНО ли Вы - по прошествии почти восьми десятилетий с тех пор - считаете, что НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ самолёты действовали в период Великой Отечественной войны с территории Турции, чтобы писать об этом на серьёзном военно-поисковом форуме? 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу