Алекс21

Як-1 № 32101, 42 ГИАП, мл.л-нт Спиридонов Н.М.

27 posts in this topic

Posted (edited)

Вчера совершили выезд в лес на МП неустановленного Яка. Долго не давал он нам покоя своей неизвестностью. Пришлось изрядно побегать по лесу, пока не наткнулись на шляпку выпускного клапана. В 70 метрах он него нашлось и МП.

На нём уже работали ребята, но им не удалось в своё время найти нужные номера, чтобы установить лётчика. Останки черепной коробки нам попадались среди обломков на отвалах воронки.

При осмотре прилегающей территории и установлении направления падения пришли к выводу, что самолёт падал со стороны Цемесской бухты, т.е. Новороссийска.

В результате поисковой работы удалось быстро найти шильду с номером 42101 и датой 16.10.42. Быстрая находка номера заставила более внимательно перебирать найденные обломки - нашли вторую шильду на обломке каркаса с номером 49103.

При уходе ещё раз пересмотрели обломки, найденные до нас. Результатом был обломок с номером 49103. Дубль уже немного успокоил, что нашли нужный номер.

Когда обломок забрали и он лежал в багажнике машины, решили номер сфотографировать получше при солнечном свете. Рядом с номером 49103 под грязью нашёлся ещё один номер - 32101.

 

IMG_20200528_105014.jpg

IMG_20200528_101752.jpg

IMG_20200528_101758.jpg

20200528_101730.jpg

IMG_20200528_103245.jpg

IMG_20200528_103242.jpg

20200528_122034.jpg

20200528_122029.jpg

Edited by Алекс21
3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного фото

IMG_20200528_114337.jpg

IMG_20200528_104535.jpg

IMG_20200528_112826.jpg

20200528_133623.jpg

IMG_20200528_132702.jpg

IMG_20200528_132430.jpg

IMG_20200528_164802.jpg

IMG_20200528_164757.jpg

IMG_20200528_164807.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этот шильдик технологический. Такие часто попадаются на Як-1.

20200528_101730.jpg.c437face5420a090a95de793da19e6ab.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вместе с коллегой Синдом стали "лопатить" архив.

49103 был номером самолёта Як-1 из состава 66 ИАПа 216 ИАД, потерян 12.42. под Моздоком.

32101 оказался номером Як-1 из состава 42 ГИАП этой же 216 ИАД, потерян в апреле 1943 г.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

В результате поиска было установлено, что пилотом Як-1 № 32101 оказался гвардии младший лейтенант Спиридонов Николай Михайлович, 1920 г.р., лётчик 42 ГИАП 216 ИАД, не вернувшийся с боевого вылета 21.04.43 года

Edited by Алекс21
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites

Был награжден орденом Красного Знамени

filterimage.jpg

Спиридонов КЗ наградной 1.jpg

Спиридонов КЗ наградной  2.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Место падения самолета на границе квадратов 75432 и 75434, ближе к 75432

В этом квадрате 21.04.43 г. в 10:53 на высоте 3500 метров ЛАГГ-3 заявил Fw. Schumacher Karl Немцы часто путали в донесениях Яки и ЛАГГи

     
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

13 минуты назад, Жека сказал:

Был награжден орденом Красного Знамени

filterimage.jpg

Спиридонов КЗ наградной 1.jpg

Спиридонов КЗ наградной  2.jpg

Интересно, что Николай Спиридонов воевал в обоих полках. Орден Красного знамени он получил еще будучи старшим сержантом, в составе 66 иап

 

Edited by Синд
3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото этого самолета из далекого 2007 года

разное 001.jpg

разное 008.jpg

разное 009.jpg

разное 014.jpg

разное 015.jpg

разное 017.jpg

разное 021.jpg

разное 023.jpg

ыатрапть.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Даааааа... такие фото не часто увидишь!!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отличная работа !!!  👏 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В настоящий момент хвостовая часть самолёта (с последнего снимка), находится в выставочном зале Музея боевой славы в г. Краснодар.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще несколько фото из 2007 года.

Сейчас все крупные фрагменты этого Яка выставлены в Выставочном зале в Парке 30-летия Победы в Краснодаре

DSC03034.JPG

DSC03050.JPG

DSC03105.JPG

DSC03143.JPG

DSC03199.JPG

новый-11.jpg

новый-16.jpg

новый-23.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы.Кто ищет,тот находит.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

молодцы, товарищи!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Добавлю: машина Як-1б (ШВАК+УБС) № 32101 из 8-го зиап ушла в 265-й иап 8.11.42 г. с мотором ПФ3-2984 (по заводу ушла с мотором ПФ3-2834 т.е. где-то очепятка). По справочнику авиаполков 12.12.42 г. 2-я аэ в полном составе ушла на доукомплектование 8-го иап (42-го гиап), что косвенно подтверждает возможный переход данного самолета.

Самолет один из первой сотни Як-1б, и весьма вероятно, что вся 2-я аэ 265-го иап имела именные самолеты от Пензенской области: т.е. были построены на средства граждан и переданы к 7 ноября 1942 г. эскадрильи "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Александр Суворов", "Михаил Кутузов","Александр Невский", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов" и "Андрей Андреев".

В 8-м иап точно была аэ "Владимир Ленин". Т.е. данный самолет из нее, или 8-й иап получил от 265-го вторую именную аэ от Пензенцев?

Особое спасибо за фото!

механик по фотооборудованию 42-го гиап гв.старшина Г.А.Петросян и ? ставят фотоаппаратуру на самолет

Y1-097-12r.jpg

Edited by Сергей Кузнецов
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Похоже.

Вот, кстати, фото из УПК

00000714_photo.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

Добавлю: машина Як-1б (ШВАК+УБС) № 32101 из 8-го зиап ушла в 265-й иап 8.11.42 г. с мотором ПФ3-2984 (по заводу ушла с мотором ПФ3-2834 т.е. где-то очепятка). По справочнику авиаполков 12.12.42 г. 2-я аэ в полном составе ушла на доукомплектование 8-го иап (42-го гиап), что косвенно подтверждает возможный переход данного самолета.

Самолет один из первой сотни Як-1б, и весьма вероятно, что вся 2-я аэ 265-го иап имела именные самолеты от Пензенской области: т.е. были построены на средства граждан и переданы к 7 ноября 1942 г. эскадрильи "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Александр Суворов", "Михаил Кутузов","Александр Невский", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов" и "Андрей Андреев".

В 8-м иап точно была аэ "Владимир Ленин". Т.е. данный самолет из нее, или 8-й иап получил от 265-го вторую именную аэ от Пензенцев?

Особое спасибо за фото!

механик по фотооборудованию 42-го гиап гв.старшина Г.А.Петросян и ? ставят фотоаппаратуру на самолет

Y1-097-12r.jpg

Списан он с с мотором М-105ПФ № 3-2894

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Синд сказал:

Похоже.

Увы, это не летчик: коллеги с АИФа разглядели в руке у данного человека отвертку и пассатижи.... Скорее всего все на фото из числа техсостава.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Сергей Кузнецов сказал:

Добавлю: машина Як-1б (ШВАК+УБС) № 32101 из 8-го зиап ушла в 265-й иап 8.11.42 г. с мотором ПФ3-2984 (по заводу ушла с мотором ПФ3-2834 т.е. где-то очепятка). По справочнику авиаполков 12.12.42 г. 2-я аэ в полном составе ушла на доукомплектование 8-го иап (42-го гиап), что косвенно подтверждает возможный переход данного самолета...

Як-1б № 32101 с ПФ3-2894, согласно приказа 4 ВА от 9.12.42 г, получен 8-м иап от 265 иап, и зачислен в ... Управление полка.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часа назад, Дьяк сказал:

Як-1б № 32101 с ПФ3-2894, согласно приказа 4 ВА от 9.12.42 г, получен 8-м иап от 265 иап, и зачислен в ... Управление полка.

Спасибо. Я тоже пришел к выводу, что мотор был именно 2894, а остальные номера - ошибочны.

13 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

Увы, это не летчик: коллеги с АИФа разглядели в руке у данного человека отвертку и пассатижи.... Скорее всего все на фото из числа техсостава.

По соседним фото, размещенным Саранским музеем на госкаталоге музейного фонда РФ, выяснилось, что это 487-й иап ПВО.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 часа назад, Жека сказал:

Нашел фото Шумахера, который сбил Спиридонова

Информация от коллег с АИФа: fНа "Тризне" поторопились с определением того, кто сбил Спиридонова. Он пропал в вылете 06:10-07:15. У Шумахера заявки позже на несколько часов. Судя по времени и месту, Спиридонова сбил Гриславски в 06:55 мск как раз в кв.75433. Есть и другие кандидаты, но там место хуже подходит.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Учтем, исправимся

75 -1.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Повторюсь, что направление падения самолёта - со стороны Цемесской бухты, как раз из квадрата 75433.

Судя по состоянию обломков истребителя, которые видно из фото, самолёт был сбит на небольшой высоте - 900 м.

Так что заявка Гриславски наиболее точно соответствует действительности.

Edited by Алекс21
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.