Sign in to follow this  
Followers 0
vdm86

ЛАГГ-3-37 ю-в д.Печки Калужская область

37 posts in this topic

Добрый вечер. 

Недавно было обследовано предполагаемое место падения самолета. На текущий момент из номеров есть несколько технологических( наиболее часто встречается 578) и предположительно, номер винта -  40871627. Ясно, что на самолете стояла 37 мм пушка+12,7 пулемет. Присутствуют части пристежной системы летчика, найдена небольшая кость(предоложительно часть ребра), несколько пистолетных гильз, остатки гранаты РГД-33.

Нашел информацию на Мемориале, по 42 ИАП, где есть запись о НБЗ Пискарева Германа Васильевича на ЛАГГ-3 в районе Буда-Монастырская 11.07.1942. Однако, это противоречит официальной версии с героической гибелью на поле около деревни Ямное Куйбышевского района.

Прошу вашей помощи в подтверждении типа самолета и судьбы летчика.

Спасибо Сергею "7,62" за комментарии и подсказки в личной переписке.

IMG_3162.jpg

IMG_3164.jpg

IMG_3166.jpg

IMG_3167.jpg

IMG_3180.jpg

IMG_3181.jpg

IMG_3182.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

серия 2

1 (11).jpg

1 (12).jpg

1 (13).jpg

1 (14).jpg

1 (16).jpg

1 (17).jpg

1 (18).jpg

1 (19).jpg

1 (22).jpg

1 (23).jpg

1 (24).jpg

1 (29).jpg

1 (30).jpg

1 (31).jpg

1 (32).jpg

1 (33).jpg

1 (34).jpg

1 (35).jpg

1 (36).jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

серия 3

1 (37).jpg

1 (38).jpg

1 (41).jpg

1 (42).jpg

1 (44).jpg

1 (45).jpg

1 (46).jpg

1 (47).jpg

1 (50).jpg

1 (51).jpg

1 (54).jpg

1 (55).jpg

1 (57).jpg

1 (58).jpg

1 (59).jpg

1 (60).jpg

1 (61).jpg

IMG_3157.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

серия 4

1 (48).jpg

1 (49).jpg

1 (62).jpg

1 (63).jpg

1.jpg

IMG_3194.jpg

PHOTO-2020-04-17-21-50-07.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если номер винта прочитан правильно, то ему соответствует ЛаГГ-3 №3121308 (30-8), отправленный с завода №21 в Горьком 13.6.1942 с мотором №пф 325 и пушкой Шпитального 37 мм. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллега.добрый день! На фото у вас(рядом с циферблатом) деталь не пристяжной,а спасательной парашютной системы!Возможно что останки летчика где то у МП.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Аirborn сказал:

Коллега.добрый день! На фото у вас(рядом с циферблатом) деталь не пристяжной,а спасательной парашютной системы!Возможно что останки летчика где то у МП.

Добрый вечер.

Добавлю еще несколько фото находок. Деталь в этой серии, я полагаю, что от пристяжкой. Также нашел( не сфотографировал) крючок (могу ошибаться в определении) как на фото со стрелкой.

IMG_2138.jpg

IMG_2139.jpg

IMG_2140.jpg

IMG_2141.jpg

IMG_3246.jpg

Edited by vdm86
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, linnet сказал:

Если номер винта прочитан правильно, то ему соответствует ЛаГГ-3 №3121308 (30-8), отправленный с завода №21 в Горьком 13.6.1942 с мотором №пф 325 и пушкой Шпитального 37 мм. 

Добрый вечер. Уверен почти на все 100% что считал номер правильно. Спасибо вам за информацию. В июне планирую еще раз обследовать место падения. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
35 минут назад, vdm86 сказал:

Добрый вечер.

Добавлю еще несколько фото находок. Деталь в этой серии, я полагаю, что от пристяжкой. Также нашел( не сфотографировал) крючок (могу ошибаться в определении) как на фото со стрелкой.

IMG_2138.jpg

IMG_3246.jpg

Пристяжная система удерживает летчика в кресле, примерно как Вас ремень безопасности в машине, а данный элемент именно от парашютной системы. Пристяжная после покидания кабины лётчиком оставалась в самолете, а вот парашют нет. Если на месте падения пряжки от парашюта, то вывод, думаю, понятен.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, vdm86 сказал:

Добрый вечер. Уверен почти на все 100% что считал номер правильно. Спасибо вам за информацию. В июне планирую еще раз обследовать место падения. 

День добрый! Правильно!Обследовать,и как следует!Как я понимаю это Печки ,что недалеко от Маклаков??Парашютные пряжки,карабины и фрагменты останков-это все говорит о главном,что летчик скорее на МП!

Edited by Аirborn
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 14.05.2020 в 10:40, Аirborn сказал:

День добрый! Правильно!Обследовать,и как следует!Как я понимаю это Печки ,что недалеко от Маклаков??Парашютные пряжки,карабины и фрагменты останков-это все говорит о главном,что летчик скорее на МП!

Да, деревня Печки рядом с Маклаками. Граница Людиновского и Думиничского районов.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 14.05.2020 в 01:04, AgafonovE сказал:

Пристяжная система удерживает летчика в кресле, примерно как Вас ремень безопасности в машине, а данный элемент именно от парашютной системы. Пристяжная после покидания кабины лётчиком оставалась в самолете, а вот парашют нет. Если на месте падения пряжки от парашюта, то вывод, думаю, понятен.

Спасибо за корректировку).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

11-го в том районе воздушныйй бой,  https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=3002179

Но, вероятно, это потери 513 иап на Як-1  

https://cdn.obd-memorial.ru/html/images3?id=51177386&id1=b20b48f8fd9e2bc33af1f97e19d1ea62&path=Z/001/058-0818883-1665/00000006.jpg

н.п. Культурный Труд, как понял,уже не существует?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Барсс сказал:

11-го в том районе воздушныйй бой,  https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=3002179

Но, вероятно, это потери 513 иап на Як-1  

https://cdn.obd-memorial.ru/html/images3?id=51177386&id1=b20b48f8fd9e2bc33af1f97e19d1ea62&path=Z/001/058-0818883-1665/00000006.jpg

н.п. Культурный Труд, как понял,уже не существует?

Доброй ночи. Спасибо за информацию. Вторая ссылка, к сожалению, не открывается.

Культурного Труда уже давно нет.

Чуть позже создам еще одну тему с местом падения бомбардировщика(предположительно) в районе этого места.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 минуты назад, Барсс сказал:

Спасибо Вам за информацию, ссылка открылась. Мой дед говорил(со слов моих родственников), что в районе этого населенного пункта были сбиты и похоронены 8 летчиков.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 5/16/2020 в 16:21, Барсс сказал:

11-го в том районе воздушныйй бой,  https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=3002179

Но, вероятно, это потери 513 иап на Як-1  

https://cdn.obd-memorial.ru/html/images3?id=51177386&id1=b20b48f8fd9e2bc33af1f97e19d1ea62&path=Z/001/058-0818883-1665/00000006.jpg

 

Скорее всего один из сбитых 11 июля, упомянутый в сводке 31гвсд, это ЛАГГ-3 из состава 523 ИАП:

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451009171&backurl=q\"523 иап"::use_main_string\true::group\all::types\opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&static_hash=aef0e95889a486344881f63799d8af6d

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день, Уважаемые форумчане.

Недавно удалось поработать на МП. Дошел примерно до глубины 2.2-2.5 метра. Прозвонил Кондором и рамочным Кощей 5и - по итогу, глубже тишина.

Немного в стороне от основного места раскопа, на глубине примерно в 1-1,5м вылезла стойка шасси и уехала в музей в Дятьково. Большего по находкам в этот выезд, практически ничего не удалось найти. Чуть позже попробую внимательно отработать площади рядом с МП.

По архиву ЦАМО: в документах 42 иап/133 гиап нет указания номеров самолетов/моторов. 

По-видимому, нужно искать в 202 ИАД и в 215 ИАД...

Неожиданно узнал/пока не могу найти подтверждения на других ресурсах, что 42 иап и 188 иап входил в оперативное подчинение 215 дивизии на период июльского наступления западного фронта в 1942 году. Информация из ролика весьма интересного канала Тактик Медиа:  Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3 / часть 4. Только большие пушки - YouTube

Подскажите, правильно ли мыслю на счет документов в 202 и 215 иад или стоит расширить/скорректировать поиски? Заранее благодарен за ответ.

стойка 4 лагг-3.jpg

стойка 3 лагг-3.jpg

стойка 2 лагг-3.jpg

стойка 1 лагг-3.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А в деле (фонд 133 гиап) с приказами и оперсводками за 1941-1943 есть материалы по июлю-августу 1942 года?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@linnet Заказывал по 42/133гиап номера описей 437321 - 17 листов и 217582 - 216 листов (в этой описи отчеты и донесения за 1942-43). В целом, документов по 1942 году очень мало, документов с приказами за этот период нет.

На память, из интересного по 1942 был документ о выводах боевого применения ЛАГГ-3 с пушкой ОКБ-15 на Западном фронте. Но это из интересного, нужной информации о номерах самолетов, моторов не нашел. 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, vdm86 сказал:

@linnet Заказывал по 42/133гиап номера описей 437321 - 17 листов и 217582 - 216 листов (в этой описи отчеты и донесения за 1942-43). В целом, документов по 1942 году очень мало, документов с приказами за этот период нет.

На память, из интересного по 1942 был документ о выводах боевого применения ЛАГГ-3 с пушкой ОКБ-15 на Западном фронте. Но это из интересного, нужной информации о номерах самолетов, моторов не нашел. 

 

 По -моему, это звучало как "проведение испытаний пушки ОКБ-15 на Як-7Б  37 мм Исторический формуляр оп 518968с д.1  стр.6 "За период боевой работы с 31.10.42 по 13.3.43 сбиты 38 с-тов пр-ка по типам : ... потеряно Як-7 22 шт лётчиков 11 человек."  Аэродром Кресцы.

Edited by пеновский
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, пеновский сказал:

 По -моему, это звучало как "проведение испытаний пушки ОКБ-15 на Як-7Б  37 мм Исторический формуляр оп 518968с д.1  стр.6 "За период боевой работы с 31.10.42 по 13.3.43 сбиты 38 с-тов пр-ка по типам : ... потеряно Як-7 22 шт лётчиков 11 человек."  Аэродром Кресцы.

Перед испытаниями Як-7Б проходили испытания ЛАГГ-3 с этой же пушкой, с апреля по сентябрь 1942. Как раз в ролике на Ютюб (ранее в ветке ссылка есть) об этих испытаниях идет речь.

Полк с 6 апреля 1942 по 18 сентября на самолетах ЛАГГ-3 произвел 1245 боевых вылетов, налетав 1068 ч 58 м. 

В воздушных боях с противником полк потерял            

Личного состава       

сбито в воздушных боях 3 человека Костин, Миронов, Пищета      

не вернулись с боевого задания 5 чел Лысенко, Романенко, Пискарев, Савин, Чупраков      

Ранено в воздушных боях - 6 чел. Максимов, Зайцев, Беляев, Сазонов, Чубарев, Травин.      

За указанный период в боевых действиях и воздушных боях потеряно 13 самолетов.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, vdm86 сказал:

Перед испытаниями Як-7Б проходили испытания ЛАГГ-3 с этой же пушкой, с апреля по сентябрь 1942. Как раз в ролике на Ютюб (ранее в ветке ссылка есть) об этих испытаниях идет речь.

Полк с 6 апреля 1942 по 18 сентября на самолетах ЛАГГ-3 произвел 1245 боевых вылетов, налетав 1068 ч 58 м. 

 

В воздушных боях с противником полк потерял            

 

Личного состава       

 

сбито в воздушных боях 3 человека Костин, Миронов, Пищета      

 

не вернулись с боевого задания 5 чел Лысенко, Романенко, Пискарев, Савин, Чупраков      

 

Ранено в воздушных боях - 6 чел. Максимов, Зайцев, Беляев, Сазонов, Чубарев, Травин.      

 

За указанный период в боевых действиях и воздушных боях потеряно 13 самолетов.

Про ЛАГГи ничего не видел, хотя вроде всё смотрел. По матчасти там и правда номера только на 44 год начинаются. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

самолет Лысенко мы нашли - тема есть на форуме

Edited by kirche
1

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 11.08.2021 в 13:58, vdm86 сказал:

42 иап и 188 иап входил в оперативное подчинение 215 дивизии на период июльского наступления западного фронта в 1942 году

42 ИАП 202 ИАД в период июльского наступления входил во временное подчинение не только 215 ИАД, но и в большей степени 234 ИАД.

Если самолет Романенко и Максимова (?) вероятно потеряны при подчинении 215 ИАД, то потери самолетов Зайцева, Чубарева, Пискарева и Германа (?) произошли скорее в период подчинения 234 ИАД (часть дней за него перед 1 ВА отчитывалась 234 ИАД и несколько дней полк отчитывался напрямую в 1 ВА, хотя значился как "временно входящий в состав 234 ИАД").

Даты потерь в разных документах пляшут и в более поздних документах 202 ИАД они ошибочные или вообще не указаны. Номера самолетов по этим потерям не привязаны. Но при временном подчинении вряд ли матчасть списывали по "чужим" дивизиям - официально 42 ИАП продолжал быть в 202 ИАД. 

 

Edited by kirche
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

@kirche , спасибо за  ценную информацию.

1) Исходя, из документа потерь личного состава   ПИСКАРЕВ Герман Васильевич :: Память народа (pamyat-naroda.ru) наиболее вероятна версия с  Пискаревым Германом, НБЗ 11 июля 1942. От деревни Буда Монастрырская до МП по прямой 10 км.

В другом списке безвозвратных потерь(202 иад)  ПИСКАРЕВ Герман Васильевич :: Память народа (pamyat-naroda.ru)  значится дата выбытия 7 августа 1942, что скорее всего является ошибкой. Вывод на основании:

отчет о боевой работе 42 иап за август 1942

"Личного состава потеряли пять человек. Из них : ст.батальонный комиссар ЛЫСЕНКО, сержанты БЕЛЯЕВ, САВИН, САЗОНОВ не вернулись с боевого задания и лейтенант МИРОНОВ умер после тяжелого ранения. Ранен в воздушном бою мл. лейтенант ТРАВИН и находится на излечении в госпитале."

2) В районе Буда Монастырская/Запрудное был также потерян из 42 иап самолет Зайцева 8 июля 1942. Летчик выпрыгнул с парашютом. Исходя из находок на МП пряжек, карабинов от парашютной системы/небольшого количества костных останков - это не его самолет:

опись 217 582 дело номер 22

отчет о боевой работе 42 иап за июль 1942

"8 июля 1942 группа истребителей ЛАГГ-3 взаимодействуя с ЯК-1 патрулированием над полем боя прикрывала наши наступающие наземные войска в районе действия 16 армии БУДА МОНАСТЫРСКАЯ, ЗАПРУДНОЕ...

...В бою машина Зайцева была подбита, не управляемая и горящая сыпалась к земле. Смелый летчик выбросился на парашюте, приземлился в районе наших войск и благополучно возвратился в нашу часть."

3) И несколько странной(по моему мнению) выглядит официальная версия с героической гибелью Пискарева Г.В. у Ямного Кубышевского района. От Буды Монастырской до Ямного 76 км в Западном направлении.

Поле лётчика Германа Пискарева (vest-news.ru)

карта.PNG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

В 12.05.2020 в 23:52, vdm86 сказал:

серия 2

1 (11).jpg

1 (12).jpg

1 (13).jpg

1 (14).jpg

1 (16).jpg

1 (17).jpg

1 (18).jpg

1 (19).jpg

1 (22).jpg

1 (23).jpg

1 (24).jpg

1 (29).jpg

1 (30).jpg

1 (31).jpg

1 (32).jpg

1 (33).jpg

1 (34).jpg

1 (35).jpg

1 (36).jpg

@vdm86 добрый день! На снимках 14-19 деталь с мотора М-105П.  Вот аналогичные детали с мотора М-105П самолета Як-7 11 иап по 1941 году. Номера на деталях технологические,номеру мотора не соответствуют.

001.JPG

002.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, vdm86 сказал:

Исходя из находок на МП пряжек, карабинов от парашютной системы/небольшого количества костных останков

Из шести упомянутых мной пилотов - погибли в июльских боях двое, причем Романенко умер в госпитале и место захоронения известно, а Пискарев официально НБЗ.

То что вы называете "официальной версией" - есть частная реконструкция 1982 года и какие подтверждающие факты этой версии были не известно. Впрочем у вашей версии тоже пока только косвенный факт (наличие БК 37-мм и номер винта самолета ЛаГГ-3-37 №312130-8, а самолеты этой серии были в 42 ИАП летом 1942 года).

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

...

 

Edited by Барсс
удалил, неверно
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 42 иап в испытаниях по 15.7.42 участвовало 16 ЛаГГ-3 с 37 мм пушками Шпитального. В отдельном списке есть 16 номеров самолетов, 15 из которых соответствуют выпущенным с завода №21 ЛаГГ-3 с 37 мм пушками Шпитального. А один номер 43-08 не соответствует, таких вообще не было. Вероятно, это как раз 30-8, записанный с ошибкой. По отчету по 15.7.42 потеряно 4 самолета ЛаГГ-3, а в списке только 2 как сбиты. 43-08 (30-8) среди них нет. 

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.