sk16rus

Части ЛаГГ-3, пряжки амуниции. Что можно сделать?

14 posts in this topic

Всем здравствуйте.

В середине октября привёз из Североморска несколько артефактов - деревянные куски обшивки самолета ЛаГГ-3 с остатками ЛКП и несколько металлических элементов амуниции. Всё было перевезено с места падения самолета в помещение в конце августа, и успело довольно хорошо высохнуть. Дерево стало слоиться и осыпаться, а краска с него - отслаиваться. Металлические изделия полностью покрыты слоем ржавчины, зубцы пряжек неподвижны (вообще - железо какое-то время лежало в керосине, но сколько по времени - сказать не могу).

Вопрос один - что с этим можно сделать, чтобы обеспечить максимальную сохранность для потомков?

P.S. Проблему гуглил, и, как наиболее простой вариант для себя, пока решил для дерева использовать клей ПВА. С железом не определился. И так как эта тема для меня абсолютно новая и незнакомая, хочется услышать мнение людей, сталкивавшихся с такими вопросами на практике.

Спасибо
С уважением, Сергей

DSC_2007_1024x768.jpg

DSC_2009_1024x768.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дерево можно эпоксидкой прозрачной залить. Так делают сувениры с разной начинкой внутри.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 часа назад, stalker85 сказал:

Дерево можно эпоксидкой прозрачной залить. Так делают сувениры с разной начинкой внутри.

Можно.

Но это самый кардинальный способ, ибо потом предмет, как самостоятельная единица, пропадет совсем. И как делать - все куски вместе, или по отдельности? Но это уже, скорее, риторический вопрос...

А пока, я вроде договорился о встрече с реставратором деревянных предметов старины из Музея, посмотрим, что он посоветует/подскажет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 hours ago, sk16rus said:

Можно.

Но это самый кардинальный способ, ибо потом предмет, как самостоятельная единица, пропадет совсем. И как делать - все куски вместе, или по отдельности? Но это уже, скорее, риторический вопрос...

А пока, я вроде договорился о встрече с реставратором деревянных предметов старины из Музея, посмотрим, что он посоветует/подскажет.

В общем-то, да. Но, с другой стороны, эти куски в любом случае такими единицами являться не будут. Отпишись после рестовратора.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, stalker85 сказал:

Отпишись после рестовратора.

Это обязательно.

Но еще открытым остается вопрос по железкам. Сразу скажу - убирать ржавчину не буду - там тогда ничего не останется. Может попробую отмочить в дистилированной воде пару месяцев, и потом пропитать чем-нибудь. Пока из доступного думаю про разведенный спиртом БФ или Мовиль...

 

P.S. Кстати, кто-нибудь для консервации железа пользовался преобразователем ржавчины НI Gear "No rust"?
Говорят, дает неплохие результаты...

Edited by sk16rus
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Железо держу в щавелке или лимонной кислоте, потом покрываю цапон лаком.

Edited by Damirgun
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

В 23.10.2019 в 06:35, Damirgun сказал:

Железо держу в щавелке или лимонной кислоте, потом покрываю цапон лаком.

Кислота хорошо, если под ржавчиной есть что-то серьезное. А если нет? И после кислоты от пряжки останется тоненькая проволочка? Не хочется рисковать. 

Поэтому пока вымачиваю железо в дистиллированной воде, чтобы вымыть вредные соли, которые потом будут провоцировать ржавление.
Потом планирую покрыть или преобразователем ржавчины  НI Gear No rust, или мовилем, или, как посоветовал один из специалистов - танином.

По дереву немного сложнее - чтобы сохранить дерево, мне посоветовали использовать ПЭГ (полиэтиленгликоль). Но это именно для дерева. По сохранению краски ничего конкретного не сказали (порекомендовали найти реставратора живописи), но в общем и целом согласились, что для подклейки отвалившейся краски можно использовать ПВА. Что я и делаю сейчас, так как краска сохнет, её выгибает, и она отваливается. 

В общем, пока так.

Продолжение следует :$

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не специалист по проф реставрации, но как вариант - дерево поварить в подсолнечном масле: и влагу выгонит, и законсервирует интереснее, чем лак. А краску снять, потом приклеить аккуратненько, или заново нанести аналог. По ржавчине, как и многие, предпочитаю электролиз. Но дальнейшая надежная защита от возникновения ржавчины мне пока неизвестна. Лак, по моему мнению, сильно меняет вид экспоната. Покрытие смазкой - тоже вариант не очень: грязненько, особенно если часто руками берут, соответственно смазка уходит, появляется ржавчина. Для смазки лучше всего рекомендуют пушечное масло, но я его не нашел, поэтому результат не знаю. Попытался использовать Мовиль, купил, а он такой вонючий, пролежал у меня больше года, так и не попробовал использовать, в прошлом году его выкинул, а шкафчик до сих пор удерживает характерный запах. Удачи в этом нелегком труде, делитесь результатами.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, КАМ сказал:

 А краску снять, потом приклеить аккуратненько, или заново нанести аналог. 

Она сама отлетает (((
А вот аналог мне не нужен - я эти куски обшивки забрал именно из-за оригинальной краски, а не из-за дерева. дерево хочу сохранить как основу. 
Кстати, зеленая краска у меня наполовину без фанерной основы, так с внутренней стороны, там где нет фанеры, чётко просматривается ткань.
 

18 часов назад, КАМ сказал:

По ржавчине, как и многие, предпочитаю электролиз. 

Этот способ я отмёл сразу, так как после электролиза от железа может ничего не остаться.

По консервации - так как предметов у меня несколько, есть возможность попробовать несколько вариантов консервации
А потом, через 200 лет, проверить, который лучше xD 
Как вариант, можно подвергнуть предметы временной консервации (например, герметично упаковать предметы с силикагелем)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Краткий отчет о проделанной работе.

Железо пока вымачивается в дистиллированной воде.
В ёмкость положено несколько гвоздей (пишут, что они забирают кислород из воды)

Элементы фанерной обшивки.

DSC_2019.jpg


Кусок с зеленой краской разделил на два:
1. С деревянной подложкой

DSC_2012.jpg   DSC_2013.jpg   

2. И без неё (на обратной стороне отчётливо видна ткань).

DSC_2010.jpg   DSC_2011.jpg

Кусок с чёрной краской примечателен двумя моментами:
1. С обратной стороны он покрыт чёрным лаком

DSC_2015.jpg

2. Под чёрной краской, судя по царапинам, нанесён зеленый цвет

DSC_2014.jpg

Кусок с голубой краской тоже примечателен двумя моментами:
1. Он покрашен с двух сторон

DSC_2016.jpg     DSC_2017.jpg

2. Он имеет чёткое закругление, покрашенное с торца.

DSC_2018.jpg

И я до сих пор не нашел место, откуда этот кусок может быть.
Явно, что откуда-то снизу.
Как варианты рассматриваю или часть обшивки в районе ниш шасси, или (а вдруг?) - кусок створки хвостового колеса (я не нашел, из чего они были сделаны).

Edited by sk16rus
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Забыл написать выше, что отслоившуюся краску на деревянных  элементах приклеивал на ПВА в трёх вариантах его разбавления: неразбавленным, разбавленным водой, разбавленным спиртом. Так же обрабатывал щели в ЛКП. После высыхания излишки (если были) старался убирать спиртом.

В ёмкости с железяками поменял воду. В некоторых местах на предметах появились яркие оранжевые пятна ржавчины, что указывает (судя по тому, что я читал) на очаги возможного появления ржавчины в дальнейшем. Поэтому пока вмачивание продолжаю.

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Железяки продолжаю вымачивать, раз в неделю обновляя воду

20191103-1.jpg

Одну пряжку просушил в духовке (4 часа при температуре 100-105) и потом покрыл на пробу Хай Гиром

20191103-2.jpg

Краску на дереве подклеил на ПВА и сейчас жду получения ПЭГ-400 для пропитки самой фанеры

20191031-2.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ситуация такая:
- Железо продолжает отмокать в дистиллированной воде (уже месяц);
- Пропитку дерева ПЭГ-400 прекратил (начал пропитку 14.11.2019 г.), так как на куске с чёрной краской и чёрным лаком он вступил в реакцию с краской, частично растворив её (потеряно не всё). Кусочек зеленой краски, смоченный на пробу, также размягчился. Голубая краска - без изменений.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я пока закончил то, что делал.
Предлагаю итоговый "отчет":

Железо:
- отмачивал в дистиллированной воде около трех месяцев. Сначала воду менял раз в неделю, а последние полтора месяца - раз в две недели;
- просушил в духовке 6 часов при температуре примерно 105 градусов;
- обработал в два-три слоя  преобразователем ржавчины НI Gear "No rust"
Железо после обработки стало темнее и приобрело некоторый блеск  (о таком эффекте мне было известно заранее) .

DSC_2153.jpg

Думаю, если его хранить в нормальных условиях - не подвергать перепадам температур, и обеспечивать небольшую влажность воздуха - оно сохранится еще лет сто, как минимум...

Дерево:
- изначально подклеил отслоившуюся краску на ПВА;
- местами обработал дерево разведенным ПВА;
После этих манипуляций поверхность местами стала блестеть, но не более того.

- по совету специалистов обработал дерево полиэтиленгликолем ПЭГ-400.
К сожалению, ПЭГ-400, видимо, вступил в реакцию с краской, в результате чего было потеряно примерно 50% поверхности красочного покрытия (черная краска стала мягкой, липкой и изменила цвет на коричневый). Реакция, похоже, будет продолжаться, так как на днях убрал с дерева еще один небольшой изменившийся участок. И голубая краска в одном месте стала липнуть.

DSC_2154.jpg

DSC_2155.jpg

Таким образом, использовать ПЭГ-400 для консервации деревянной обшивки самолетов с остатками ЛКП я бы не рекомендовал (если есть желание сохранить ЛКП в целости)..

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.