Опубликовано: 29 июля, 2019 (изменено) Просим помочь в определении типа самолета. Есть предположение, что обнаружено место гибели самолета ЯК-9Б эскадрильи "Малый театр фронту". По типу самолета и месту находки подходит потеря 11.04.1945 года летчик 1-й иаэ, 909-го иап, 130-й иад самолет №8 младший лейтенант Федотов Михаил Михайлович 1920г.р. БК: 20мм и 12,7мм Изменено 29 июля, 2019 пользователем РУС 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 фото 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 А в Малый театр за помощью не обращались? Тогда извините за нескромные вопросы: 1. А где найден этот самолет? 2. Дата потери Федотова по ОБД или опер. документам? В 130 иад были Як-9л (так в документах, Л - ранний вариант Як-9б), Як-9м и Як-9т. Последнее не подходит, значит, остаются и Л и М. 130 иад и 909 иап получали Як-9л завода №166 в по сентябрь 1944 года, в 1945 году поступления от завода №153 в основном. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 (изменено) Данные о потере: https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128323 выписка из ЖБД 130 иад: Изменено 29 июля, 2019 пользователем РУС 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 Статья о самолетах "Малый театр фронту". (имеется список № самолетов с привязкой к летчикам) http://www.maly.ru/news/4034 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 Очень интересная статья, но вряд ли все номерные самолеты были потеряны с летчиками, за которыми они были первоначально закреплены. И летчики менялись и потеря/списание самолета не обязательно сопровождалась гибелью пилота. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 8.6.1944 (или ранее) сборочный завод №301 в Химках передал 130 иад 12 самолетов названных Як-9д. Судя по всему производства завода №153. Возможно это и была АЭ Малый театр - фронту? 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 По дате и количеству самолетов подходит))) 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 Пардон, 8.6.44 передано 14 Як-9д, а 11.6.44 - 7 Як-9д 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 Простите, в железе не разбираюсь, как вы определили, что это Як-9л/Як-9б ? Як-9л делали на заводе №301 в Химках путем устройства бомбовых отсеков в серийных Як-9д выпуска завода № 153 в Новосибирске и №166 в Омске. Серийные Як-9д, которые позже переделали отправили ж.д. транспортом из Новосибирска в Химки в феврале 1944 года. В Химках переоборудование шло в марте-апреле 1944 и возможно, позже? Вышеуказанные первые 14 Як-9л (в документе - Як-9д) выпуска завода №153 были переданы 130-й иад 8.6.1944. Найдены ли останки пилота? Обломки самолета глубоко были или на поверхности? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июля, 2019 В каком из полков 130-й иад служили Максимов Павел Федорович, потеря 15.1.1945 Егоров Николай Федорович, потеря 17.1.1945 и остальные с этой страницы? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 (изменено) Провели только разведку. Фрагменты самолета представленные на фото собраны с поверхности. Удалось найти одну "Д" образную пряжку с парашюта. Останков пока не обнаружено. 1. лейтенант Назаренко Николай Карпович - 909 иап, 130 иад. https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128311 2. младший лейтенант Волкодав Иван Семенович - 909 иап, 130 иад. https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128312 3. младший лейтенант Паренкин Александр Агафонович - неизвестно иап, 130 иад. https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=27183 4. лейтенант Максимов Павел Федорович - 909 иап, 130 иад. https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128308 5. младший лейтенант Егоров Николай Федорович - 909 иап, 130 иад. https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128313 Изменено 30 июля, 2019 пользователем РУС 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 На одном из фото реле РЭД-41 из комплекта автоматического регулятора температуры воды АРТ-41. К февралю 1944 их только-только собирались внедрить на заводе № 153. Может что-то более позднее? Тем более вынужденная посадка и в хлам разбитая конструкция как-то не слишком вяжутся. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 (изменено) 8 минут назад, Сергей Кузнецов сказал: На одном из фото реле РЭД-41 из комплекта автоматического регулятора температуры воды АРТ-41. К февралю 1944 их только-только собирались внедрить на заводе № 153. Может что-то более позднее? Тем более вынужденная посадка и в хлам разбитая конструкция как-то не слишком вяжутся. А при замене мотора могли такое реле поставить? Вынужденная посадка в своем тылу - это одна из версий. Вторая, что сбит. С учетом того, что летчик в ОБД, вторая версия вероятнее. Изменено 30 июля, 2019 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 младший лейтенант Егоров Николай Федорович 17.01.1945 909-й истребительный ордена Кутузова авиационный полк Сбит истребительной авиацией противника в воздушном бою. Самолет упал в населенном пункте Зассупенен, что в 3 км северо-западнее Маллвишкен. Эскадрилья ”Малый театр фронту”, самолет ЯК-9Б, хвостовой №6. лейтенант Максимов Павел Федорович 15.01.1945 909-й истребительный ордена Кутузова авиационный полк Подорвался на своих авиабомбах в районе цели предположительно в районе автомобильной дороги Гумбинен-Куссен. Эскадрилья ”Малый театр фронту”, самолет ЯК-9Б, хвостовой №11. Есть отчет о потерях матчасти дивизии, у всех пяти боевых потерь стоит дата 22.1.45. В этот день дивизия вообще не летала практически, т.е. более ранние потери. Из пяти потерянных самолетов три имеют номера такие же, что в списке 14-ти Як-9д(л) полученных от завода №301 8.6.1944. Причины: ЗА, ИА и подорвался на своих бомбах. Т.е. потеря Максимова 15.1.45 - это скорее всего один из самолетов Малого театра, но не факт, что именно хвостовой №11. Вероятно, и Егоров - тоже Малый театр. Моторы на проверенных (не всех) самолетах везде заменены. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 Есть такой же отчет 130 иад от 19.4.1945. Потери 11.4.1945 в более ранних отчетах нет. 3 боевые потери за предыдущие дни явно. 1 Як-9м завода №153 сбит ИА и два Як-9л близкие серии, но не вошедшие в список 14-ти. НБЗ и ЗА. Есть второй отчет от 19.4.1945 - две потери Як-9л близкие серии, но не в списке 14-ти. "Катастрофа-сгорел" и "разбит при взлете". Варианты - 7.4.1945 Батюк столкновение с Ла-7, упали в залив и 13.4.1945 Раменский в районе аэродрома катастрофа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 28 минут назад, linnet сказал: А при замене мотора могли такое реле поставить? Нет - это заводская установка и не моторный агрегат (закабинный отсек, само реле на бронеспинку монтировалось). Автоматический регулятор температуры воды без вмешательства летчика створку водорадиатора двигал, чтобы максимального значения температура не превышала. Т.е. при замене мотора если АРТ-41 стоял, то и продолжал стоять, т.к. его датчики-термопары не в моторе находились, а в трубопроводах. Где-то с середины 1944 г. стал применяться на Яках. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 (изменено) 4 минуты назад, Сергей Кузнецов сказал: Нет - это заводская установка и не моторный агрегат (закабинный отсек, само реле на бронеспинку монтировалось). Автоматический регулятор температуры воды без вмешательства летчика створку водорадиатора двигал, чтобы максимального значения температура не превышала. Т.е. при замене мотора если АРТ-41 стоял, то и продолжал стоять, т.к. его датчики-термопары не в моторе находились, а в трубопроводах. Где-то с середины 1944 г. стал применяться на Яках. Тогда в апреле есть более поздние Як-9м потери. Но при ремонте могли не только моторы поменять? Изменено 30 июля, 2019 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 А вот еще один отчет - от 20.4.1945 Списано 5 боевых потерь. Среди них есть 1 Як-9л из списка 14-ти, сбит ИА. Плюс 3 Як-9л завода №166, сбиты ЗА и Як-9м завода №153, сбит ЗА 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 Пока по месту обнаружения обломков подходит только Михаил Федотов. - его самолет был сбит совсем рядом. - направление падения, тоже подходит, видимо пытался упасть к своим, но не дотянул, эта территория на 11.04.45г еще была под контролем немцев. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 10 часов назад, linnet сказал: Простите, в железе не разбираюсь, как вы определили, что это Як-9л/Як-9б ? Як-9л делали на заводе №301 в Химках путем устройства бомбовых отсеков в серийных Як-9д выпуска завода № 153 в Новосибирске и №166 в Омске. Серийные Як-9д, которые позже переделали отправили ж.д. транспортом из Новосибирска в Химки в феврале 1944 года. В Химках переоборудование шло в марте-апреле 1944 и возможно, позже? Вышеуказанные первые 14 Як-9л (в документе - Як-9д) выпуска завода №153 были переданы 130-й иад 8.6.1944. Вот эта деталь, точно с бомбоотсека. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 (изменено) 10 часов назад, РУС сказал: 3. младший лейтенант Паренкин Александр Агафонович - неизвестно иап, 130 иад. https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=27183 Паренкин тоже из этой эскадрильи - http://www.chernyahovsk.com/index.php?id=496 Изменено 30 июля, 2019 пользователем Барсс 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 (изменено) 5 часов назад, авиатор сказал: Вот эта деталь, точно с бомбоотсека. Огорчу. Бомболюки были исключительно дюралевыми, с элементами усиления по краям и по центру люка на клепке. Часть люка у места навески была гнутой, повторяя по форме нижний гаргрот, и навешивался люк на рояльной петле. Замок был один - по центру квадрата на противоположной от петли стороне. На этом фото явно и вырезы, и пара штифтов, и пара (?) замков. Что-то другое. Например, герметизирующая перегородка фюзеляжа, пол задней кабины, часть туннеля водорадиатора, горизонтальная панель под фонарем за бронеспинкой или еще что. Изменено 30 июля, 2019 пользователем Сергей Кузнецов 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 июля, 2019 1 час назад, Сергей Кузнецов сказал: Огорчу. Бомболюки были исключительно дюралевыми, с элементами усиления по краям и по центру люка на клепке. Часть люка у места навески была гнутой, повторяя по форме нижний гаргрот, и навешивался люк на рояльной петле. Замок был один - по центру квадрата на противоположной от петли стороне. На этом фото явно и вырезы, и пара штифтов, и пара (?) замков. Что-то другое. Например, герметизирующая перегородка фюзеляжа, пол задней кабины, часть туннеля водорадиатора, горизонтальная панель под фонарем за бронеспинкой или еще что. Не разу не огорчили. Это один в один перегородка бомболюка Ил-2. Почему не могла стоять на Яке? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 июля, 2019 На Яке бомбоотсек другой конструкции - без стенок. Мелкие бомбы загружались в специальные ящики-кассеты, а для больших бомб имелись только трубчатые направляющие (не бомба в большой трубе, а две небольших трубы, на которых лежит, как на носилках, и по которым скользит вниз бомба) 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 июля, 2019 (изменено) Видимо с конструкцией бомболюков на ЯК-9Б не все так однозначно. В ходе их эксплуатации было выявлено множество не доработок, по этой причине конструкция бомболюков могла быть подвержена корректировкам... Изменено 31 июля, 2019 пользователем РУС 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 июля, 2019 Интересная статья с фотографиями лётчиков эскадрильи "Малый театр фронту". См. здесь: https://toroplivka.livejournal.com/ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 июля, 2019 Сегодня продолжили обследовать место падения самолёта. Определили эпицентр удара. Удалось найти останки лётчика. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 июля, 2019 (изменено) Это вы не трубку шрапнельного снаряда нашли? Изменено 31 июля, 2019 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах