luka

Скворцов Федор Иванович 1913г. МиГ-3 27 иап

43 posts in this topic

Давеча был приглашен Тверскими коллегами по хобби на разведку и возможно подъем советского самолета. Первый выезд дал сразу очень неплохие результаты. Было отработано пятно разлета деталей вокруг места падения и произведена попытка вскрыть воронку. Найденный материал позволил сделать выводы, что это высотный истребитель Миг-3. Обобщая собранную информацию были сделаны выводы, что это возможно место падения МиГ-3 27 иап, пилот самолета: лейтенант командир звена Скворцов Федор Иванович 1913 г.р. Скворцов.JPG

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Второй выезд на место падения подтвердил сделанные ранее выводы. При вскрытии воронки среди обломков были найдены останки летчика и документы на имя Скворцова Ф.И.

скворцов_федор_иванович_1913.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обломки собраны и вывезены на помывку, сейчас коллеги подтянутся и мы совместно наполним тему.

20190518_170528.jpg

IMG-1674.JPG

20190518_134104.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день уважаемые форумчане!

История этого подъема начиналась совершенно спонтанно. Мой старый друг Васильич, владелец небольшого домика в деревне на берегу Волги и любитель военной старины, от одного старожила  деревни Глинники Конаковского района Тверской области, узнал что буквально в километре от деревни, в глухом лесу, имеется место падения неизвестного самолета. Старожил неоднократно, на протяжении последнего десятилетия, пытался что-то там выкопать, но дальше выкапывания нескольких железок дело не шло. При этом «старожил» в категорической форме, по известным только ему причинам, не хотел указывать Васильичу это место. Но, как известно в России, кто ищет тот всегда найдет и у нас не пьют только трезвенники и язвенники, к каковым «старожил», назовем его Андрей, не относился и во время одной из задушевных трапез в домике у Василича, в конце апреля месяца сего года, Андрей вдруг заговорил и назвал точное место падения самолета. Василич не стал ждать, когда старожил Андрюха протрезвеет и передумает, а просто посадил его на квадрик и потребовал немедленно указать «потаенное» место, что последним и было сделано с большой неохотой.

Василич не был поисковиком по призванию, зато обладал завидной упрямостью, располагал некоторыми знаниями в области земляных работ и что самое главное имел свободное время и немного свободных денег, кроме того приближались длинные майские праздники, в ходе которых Василич и решил начать раскопки полностью положившись на свои силы, знания и умения. Несмотря на это, все что он смог сделать - мощной мотопомпой откачать воду из воронки и  силами «таджикских» копателей «закопался» на метр в болотистую жижу, после чего понял, что без опытных поисковиков и современной техники он никогда не узнает, что же скрывает в себе эта «дырка в земле». Будучи человеком относительно законопослушным, Васильич решил проконсультироваться с рядом товарищей, имеющих определенный опыт  поисковых работ и пригласить их на предполагаемые раскопки.

Ничего не подозревая, будучи знаком с Василичем достаточно длительное время, я в начале мая, заехал в гости в его гостеприимный дом, где услышал эту историю и стал свидетелем того, как Василич, обложившись телефонами, названивал во все возможные инстанции с целью привлечения к раскопкам членов официальных поисковых отрядов. Звонков было много, но на место раскопок прибыли поисковики из Конаковского р-на, отряд "Звезда", руководитель отряда Гореликов В.П.  и отряд "Подвиг", г. Клин, руководитель отряда Кобушев Д.А., а так же ряд заслуженных товарищей, которые надеюсь поддержат меня в этом повествовании.

Будучи теоретически подкован в области установления личности погибших бойцов, благодаря данному форуму, однако никогда не выезжавший на раскопки, я с некоторым замешательством, удивлением и уважением наблюдал за слаженными действиями двух десятков людей, которые четко и слаженно, организовав полевой лагерь, начали активно копать, тяжелую глину вперемежку с остатками металла. В непосредственной близости от раскопа, на земле лежали несколько деревянных деталей и остатки металлических конструкций самолета.

Лично у меня не оставалось никаких сомнений, что самолет наш, однако в определении его типа я сомневался. Зная  к примеру, что ЛАГГи были практически сделаны из дерева, я вначале подумал что это ЛАГГ, однако глубокие сомнения оставались.

Видя какую тяжесть представляет из себя ковыряние мокрой глины, общим советом было принято решение о том, что раскопки надо продолжить на следующей неделе уже с помощью экскаватора. Необходимо заметить, что это очень большая проблема, т.к. этот район Тверской области доступен только по двум путям – первый через Тверь и далее 50 км. Стойкого бездорожья и второй путь – через паромную переправу «Зеленый бор» и далее 5-7 км. Бездорожья. Вообщем для решения этой проблемы, нужны были финансы – чтобы арендовать экскаватор и люди, которые будут прокладывать просеку и гатить дорогу. Деньги на эти цели нашлись быстро. Местные жители, далеко не самые бедные люди, тут же у раскопа достали деньги из кармана и передали нужную сумму Петровичу, руководителю поискового отряда из Конаково. При этом вышел весьма комичный момент, к одному из жителей деревни, в гости, отметить так сказать День Победы, заехал настоящий немец, руководитель крупной компании, прекрасно знающий русский язык и понимающий что его предки натворили на территории СССР более 70 лет назад. А этот житель, прослышав о том, что рядом  деревней в лесу копают самолет взял его с собой посмотреть, интересно ведь.

Ну, люди все взрослые, понимающие, идет так сказать сбор средств на экскаватор, ну и немцу тут же предложили поучаствовать в этом деле так сказать рублем. Последний, даже не думал, достал бабки из кошелька и отдал деньги Петровичу. А что собственно ему оставалось делать. Глухой Лес, 10 мая, Россия…

На этом раскопки 10 мая закончились и я, вооружившись многочисленными фотографиями поднятых деталей, уже дома, попытался установить, для себя в первую очередь, что же за самолет мы тут копаем. В первую очередь почитал в соответствующем разделе данного форума, где и как маркировались моторы ЛАГГов, МИГов и т.д. При этом я прекрасно понимал, что пока мы не найдем номера мотора, то и личность летчика, который возможно лежит в этой воронке вместе со своим самолетом, может остаться не установленной. Надежды на сохранность документов минимальна. И вот тут меня засосал интернет. Да теория, да когда то давно зарегистрировался на Тризне, да мне все это интересно, а тут реальность, воронка, самолет и пацаны копающие глину.

Итак, перед собой я поставил следующие задачи:

1.      Постараться установить тип самолета (что это не немец было понятно еще ранее)

2.      Установить полк к которому этот самолет принадлежал

3.      Установить данные летчика

При этом я не имел ни номера двигателя ни опыта работы в архивах. Тем не менее не поверите, но мне это удалось.

1.      Вначале я, предположил что самолет скорее всего потеря 41-42 года, в период бомбежек Москвы и битвы за Москву.

2.      Далее я заглянув в исторические хроники, узнал что в этот период времени Москва и подступы к ней были разбиты на сектора и за каждый сектор отвечал тот или иной полк системы ПВО Москвы, которые были объединены в 6 корпус ПВО. Возникшую версию о том, что погибший самолет входил в состав 6 корпуса ПВО Москвы, была рабочая и ее надо было проверить в первую очередь.

3.      Сектор где был обнаружен самолет входил в зону ответственности 27 ИАП, с местами дислокации Калинин-Клин-Завидово-Центральный аэродром Москвы и т.д.

4.      На вооружении полка в интересуемый период времени состояли самолеты типа И -16 и МИГ -3. ЛАГГов у них не было.

5.      Внимательно приглядевшись к нескольким штампам найденным на различных деталях погибшего самолета, я ориентируясь на соответствующие разделы данного сайта понял, что данные штампы весьма похожи на штампы 1 авиазавода Москва.

6.      Дальше я уяснил, что на тот период времени, 1 авиазавод выпускал только И-153 и МИГ -3;

7.      Двигаясь дальше и рассуждая что 27 полк имел на вооружении самолеты МИГ-3, которые выпускались на 1 авиазаводе, я решил что найденный самолет может принадлежать этому типу самолетов и состоять на вооружении данного авиаполка.

8.      После этого я зашел на портал Память Народа, где забил в поисковик потери 27 ИАП в период 22.06.41 (когда началась война) по 01.07.42 (когда полк был выведен из состава 6 корпуса ПВО Москвы и направлен на переформирование.

9.      Портал выдал список из 14 фамилий летчиков, погибших в указанный период времени и о чудо, под 14 номером там проходит лейтенант Скворцов Федор Иванович, 1913 г.р., уроженец г. Хабаровск, призванный на в/службу Белгородским РВК, который погиб в авиакатострофе 01.06.1942 года, при возвращении с боевого задания и похоронен в месте падения самолета в д. Глинники, Оршинского р-на, Калининской области.

10.  Учитывая что больше в районе данной деревни мест падений самолета никто не знал, можно было предположить, что это именно тот самолет в котором на свое последнее боевое задание вылетел лейтенант Скворцов Ф.И.

11.  Ну а дальше все было как обычно – в прошедшие выходные отряд Петровича, пригнал экскаватор, который ближе к вечеру на глубине около 5 метров зацепил останки летчика.

12.  В разрытую яму спрыгнули четверо, наиболее подготовленных поисковика, которые вначале обнаружили измятую ракетницу и разрубленный ТТ в кожаной кобуре, после чего бережно начали вынимать останки пилота, который казалось 77 лет ждал этого момента.

13.  Момент истины настал. Вначале из кармана гимнастерки с лейтенантским кубарями, Петровичем был извлечен смертный медальон - эбонитовая капсула с запиской, который тут же с соблюдением всех предосторожностей был вскрыт, однако имеющаяся в нем записка  оказалось не читаемой;

14.  В другом кармане гимнастерки, был обнаружен кожаный кошелек с партийным билетом внутри. Когда партбилет был открыт, я испытал чувство не сравненное ни с чем, данные летчика полностью совпадали с теми данными, которые были установлены ранее.            

    Мужики говорят – редкое везение, когда копаешь самолет с уже установленным именем пилота, а когда находишь у него и смертный медальон и сохранившиеся и читаемые документы – тройное везение. Не знаю, придя в гостеприимный дом Васильича после того, как были закончены основные действия по подъему останков, я находился в состоянии какой то прострации, вроде все слышу понимаю а мысли где то далеко. Ну конечно сели помянули погибшего летчика, который в этот день второй раз обрек свое имя.

Только что переговорил с руководителем отряда Звезда, Гореликовым В.П., который буквально вчера заканчивал поисковые работы на месте падения самолета. Удивительная деталь, у летчика отсутствовал парашют. Во всяком случае найти его не удалось, хотя в большинстве случаев он остается.

По согласованию с главой администрации с.Юрьев – Девичье, а так же руководителей поисковых отрядов принимавших участие в подъеме самолета л-та Скворцова Ф.И., его похороны пройдут 01.06.2019 года, ровно через 77 лет после его гибели в с. Юрьев – Девичье.

За оставшееся время необходимо приложить максимум усилий по поиску родственников погибшего летчика. Известна его жена – Скворцова Александра Петровна, которая на момент гибели супруга проживала по адресу: г. Красноярск, Казанхи – Ашинск, дом 20 (так в донесении о боевых потерях). Обращаюсь ко всем кто может помочь в установлении родственников погибшего героя.        

00000050.jpg

00000163.jpg

IMG_2342.JPG

IMG_2330.JPG

7

Share this post


Link to post
Share on other sites

На 1975 год жена Скворцова проживала всего-то навсего в Москве, на улице Мосфильмовской.

-1

Share this post


Link to post
Share on other sites

01.06.1942 командир звена 27 ИАП Скворцов, перехват на высоте 6000 метров на МиГ-3 вражеского разведчика (Московское Море, Конаково). Накренился и вошел в спираль; на высоте 2500 метров, по словам ведомого Шабаева, вышел из спирали, планировал в течение 2-3 секунд, снова вошел в спираль и врезался в землю с работающим мотором. Возможные причины происшествия – отравление угарным газом либо кислородное голодание.

01.06.1942 разбит в авиакатастрофе МиГ-3 № 3639 с двигателем АМ-35А № 30970, летчик Скворцов Ф.И. погиб.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день! А номера самолета и мотора будут оглашены в этой теме? И ещё отдельная просьба опубликовать фото клейм и маркировок с обломков, думаю интересно будет не только мне. Спасибо!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из оперсводки корпуса:

 скворцов.png

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если нетрудно адрес на Мосфильмовской, там скорее всего родственники проживают

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 минут назад, nord-691 сказал:

Если нетрудно адрес на Мосфильмовской, там скорее всего родственники проживают

В привате.

-1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Номера самолета пока не видно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго дня всем!

Документы летчика попали ко мне. Вчера весь день занимался ими. Итог представляю вам.

Партбилет, первая страница. Остальные страницы чистые.

Удостоверение личности МВО.

Медальон после обработки в фотошопе. Адрес семьи Клин-3, ДНС, д. №2, кв. 35

Разовый пропуск на аэродром гор. Клин.

img014_1.jpg

img004_1.jpg

img005_1.jpg

img005_2.jpg

img987_1.jpg

img988_1.jpg

img001_1.jpg

img002_1.jpg

img002_2.jpg

4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сообщение лейтенанту Скворцову, что его разыскивала мать Варвара Андреевна, временно проживающая Иркутск, Вокзальная 2

Квитанции о почтовых переводах в Красноярск Скворцовой А.П. и в Иркутск Скворцовой В.А.

Фотографии, из которых сохранилась только одна, вероятно жена.

Листок с двумя харьковскими адресами.

 

 

 

img003_1.jpg

img993_2.jpg

img993_1.jpg

img994_2.jpg

img011_1.jpg

img011_2.jpg

img989_2.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

А фото в партбилете?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Деньги (четыре купюры по три червонца) и талоны.

Листок с записями и фотографией, возможно какое то удостоверение.

Фрагменты вероятно расчетной книжки офицера.

 

img007_1.jpg

img006_1.jpg

img991_1.jpg

img999_1.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 minute ago, AgafonovE said:

А фото в партбилете?

Фото "ушло". Но такое же фото возможно получить в архиве РГАСПИ с учетной карточки, ведь у нас есть номер партбилета.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, oleg_g сказал:

Фото "ушло". Но такое же фото возможно получить в архиве РГАСПИ с учетной карточки, ведь у нас есть номер партбилета.

Ну это да, просто видно карточка к листу "лицом" приклеилось вроде как с номером партбилета.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото вроде выше выложили 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 minute ago, nord-691 said:

Фото вроде выше выложили 

Фото с партбилета так оставлено прилипшим к правой странице. При рассмотрении отклеенного края видно, что оно не сохранилось. А фото выше, это фотографии, которые у летчика были с собой. Фото женщины видно с какого то документа. Правее этой фото на общем скане есть карточка с видимым силуэтом.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скворцов Федор Иванович.jpg

А это тогда кто?  Alex 63 два часа назад на форуме выложил!!!

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, nord-691 сказал:

Скворцов Федор Иванович.jpg

А это тогда кто?  Alex 63 два часа назад на форуме выложил!!!

 

Разговор с уважаемым AgafonovE шел именно о фото с партбилета.

Кстати, на фото, судя по петлицам, старшина. 

Edited by oleg_g
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, oleg_g сказал:

Кстати, на фото, судя по петлицам, старшина. 

Удивительная наблюдательность - на фото из личного дела действительно старшина. 31.12.1938 Скворцов получил звание младшего лейтенанта, а 31.12.1941 стал лейтенантом. Вот еще, например, старшина Скворцов - фото 1938 года из учетно-послужной карты. На фото видна часть печати в/ч 9078 - это 27-й ИАП.

Скворцов Федор Иванович_04.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
24 минуты назад, Alex63 сказал:

Удивительная наблюдательность - на фото из личного дела действительно старшина. 31.12.1938 Скворцов получил звание младшего лейтенанта, а 31.12.1941 стал лейтенантом. Вот еще, например, старшина Скворцов - фото 1938 года из учетно-послужной карты. На фото видна часть печати в/ч 9078 - это 27-й ИАП.

Скворцов Федор Иванович_04.jpg

Уважаемый Alex63, спасибо за разъяснение. Подозревал, что фото раннее. В медальоне указано звание мл. лейтенант. 

Edited by oleg_g
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, oleg_g сказал:

Подозревал, что фото раннее. В медальоне указано звание мл. лейтенант. 

Есть и младший лейтенант, и лейтенант...

1.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.