Опубликовано: 20 мая, 2019 Давеча был приглашен Тверскими коллегами по хобби на разведку и возможно подъем советского самолета. Первый выезд дал сразу очень неплохие результаты. Было отработано пятно разлета деталей вокруг места падения и произведена попытка вскрыть воронку. Найденный материал позволил сделать выводы, что это высотный истребитель Миг-3. Обобщая собранную информацию были сделаны выводы, что это возможно место падения МиГ-3 27 иап, пилот самолета: лейтенант командир звена Скворцов Федор Иванович 1913 г.р. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Второй выезд на место падения подтвердил сделанные ранее выводы. При вскрытии воронки среди обломков были найдены останки летчика и документы на имя Скворцова Ф.И. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Обломки собраны и вывезены на помывку, сейчас коллеги подтянутся и мы совместно наполним тему. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Добрый день уважаемые форумчане! История этого подъема начиналась совершенно спонтанно. Мой старый друг Васильич, владелец небольшого домика в деревне на берегу Волги и любитель военной старины, от одного старожила деревни Глинники Конаковского района Тверской области, узнал что буквально в километре от деревни, в глухом лесу, имеется место падения неизвестного самолета. Старожил неоднократно, на протяжении последнего десятилетия, пытался что-то там выкопать, но дальше выкапывания нескольких железок дело не шло. При этом «старожил» в категорической форме, по известным только ему причинам, не хотел указывать Васильичу это место. Но, как известно в России, кто ищет тот всегда найдет и у нас не пьют только трезвенники и язвенники, к каковым «старожил», назовем его Андрей, не относился и во время одной из задушевных трапез в домике у Василича, в конце апреля месяца сего года, Андрей вдруг заговорил и назвал точное место падения самолета. Василич не стал ждать, когда старожил Андрюха протрезвеет и передумает, а просто посадил его на квадрик и потребовал немедленно указать «потаенное» место, что последним и было сделано с большой неохотой. Василич не был поисковиком по призванию, зато обладал завидной упрямостью, располагал некоторыми знаниями в области земляных работ и что самое главное имел свободное время и немного свободных денег, кроме того приближались длинные майские праздники, в ходе которых Василич и решил начать раскопки полностью положившись на свои силы, знания и умения. Несмотря на это, все что он смог сделать - мощной мотопомпой откачать воду из воронки и силами «таджикских» копателей «закопался» на метр в болотистую жижу, после чего понял, что без опытных поисковиков и современной техники он никогда не узнает, что же скрывает в себе эта «дырка в земле». Будучи человеком относительно законопослушным, Васильич решил проконсультироваться с рядом товарищей, имеющих определенный опыт поисковых работ и пригласить их на предполагаемые раскопки. Ничего не подозревая, будучи знаком с Василичем достаточно длительное время, я в начале мая, заехал в гости в его гостеприимный дом, где услышал эту историю и стал свидетелем того, как Василич, обложившись телефонами, названивал во все возможные инстанции с целью привлечения к раскопкам членов официальных поисковых отрядов. Звонков было много, но на место раскопок прибыли поисковики из Конаковского р-на, отряд "Звезда", руководитель отряда Гореликов В.П. и отряд "Подвиг", г. Клин, руководитель отряда Кобушев Д.А., а так же ряд заслуженных товарищей, которые надеюсь поддержат меня в этом повествовании. Будучи теоретически подкован в области установления личности погибших бойцов, благодаря данному форуму, однако никогда не выезжавший на раскопки, я с некоторым замешательством, удивлением и уважением наблюдал за слаженными действиями двух десятков людей, которые четко и слаженно, организовав полевой лагерь, начали активно копать, тяжелую глину вперемежку с остатками металла. В непосредственной близости от раскопа, на земле лежали несколько деревянных деталей и остатки металлических конструкций самолета. Лично у меня не оставалось никаких сомнений, что самолет наш, однако в определении его типа я сомневался. Зная к примеру, что ЛАГГи были практически сделаны из дерева, я вначале подумал что это ЛАГГ, однако глубокие сомнения оставались. Видя какую тяжесть представляет из себя ковыряние мокрой глины, общим советом было принято решение о том, что раскопки надо продолжить на следующей неделе уже с помощью экскаватора. Необходимо заметить, что это очень большая проблема, т.к. этот район Тверской области доступен только по двум путям – первый через Тверь и далее 50 км. Стойкого бездорожья и второй путь – через паромную переправу «Зеленый бор» и далее 5-7 км. Бездорожья. Вообщем для решения этой проблемы, нужны были финансы – чтобы арендовать экскаватор и люди, которые будут прокладывать просеку и гатить дорогу. Деньги на эти цели нашлись быстро. Местные жители, далеко не самые бедные люди, тут же у раскопа достали деньги из кармана и передали нужную сумму Петровичу, руководителю поискового отряда из Конаково. При этом вышел весьма комичный момент, к одному из жителей деревни, в гости, отметить так сказать День Победы, заехал настоящий немец, руководитель крупной компании, прекрасно знающий русский язык и понимающий что его предки натворили на территории СССР более 70 лет назад. А этот житель, прослышав о том, что рядом деревней в лесу копают самолет взял его с собой посмотреть, интересно ведь. Ну, люди все взрослые, понимающие, идет так сказать сбор средств на экскаватор, ну и немцу тут же предложили поучаствовать в этом деле так сказать рублем. Последний, даже не думал, достал бабки из кошелька и отдал деньги Петровичу. А что собственно ему оставалось делать. Глухой Лес, 10 мая, Россия… На этом раскопки 10 мая закончились и я, вооружившись многочисленными фотографиями поднятых деталей, уже дома, попытался установить, для себя в первую очередь, что же за самолет мы тут копаем. В первую очередь почитал в соответствующем разделе данного форума, где и как маркировались моторы ЛАГГов, МИГов и т.д. При этом я прекрасно понимал, что пока мы не найдем номера мотора, то и личность летчика, который возможно лежит в этой воронке вместе со своим самолетом, может остаться не установленной. Надежды на сохранность документов минимальна. И вот тут меня засосал интернет. Да теория, да когда то давно зарегистрировался на Тризне, да мне все это интересно, а тут реальность, воронка, самолет и пацаны копающие глину. Итак, перед собой я поставил следующие задачи: 1. Постараться установить тип самолета (что это не немец было понятно еще ранее) 2. Установить полк к которому этот самолет принадлежал 3. Установить данные летчика При этом я не имел ни номера двигателя ни опыта работы в архивах. Тем не менее не поверите, но мне это удалось. 1. Вначале я, предположил что самолет скорее всего потеря 41-42 года, в период бомбежек Москвы и битвы за Москву. 2. Далее я заглянув в исторические хроники, узнал что в этот период времени Москва и подступы к ней были разбиты на сектора и за каждый сектор отвечал тот или иной полк системы ПВО Москвы, которые были объединены в 6 корпус ПВО. Возникшую версию о том, что погибший самолет входил в состав 6 корпуса ПВО Москвы, была рабочая и ее надо было проверить в первую очередь. 3. Сектор где был обнаружен самолет входил в зону ответственности 27 ИАП, с местами дислокации Калинин-Клин-Завидово-Центральный аэродром Москвы и т.д. 4. На вооружении полка в интересуемый период времени состояли самолеты типа И -16 и МИГ -3. ЛАГГов у них не было. 5. Внимательно приглядевшись к нескольким штампам найденным на различных деталях погибшего самолета, я ориентируясь на соответствующие разделы данного сайта понял, что данные штампы весьма похожи на штампы 1 авиазавода Москва. 6. Дальше я уяснил, что на тот период времени, 1 авиазавод выпускал только И-153 и МИГ -3; 7. Двигаясь дальше и рассуждая что 27 полк имел на вооружении самолеты МИГ-3, которые выпускались на 1 авиазаводе, я решил что найденный самолет может принадлежать этому типу самолетов и состоять на вооружении данного авиаполка. 8. После этого я зашел на портал Память Народа, где забил в поисковик потери 27 ИАП в период 22.06.41 (когда началась война) по 01.07.42 (когда полк был выведен из состава 6 корпуса ПВО Москвы и направлен на переформирование. 9. Портал выдал список из 14 фамилий летчиков, погибших в указанный период времени и о чудо, под 14 номером там проходит лейтенант Скворцов Федор Иванович, 1913 г.р., уроженец г. Хабаровск, призванный на в/службу Белгородским РВК, который погиб в авиакатострофе 01.06.1942 года, при возвращении с боевого задания и похоронен в месте падения самолета в д. Глинники, Оршинского р-на, Калининской области. 10. Учитывая что больше в районе данной деревни мест падений самолета никто не знал, можно было предположить, что это именно тот самолет в котором на свое последнее боевое задание вылетел лейтенант Скворцов Ф.И. 11. Ну а дальше все было как обычно – в прошедшие выходные отряд Петровича, пригнал экскаватор, который ближе к вечеру на глубине около 5 метров зацепил останки летчика. 12. В разрытую яму спрыгнули четверо, наиболее подготовленных поисковика, которые вначале обнаружили измятую ракетницу и разрубленный ТТ в кожаной кобуре, после чего бережно начали вынимать останки пилота, который казалось 77 лет ждал этого момента. 13. Момент истины настал. Вначале из кармана гимнастерки с лейтенантским кубарями, Петровичем был извлечен смертный медальон - эбонитовая капсула с запиской, который тут же с соблюдением всех предосторожностей был вскрыт, однако имеющаяся в нем записка оказалось не читаемой; 14. В другом кармане гимнастерки, был обнаружен кожаный кошелек с партийным билетом внутри. Когда партбилет был открыт, я испытал чувство не сравненное ни с чем, данные летчика полностью совпадали с теми данными, которые были установлены ранее. Мужики говорят – редкое везение, когда копаешь самолет с уже установленным именем пилота, а когда находишь у него и смертный медальон и сохранившиеся и читаемые документы – тройное везение. Не знаю, придя в гостеприимный дом Васильича после того, как были закончены основные действия по подъему останков, я находился в состоянии какой то прострации, вроде все слышу понимаю а мысли где то далеко. Ну конечно сели помянули погибшего летчика, который в этот день второй раз обрек свое имя. Только что переговорил с руководителем отряда Звезда, Гореликовым В.П., который буквально вчера заканчивал поисковые работы на месте падения самолета. Удивительная деталь, у летчика отсутствовал парашют. Во всяком случае найти его не удалось, хотя в большинстве случаев он остается. По согласованию с главой администрации с.Юрьев – Девичье, а так же руководителей поисковых отрядов принимавших участие в подъеме самолета л-та Скворцова Ф.И., его похороны пройдут 01.06.2019 года, ровно через 77 лет после его гибели в с. Юрьев – Девичье. За оставшееся время необходимо приложить максимум усилий по поиску родственников погибшего летчика. Известна его жена – Скворцова Александра Петровна, которая на момент гибели супруга проживала по адресу: г. Красноярск, Казанхи – Ашинск, дом 20 (так в донесении о боевых потерях). Обращаюсь ко всем кто может помочь в установлении родственников погибшего героя. 7 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 20190518_161935.mp4 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 20190518_180744.mp4 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 На 1975 год жена Скворцова проживала всего-то навсего в Москве, на улице Мосфильмовской. -1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 01.06.1942 командир звена 27 ИАП Скворцов, перехват на высоте 6000 метров на МиГ-3 вражеского разведчика (Московское Море, Конаково). Накренился и вошел в спираль; на высоте 2500 метров, по словам ведомого Шабаева, вышел из спирали, планировал в течение 2-3 секунд, снова вошел в спираль и врезался в землю с работающим мотором. Возможные причины происшествия – отравление угарным газом либо кислородное голодание. 01.06.1942 разбит в авиакатастрофе МиГ-3 № 3639 с двигателем АМ-35А № 30970, летчик Скворцов Ф.И. погиб. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Добрый день! А номера самолета и мотора будут оглашены в этой теме? И ещё отдельная просьба опубликовать фото клейм и маркировок с обломков, думаю интересно будет не только мне. Спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Из оперсводки корпуса: 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Если нетрудно адрес на Мосфильмовской, там скорее всего родственники проживают 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 17 минут назад, nord-691 сказал: Если нетрудно адрес на Мосфильмовской, там скорее всего родственники проживают В привате. -1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Номера самолета пока не видно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Доброго дня всем! Документы летчика попали ко мне. Вчера весь день занимался ими. Итог представляю вам. Партбилет, первая страница. Остальные страницы чистые. Удостоверение личности МВО. Медальон после обработки в фотошопе. Адрес семьи Клин-3, ДНС, д. №2, кв. 35 Разовый пропуск на аэродром гор. Клин. 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Сообщение лейтенанту Скворцову, что его разыскивала мать Варвара Андреевна, временно проживающая Иркутск, Вокзальная 2 Квитанции о почтовых переводах в Красноярск Скворцовой А.П. и в Иркутск Скворцовой В.А. Фотографии, из которых сохранилась только одна, вероятно жена. Листок с двумя харьковскими адресами. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 А фото в партбилете? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Деньги (четыре купюры по три червонца) и талоны. Листок с записями и фотографией, возможно какое то удостоверение. Фрагменты вероятно расчетной книжки офицера. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 1 minute ago, AgafonovE said: А фото в партбилете? Фото "ушло". Но такое же фото возможно получить в архиве РГАСПИ с учетной карточки, ведь у нас есть номер партбилета. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 7 минут назад, oleg_g сказал: Фото "ушло". Но такое же фото возможно получить в архиве РГАСПИ с учетной карточки, ведь у нас есть номер партбилета. Ну это да, просто видно карточка к листу "лицом" приклеилось вроде как с номером партбилета. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 Фото вроде выше выложили 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 1 minute ago, nord-691 said: Фото вроде выше выложили Фото с партбилета так оставлено прилипшим к правой странице. При рассмотрении отклеенного края видно, что оно не сохранилось. А фото выше, это фотографии, которые у летчика были с собой. Фото женщины видно с какого то документа. Правее этой фото на общем скане есть карточка с видимым силуэтом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 А это тогда кто? Alex 63 два часа назад на форуме выложил!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 (изменено) 2 часа назад, nord-691 сказал: А это тогда кто? Alex 63 два часа назад на форуме выложил!!! Разговор с уважаемым AgafonovE шел именно о фото с партбилета. Кстати, на фото, судя по петлицам, старшина. Изменено 20 мая, 2019 пользователем oleg_g 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 2 часа назад, oleg_g сказал: Кстати, на фото, судя по петлицам, старшина. Удивительная наблюдательность - на фото из личного дела действительно старшина. 31.12.1938 Скворцов получил звание младшего лейтенанта, а 31.12.1941 стал лейтенантом. Вот еще, например, старшина Скворцов - фото 1938 года из учетно-послужной карты. На фото видна часть печати в/ч 9078 - это 27-й ИАП. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 (изменено) 24 минуты назад, Alex63 сказал: Удивительная наблюдательность - на фото из личного дела действительно старшина. 31.12.1938 Скворцов получил звание младшего лейтенанта, а 31.12.1941 стал лейтенантом. Вот еще, например, старшина Скворцов - фото 1938 года из учетно-послужной карты. На фото видна часть печати в/ч 9078 - это 27-й ИАП. Уважаемый Alex63, спасибо за разъяснение. Подозревал, что фото раннее. В медальоне указано звание мл. лейтенант. Изменено 20 мая, 2019 пользователем oleg_g 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 мая, 2019 1 час назад, oleg_g сказал: Подозревал, что фото раннее. В медальоне указано звание мл. лейтенант. Есть и младший лейтенант, и лейтенант... 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах