Skuns

Ил-2. Сержант Панов Михаил Андреевич, 873 шап., пос. Знаменское, Торопецкий р-н Тверской обл.

71 сообщение в этой теме

Еще раз здравствуйте. Александру Лесникову показали место падения самолета вблизи пос. Знаменское Торопецкого района Тверской области. Александр говорит, что Ил-2 - много кусков брони. Разбит очень сильно. По "легенде" летчика собрали и захоронили около церкви. Есть несколько клейм и "полуушедший" номер двигателя.

Прошу помощи в определении завода-изготовителя и, по-возможности, привязки самолета к полку.

IMG_1743 - 1024.jpg

IMG_1742 - 1024.jpg

IMG_1741 - 1024.jpg

IMG_1740 - 1024.jpg

IMG_1739 - 1024.jpg

IMG_1737 - 1024.jpg

IMG_1733 - 1024.jpg

С уважением,

Константин.

Изменено пользователем Skuns
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шахматная ладья без тире между буквой и цифрой сверху, внизу только число без буквы, а так же вертикальный ромб, в том числе с числом "45" встречался на идентифицированных штурмовиках завода № 1

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 минуту назад, Жека сказал:

Все верно. С той лишь поправкой, что разницы вскреймах 1 и 30 заводов, нет.

Однако не соглашусь. Разница есть, это установлено анализом найденных клейм с установленных штурмовиков.

"Песочные часы" или "шахматная ладья" - на одном заводе верх и низ клейма буквенно-цифровые обозначения с тире между буквой и числом, на другом заводе сверху буквенно-цифровое обозначение без тире, низ всегда цифра (число)

Снимок11.JPGБезымянный.jpg

Общее сходство на первый взгляд имеют вот такие клейма как на бирках с ваших же краев (не помню что за самолет, просто под руку подвернулось) 

бирки с тех номерами.jpg

Однако, при анализе опять же известных самолетов, внутри клейм разных заводов ПОКА не встретилось одинакового сочетания чисел!!! Но это требует намного большего материала для анализа, то есть клейм с идентифицированного железа.

К тому же данные клейма идут всегда в сочетании с уникальными для каждого завода. Но для полной картины нужно более тщательно работать на МП с железом на самолетах 1-го и 30-го заводов. Примеров с 1-го завода у меня меньше, поэтому буду блгодарен, если кто-то посмотрит "железо" с установленного Ил-2 именного этого завода

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Припоминаю, что уже обсуждали подобные клейма- песочницы. Вроде бы это клейма заводов, выпустивших алюминиевый лист, а не самолето-сборочных заводов?  Надо вспомнить, что Кирилл по этому поводу говорил.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А какие цифры видятся у предполагаемого номера мотора? В конце вроде бы 758 ? Перед ними не читаемые  1-2 цифры? Перед пропуском цифра 6, но большего размера и перед ней 1 или 4, тоже большая?

А гильзы какие-то находили?

А что за круглый предмет с отверстиями на фото с кусками алюминия?

5cbc4bbfaab42_IMG_1733-1024.jpg.cf15c84725b2513adf4d862ad9dabea2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис Владимирович, Александр говорит, что под лупой хорошо видно: С 2 х 75(3)8.

Шел с запада. Со стороны Торопца.

Отдельно фото круглой детали обещал прислать.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, linnet сказал:

Припоминаю, что уже обсуждали подобные клейма- песочницы. Вроде бы это клейма заводов, выпустивших алюминиевый лист, а не самолето-сборочных заводов?  Надо вспомнить, что Кирилл по этому поводу говорил.

Возможно, но вот только на других марках самолетов и на самолетах 18-го завода их не встречается. Отсюда напрашивается вывод, что поставщик (если это именно клеймо проката) у каждого авиазавода был свой, либо это все-таки как-то связано именно с заводом, где собирали самолеты. Не могли на выкройки или на прокате при приемке на авиазавод ставить такие клейма? Конечно бы повнимательней изучить архивы именно авиационных заводов касательно технологии приема сырья и комплектующих, откуда поставки шли дюраля, думаю, что много интересного можно узнать оттуда

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер всем! Деталь, конечно, сильно корродирована. Цифры видны очень плохо. На мой взгляд номер следующий:   0...1-158.   Вместо второй  "1" возможно "7".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

моторы с номерами С30ххх, С31ххх встречались на Ил-2, С2хххх только на МиГ-3. Но не факт, что не могло быть?

3 часа назад, Skuns сказал:

Круглая деталь сделана из латуни.

IMG_1744 - 1024.jpg

IMG_1745 - 1024.jpg

 

С уважением.

Похоже, эта панель от вариометра. Располагалась сразу за циферблатом прибора.

Впрочем, такое решение каркаса могло использоваться и на других приборах? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброе утро.

Спасибо за ответы. Но могли ли такие моторы сочетаться с выпуском ил-2 на заводах № 1 и/или № 30

5 часов назад, linnet сказал:

моторы с номерами С30ххх, С31ххх встречались на Ил-2, С2хххх только на МиГ-3.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Надо учесть, что с буквой С в начале номера были ремонтные моторы, т.е. после заводского ремонта и замены большого числа деталей видимо присваивался другой номер, у Ильи Прокофьева примеры есть.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, AgafonovE сказал:

Надо учесть, что с буквой С в начале номера были ремонтные моторы, т.е. после заводского ремонта и замены большого числа деталей видимо присваивался другой номер, у Ильи Прокофьева примеры есть.

Это старое сомнительное утверждение. Вот из споров 2014 года:

Прокофьев:

Не только 7ЕА.. или 9ЕА..., все мотры типа АМ-35 и АМ-38 которые имеют буквенный код впереди С - прошли ремонт.

linnet

Если появлялся после ремонта новый номер, то куда девался старый? Его забивали/зачеркивали? И так на всех деталях, где стояли оригинальные номера?

Прокофьев:

Если на детали уже стоял заводской номер поставленный там на заводе при сборке, то он забивался и выбивался новый, если деталь не требовала замены при ремонте... Если деталь приходила со склада (без номера) на ней наносился ремонтный номер, который соответствовал номеру мотора... Причем основная масса таких ремонтных моторов, это именно те моторы, которые ремонтировались на заводах, а не в ремонтных мастерских или ПАРМ....

Но вот есть сомнения. Я видел много упоминаний типа:

С30318 выпуска 4 августа 1941, с момента выпуска с завода наработал 60 часов 23 минуты. За время эксплуатации ремонтов не имел.

Есть основание предполагать, что моторы сначала выпускались с нумерацией типа 9ЕА03ххх, потом где-то по июль 1941 года шли с нумерацией типа 9ЕА041ххх, (дополнение - в июле 1941 появились 7ЕА041ххх), потом появились 7ЕАС29ххх, 7ЕАС30ххх и позже 7ЕАС31ххх. Буквы С в первичных отчетах часто не ставили (так же как и 9АЕ и 7АЕ) и поэтому часто номера идут без С.

7ЕАС30786 29.9.1941

7ЕАС30827 30.9.1941

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен, но там примеры были с забитыми номерами. В любом случае надо место дорабатывать по максимуму, если не доработано.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 часов назад, linnet сказал:

Надо вспомнить, что Кирилл по этому поводу говорил.

) Кирилл предполагал, что "песочные часы" - это клеймо маркировки материала. Прокатного завода или авиазавода не совсем ясно, но теперь больше склоняюсь к авиазаводу - возможно цеха предварительной обработки (там где материал подгоняли под конструктивные требования - плакировали, закаливали или отжигали.) 

Насчет различия завода №1 и №30 по "черточкам" и наличию "букв" в конкретном клейме считаю не корректным - т.к. сравниваются клеймо завода №30 от 1944 года и клейма завода №1 от 1941-1942 годов. За два-три военных года могла вся система маркировки поменяться на одном заводе - сами сплавы уж точно поменялись. Если Евгений прав, то видимо нет труда угадать конкретный завод по одному клейму? Повторов вроде нет:

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.JPG10.jpg

Так-то вроде:

В числителе: марки дюралевых сплавов (по составу паримесей) - ещё довоенные сплавы Д1, Д2, Д3, Д4, Д6 и сплавы военного времени Д16, Д17, Д18, Д19;

Буквы в знаменателе (по более позднему ГОСТу): "А" - нормальная плакировка, "Т" - закалка (термообработка или "твердый"), "М" - отжиг ("мягкий"), "П" - ? тоже плакировка; Цифры - ??? не знаю...

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, kirche сказал:

Насчет различия завода №1 и №30 по "черточкам" и наличию "букв" в конкретном клейме считаю не корректным - т.к. сравниваются клеймо завода №30 от 1944 года и клейма завода №1 от 1941-1942 годов. За два-три военных года могла вся система маркировки поменяться на одном заводе - сами сплавы уж точно поменялись. Если Евгений прав, то видимо нет труда угадать конкретный завод по одному клейму?

Однозначно по одному клейму изначально некорректно устанавливать завод, нужно в комплексе, в данном конкретном случае это песочные часы и вертикальный ромб.

Я привел два клейма просто без привязки к самолётам конкретным, сравнивал я в том числе и самолёты выпуска 1942, на следующей неделе жду сведений по заводу №1 с подъёма, выпущен апрель 1943 и у нас два Ила с 30-го завода тоже 1943 года выпуска, если железо на МП сохранилось хоть сколько, будем отрабатывать

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, AgafonovE сказал:

"Песочные часы" или "шахматная ладья" - на одном заводе верх и низ клейма буквенно-цифровые обозначения с тире между буквой и числом, на другом заводе сверху буквенно-цифровое обозначение без тире, низ всегда цифра (число)

21 час назад, linnet сказал:

 

Евгений, я на эту фразу фото выставил. ВСЕ выставленные клейма вне зависимости от наличия/отсутствия букв или тире с самолетов завода №1 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

7 минут назад, kirche сказал:

Евгений, я на эту фразу фото выставил. ВСЕ выставленные клейма вне зависимости от наличия/отсутствия букв или тире с самолетов завода №1 

Вот значит у тебя поле для анализа больше оказалось)) но пока теория данная достаточно жизнеспособна, только нужно больше примеров по установленным самолетам

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер. Спасибо за живейшее обсуждение.

Пришли фото боекомплекта - 1942 год, ШВАК

IMG_1747 - 1024.jpg

С уважением,

Константин

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С Праздником Победы!

Крайняя находка в 150 м. от места падения самолета:

IMG_1869 - 1024.jpg

IMG_1873 - 1024.jpg

IMG_1872 - 1024.jpg

Подскажите, пожалуйста: Попадалось такое клеймо прежде и на каком двигательном агрегате?

С уважением,

Константин.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 5/9/2019 at 7:35 PM, Skuns said:

С Праздником Победы!

Крайняя находка в 150 м. от места падения самолета:

IMG_1869 - 1024.jpg

IMG_1873 - 1024.jpg

IMG_1872 - 1024.jpg

Подскажите, пожалуйста: Попадалось такое клеймо прежде и на каком двигательном агрегате?

С уважением,

Константин.

 

 

задняя часть клапанной крышки (правый верхний угол). Выходит ЗИС всеж производил

AM-38_engine_0043.jpg

Изменено пользователем Battleclown
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

AM-38_engine_0018.jpg

хммм... здесь даже видно литьё...может другой "ЗИС"? В НКАП из моторных было два минимум - Воронежский (филиал 16-го) и Пермский (19-й). Или литейный ещё может быть "ЗИС"? Но номер номенклатурный в любом случае.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Александр Лесников прислал детальку с данного самолёта с номером и несколько клейм:

IMG_3578 - 800.png

IMG_3580 - 800.png

IMG_3582 - 800.png

IMG_3576 - номер 7349 - 800.png

IMG_3577 - номер 7349 - 800.png

Такое впечатление, что это некий силовой узел, который крепился к агрегату из дерева. На первом фото вроде как тяга справа вверху?

Номер на детали видится как 7349. Серийный номер самолёта?

Клейма:

IMG_3583 - клеймо на детали с номером 7349 - 800.png

IMG_3585 - клеймо на детали с номером 7349 - 800.png

Номер, нацарапанный на "бирке" :

IMG_2070 - бирка с номером 45 выцарапан-800.png

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,

Нашлась бирка от бака (масло?). Выпуск - сентябрь 1942г. Завод № 1.

IMG_3602-бирка бака - 800.png

IMG_3604-бирка бака вып 09.1942г - 800.png

С уважением,

Константин.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

7349 не может быть номером найденного самолета, т.к. 7349 выпущен в июне 1943 года с пушками ВЯ, а здесь найдены снаряды ШВАК.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, linnet сказал:

7349 не может быть номером найденного самолета, т.к. 7349 выпущен в июне 1943 года с пушками ВЯ, а здесь найдены снаряды ШВАК.

Борис Владимирович, здравствуйте.

Имеется в виду самолёт 7349 завода №1?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу