7.62

Ил-2 №30748 мл.лейт. Сидоров Г.С., 625 ШАП 231 ШАД

21 сообщение в этой теме

Ил-2 №30748 с мотором ш291339

Сидоров Григорий Семенович

625 ШАП 231 ШАД

5.09.1942 НБЗ

20 октября 2018 г. наша сводная команда из поисковиков Подмосковья и Смоленщины поработала на месте падения самолета Ил-2, обнаруженного форумчанином тов. Pepper  в районе дер. Златоустово Гагаринского р-на Смоленской области. Место было обнаружено коллегами случайно, при проведении поисковой разведки вдоль старой лесной дороги между деревнями.

Место представляет собой старый лес, времен войны, с тремя воронками глубиной до 0.5 м и диаметром до 3-х метров. Сразу же стали работать и в воронке с синей глиной, и собирать обломки самолета и его агрегатов вокруг воронки в радиусе около 30 метров.

 

02-.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По характеру обломков сделали вывод, что это место вероятной вынужденной посадки самолета Ил-2, который не успел отработать по цели. На месте падения присутствовали осколки и стабилизаторы авиабомб калибра 100 кг, 50 кг, 10 кг?. Похоже, на них его и разорвали послевоенные утилизаторы. Версии посадки противоречит то, что на удалении нескольких сот метров были поля, а в этом месте – старый лес.

03-обломки-.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Было найдено довольно много фрагментов бронелистов, а несколько целых найдено в первый выезд тов. Pepper-ом. Никаких следов горения самолета, типичных для мест падения, обнаружено не было.

В середине рабочего дня одному из участников попался фрагмент крышки ящика ШКАС, на котором обычно выбит и еще написан заводской номер самолета. Увы, нижняя часть была оторвана, а на верхней четко просматривалась начало номера краской 307… Было очевидно, что это номер самолета выпуска 30-го завода, и это номер 307хх. Нужно было найти еще две цифры.

08-ЛС-307.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наш проводник, нашедший место падения, успевал наматывать круги с детектором и регулярно приносил на отмывку потенциально интересные обломки. И буквально перед отъездом на следующий самолет, он нашел часть редуктора с нужным верхним участком!!!

Номер мотора найден! Ш291339

01-.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чуть раньше был найден навесной агрегат мотора с цифрами 1339. Теперь стало очевидно, что это неполный дубль номера мотора.

07-1339.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для установления номера самолета, тов. Pepper передал нам для обработки кислотами найденную им броню. И уже сейчас можно сказать, что номер самолета вытянем. После первичной отмывки на мелком бронелисте уже виден номер краской 307хх.

09-броня307.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока мы перекусывали и пили чай, обрадованные найденным номером мотора, сверились с нашей базой данных потерь.

По трем документам 231 ШАД и 1 ВА мотор ш291339 проходит как установленный на самолете Ил-2 №30748 в составе 625 ШАП 231 ШАД в сентябре 1942 г.

На основании полковых документов 625 ШАП, на самолете №30748 не вернулся с боевого задания мл.лейт. Сидоров Григорий Семенович (1916 г.р.) из 625 ШАП 231 ШАД. Это произошло 5.09.1942 при налете на аэродром Ново-Дугино. (необходимо уточнить по первоисточнику номер мотора, т.к. имеются разночтения в документах).

ОБД-1-Сидоров.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Никаких пряжек парашютной системы, личных вещей или останков летчика обнаружено не было. Материалов о пленении летчика Сидорова не имеется (территория была немецким тылом до марта 1943-го).

В заключении хочу поблагодарить того, кто нашел это место падения – Юрия (Pepper), тов. СВАВа и всю их команду, с кем мы отлично поработали и нашли нужные номера, а также краеведов пос. Карманово за многолетнюю и постоянную помощь. Оперативное установление имени летчика стало возможно благодаря архивной работе Вадима Антонова, Сергея Садовникова, Бориса Давыдова и Сергея Пширкова.

Благодаря нашей общей работе, было установлено, где упал самолет пропавшего без вести летчика-штурмовика. Его имя - Григорий Семенович Сидоров.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ДОбавлю, что 625 ШАП за этот день потерял7 ИЛ-2 с летчиками, все не вернулись из вылетов на Ново-Дугино. Восьмой, комэск майор Цибульник, из этого вылета на Ново-Дугино подбитый дотянул до своей территории и погиб в самолете. Поэтому он был похоронен и известно место его захоронения.

Ни по одному из остальных семи штурмовиков пока не удалось найти информацию, что кто-то попал в плен...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часа назад, 7.62 сказал:

Ни по одному из остальных семи штурмовиков пока не удалось найти информацию, что кто-то попал в плен...

Серега, по старшему лейтенанту Левидову Моисею Мейеровичу были отменены Приказы ГУК в 1952 году (и 1942 года и 1947 года) - оказался живой и был уволен в запас приказом МВО в 1945-м (возможно после репатриации?)

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz74510396

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго дня, уважаемые коллеги.

Спасибо всем за высказывания. Результат обработки кислотами двух бронелистов дал положительный результат. На обоих четко виден номер заводской - 30748.

Двойной дубль номера самолета. Причем на жабре номер написан в углу, а не в центре, как типично для трафаретов завода №18. И этот номер не был виден абсолютно.

КИСЛОТЬТЕ БРОНЕЛИСТЫ, товарищи! Даже на мелком треугольном, как видите, могут быть дубли... А жабра была внутри вообще ужасного сохрана. Но именно номер краской сохранился.

30748-1.JPG

30748-2.JPG

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

13 июля 2019 года совместно с Александром Кудрявцевым из поискового отряда "Рейд" установили памятный знак летчику-штурмовику младшему лейтенанту Григорию Сидорову.

IMG_8590.jpg

IMG_8589.jpg

IMG_8591(1).jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу