Артур78

ЯК-1 Северо-Западный фронт

32 posts in this topic

Здравствуйте, уважаемые форумчане. Подняли самолёт ЯК-1 в р-не Парфино Новгородская обл.

Нашли № двигателя (на торце вала винта) и др. деталях двигателя М-105п.    П115-1003

Требуется помощь в установлении судьбы самолёта и лётчика, которого в самолёте не оказалось. 

Самолёт был оборудован радиоприёмником РСИ-4

 

сам2.jpg

P1090209.JPG

P1090207.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гильзы каких годов выпуска?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

39-41гг

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Увы, по базе Як-1 и Як-7 мотор не нашелся, т.е. с завода такой не уходил или данные пока неполные, или менялся в процессе эксплуатации. Пишу и про Як-7, поскольку на СЗФ были также и боевые "семерки" с вооружением 2 ШКАС+ШВАК.

По Як-7 самый близкий с мотором № 115-1ххх по выпуску - октябрь 41 г., по Як-1 - сентябрь 41 г.

По радиостанции тоже трудно определить, ее на заводе ставили или в части. Если заводская поставка, то РСИ-4 поставили вначале на машины №№ 1028, 2028, 2029, 0136, 1038, 2038,  1039, 2039, а потом ставили уже только с 43-й серии на машины с 10, 21, 30, 41 и 50 порядковыми номерами машин в серии.

По каким элементам определили, что Як-1?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, мне попадался близкий номер мотора №115-1002. Стоял на одном из Як-1 с номерами №№ 1243, 4343, 3344 в 494 иап на юге.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня тоже к сожалению, такого номера нет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надо по более точному месту нахождения посмотреть...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По более точному- дорога от Парфино на Крестцы...в Крестцах базировалась наша авиация.

ЯК-1 определили спецы по стойке на соседнем форуме.

На одной детали нашли клеймо 3-42  остальное указывает всё на 41 год.

P9220014.JPG

P9220039 (1).JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

М -105П № 115-1003 стоял на ЛАГГ-3 № 31211961 на 20.03.42. в 24 иап , а 7.04.42. попал в 16 ПАМ.

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отлично. Уже больше чем ничего, НО вопросов становится ещё больше....16 ПАМ-Передвижная авиамастерская?

На последнем фото некая деталь, одно из клейм 3-42 вероятно 42 год. На гильзах клейма 39-40-41. По номеру ШВАКа можно что-то определить?

Где-то на моторе помечалось клеймами, что он из ремонта?

Кстати, была бронеспинка...

 

Edited by Артур78
Добавить текст
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

16 ПАМ (железнодорожная) входила в состав 90 БАО 60 района авиационного базирования, подчинялась ВВС СЗФ (затем 6 ВА)

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помыли найденные трамблёры по совету опытного товарища и ..... получили уравнение с 3 неизвестными (моторами)

На генераторе оказался номер родной....

Итак новые номера: ПА 125-261

                                   ПА 135-2046  либо  -204   либо -206  либо РА 135

Вот так у нас ремонтировались самолёты. Война, однако...

P1090214.JPG

Edited by Артур78
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще раз доказывает, что самолет и мотор ремонтный... по 125-261 пока не смотрел, а вот по ра 135-2046 история очень интересная и поучительная...

по состоянию на 10 августа 1942 года (очередной переучет матчасти) находился в составе 2 АЭ 72 СБАП 241 БАД 6 ВА на самолете Пе-2,

потом 24 декабря 1943 года прибыл в 58 БАП 276 БАД 13 ВА на самолете Пе-2 и 19 марта 1944 года (но уже на другом Пе-2) не вернулся с боевого задания...

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На Як-1 вилка: есть 260 и 262 - 261-го нет :(

С другим номером та же картина: есть 2038 и 2048. Самолет с мотором с последним номером разбит в ПАРМ авиабомбой.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Последняя зацепка   ПА 125-261

Далее самолёт, похоже, уходит в бесконечность...вместе с неизвестным лётчиком...очень печально

Остаётся только нанести на карту место падения и иногда придти поклониться героизму наших безвестных пилотов...

Edited by Артур78
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Главное, что номера найдены, пусть и ремонтные, рано или поздно, они "всплывут" у кого в базах... и тогда все станет известно. Поэтому и просил Вас сбросить координаты, для занесения в базу, чтобы информация не затерялась в просторах сети и личных архивах...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну вот, уже можно подумать... сопоставив потери самолетов и летчиков по месту нахождения вот что получилось:

 

рядом с местом обнаружения есть в базе следующие кандидаты

все из 38 ИАП ВВС СЗФ, все на Як-1

14 апреля 1942 сбит и сел на вынужденную посадку в р-не южнее 2-3 км Мануйлово  командир звена, ст.лейтенант Груздев Николай Александрович, с-т разбит, летчик жив;

26 апреля 1942 года сбит в в\б зам.командира АЭ, старший лейтенант Коновченко Иван Александрович, упал севернее ст.Пола, в 1 км южнее д.Медведка (Медведно), пох.в д.Сочково (Сачково), (ОБД: пох.в бр.могиле 2-3 км восточнее д.Мануйлово Половский р-н);

27 апреля 1942 года сбит в в\б упал младший лейтенант Емельянов Владимир Михайлович, у д.Ладыжкино (Ладышино), пох.в д.Заостровье, (ОБД: пох.в бр.могиле 2-3 км вост.Мануйлово)

 

у меня к сожалению, по 38 ИАП номера только начинаются с 05.05.42г.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

20-30.11.41. в 21 иап м-105па № 125-261 стоял на ЛАГГ-3 № 3121666\ С 10-20.11.41. - 3121662 - где-то ошибка.\

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часа назад, stilet сказал:

20-30.11.41. в 21 иап м-105па № 125-261 стоял на ЛАГГ-3 № 3121666\ С 10-20.11.41. - 3121662 - где-то ошибка.\

 

Игорь, почему ошибка? Просто мотор переставили с одного самолета на другой... временные рамка разные же...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Среди обломков найден перебитый плохоразличимый номер...притом на детали есть и родной 

P1090234.JPG

P1090235.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне почему-то видится что был перебит префикс ПФ 3 на ПА , но перебитой первой двойки в 262 я не вижу.

3-162 нет

3-262 № 4585 206-я иад 2-й ВА 867-го иап - Брянский фронт

3-362 нет

3-462  № 3983 - тоже 867-й иап

3-562 нет

3-662 нет

3-762 нет

3-862 № 2587 - 520-й иап Сталинградский фронт

3-962 № 0788 - 431-й иап Сталинградский фронт

ПА125-262 № 0843 с завода забрал летчик 10-го иап и кому-то отдал, т.к. 10-й не Як-1 не летал

П 125-262 № 1927 через Сталинградскую ВАШП ушел на юг. Да и стойка шасси не от этой серии.

Edited by Сергей Кузнецов
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, как у Вас нет 3-762 ??? :) 

это Вы как раз мне присылали: пф 3-762 был на Як-7т № 2515399 в 42 ИАП 240 ИАД, не вернулся 30.12.1942г., из р-на Мясницы (Мищеры), потом документ, что самолет и мотор подняты и сданы в лом 09.01.1943г. (другая дата 03.06.43г.)

 

Если Мясницы, то это 10 км от места находки

Edited by Прокофьев Илья
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Прокофьев Илья сказал:

Сергей, как у Вас нет 3-762 ??? :) 

это Вы как раз мне присылали: пф 3-762 был на Як-7т № 2515399 в 42 ИАП 240 ИАД, не вернулся 30.12.1942г., из р-на Мясницы (Мищеры), потом документ, что самолет и мотор подняты и сданы в лом 09.01.1943г. (другая дата 03.06.43г.)

 

Если Мясницы, то это 10 км от места находки

Я привел список по базе находки, т.е. Як-1.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итак, после "душа" коленвала получили ещё 2 номера! На ВСЕХ шатунах ремонтная перебивка номеров! На одном 125-389, все остальные ПА 125-37

Клейма суперчёткие, не хуже родных.

ПА 125-37

П 125-389

P1090238.JPG

P1090239.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

П125-389 ближе к теме - забрал с завода летчик 123-го иап машину Як-1 № 1120 11.7.41 г. Данных по потере нет.

Второй мотор у меня по базе Як-1, -7 не проходит. Наверное тоже с ЛаГГа.

Если я правильно понял, то в итоге в реммастерских слепили П115-1003?

Edited by Сергей Кузнецов
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

М-105па 125-37 из 130 Бао отправлен в 16 арм.ж-д.мастерские в апреле 1942 , 29.12.42. инспектор.свид..,.1.01.43.подл.искл..

 

 

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, слепили то 115-1003, на всех остальных основных деталях этот номер, на поршнях только он, а  на каждом шатуне по 2 клейма...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

115-1003 и 125-37 в апреле 42. попадают в 16 авиамастерские , а вышел ,похоже , один.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё бы знать на какой самолёт он вышел...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 13.10.2018 в 19:48, stilet сказал:

М-105па 125-37 из 130 Бао отправлен в 16 арм.ж-д.мастерские в апреле 1942 , 29.12.42. инспектор.свид..,.1.01.43.подл.искл..

 

 

 

в период 23-28 марта 1942 года стоял на ЛаГГ-3 № 31211971 в 263 ИАП находясь в 1 ЗАП

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.