Инкерманец

ЯК-1, Крым, плато г. Бойка, г. Сатира

71 сообщение в этой теме

В прошлом году на одном из форумов выкладывал фрагменты самолёта, обнаруженного в районе горы Сатира на плато горы Бойка, Бахчисарайского района. Тогда предположили, что это ЯК-1. В тот район совершили ещё один выход, обнаружили несколько номеров. Прошу помощи в идентификации. 

0Y0tnnzd5XI.jpg

1.jpg

2.jpg

3.jpg

6jZhk4u1h-Y.jpg

iFHcTzs-0VY.jpg

ioJ1d4NXJcg.jpg

mn19wQztTF4.jpg

Изменено пользователем Инкерманец
опознание
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На лючке номер 0525, близкий по номер у Як - 0125 был  в 62 АП ВВС ЧФ. Надо номера искать или дубль.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Инкерманец сказал:

На заправочном лючке на обороте написано карандашом "96 25"

Скинь фото номера

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По списку:

1224 - 24.7.41 с завода забрал летчик 13-го иап, мотор П 125-125

0325 (мне видится тройка, а не пятерка) - 28.7.41 убыл в 20-ю авиабазу ЧФ, потерян 32-м ап ЧФ в 1941 г. мотор П 125-53

0525 - 31.7.41 г. с завода забрал летчик 8-го армейского иап, мотор П 125-121

2686 - 13.8.42 забрал с завода летчик 900-го иап, мотор ПФ 3-667

9625 - нонсенс, т.к. в 25-й серии и всех прочих сериях Як-1 было по 50 машин

Люк под горловину бензобака имел по спецификации номер 2106-80

Потери Як-1 32-го ап ЧФ в 1941 году:

                ЦВМА ф.1522 оп.1 д.3 Журнал учета потерь материальной части 62-й аб (выписка по 32-му ап)

17.8.41 старший лейтенант Е.М.Ларионов подбит ВБ в районе Ак-Мечеть, самолет упал в море (ЦВМА ф.2211 оп.10 д.2)

2.9.41 старший лейтенант Кипоренко 5-я аэ сбит своей ЗА в районе Одессы

2.9.41 старший лейтенант Ларионов подбит в ВБ в районе Кунань 15-20 км от берега, сел на воду, самолет утонул

9.9.41 старший лейтенант Ларионов н.в.з. района Каховка

8.9.41 Як-1 подожжен в ВБ в районе переправ Каховка, старший лейтенант Е.М.Ларионов погиб (ЦВМА ф.2211 оп.10 д.2)

8.6.42  (? СК) старший лейтенант Ларионов подожжен в ВБ противником в районе переправ Каховка Як-1 (ЦВМА ф.1522 оп.1 д.1 л.63 Вынужденные прыжки с парашютом)

19.9.41 лейтенант Н.М.Щеглов самолет сбит ВБ в районе Перекоп

Як-1 лейтенант Н.М.Щеглов зажжен противником в районе Перекопа (ЦВМА ф.2211 оп.10 д.2)

09.41  старший лейтенант Капитунов по неустановленной причине загорелся мотор над Одессой, самолет разбит

9.10.41 младший лейтенант Аллахвердов сбит ВБ с превосходящими силами противника Каркинитский залив (сам сбил 6 коршунов)

9.10.41 сержант Николаев самолет сбит ВБ Каркинитский залив

13.10.41 старший лейтенант Скачков ком.звена 5-й аэ при перелете Одесса-Крым по плохим метеоусловиям (дождь, темнота) сел на аэродром Тереклы-Конрад на ТБ-3

13.10.41 лейтенант Шевченко при перелете Одесса-Крым по плохим метеоусловиям (дождь, темнота) катастрофа в районе Альма

14.10.41 лейтенант Филатов самолет сбит ВБ в районе Перекоп

 

30.10.41  старший лейтенант Капитунов скапотировал при посадке на аэродром Тагайлы (грязный аэродром), самолет разбит

По другому документу потери машин Як-1 в районе Перекоп составили всего две штуки: 

ЦВМА ф.12 оп.1 д.1114 л.47 Отчет о боевых действиях 32-го ап с начала ВОВ

5 аэ Як-1 работала на подавление авиации противника на ЛФ Перекоп небольшими группами из четырех Як-1 и трех И-15бис.

С 22.6.41 по 4.10.42 г. сбито: шесть Ju 88, четыре Ju 87, один He 111, один Fw 189, один Gamburg 138, три Bf 109.

Свои потери: два Як-1

По мемуарам Авдеева (М.В.Авдеев «У самого Черного моря»)

В середине сентября 1941 г. Е. Ларионов прикрыл командира, был сбит; в 5 аэ летчики Филатов, Минин, Капитунов, Аллахвердов, ст.л-т И.И.Сапрыкин. (л.19)

Зам командующего ВВС ЧФ звонил в 5 аэ - выделить звено в Одессу (до этого там часть 32ап уже была) старший группы Сапрыкин хотел взять Капитунова, Минина, Скачкова. Любимов дал Капитунова. Скачкова и еще сержанта из новеньких, кто посильней. (л.20)

Аэродром Тагайлы; дежурная пара прикрывала взлет-посадку. На всех новых машинах установлены приемники. Ком. аэ,  зам. ком. аэ,  ком. звеньев имели на машинах и передатчики, но ими не пользовались. Острая настройка была очень чувствительной к любым незначительным помехам и невозможно было порой понять команды ведущего. (л.26)

В Чаплинской операции участвовали пары: Любимов - Аллахвердов, Авдеев - Филатов, Щеглов - Николаев, Минин - Макеев, Касторный - Платонов. (л.39)

Во время операции 4 Як-1 повреждены; м-р Наумов передал свой новый Як. (л.44)

32 попадания в Як Авдеева при демонстративных действиях против 44 Bf.109 при прикрытии Пе-2 (штурм немцами Турецкого вала). (л.52)

Л-т Щеглов на дымящемся самолете сбил того Bf.109, который поджег его. Не вернулся с задания Г. Филатов (потом пришел). (л.54)

На машине Колесникова летали другие летчики. (л.56)

Машину Г. Филатова с пробитой трубкой водосистемы починили в степи, где он ее посадил. (л.58)

9.10.41 сбит Любимов; сел на вынужденную. Сбит Аллахвердов в районе Кир-Атакчи. А. Николаев сел на горящем самолете в районе Мунус Татарский. Не вернулись л-т Щеглов и с-т Швачко. С ними был Колесников - отстал в районе Ишунь. (л.70)

15.10.41 утром (?) ст.л-т Минин и с-т Шевченко улетели в Одессу. Дежурная пара Филатов и Колесников взлетели на перехват бомбардировщиков, над аэродромом сбит Bf.109. (л.80)

Позвонили из штаба принять в 5 аэ группу летчиков 9 ап на Як-1, ведущий л-т Калинин: с-ты Швачко, Бондаренко, Ватолкин, Шелякин, л-ты Беспалов, Кисляк, Берестовский, Куликов. (л.84)

Дали 4 Як-1 9 ап ст.л-ты С. Данилко, К. Алексеев, л-т М. Гриб, с-т И.И. Протасов. (л.94)

До 27.10.41 в воздушном бою с 12 Bf.109 - 4 Як-1 ст.л-т С. Минин, с-т Я. Макеев, мл.л-т А. Колесников, сбит мл.л-т А. Макиев. В 5 аэ 17 летчиков и 15 исправных самолетов. (л.98)

27.10.41 приказ командования всех прикомандированных летчиков отправить в свои полки. А самим перебазироваться к Симферополю. (л.99)

После перелета на аэродром Х. Маяк встретили 2 Як-1 9 ап и у Авдеева в 5 аэ тоже 2 Як-1. Приказ Острякова сдать их командиру ап и набрать группу 14 человек на перегон, если летчиков не хватит взять у 9 ап. (л.103

Судя по месту БД 32-го ап ЧФ  и месту находки 13-й иап надо тоже обязательно смотреть, где он в Крыму базировался и где воевал в октябре-ноябре 1941 г.

Из потерь полка в искомый период л-т Бабич Василий Владимирович пропал без вести в сентябре 1941 г.

 

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Сергей Кузнецов Согласен, номер не 0525, а 0325 (скорее всего из-за коррозии тройку можно принять за пятерку). 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если брать в расчет набитый на лючке номер Л 0325, где вторая цифра мне видится перебитой, и надпись на оборотной стороне лючка 9625, где первая цифра скорее всего 0, то номер может читаться как 0625. 

Видимо это один и тот же номер самолёта, и, по моему мнению, настоящий его номер 0625.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Як-1 № 0625 32-й ап передал 6-му гап ЧФ 15.5.42 г. , т.е. потеря позже этой даты.

С завода мотор стоял П 125-64.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если 32 ИАП передал Як-1 № 0625 с мотором М-105П № 125-64 именно 6 ГАПу 15 мая 1942 года, то он должен быть отражен в Книге учёта самолётов и моторов за 1942 год, так?

Почему то нет такого самолёта с таким мотором, есть мотор П 125-614, стоял на Як-1 № 4236 из 6 ГАПа, который погиб в июне в Севастополе.

Или этот самолёт с мотором прошел по 41 году?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

№ 4236 ушел с завода с летчиком 7-го ап ЧФ и мотором ПА 135-768 22.11.41 г. 1.1.42 передан из 7-го в 8-й ап. Акт о потере - уничтожен противником на земле, - от 30.8.42 г.

П 125-614 у меня по базе не проходит. Есть ПА 135-614.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итого номера за выход:

384-117 на редукторе (на кольце и с торца вала);

П-2ххх50 на редукторе;

0325 на звеньеотводе;

1224 на обшивке

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Моторы серии ПА 384-ххх мне на Як-1 вообще не попадались. 374-ххх - это по выпуску декабрь 41 - январь 1942 г.

0325 и 1224 мы уже раньше обсуждали.

ИМХО надо по звеньеотводу считать - это внутренняя деталь, которая, судя по серийному №, привязывалась (подгонялась) к конкретной ферме (т.е. замена на "не родной" звеньеотвод мало вероятна).

19 часов назад, Инкерманец сказал:

П-2ххх50 на редукторе

ххх 350 КМК; был на ЧФ мотор 125-350, сняли с Як-1 из-за аварии 12.7.41

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё один соседний мотор был на 20.10.41 г. в 5 АЭ 8АП ВВС ЧФ на самолёте Як-1 № 0221 - М-105П № 384-121.

Судя по тому, что на одном борту такое количество номеров: два номера 1224 и два номера 0325, можно предположить, что его уже собирали из того что было в последний квартал 41 года. И потеря этого Яка в этот же период. Так как потери яков за сентябрь-октябрь имели места быть значительное севернее МП этого самолёта.

Артём, а какой боезапас найден на МП, ШВАКовские гильзы находились?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
49 минут назад, Алекс21 сказал:

можно предположить, что его уже собирали из того что было в последний квартал 41 года.

Это скорее чудеса войскового ремонта: из многих подобранных брошенок - одна целая машина, т.к. выпущен с завода этот самолет был 29.06.1941 г.

Получен 32-м ап ЧФ 10.7.41 потеряна по боевой убыли в 1941 году.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поглядел свои записи - в районе Бахчисарая с прямым указанием топонима несколько потерь Як-1:

13.10.41 32-й ап самолет ст.л-та Шевченко с летчиком, в районе Альма потерян при перелете 5 аэ из Одессы

2.11.41 9 й ап 3 аэ с-т Лосев не вернулся с задания из района Бахчисарая

6.11.41 9-й ап младший лейтенант Иванов   сбит ВБ (н.в.з. район Бахчисарай)

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Сергей Кузнецов сказал:

Поглядел свои записи - в районе Бахчисарая с прямым указанием топонима несколько потерь Як-1:

13.10.41 32-й ап самолет ст.л-та Шевченко с летчиком, в районе Альма потерян при перелете 5 аэ из Одессы

2.11.41 9 й ап 3 аэ с-т Лосев не вернулся с задания из района Бахчисарая

6.11.41 9-й ап младший лейтенант Иванов   сбит ВБ (н.в.з. район Бахчисарай)

Немного дополню:

06.11.41 32-й ап, к-н Хрусталев, сбит в воздушном бою в р-не Бахчисарая (тип самолета у меня, к сожалению не указан)

26.12.41 62 ап, л-т Степанов, сбит ЗА

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Синд сказал:

26.12.41 62 ап, л-т Степанов, сбит ЗА

К 25.11.1941 г. в составе 62-го иап оставалось 1/1 ЛаГГ-3 и 2/1 МиГ-3. В начале 12.1941 г. оставшиеся машины переданы в 7-й иап, а 15.12.1941 г. часть выведена для доукомплектования в резерв ВВС ВМФ в с. Борское (2-й зап).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу