Sign in to follow this  
Followers 0
7.62

Як-1 мотор 354261

20 posts in this topic

ЯК-1 с мотором №354261     дер. Ивино Гагаринского р-на Смоленской обл.

16 декабря 2017г. Сводная группа поисковиков Московской области и Гагаринского района Смоленской области, совместно с местными активистами и краеведами провели работы на месте падения самолета ЯК-1 в районе дер. Ивино Гагаринского района Смоленщины.

На основе первичной информации полученной от форумчанина Луки, удалось связаться с человеком-первоисточником, проживающим в данный момент на Кузбассе и рассказавший о месте падения самолета, которое он видел в 1970-х годах.

Кроме нескольких поисковых разведок была проведена работа с местным населением, существенно помогли егеря, проводившие опрос старожилов, и хорошо знающие эту местность. В итоге был найден человек, который в 14-летним возрасте видел воздушный бой этого самолета, падение его и опускающегося парашютиста, который позже был задержан немцами и направлен в штаб (так по рассказу).

После трехкилометрового марша по раскисающим грунтовкам, пересечении лесных заболоченных участков в ледяном крошеве, наша группа добралась до самой воронки. Многие к этому времени уже провалились на тонком льду в ледяную воду, и прибыли к месту с мокрыми ногами. Вокруг воронки – высокие отвалы от экскаватора (до полутора метров высотой). Размер воронки подо льдом – примерно 6х10 метров. Выглядит устрашающе, начинаем откачивание воды.

1.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока две помпы работали, команда взялась за сбор обломков из отвалов и вокруг воронки. Увы, сигналов оказалось не так много, как могло бы быть. Однако, обывки капотов, мелкие обломки блока двигателя, силовой узел крепления стойки шасси были оставлены собирателями металлолома 1970-х годов.

2-обломки.jpg

3-от_мотора.jpg

4-узел.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Один из капотов, с небольшим лючком. Увы, номера на капоте не было. Обратите внимание на грубость изготовления клепок лючка.

5-капот.jpg

6-лючок.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нашли целых три "косточки" шасси. Увы, без номеров...

7-косточка.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бортики блока цилиндров. Номер был совсем близко...

8-блок_цилиндров.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Только часам к 3 дня удалось скачать воронку, убрать лед и поработать щупом. На глубине около метра набили пару плотных обломков – стали вскрывать плотную глину. Почти непрерывно по цепочке передаются ведра с жижей наверх. В это время под листвой и ветками, несколько в стороне, местные краеведы обнаружили часть коленвала с главной шестерней. Хотя деталь была вся в глине, мы уже знали, что здесь будет контрирующая дюралевая шайба с номером. Вот он – заводской номер мотора 354261! Вероятность, что коленвал с этой шайбой может быть сменным – невелика, поэтому именно по этому номеру и будем искать его принадлежность к полку.

9-шестерня.jpg

10-354261.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Воронка оказалась очень неплохо вычищена в 1970-е. Всего несколько обломков было найдено в ней. Вскрыли до материка в глубину и в стороны, менее 10 фрагментов агрегатов только нашли. Вокруг воронки также очень мало обломков. Удивило почти полное отсутствие стальных трубок рамы самолета. Предполагаем, что они были настолько смяты вместе с мотором, что их вывезли одновременно.

Извиняюсь за качество фото - уже в сумерки снимал и в дождь...

11-итог.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению, в документах 1 ВА данный мотор не отмечен. Как и наличие моторов 3542хх на ЯК-1 в целом. Единственное исключение – наиболее близкий мотор был на ЯК-1 из состава 163 ИАП 210 ИАД. Т.к. данный сектор совместно с 1 ВА Западного фронта (с востока) работала и 3 ВА Калининского фронта (с севера) при налетах на аэродром Дугино, то предположительно самолет может быть из нее.

По документам завода №292, мотор 354261 установлен на самолет №4746 в декабре 1941 г. (Данные предоставлены Михаилом Тиминым)

По нашей базе данных, Як-1 №4746 в октябре 1942-го после ремонта поступил в 20 ИАП. Мотор уже другой.

От всей команды хотим поблагодарить Владимира (Кузбасс) за хорошую память, Луку за размещение первичной информации на форуме и последующей помощи, гагаринским егерям и охотоведам за помощь в сборе информации, кармановским краеведам за непрекращающуюся помощь во всем. Именно общая работа разных, зачастую незнакомых людей привела к нахождению и результативной отработки места падения. Теперь за архивными исследованиями очередь.

Если у кого-то есть данный номер – прошу сообщество помочь в установлении летчика.

С уважением,

7.62

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Зато как погуляли..."

Если учитывать, что самолет, на котором первично стоял данный мотор, вернулся в полк, действовавший довольно долго в составе 1 ВА (ВВС ЗапФ), то вероятно и этот самолет, потерянный с данным мотором, был также в 1 ВА. Возможно это потеря первой половины лета? (если верить очевидцу про теплое/жаркое время года и тому, что 40-е серии Як-1 к августу были уже в значительной степени потеряны или изношены).

Если наследственность возврата машины из ремонта была, то ранее этот мотор мог быть отмечен в ВВС 10А или 50А, 201 ИАД или 203 ИАД, но может быть и более сложная логистика в ремонтных органах - и 3 ВА также не исключена.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Погуляли отлично, это точно. Соглашусь с Кириллом, возможно и летняя потеря 1 ВА (по которой документация номеров велась не очень хорошо до августовского приказа 1 ВА о переписи матчасти.

Есть две важный точки отправных - лето и плен. Анализируем пленных по 1 ВА пока. Но это все равно догадки, пока не узнаем кто списал данный мотор. К сожалению, шанс найти номер самолета вокруг очень невелик...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

....   27.8.42     сопровождение   ил-2   к   Дугино...

Зиглер Петер          3./JG54    Il-2    46 333: at 800 m    14:22    
Зиглер Петер          3./JG54    Il-2    46 324: at 500 m    14:23    
Тренкель Руд.       2./JG52    LaGG-3    46 332: at 800 m    14:23        -----сев.вост.   Дугино
Хюбнер Герхард     2./JG52          Il-2    46 442                    14:24    
 Хольбайн                8./JG51       Il-2    46 331: tiefflug    14:25    
Беннеман Хельмут    Stab I./JG52    Il-2    46 362    14:27    
 Хаммерль Карл    51    1./JG52    LaGG-3    46 421    14:28    .............-------------.д.  .Ивино   
 Грассмук Бертольд    62    1./JG52    LaGG-3    46 424: at 500 m    14:30             юг.вост.    д.Ивино
 Ольшлэгер Ханс    2    Stab I./JG52    Il-2    46 451: tiefflug    14:32    
Зиглер Петер        3./JG54    Il-2    37 831: at 800 m    14:33  

 

нбз  ------ жуйков     1 гиап   3 гиад   3 ва

плен----  котюков   и шаройко   163 иап    3 гиад    3 ва
 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 минут назад, misha-mo сказал:

....   27.8.42     сопровождение   ил-2   к   Дугино...

нбз  ------ жуйков     1 гиап   3 гиад   3 ва

плен----  котюков   и шаройко   163 иап    3 гиад    3 ва
 

Спасибо, Михаил. Этот вылет нам известен (весьма даже !) - Ваша догадка не исключена...

У Вас, кстати, нет одиннадцатой заявки с этого боя (её Отто Вюрфелю не засчитали)... А также у Хюбнера и Беннеманна в заявках возможны опечатки при заполнении БД Тони Вудом. 

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Машина № 4746 с завода с найденным мотором 354-261 ушла в 188-й иап, а в 20-й иап пришла уже с другим.

Этот мотор у меня по базе больше не проходит.

Кстати, на траверсе шасси явно просматриваются выбитые цифры 29, а вот что впереди - плохо видно.

Edited by Сергей Кузнецов
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, спасибо за пояснения. Выходит летом 42-го мотор 354621 был снят с самолета 188 ИАП и поставлен на что-то другое... Т.е. все-таки 1 ВА более вероятна.

По выбитому номеру. Он не выбит, он литой. Причем на двух разных деталях - разный. Извиняюсь за отвратительное качество фото... Может у товарищей есть лучше фото.

косточка.JPG

косточка2.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вдруг произойдет чудо и у кого-то есть номера вооружения за 42-й.

Найдена крышка ШКАС № 738. Буквы на фото не могу разглядеть... Может И?

шкас-738.JPG

шкас-738-2.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, похоже там ХИ (или ЖИ)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, это номенклатурный № траверсы П 4100-15. Смутила раковина, очень похожая на нижнюю часть двойки плюс игра света и тени.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги, спасибо за поддержание темы.

Тов. Синд! Надеюсь доехать до крышки и посмотреть номер в лупу.

Тов. Сергей! У товарища нашего оказалось фото хорошее номера этого:

Снимок.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 19.12.2017 в 16:08, misha-mo сказал:

нбз  ------ жуйков     1 гиап   3 гиад   3 ва

плен----  котюков   и шаройко   163 иап    3 гиад    3 ва
 

Михаил, спасибо за озвучку версий. К сожалению, номеров матчасти потерь Жуйкова, Котюкова и Шаройко у нас нет. Может кто-то работал детально с делами полков? Т.к. в дивизионных приказах документация четкая (но именно вылет 27.08.42 почему-то выпал)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, 7.62 сказал:

Михаил, спасибо за озвучку версий. К сожалению, номеров матчасти потерь Жуйкова, Котюкова и Шаройко у нас нет. Может кто-то работал детально с делами полков? Т.к. в дивизионных приказах документация четкая (но именно вылет 27.08.42 почему-то выпал)

27.8.42 9 Як-1 из 1 гиап и 163 иап прикрывали 5 Ил-2 налет на аэр совхоз Дугино. 14.54-16.10. Базировались Сукромля и Бошарово.

Полагаю, что 3 Як-1 нбз 27.8.42 были исключены из боевого состава 210 иад приказом №0154 от 12.9.42 параграф 6 как нбз свыше 10 дней на основании рапортов полков от 11.9.42 и 6.9.42. Всего там в параграфе 5 Як-1 и все с моторами пф 3-.

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.