Прокофьев Илья

Як-1 в Московской области возможно 11 иап

31 сообщение в этой теме

Уважаемые коллеги!

Интересная история.

 

 

Еще 4 года назад группой единомышленников (в большинстве своем любителями охоты) но работающим в экспедиционном центре Российского Географического Общества в районе дер. Крестьянка Наро-Фоминского района Московской области, совместно с поисковиками из отряда пос. Селятино (Наро-Фоминский район) были проведены поисковые работы на месте падения самолета Як-1. Об этом самолете один из участников знал еще очень давно, еще ребенком.

В результате проведенной экспедиции были подняты обломки самолета (которые были оставлены на месте падения и местным населением безвозвратно сданы в металлолом, в том числе и согнутая пушка ШВАК) и обнаружены сгоревшие останки летчика. Среди обломков был найден номер самолета: 0718.

Останки летчика до сих пор не захоронены и находятся на временном хранении на складе экспедиционного центра РГО.

Ребята, через друзей поисковиков отправили запрос в ЦАМО, и получили ответ, который к сожалению, не дал ответа на вопрос: кто-же погиб в найденном самолете…

Просмотрев свои записи, обнаружил несколько выписок по этому самолету:

 

 

- самолет Як-1 № 0718 с мотором М-105п № 115-667, 12.06.41г., принят приемкой ВВС КА завода № 292 (г. Саратов);

 

 

   - 11 иап 6 ИАК ПВО, самолет Як-1 № 0718 с мотором М-105п № 115-667, 08.07.41г., отправлен с завода № 292 (г. Саратов) в 11 иап 6 ИАК ПВО (Кубинка);

 

 

- 562 иап, самолет Як-1 № 0718 с мотором М-105п № 45-20, 23.10.41г., сбит летчик сержант Мичковский Иван Иванович, не вернулся с боевого задания, сбит в в\б, в р-не Дорохово

1922 г.р., уроженец: УССР, Киевская область, г. Белая Церковь.

 

 

 

 

Уважаемые коллеги! Необходима помощь разобраться, для торжественного захоронения и возможного поиска родных погибшего летчика!

 

 

Изменено пользователем Прокофьев Илья
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис! Пока фото номера нет...

а вот справка:

 

 

обрез.jpeg

Изменено пользователем Прокофьев Илья
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, я полез разбираться в записях.

Потеря №0718 в 562 иап проходит как выпуска завода №301, а не 292.

Номер мотора 45-20 (045-20)? у меня в записях в одном из источников числится за другой потерей.

Надо перепроверить. 

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня мотор П45-20 числится за машиной 301-го завода № 0316 - 24.10.41 562-й иап младший лейтенант А.М.Якобсон сбит в ВБ ЦАМО ф.35 оп.11307 д.137 л.99, списан 11.1.42 г.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот и я про то же. Только есть еще таблица, где 45-20 потеря с 0718. Какой верить?

В любом случае родню искать рановато, надо проверять.

И начать желательно с фото всех найденных обломков.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо коллеги за оперативное подключение к теме! Интересная картина получается! У меня привязка самолет-мотор из этого дела: ЦАМО: фонд 35 оп.11307 д.136

 

Завтра еще раз свяжусь с нашедшими и узнаю на счет фото номера и вообще фотографий с места падения! В том числе, координаты нашедшего отправил Сергею Каткову для связи.

 

Изменено пользователем Прокофьев Илья
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
29 минут назад, Сергей Кузнецов сказал:

У меня мотор П45-20 числится за машиной 301-го завода № 0316 - 24.10.41 562-й иап младший лейтенант А.М.Якобсон сбит в ВБ ЦАМО ф.35 оп.11307 д.137 л.99, списан 11.1.42 г.

Что интересно самолет Якобсона и его останки (когда он погиб в 1943 на Як-7) были найдены: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2015/february/poslednij-boj-letchika-yakobsona

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что еще интересно: погибший в одном бою с Мичковским лейтенант Гурьев тоже найден (установлен) в 1975 году: 

 

http://wikimapia.org/19686752/ru/Место-гибели-лётчика-истребителя-лейтенанта-Николая-Васильевича-Гурьева

Гурьев Николай Васильевич служил в 562-ом истребительном авиаполке,6-го авиакорпуса. Погиб в воздушном бою 23.10.1941-го.Похоронен жителями села Васильевского на местном кладбище. (фото 3-6 со страницы trof-av.livejournal.com/)

Из книги "На перехват! Летная книжка "сталинского сокола"", автор Урвачёв В.: "В Подмосковье есть одно место, напоминающее о тяжелых воздушных боях 23 октября. В 1,5–2 км от аэродрома Кубинка, на противоположном от него берегу реки Москва, у воды, за металлической оградой стоит мраморная плита с надписью: «Здесь 23.X.1941 г. в неравной схватке с фашистами погиб лейтенант Гурьев Николай Васильевич. Вечная слава герою» . В углу плиты фотопортрет молодого парня в авиационной фуражке, тужурке с петлицами и в белой рубашке с галстуком — парадной форме летчика ВВС РККА.

Плита установлена в 1975 г., когда удалось узнать имя погибшего пилота.

А в полукилометре от этого места в сосновом бору на кладбище села Васильевское Н. В. Гурьев похоронен — «Летчик-истребитель 562 иап… 1918 года рождения… героически погиб, защищая небо Москвы…».

Войну Николай Гурьев встретил в Бресте на И-153 командиром звена 123-го иап, в составе которого одержал первые две победы. В начале июля 1941 г. этот полк был включен в состав 6-го иак, а затем передан в ПВО Ленинграда. Но Гурьев остался в ПВО Москвы заместителем командира эскадрильи 562-го иап, вооруженного Як-1, который базировался на аэродроме Ватулино, близ Можайска. Здесь на его боевой счет были записаны еще шесть сбитых самолетов противника, в том числе один ночью 22 июля при отражении первого налета немецкой авиации на Москву".

Свой последний бой Николай Гурьев провел в паре с ведомым летчиком против шести истребителей противника в районе Дорохово. Двоих он сбил, однако ведомый, у которого заклинило двигатель, вышел из боя, а самолет Николая был подожжен. Летчик, видимо, хотел дотянуть до аэродрома Кубинка, однако пожар вынудил его попытаться сесть, не долетая до него, на берегу реки Москва. Самолет зацепился крылом за дерево и взорвался.". Ближайшие города: Москва, Подольск, Домодедово Координаты: 55°36'25"N 36°34'53"E

http://fictionbook.ru/author/viktorurvachev/nazashitemoskovskogonebaboevoyiput/readonline.html?page=6 http://pandia.ru/text/79/291/47560.php

http://test.nicadm.com/docs/novosti/478-meropriyatiya-posvyashchjonnye-75-godovshchine-bitvy-pod-moskvoj 1941 — 1942 гг. Немцы в село Васильевское не вошли, а остановились в дальнем лесу, за кладбищем. Советская линия обороны шла вдоль липовых аллей – до сих пор там сохранились остатки окопов. Перед приходом немцев по приказу командования село было сожжено, а каменные дома взорваны – жителям давали 20 минут на сборы. Такие действия были оправданы, с точки зрения обороны правого берега Москвы – реки. Колокольня церкви Воскресения словущего также была взорвана. Возможно тогда же был разрушен купол церкви Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. Жители села разбежались, многие ушли в партизаны. В селе остались только две семьи. Незадолго до прихода немцев жители видели, как немецкий самолёт сбил советский истребитель. Самолёт упал в поле. Лётчик погиб. Это был лётчик-истребитель лейтенант Николай Васильевич Гурьев, зам. командира эскадрильи 562-го истребительного полка 6-го авиакорпуса. На месте падения самолёта установлена памятная доска. Жители села похоронили Н.В. Гурьева недалеко от входа.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
38 минут назад, Сергей Кузнецов сказал:

У меня мотор П45-20 числится за машиной 301-го завода № 0316 - 24.10.41 562-й иап младший лейтенант А.М.Якобсон сбит в ВБ ЦАМО ф.35 оп.11307 д.137 л.99, списан 11.1.42 г.

У меня этот борт идет с мотором: 125-428

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мои данные... А Гурьева ли там похоронили?

ГУВВС-11307-136-346
и утэ-11307-137-98

 

ЯК-1 0718   23/10/1941 562 ИАП с-нт Мичковский И.И. СБИТ ПР-КОМ  
ЯК-1 0316 45-20 24/10/1941 562 ИАП Якобсон Арнольд Мартин. сбит пр-ком (м/л)
ЯК-1 0316 (0325) 125-428 23/10/1941 562 ИАП л-нт Гурьев Н. СБИТ ПР-КОМ  
Изменено пользователем Aviator21
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Aviator21 сказал:

Мои данные... А Гурьева ли там похоронили?

ГУВВС-11307-136-346
ЯК-1 0718   23/10/1941 562 ИАП с-нт Мичковский И.И. СБИТ ПР-КОМ  
ЯК-1 0316 45-20 24/10/1941 562 ИАП Якобсон Арнольд Мартин. сбит пр-ком (м/л)
ЯК-1 0316 (0325) 125-428 23/10/1941 562 ИАП л-нт Гурьев Н. СБИТ ПР-КОМ  

 

 

Спасибо! Еще интереснее получается! 

Якобсон тогда 24.10.1941 года остался живым... погибли Гурьев и Мичковский!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот из старой темы по этому подъему:

Любопытный репортаж про подъем "на 90% ЛаГГ-3"(это цитата):

http://www.m24.ru/articles/49769?attempt=1

или тут:

http://www.newstube.ru/media/v-naro-fom ... -samolyota

С большим интересом послушал про мелкие кости собак - "членов экипажа".

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей! Спасибо! Интересно! Получается и п\о "Фронтовые дороги" там засветились... Интересно, что на бирке на видео? Какой номер мотора? и почему про него, мне ни чего не рассказал представитель ЭЦ РГО? Может быть Сергей, когда ты сегодня будешь с ним разговаривать, уточнишь это?

 

Теперь подытожим:

рассматриваются три летчика (Мичковский, Якобсон, Гурьев)...

Якобсон - остался жив, и погиб позже в 1943 году, то-есть на месте падения его самолета останков не может быть...

Гурьев - якобы (якобы - потому что пока не могу понять, как его установили) его место гибели нашли еще во время войны и тело летчика похоронили на кладбище, а в 1975 году каким-то образом установили кто он, и увековечили его имя на месте падения и на могиле. Вопрос как установили?

Мичковский - пропал без вести... 

Получается на месте падения в районе Крестьянка (Устье) обнаружены останки либо Мичковского, либо Гурьева... но, повторюсь - Гурьев якобы установлен? Думаю, надо прояснить историю как установили Гурьева. Возможно, что в УПК будут какие-то записи...

Если удастся точно подтвердить, что Гурьева установили 100%, то получается что нашли останки Мичковского...

Изменено пользователем Прокофьев Илья
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попробовал увеличить шильду с мотора: какие Ваши мнения коллеги?

 

 

шильды.jpg

номер.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, linnet сказал:

И начать желательно с фото всех найденных обломков.

Очень правильная мысль. Что-то обсуждать без фото мы можем долго...

По наводке Ильи попробую максимально первичной информации от участника получить.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья! В октябре потерян 0718 завода №301.

Мы не установили судьбу 0718 завода №292 попавшего в 11 полк. Нельзя исключать, что это он.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги! Сергею Каткову ребята прислали фото найденной бирки с номером мотора: М-105п № 115-667 и другие фото с поиска...

Получается, что это скорее всего самолет из состава 11 ИАП! Надо искать, кто именно на нем погиб в р-не Крестьянка... Похоже, что это, скорее всего не Мичковский...

 

 

 

image-21-06-14-22-19-11.jpeg

image-21-06-14-22-19-12.jpeg

IMG_1162-12-01-17-02-38.jpeg

DSCF4115ee.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще-то есть довольно много данных по потерям матчасти 11 иап. Кажется все потери пилотов на известных номерах. Ближайший 0418, мотор другой. Есть несколько случаев без номеров, но аварии, т.е летчиков не теряли.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Давайте попробуем дождаться фото номера 0718.

А по по потерям 11 ИАП соглашусь с Борисом... нужна дополнительная информация.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 27.12.2016 в 16:47, linnet сказал:

Илья! В октябре потерян 0718 завода №301.

Выпуск Як-1 301-го завода закончился 6-й серией т.е. 06хх. Учебный двухместный Як-7 № 0718 без пушки выпуска завода № 301 попал в Борисоглебскую ВАШ.

2 часа назад, Прокофьев Илья сказал:

Постарался увеличить номер,читается: 115-667

Причем П (!!) № 115-667

Мотор М-105П № 115-667 с завода стоял как раз на Як-1 № 0718, потерянном 562-м иап.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, тогда получается, что потерянный №0718 ошибочно отнесли к выпуску завода №301. А я не проверил по номерам.

В акте 562 иап от 8.11.1941 о списании матчасти, был упомянут:

"Самолет Як-1 №0718 производства завода №301 поступивший в эксплуатацию 3 октября 1941 с мотором М-105 ПА №_____  производства завода №26 поступившего в эксплуатацию 3 окт 1941...

...23 октября 1941 г. при выполнении боевого задания не вернулись сержант Мичковский И.И. с самолетом №718..."

Похоже просто халтурно составили акт.  

Страницей ранее в архивном деле лежит карточка-донесение, форму которой обычно используют для летных происшествий, но здесь речь о списании матчасти в 562 иап МВО, а подписана карточка инженером 11 иап (или за инженера?)  воентехником 1 ранга Рыжовым.! Т.е. от 11 иап бумага, утвержденная потом в 6 иак и инженерным отделом ВВС МВО. В карточке есть перечисление отдельно нескольких самолетов и моторов.

"...Як-1 №№ 0715, 0521, 1035, 0718, 0316, 0325, 0211, моторы М-105ПА №№125-408, 115-72, М-105ПАЕ-71(именно так слитно написано!), 45-20, 125-428, 125-218. Все самолеты и моторы выше указанные уничтожены в бою и подлежат списанию с лицевого счета 562 иап.."

Инженер 6 иак повторил эти номера, включая таинственный М-105ПАЕ-71. Самолетов списали 7 штук, а моторов 6 штук. То ли пропустили именно 115-667, то ли один мотор не стали списывать, но в боевых потерях это нечасто бывает. Может, напутали и с этим М-105ПАЕ-71?

..

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Примечательно, что близкий номер Як-1 №0418 был списан актом 11 иап от 11 ноября 1941 года. Самолет указан как выпуска завода №292 . Акт подписан старшим инженером 11 иап военинженером 2 ранга Сидоровым.

В один и тот же день составлены.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По этому самолету уже третья тема (многое уже обсуждалось). Ну, может быть на третий раз установится, раз фото наконец появились... 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
44 минуты назад, kirche сказал:

По этому самолету уже третья тема (многое уже обсуждалось). Ну, может быть на третий раз установится, раз фото наконец появились... 

Кирилл, фото номера самолета 0718, похоже, не появится.

У меня все больше впечатление складывается, что этот номер взят из документов, а не найден на месте падения.

На данный момент видится, что ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО это Мичковский. Но пока не будет найден номер на месте падения, либо документ привязки самолет/мотор , то это остается предположением...

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
24 минуты назад, 7.62 сказал:

Кирилл, фото номера самолета 0718, похоже, не появится.

У меня все больше впечатление складывается, что этот номер взят из документов, а не найден на месте падения.

Сергей, это было ясно сразу вроде - если два года назад не было номера самолета от земли, то откуда же ему взяться? Хоть в принципе фото появились - уже хорошо (фото - это документ). Есть вариант с ДНК раз тогда его все же не похоронили в Кубинке?

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу