Skuns

Ил-2 № 1865014 215 шап в оз Грядецкое - ком. звена л-т Гончаренко Василий Романович

56 сообщений в этой теме

Добрый вечер,

На днях получил от Александра Лесникова из Торопца заметку из местной газеты года 1995 (упоминается юбилей Победы и 54 года с момента гибели самолета)

Борттехник Калинкин - 1920.jpg

Если кратко, то в конце лета 41 года в оз. Грядецкое - на Торопецком тракте (19.6 км почти строго на юго-восток от г. Торопец - по яндекс картам) упал наш самолет. От местных жителей я слышал, что это был ил-2 и никаких имен-фамилий не называлось. В остальном рассказ совпадает с фактами, изложенными в статье.

По ОБД никаких летчиков сержантов Калинкиных я найти не сумел. Показалось странным, что человек хранил у себя свои же донесения. Поиск по награжденным дал неожиданный результат: наградной лист на авиационного механика 1 аэ 6 гшап Кал. Фронта мл. воентехника Калинкина Ивана Прокофьевича от 7.02.1942г.

Калинкин - 1.jpg

Калинкин - 2.jpg

6 гшап - это бывший 215 шап.

Поиск погибших, награжденных и воспоминаний дал следующие результаты.

215 шап в конце августа 1941 года вел боевые действия в районе г. Торопец и, в частности оз. Грядецкое. Из книги Чечельницкого Г.А. "

«Московский гвардейский штурмовой»  http://militera.lib.ru/h/chechelnitsky_ga2/index.html :

 

 "... Большую удачу принесли группе Гвоздева (капитан, погиб 05.09.41 г. похоронен нашими, но где - неизвестно) последние дни августа. Вылетев однажды на штурмовку в район Торопец-Лукьяново, группа обнаружила вражескую танковую часть, расположившуюся в заросшей кустарником лощине. Машины в этот момент заправлялись горючим. Люки танков были открыты, из них торчали флаги со свастикой. Возле танков копошились солдаты. По сигналу ведущего пятерка ударила по центру лагеря ..."

д. Лукьяново находится на северном берегу оз. Грядецкое.

Также в районе Торопца 215 шап имел потери в конце августа 41 года:

 

Гончаренко Василий Романович - сбит 30.08.41 зениткой в райоен Торопец погиб.jpg

Нач связи полка Клюкин снял и вывез ценные детали с севшего на вынужденную штурмовика из р-на Торопец

Клюкин - 1 - нач связи - вывез самолет из-под Торопца во время отступления.jpg

 

Клюкин - 2.jpg

 

Просьба к сообществу: может быть есть у кого-нибудь выписки из ЖБД 215 шап, касающиеся периода 22.08 - 30.09.41 года.

 

С наступающими праздниками.

 

С уважением,

Константин.

 

Изменено пользователем Skuns
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,приветствую! В газетной статье явная путаница. Наградной лист на Калинкина датирован февралем 42г.  Упоминаемые в статье останки пилота никакого отношения к "борттехнику"Калинкину не имеют. А вот какая нибудь бумага в планшете могла иметь запись карандашом упоминаемой фамилии. К установлению личности пилота эта бумага отношения не имеет. Однако  возможно свидетельствует о принадлежности погибшего пилота и "борттехника"Калинкина к одной в.ч. Первые потери самолетов Ил-2 в р-не Торопца имели место 30.8.41г.,когда сопровождавшие шесть Ил-2 МиГи,потеряли их в р-не цели и на обратном пути илы были атакованы ИА пр-ка,в результате НВ 3Ил-2.  Слышал от местных историю,как в р-не д.Клин,что южнее д.Железово,сел наш горящий самолет.Наши красноармейцы пытались открыть кабину и спасти пилота,но не смогли,т.к.помешали немцы открыв сильный пулеметный огонь по самолету..Это могло быть только во второй половине дня 30.8.41г.,когда передовые отряды немцев вышли к мосту через р.Западную Двину у д.Железово.Возможно это история о гибели пилота Ил-2 из 215 шап л-та  Гончаренко Василия Романовича.

  О самолете в оз Грядецком слышал от Сергея Морозова,что останки пилота рыбаки зацепили багром,приподняли и забрав пистолет в кабуре, обратно опустили в воду. Позднее,якобы ,самолет вытащили.Есть сведения,что какой то большой самолет стоял одно время в г.Торопец под охраной милиции.Возможно это был Ил-2.И якобы,вся эта история связана с ГСС ст.с-том Лошковым. Вроде на стене сельсовета д.Грядецкое есть мемориальная доска с именем Лошкова Алексея Ивановича. По ОБД он числится погибшим в авиакатастрофе при столкновении самолетов Ил-2 в воздухе 24.4.43г. и похороненным первично на кладбище д.Федотово. Возможно имело место формальное(символичное)" захоронение".В списках воинского захоронения в г.Торопец,куда якобы перезахоронены останки Лошкова,указан только год гибели,а его воздушный стрелок мл.с-т Трунов Леонид Андреевич,вообще не упомянут. Есть имя второго пилота столкнувшихся Ил-2,ст.с-т Волчихина Карпа Ивановича.У него указан только год рождения.Все это наводит на размышления...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, навигатор сказал:

Костя,приветствую! В газетной статье явная путаница. Наградной лист на Калинкина датирован февралем 42г.  Упоминаемые в статье останки пилота никакого отношения к "борттехнику"Калинкину не имеют. А вот какая нибудь бумага в планшете могла иметь запись карандашом упоминаемой фамилии. К установлению личности пилота эта бумага отношения не имеет. Однако  возможно свидетельствует о принадлежности погибшего пилота и "борттехника"Калинкина к одной в.ч.

Владимир Иванович, добрый день.

Так о возможной принадлежности погибшего летчика и Калинкина к одной в/ч и идет речь. В начале наградного указано, что Калинкин воевал с 20 августа 41, т.е. с момента прибытия 215 шап на фронт уже на Ил-2. Поэтому и задал вопрос о возможной более точной информации по потерям 215 шап в районе Торопца в 41 году.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, авиатор сказал:

Константин,  у  вас  там  похоже  в  каждом  озере  самолет.

Спасибо за информацию. Передам в Торопецкий отряд. В этом году были с Александром Лесниковым у женщины в Старой Торопе и она рассказывала о самолете в оз. Задемьянье, но приурочила событие к лету 41.

Озеро зимой - отличное ровное место для экстренной посадки, если лёд крепкий.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

От Сергея Сергеева:

 

re:Самолет в оз Грядецкое Торопецкого р-на Тверской обл.
http://trizna.ru/forum/
--
О упомянутом ГСС А.Лошкове в раионе Торопца осталась героическая
версия столкновения.
Послал ссылку на тему,вопрос в музей полка,школу"с этнокультурным
русским компонентом образования 167 имени Маршала Л.А.Говорова"
Группа школьного музея ГБОУ СОШ 167 (692) г.Москвы
  6-й Гвардейский, Московский, орденов Ленина, Боевого Красного
Знамени и
Суворова II степени штурмовой авиационный полк
https://vk.com/club72571998
---
Примерные временные рамки потерь с 20 авг. 1941 по (...)
http://www.pobeda1945.su/division/3745
" В июле 1941 г. полк выведен в г. Воронеж для переформирования и
обучения на
штурмовик Ил-2. 20 .08.1941 г.полк прибыл на Западный в состав 47
смешанной
авиационной
дивизии.Смоленское сражение,начавшееся 10 июля, развернулось на
широком
фронте от Великих Лук до Рославля. Советские войска стремились упорной
обороной выиграть время, задержать наступление врага и обескровить
его."
--
В 1941 в Белоруссии летчик этого полка призван. из г.Кольчугина ,упал
в озеро
215 ббап/215 шап/6 гшап
http://allaces.ru/sssr/struct/p/shap215.php
---
А. И. Лошков - лётчик 873-го штурмового авиационного полка 231-й
штурмовой
авиационной дивизии.
http://moi-krai.info/kraevedenie/5770/
" В годы войны появилась могила героя и в торопецкой деревеньке
Федотово -
здесь боевые товарищи похоронили Героя Советского Союза Алексея
Лошкова -
советского летчика, погибшего в воздушном бою над Грядецким озером в
апреле
1943 года."
--
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья Геннадьевич, добрый день.

Большое спасибо за информацию. Со школой имени Говорова свяжусь, благо это по московским меркам в "шаговой доступности".

Что касается А.И.Лошкова, то в д. Грядцы ему посвящена мемориальная табличка. В Федотово были могилы погибших летчиков, но они либо утеряны, либо перенесены в Торопец. Александр Лесников собирается прояснить данный вопрос.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще от Сергея Сергеева:

 

В школьном музее Москвы пока не наидены данные по самолету 215 ШАП в
Торопце.Сотрудник музея школы №167 К.Г.Сеничкина любезно предоставила
фото техника полка И.П.Калинкина.
Страница летчика Карпа Волчихина от внучки Юлии из Шадринска:
http://moypolk.ru/shadrinsk/soldiers/volchihin-karp-ivanovich

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из анализа донесения о потерях,напрашивается вывод,что после столкновения в воздухе 24.4.43г  самолетов Ил-2 Лошкова и Волчихина в р-не ст.Старая Торопа,Ил-2 Ложкова сохранил управляемость и был выведен пилотом в р-н оз.Грядецкое,где при выполнении левого разворота с целью  выхода на посадочный курс и захода  на посадку на свой аэродром Федотово,самолет свалился на крыло и упал в озеро вместе с экипажем. История с воздушным боем над озером явная фантазия. Возможно тело одного из погибших и скорее всего пилота,могло быть выброшено при ударе и найдено прибывшими на место катастрофы.Все это осталось в памяти очевидцев,обрасло слухами и превратилось в легенду.Захоронение воздушного стрелка мл. с-та Трунова Леонида Андреевича,по всей видимости производилось формально.Вероятно его останки потревоженные рыбаками так и остаются на дне озера.  Пилот второго  Ил-2 ст.с-т Волчихин Карп Иванович вероятно погиб от удара при столкновении самолетов,а его воздушный стрелок успел спастись.Его нет в  донесении о потерях.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Основываясь на сведениях оперсводок ВВС ЗФ за 30 и 31 августа 41г. 47 ад имела потери самолетов Ил-2 .  Так , 30.8.41г. 11.30-12.45,группа в составе 6 Ил-2 и 7 ЛаГГ-3 работала в р-не Пыньки,Аннино,Сазоново.Все пункты -зап.8-10 км оз.Двинье.НВ 1 Ил-2. Штурмовиками сбит 1Ю-87 в р-не цели.       31.8.41г. 11.50,группа в составе 6 Ил-2 и 6 МиГ-3 работала в р-не Морожа(20 км ю.в. Торопец),Полуяново(17 км ю.в. Торопец).При подходе к цели истребители потеряли из виду штурмовиков и те пошли на цель без прикрытия.В р-не цели сбит ЗА пр-ка 1 Ил-2. На обратном пути штурмовики атакованы 3 самолетами Ме-109.В результате атаки сбиты 2 Ил-2.Остальные 3 самолета Ил-2 НВ. Результаты штурмового налета и воздушного боя с истребителями пр-ка доложены возвратившимся на аэродром раненным летчиком с самолета Ил-2.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, навигатор сказал:

Основываясь на сведениях оперсводок ВВС ЗФ за 30 и 31 августа 41г. 47 ад имела потери самолетов Ил-2 .  Так , 30.8.41г. 11.30-12.45,группа в составе 6 Ил-2 и 7 ЛаГГ-3 работала в р-не Пыньки,Аннино,Сазоново.Все пункты -зап.8-10 км оз.Двинье.НВ 1 Ил-2. Штурмовиками сбит 1Ю-87 в р-не цели.       31.8.41г. 11.50,группа в составе 6 Ил-2 и 6 МиГ-3 работала в р-не Морожа(20 км ю.в. Торопец),Полуяново(17 км ю.в. Торопец).При подходе к цели истребители потеряли из виду штурмовиков и те пошли на цель без прикрытия.В р-не цели сбит ЗА пр-ка 1 Ил-2. На обратном пути штурмовики атакованы 3 самолетами Ме-109.В результате атаки сбиты 2 Ил-2.Остальные 3 самолета Ил-2 НВ. Результаты штурмового налета и воздушного боя с истребителями пр-ка доложены возвратившимся на аэродром раненным летчиком с самолета Ил-2.

Владимир Иванович, больше подходит 31.08.41 д. Морожа на оз Морожа (ю-з 6 км оз Грядецкое), Полуяново 8 км западнее и чуть южнее оз Грядецкое, расположено в 1 км от восточного берега оз Сельское (длинное такое, 6,5 км с запада на восток).

Экипажи, погибшие и нв 31.08.41 в донесении упомянуты? Из какой эскадрильи?

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго дня.

Есть у кого-нибудь сведения по немецким заявкам на 31.08.41 в данном районе?

С уважением,

Константин.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Вчера нашли место, где лежит Ил-2 в озере Грядецкое. Сегодня знакомый водолаз из Торопца несколько раз на удачу погрузился и среди нескольких обломков и деталей оказался лючок, подписанный карандашом 50-14. Прошу подтвердить или опровергнуть предположение о том, что этот самолёт  из 215 шап.

P1060804.JPG

С уважением, 

Александр, Константин.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В данном случае клейма роли не играют. Самолёт 41 года 18-го завода. 215 шап. Предположительная дата гибели - 31.08.41. В полку были самолёты 14, 15 серий (на Тризне упоминались 44-14 (Орленко); 45-14 (Покровское); 03-15 - бор на левом берегу р. Западная Двина у Железово) - все здесь были определены как принадлежащие 215 шап.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда то мы начинали тему по прицелам , но так и не пришли к общему мнению что же означает третья цифра номера , возможно в данном случае цифра 2 это уже 1942 год 

пбп.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31.08.1941 JG 53 9.маклок V-11 11.20 E. Barok    Ofw. Werner Stumpf
31.08.1941 JG 53 9.маклок V-11 11.21 E. Barok   Oblt. Franz Götz
31.08.1941 JG 53 9. V-11 11.21 E. Barok Fw. Heinz Hipper
31.08.1941 JG 53 9. V-11 11.21 E. Barok Uffz. Max Nairz
31.08.1941 JG 53 9. V-11 11.23 E. Barok Uffz. Max Nairz
31.08.1941 JG 53 9.маклок V-11 11.24 E. Barok Ofw. Werner Stumpf

   31.8.41   погиб гончаренко  в.р.   215 шап   ,

  нбз   31.8.41   мамсиков  василий   215 шап,

нбз 31.8.41   тамбовцев федор   215 шап
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Спасибо за немецкие заявки по 31.08.41.

Что такое "Маклок"?

 

У Михаила Тимина в статье "Воздушная битва над Торопцом" есть данные о пяти погибших летчиках 215 шап:  "Согласно немецким данным, шесть побед над V-11 одержали пилоты 9./JG 53. По одной засчитали командиру отряда обер-лейтенанту Францу Гётцу и фельдфебелю Хайнцу Хипперту (Heinz Hippert), а обер-фельдфебелю Вернеру Штумпфу и унтер-офицеру Максу Найрцу — по две. Из советской группы погибли капитан Михаил Маркович Скрыпник, лейтенанты Василий Романович Гончаренко, Николай Степанович Якименко, Василий Евдокимович Мамсиков и Фёдор Владимирович Тамбовцев. "

Заходили они на цель в районе д. Морожа, что южнее озера Грядецкое.

Вооружение ила : 20 мм ШВАК (найдены звенья) и шкас 7.62 год выпуска 40.

Створки бомболюка дюралевые.

Хвост из шпона. 

Камуфляж черно-зеленый.

С уважением,

Александр, Константин.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...  маклок   --  аэродром   в Велижском рне    ,где базировалась   III./JG53

  ...  восточнее   Barok ----   думаю  ,что  это   искаженное    восточнее  Морожа  ....     в  заявках   искажений  много ....


 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.09.2020 в 10:44, Alesnik сказал:

Вчера нашли место, где лежит Ил-2 в озере Грядецкое. Сегодня знакомый водолаз из Торопца несколько раз на удачу погрузился и среди нескольких обломков и деталей оказался лючок, подписанный карандашом 50-14. Прошу подтвердить или опровергнуть предположение о том, что этот самолёт  из 215 шап.

P1060804.JPG

Добрый день, Александр и Константин

Самолет Ил-2 №1865014 отправлен с завода №18 в адрес 215 ШАП 12.08.1941 года. 1864414, 1860315 и 1864514 - в том же наряд-заказе в адрес того же 215 ШАП и в те же дни (+/- 1 день)

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche Здравствуйте! Большое Вам спасибо за такую нужную информацию. Теперь у нас все складывается как мы и предполагали. Константин считает, что скорее всего в с-те № 50-14 командир группы.Будем работать по подъему останков. Может быть у Вас найдется акт о сдаче-приемке этой машины, в котором должен быть перечень номерных узлов, агрегатов и прочих элементов с-та, в т.ч. прицела.                        С Уважением, Александр.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Александр каким-то чудом достал из озера несколько предметов

Вероятно, дубль номера краской и керном?

IMG_4904-800х600.png

Интересный фрагмент бронестекла. На толстое стекло наклеен более тонкий и даже вместе они более прозрачные, чем участки рядом. Бронестекло за спиной лётчика?

IMG_4914 - 800х600.png

IMG_4915 - 800х600.png

IMG_4916 - 800х600.png

Останки лётчика или часть останков - в самолёте.

С уважением,

Константин.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 hours ago, Skuns said:

Здравствуйте.

Александр каким-то чудом достал из озера несколько предметов

Вероятно, дубль номера краской и керном?

 

Интересный фрагмент бронестекла. На толстое стекло наклеен более тонкий и даже вместе они более прозрачные, чем участки рядом. Бронестекло за спиной лётчика?

IMG_4914 - 800х600.png

 

Константин.

 

обычный триплекс. Каленое силикатное стекло наклеено на вязкою пожложку из оргстекла. Стекло дает твердость, подложка не дает стеклу трескаться.

Думаю всеж с козырька кабины. сзади не на всех "Илках" они вооще были

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Александр прислал несколько фото поднятых деталей.

Бомбодержатель для внешней подвески. Располагался между бомбоотсеками. На петлях вешались створки бомбоотсеков.

IMG_4951-800х600.png

IMG_4953-800х600.png

Шильда с какого-то бака и штуцер от него же. Штуцер отвода содержимого? Внутри вмонтирована электрическая часть. Для сигнализации, что бак пуст?

IMG_4936 - 800х600.png

IMG_4937 - 800х600.png

IMG_4938 - 800х600.png

Часть моторного агрегата с номером. Цифры 642 могут быть окончанием номера мотора?

IMG_4941 - 800х600.png

IMG_4942 - 800х600.png

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Константин,  неоднократно  замечено,  что  на  этом  "агрегате"  выбивался  номер  мотора

18.png

19.jpg

20.JPG

21.jpg

22.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

БЭ-499 - бензиномер электрический для Ил-2.

Второе - это передняя сторона "коробки агрегатов" (там ставился компрессор АК-50) и видна площадка сбоку под регулятор оборотов. На МиГ-3 на коробке агрегатов ещё один агрегат ставился, а на Ил-2 только два.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
41 минуту назад, kirche сказал:

БЭ-499 - бензиномер электрический для Ил-2.

Второе - это передняя сторона "коробки агрегатов" (там ставился компрессор АК-50) и видна площадка сбоку под регулятор оборотов. На МиГ-3 на коробке агрегатов ещё один агрегат ставился, а на Ил-2 только два.

Кирилл, спасибо.

Бензиномер в каком баке стоял?

Если действительно на агрегате номер мотора, как предположил Борис Владимирович, то соответствует ли номер мотора 26 642  серийному номеру самолёта 1865014?

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 24.10.2020 в 22:15, Skuns сказал:

Если действительно на агрегате номер мотора, как предположил Борис Владимирович, то соответствует ли номер мотора 26 642  серийному номеру самолёта 1865014?

Константин, добрый день

номер мотора 26642 не соответствует тому, с которым выпущен 1865014. Более того, этот мотор ушел на Ил-2 17-й серии в другой полк. 

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу