Posted December 24, 2016 (edited) Добрый вечер, На днях получил от Александра Лесникова из Торопца заметку из местной газеты года 1995 (упоминается юбилей Победы и 54 года с момента гибели самолета) Если кратко, то в конце лета 41 года в оз. Грядецкое - на Торопецком тракте (19.6 км почти строго на юго-восток от г. Торопец - по яндекс картам) упал наш самолет. От местных жителей я слышал, что это был ил-2 и никаких имен-фамилий не называлось. В остальном рассказ совпадает с фактами, изложенными в статье. По ОБД никаких летчиков сержантов Калинкиных я найти не сумел. Показалось странным, что человек хранил у себя свои же донесения. Поиск по награжденным дал неожиданный результат: наградной лист на авиационного механика 1 аэ 6 гшап Кал. Фронта мл. воентехника Калинкина Ивана Прокофьевича от 7.02.1942г. 6 гшап - это бывший 215 шап. Поиск погибших, награжденных и воспоминаний дал следующие результаты. 215 шап в конце августа 1941 года вел боевые действия в районе г. Торопец и, в частности оз. Грядецкое. Из книги Чечельницкого Г.А. " «Московский гвардейский штурмовой» http://militera.lib.ru/h/chechelnitsky_ga2/index.html : "... Большую удачу принесли группе Гвоздева (капитан, погиб 05.09.41 г. похоронен нашими, но где - неизвестно) последние дни августа. Вылетев однажды на штурмовку в район Торопец-Лукьяново, группа обнаружила вражескую танковую часть, расположившуюся в заросшей кустарником лощине. Машины в этот момент заправлялись горючим. Люки танков были открыты, из них торчали флаги со свастикой. Возле танков копошились солдаты. По сигналу ведущего пятерка ударила по центру лагеря ..." д. Лукьяново находится на северном берегу оз. Грядецкое. Также в районе Торопца 215 шап имел потери в конце августа 41 года: Нач связи полка Клюкин снял и вывез ценные детали с севшего на вынужденную штурмовика из р-на Торопец Просьба к сообществу: может быть есть у кого-нибудь выписки из ЖБД 215 шап, касающиеся периода 22.08 - 30.09.41 года. С наступающими праздниками. С уважением, Константин. Edited April 20, 2024 by Skuns 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 25, 2016 Костя,приветствую! В газетной статье явная путаница. Наградной лист на Калинкина датирован февралем 42г. Упоминаемые в статье останки пилота никакого отношения к "борттехнику"Калинкину не имеют. А вот какая нибудь бумага в планшете могла иметь запись карандашом упоминаемой фамилии. К установлению личности пилота эта бумага отношения не имеет. Однако возможно свидетельствует о принадлежности погибшего пилота и "борттехника"Калинкина к одной в.ч. Первые потери самолетов Ил-2 в р-не Торопца имели место 30.8.41г.,когда сопровождавшие шесть Ил-2 МиГи,потеряли их в р-не цели и на обратном пути илы были атакованы ИА пр-ка,в результате НВ 3Ил-2. Слышал от местных историю,как в р-не д.Клин,что южнее д.Железово,сел наш горящий самолет.Наши красноармейцы пытались открыть кабину и спасти пилота,но не смогли,т.к.помешали немцы открыв сильный пулеметный огонь по самолету..Это могло быть только во второй половине дня 30.8.41г.,когда передовые отряды немцев вышли к мосту через р.Западную Двину у д.Железово.Возможно это история о гибели пилота Ил-2 из 215 шап л-та Гончаренко Василия Романовича. О самолете в оз Грядецком слышал от Сергея Морозова,что останки пилота рыбаки зацепили багром,приподняли и забрав пистолет в кабуре, обратно опустили в воду. Позднее,якобы ,самолет вытащили.Есть сведения,что какой то большой самолет стоял одно время в г.Торопец под охраной милиции.Возможно это был Ил-2.И якобы,вся эта история связана с ГСС ст.с-том Лошковым. Вроде на стене сельсовета д.Грядецкое есть мемориальная доска с именем Лошкова Алексея Ивановича. По ОБД он числится погибшим в авиакатастрофе при столкновении самолетов Ил-2 в воздухе 24.4.43г. и похороненным первично на кладбище д.Федотово. Возможно имело место формальное(символичное)" захоронение".В списках воинского захоронения в г.Торопец,куда якобы перезахоронены останки Лошкова,указан только год гибели,а его воздушный стрелок мл.с-т Трунов Леонид Андреевич,вообще не упомянут. Есть имя второго пилота столкнувшихся Ил-2,ст.с-т Волчихина Карпа Ивановича.У него указан только год рождения.Все это наводит на размышления... 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 25, 2016 Константин, у вас там похоже в каждом озере самолет. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 12 часа назад, навигатор сказал: Костя,приветствую! В газетной статье явная путаница. Наградной лист на Калинкина датирован февралем 42г. Упоминаемые в статье останки пилота никакого отношения к "борттехнику"Калинкину не имеют. А вот какая нибудь бумага в планшете могла иметь запись карандашом упоминаемой фамилии. К установлению личности пилота эта бумага отношения не имеет. Однако возможно свидетельствует о принадлежности погибшего пилота и "борттехника"Калинкина к одной в.ч. Владимир Иванович, добрый день. Так о возможной принадлежности погибшего летчика и Калинкина к одной в/ч и идет речь. В начале наградного указано, что Калинкин воевал с 20 августа 41, т.е. с момента прибытия 215 шап на фронт уже на Ил-2. Поэтому и задал вопрос о возможной более точной информации по потерям 215 шап в районе Торопца в 41 году. С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 11 час назад, авиатор сказал: Константин, у вас там похоже в каждом озере самолет. Спасибо за информацию. Передам в Торопецкий отряд. В этом году были с Александром Лесниковым у женщины в Старой Торопе и она рассказывала о самолете в оз. Задемьянье, но приурочила событие к лету 41. Озеро зимой - отличное ровное место для экстренной посадки, если лёд крепкий. С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 От Сергея Сергеева: re:Самолет в оз Грядецкое Торопецкого р-на Тверской обл.http://trizna.ru/forum/ -- О упомянутом ГСС А.Лошкове в раионе Торопца осталась героическая версия столкновения. Послал ссылку на тему,вопрос в музей полка,школу"с этнокультурным русским компонентом образования 167 имени Маршала Л.А.Говорова" Группа школьного музея ГБОУ СОШ 167 (692) г.Москвы 6-й Гвардейский, Московский, орденов Ленина, Боевого Красного Знамени и Суворова II степени штурмовой авиационный полкhttps://vk.com/club72571998 --- Примерные временные рамки потерь с 20 авг. 1941 по (...)http://www.pobeda1945.su/division/3745 " В июле 1941 г. полк выведен в г. Воронеж для переформирования и обучения на штурмовик Ил-2. 20 .08.1941 г.полк прибыл на Западный в состав 47 смешанной авиационной дивизии.Смоленское сражение,начавшееся 10 июля, развернулось на широком фронте от Великих Лук до Рославля. Советские войска стремились упорной обороной выиграть время, задержать наступление врага и обескровить его." -- В 1941 в Белоруссии летчик этого полка призван. из г.Кольчугина ,упал в озеро 215 ббап/215 шап/6 гшапhttp://allaces.ru/sssr/struct/p/shap215.php --- А. И. Лошков - лётчик 873-го штурмового авиационного полка 231-й штурмовой авиационной дивизии.http://moi-krai.info/kraevedenie/5770/ " В годы войны появилась могила героя и в торопецкой деревеньке Федотово - здесь боевые товарищи похоронили Героя Советского Союза Алексея Лошкова - советского летчика, погибшего в воздушном бою над Грядецким озером в апреле 1943 года." -- 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 Илья Геннадьевич, добрый день. Большое спасибо за информацию. Со школой имени Говорова свяжусь, благо это по московским меркам в "шаговой доступности". Что касается А.И.Лошкова, то в д. Грядцы ему посвящена мемориальная табличка. В Федотово были могилы погибших летчиков, но они либо утеряны, либо перенесены в Торопец. Александр Лесников собирается прояснить данный вопрос. С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 Еще от Сергея Сергеева: В школьном музее Москвы пока не наидены данные по самолету 215 ШАП в Торопце.Сотрудник музея школы №167 К.Г.Сеничкина любезно предоставила фото техника полка И.П.Калинкина. Страница летчика Карпа Волчихина от внучки Юлии из Шадринска:http://moypolk.ru/shadrinsk/soldiers/volchihin-karp-ivanovich 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 Из анализа донесения о потерях,напрашивается вывод,что после столкновения в воздухе 24.4.43г самолетов Ил-2 Лошкова и Волчихина в р-не ст.Старая Торопа,Ил-2 Ложкова сохранил управляемость и был выведен пилотом в р-н оз.Грядецкое,где при выполнении левого разворота с целью выхода на посадочный курс и захода на посадку на свой аэродром Федотово,самолет свалился на крыло и упал в озеро вместе с экипажем. История с воздушным боем над озером явная фантазия. Возможно тело одного из погибших и скорее всего пилота,могло быть выброшено при ударе и найдено прибывшими на место катастрофы.Все это осталось в памяти очевидцев,обрасло слухами и превратилось в легенду.Захоронение воздушного стрелка мл. с-та Трунова Леонида Андреевича,по всей видимости производилось формально.Вероятно его останки потревоженные рыбаками так и остаются на дне озера. Пилот второго Ил-2 ст.с-т Волчихин Карп Иванович вероятно погиб от удара при столкновении самолетов,а его воздушный стрелок успел спастись.Его нет в донесении о потерях. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 Основываясь на сведениях оперсводок ВВС ЗФ за 30 и 31 августа 41г. 47 ад имела потери самолетов Ил-2 . Так , 30.8.41г. 11.30-12.45,группа в составе 6 Ил-2 и 7 ЛаГГ-3 работала в р-не Пыньки,Аннино,Сазоново.Все пункты -зап.8-10 км оз.Двинье.НВ 1 Ил-2. Штурмовиками сбит 1Ю-87 в р-не цели. 31.8.41г. 11.50,группа в составе 6 Ил-2 и 6 МиГ-3 работала в р-не Морожа(20 км ю.в. Торопец),Полуяново(17 км ю.в. Торопец).При подходе к цели истребители потеряли из виду штурмовиков и те пошли на цель без прикрытия.В р-не цели сбит ЗА пр-ка 1 Ил-2. На обратном пути штурмовики атакованы 3 самолетами Ме-109.В результате атаки сбиты 2 Ил-2.Остальные 3 самолета Ил-2 НВ. Результаты штурмового налета и воздушного боя с истребителями пр-ка доложены возвратившимся на аэродром раненным летчиком с самолета Ил-2. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted December 26, 2016 4 часа назад, навигатор сказал: Основываясь на сведениях оперсводок ВВС ЗФ за 30 и 31 августа 41г. 47 ад имела потери самолетов Ил-2 . Так , 30.8.41г. 11.30-12.45,группа в составе 6 Ил-2 и 7 ЛаГГ-3 работала в р-не Пыньки,Аннино,Сазоново.Все пункты -зап.8-10 км оз.Двинье.НВ 1 Ил-2. Штурмовиками сбит 1Ю-87 в р-не цели. 31.8.41г. 11.50,группа в составе 6 Ил-2 и 6 МиГ-3 работала в р-не Морожа(20 км ю.в. Торопец),Полуяново(17 км ю.в. Торопец).При подходе к цели истребители потеряли из виду штурмовиков и те пошли на цель без прикрытия.В р-не цели сбит ЗА пр-ка 1 Ил-2. На обратном пути штурмовики атакованы 3 самолетами Ме-109.В результате атаки сбиты 2 Ил-2.Остальные 3 самолета Ил-2 НВ. Результаты штурмового налета и воздушного боя с истребителями пр-ка доложены возвратившимся на аэродром раненным летчиком с самолета Ил-2. Владимир Иванович, больше подходит 31.08.41 д. Морожа на оз Морожа (ю-з 6 км оз Грядецкое), Полуяново 8 км западнее и чуть южнее оз Грядецкое, расположено в 1 км от восточного берега оз Сельское (длинное такое, 6,5 км с запада на восток). Экипажи, погибшие и нв 31.08.41 в донесении упомянуты? Из какой эскадрильи? С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted January 7, 2017 Доброго дня. Есть у кого-нибудь сведения по немецким заявкам на 31.08.41 в данном районе? С уважением, Константин. 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 17, 2020 Здравствуйте. Вчера нашли место, где лежит Ил-2 в озере Грядецкое. Сегодня знакомый водолаз из Торопца несколько раз на удачу погрузился и среди нескольких обломков и деталей оказался лючок, подписанный карандашом 50-14. Прошу подтвердить или опровергнуть предположение о том, что этот самолёт из 215 шап. С уважением, Александр, Константин. 3 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 17, 2020 Ещё несколько фото: 3 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 17, 2020 Клейма на дюралевых обломках есть? (на уголках посмотрите) 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 17, 2020 В данном случае клейма роли не играют. Самолёт 41 года 18-го завода. 215 шап. Предположительная дата гибели - 31.08.41. В полку были самолёты 14, 15 серий (на Тризне упоминались 44-14 (Орленко); 45-14 (Покровское); 03-15 - бор на левом берегу р. Западная Двина у Железово) - все здесь были определены как принадлежащие 215 шап. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 17, 2020 Когда то мы начинали тему по прицелам , но так и не пришли к общему мнению что же означает третья цифра номера , возможно в данном случае цифра 2 это уже 1942 год 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 17, 2020 31.08.1941 JG 53 9.маклок V-11 11.20 E. Barok Ofw. Werner Stumpf 31.08.1941 JG 53 9.маклок V-11 11.21 E. Barok Oblt. Franz Götz 31.08.1941 JG 53 9. V-11 11.21 E. Barok Fw. Heinz Hipper 31.08.1941 JG 53 9. V-11 11.21 E. Barok Uffz. Max Nairz 31.08.1941 JG 53 9. V-11 11.23 E. Barok Uffz. Max Nairz 31.08.1941 JG 53 9.маклок V-11 11.24 E. Barok Ofw. Werner Stumpf 31.8.41 погиб гончаренко в.р. 215 шап , нбз 31.8.41 мамсиков василий 215 шап, нбз 31.8.41 тамбовцев федор 215 шап 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 18, 2020 Здравствуйте. Спасибо за немецкие заявки по 31.08.41. Что такое "Маклок"? У Михаила Тимина в статье "Воздушная битва над Торопцом" есть данные о пяти погибших летчиках 215 шап: "Согласно немецким данным, шесть побед над V-11 одержали пилоты 9./JG 53. По одной засчитали командиру отряда обер-лейтенанту Францу Гётцу и фельдфебелю Хайнцу Хипперту (Heinz Hippert), а обер-фельдфебелю Вернеру Штумпфу и унтер-офицеру Максу Найрцу — по две. Из советской группы погибли капитан Михаил Маркович Скрыпник, лейтенанты Василий Романович Гончаренко, Николай Степанович Якименко, Василий Евдокимович Мамсиков и Фёдор Владимирович Тамбовцев. " Заходили они на цель в районе д. Морожа, что южнее озера Грядецкое. Вооружение ила : 20 мм ШВАК (найдены звенья) и шкас 7.62 год выпуска 40. Створки бомболюка дюралевые. Хвост из шпона. Камуфляж черно-зеленый. С уважением, Александр, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 18, 2020 ... маклок -- аэродром в Велижском рне ,где базировалась III./JG53 ... восточнее Barok ---- думаю ,что это искаженное восточнее Морожа .... в заявках искажений много .... 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 18, 2020 В 17.09.2020 в 10:44, Alesnik сказал: Вчера нашли место, где лежит Ил-2 в озере Грядецкое. Сегодня знакомый водолаз из Торопца несколько раз на удачу погрузился и среди нескольких обломков и деталей оказался лючок, подписанный карандашом 50-14. Прошу подтвердить или опровергнуть предположение о том, что этот самолёт из 215 шап. Добрый день, Александр и Константин Самолет Ил-2 №1865014 отправлен с завода №18 в адрес 215 ШАП 12.08.1941 года. 1864414, 1860315 и 1864514 - в том же наряд-заказе в адрес того же 215 ШАП и в те же дни (+/- 1 день) 2 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 19, 2020 @kirche Здравствуйте! Большое Вам спасибо за такую нужную информацию. Теперь у нас все складывается как мы и предполагали. Константин считает, что скорее всего в с-те № 50-14 командир группы.Будем работать по подъему останков. Может быть у Вас найдется акт о сдаче-приемке этой машины, в котором должен быть перечень номерных узлов, агрегатов и прочих элементов с-та, в т.ч. прицела. С Уважением, Александр. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 14, 2020 Здравствуйте. Александр каким-то чудом достал из озера несколько предметов Вероятно, дубль номера краской и керном? Интересный фрагмент бронестекла. На толстое стекло наклеен более тонкий и даже вместе они более прозрачные, чем участки рядом. Бронестекло за спиной лётчика? Останки лётчика или часть останков - в самолёте. С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 14, 2020 2 hours ago, Skuns said: Здравствуйте. Александр каким-то чудом достал из озера несколько предметов Вероятно, дубль номера краской и керном? Интересный фрагмент бронестекла. На толстое стекло наклеен более тонкий и даже вместе они более прозрачные, чем участки рядом. Бронестекло за спиной лётчика? Константин. обычный триплекс. Каленое силикатное стекло наклеено на вязкою пожложку из оргстекла. Стекло дает твердость, подложка не дает стеклу трескаться. Думаю всеж с козырька кабины. сзади не на всех "Илках" они вооще были 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 24, 2020 Здравствуйте. Александр прислал несколько фото поднятых деталей. Бомбодержатель для внешней подвески. Располагался между бомбоотсеками. На петлях вешались створки бомбоотсеков. Шильда с какого-то бака и штуцер от него же. Штуцер отвода содержимого? Внутри вмонтирована электрическая часть. Для сигнализации, что бак пуст? Часть моторного агрегата с номером. Цифры 642 могут быть окончанием номера мотора? С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 24, 2020 Константин, неоднократно замечено, что на этом "агрегате" выбивался номер мотора 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 24, 2020 По времени подходит полный номер мотора №26642 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 24, 2020 БЭ-499 - бензиномер электрический для Ил-2. Второе - это передняя сторона "коробки агрегатов" (там ставился компрессор АК-50) и видна площадка сбоку под регулятор оборотов. На МиГ-3 на коробке агрегатов ещё один агрегат ставился, а на Ил-2 только два. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 24, 2020 41 минуту назад, kirche сказал: БЭ-499 - бензиномер электрический для Ил-2. Второе - это передняя сторона "коробки агрегатов" (там ставился компрессор АК-50) и видна площадка сбоку под регулятор оборотов. На МиГ-3 на коробке агрегатов ещё один агрегат ставился, а на Ил-2 только два. Кирилл, спасибо. Бензиномер в каком баке стоял? Если действительно на агрегате номер мотора, как предположил Борис Владимирович, то соответствует ли номер мотора 26 642 серийному номеру самолёта 1865014? С уважением, Константин. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 26, 2020 (edited) В 24.10.2020 в 22:15, Skuns сказал: Если действительно на агрегате номер мотора, как предположил Борис Владимирович, то соответствует ли номер мотора 26 642 серийному номеру самолёта 1865014? Константин, добрый день номер мотора 26642 не соответствует тому, с которым выпущен 1865014. Более того, этот мотор ушел на Ил-2 17-й серии в другой полк. Edited October 26, 2020 by kirche 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites