Синд

Ил-2 765 шап, озеро Тобечик

22 сообщения в этой теме

В озере Тобечик (Ленинский район Крыма) находится Ил-2, первая попытка подъема борта была осуществлена еще в 1982 году с использованием вертолета Ми-6, тогда удалось вытащить только двигатель (который в 90-х благополучно сдан металлистами). Предварительно экипаж: Григорьев - Кутин (место падения, по докладам экипажей, совпадает с местонахождением борта). Планируется работа по подъему снарядных ящиков к ВЯ-23. Номер самолета необходим для подтверждения.

Изменено пользователем
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В озере Тобечик (Ленинский район Крыма) находится Ил-2, первая попытка подъема борта была осуществлена еще в 1982 году с использованием вертолета Ми-6, тогда удалось вытащить только двигатель (который в 90-х благополучно сдан металлистами). Предварительно экипаж: Григорьев - Кутин (место падения, по докладам экипажей, совпадает с местонахождением борта). Планируется работа по подъему снарядных ящиков к ВЯ-23. Номер самолета необходим для подтверждения.

Добрый вечер.

Как то не очень ловко вы выражаете вашу просьбу....В чём нужна помощь? Экипаж по вашим словам вы нашли.Соответственно полк и прочее у вас есть. Вы просите посмотреть в ЦАМО номер самолёта к которому привязан экипаж? А с чем сравнивать будем? Доклады экипажей не есть истина...Совсем не обязательно это будет ваш самолёт. Надо бы номера получить с утопленной машины.

С уважением Александр.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В озере Тобечик (Ленинский район Крыма) находится Ил-2, первая попытка подъема борта была осуществлена еще в 1982 году с использованием вертолета Ми-6, тогда удалось вытащить только двигатель (который в 90-х благополучно сдан металлистами). Предварительно экипаж: Григорьев - Кутин (место падения, по докладам экипажей, совпадает с местонахождением борта). Планируется работа по подъему снарядных ящиков к ВЯ-23. Номер самолета необходим для подтверждения.

Добрый вечер.

Как то не очень ловко вы выражаете вашу просьбу....В чём нужна помощь? Экипаж по вашим словам вы нашли.Соответственно полк и прочее у вас есть. Вы просите посмотреть в ЦАМО номер самолёта к которому привязан экипаж? А с чем сравнивать будем? Доклады экипажей не есть истина...Совсем не обязательно это будет ваш самолёт. Надо бы номера получить с утопленной машины.

С уважением Александр.

Александр, добрый вечер, Я и не утверждаю однозначно, что самолет принадлежал этому экипажу, у меня пока что нет данных по номерам на снарядных ящиках самолета, поэтому я попросил номер самолета, закрепленного за данным экипажем.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы нам предлагаете самостоятельно найти, в каком полку-дивизии и когда была потеря экипажа Григорьев-Кутин?

А пропавший мотор. Нашли ли на нем номер и известен ли он сейчас?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вы нам предлагаете самостоятельно найти, в каком полку-дивизии и когда была потеря экипажа Григорьев-Кутин?

А пропавший мотор. Нашли ли на нем номер и известен ли он сейчас?

Борис, в том то и дело, что мотор сдали на металлолом в 90-х годах "металлисты". На сегодняшний момент точно известен только один номер с этого самолета: ВЯ-23 № ЗГ275.

Прошу прощения за ошибку в фамилии стрелка, правильно не Кутин, а Кузин.

Экипаж воевал в 765 штурмовом авиаполку 230 штурмовой авиадивизии.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В озере Тобечик (Ленинский район Крыма) находится Ил-2, первая попытка подъема борта была осуществлена еще в 1982 году с использованием вертолета Ми-6, тогда удалось вытащить только двигатель (который в 90-х благополучно сдан металлистами). Предварительно экипаж: Григорьев - Кутин (место падения, по докладам экипажей, совпадает с местонахождением борта). Планируется работа по подъему снарядных ящиков к ВЯ-23. Номер самолета необходим для подтверждения.

Добрый вечер.

Как то не очень ловко вы выражаете вашу просьбу....В чём нужна помощь? Экипаж по вашим словам вы нашли.Соответственно полк и прочее у вас есть. Вы просите посмотреть в ЦАМО номер самолёта к которому привязан экипаж? А с чем сравнивать будем? Доклады экипажей не есть истина...Совсем не обязательно это будет ваш самолёт. Надо бы номера получить с утопленной машины.

С уважением Александр.

Александр, еще по поводу места падения: 30 ноября 1943 года экипажи 765 полка работали по целям в районе поселка Орта-Эли (сейчас он называется Огоньки), расположенного на западном берегу озера Тобечик, так что отход от цели вполне могли осуществлять над озером, тем более что севернее озера рядом с бывшей 29 батареей стояла немецкая береговая батарея МА-613/2, имевшая сильную ПВО (сам лично видел фундаменты от 20-мм FLAK). Поэтому доклад экипажей вполне достоверен.

Кстати, первая попытка подъема самолета осуществлялась в конце лета 1981 года по инициативе генерал-майора авиации Рудкевича, организатором работ был Керченский комитет ЛКСМУ.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В озере Тобечик (Ленинский район Крыма) находится Ил-2, первая попытка подъема борта была осуществлена еще в 1982 году с использованием вертолета Ми-6, тогда удалось вытащить только двигатель (который в 90-х благополучно сдан металлистами). Предварительно экипаж: Григорьев - Кутин (место падения, по докладам экипажей, совпадает с местонахождением борта). Планируется работа по подъему снарядных ящиков к ВЯ-23. Номер самолета необходим для подтверждения.

Добрый вечер.

Как то не очень ловко вы выражаете вашу просьбу....В чём нужна помощь? Экипаж по вашим словам вы нашли.Соответственно полк и прочее у вас есть. Вы просите посмотреть в ЦАМО номер самолёта к которому привязан экипаж? А с чем сравнивать будем? Доклады экипажей не есть истина...Совсем не обязательно это будет ваш самолёт. Надо бы номера получить с утопленной машины.

С уважением Александр.

Александр, еще по поводу места падения: 30 ноября 1943 года экипажи 765 полка работали по целям в районе поселка Орта-Эли (сейчас он называется Огоньки), расположенного на западном берегу озера Тобечик, так что отход от цели вполне могли осуществлять над озером, тем более что севернее озера рядом с бывшей 29 батареей стояла немецкая береговая батарея МА-613/2, имевшая сильную ПВО (сам лично видел фундаменты от 20-мм FLAK). Поэтому доклад экипажей вполне достоверен.

Кстати, первая попытка подъема самолета осуществлялась в конце лета 1981 года по инициативе генерал-майора авиации Рудкевича, организатором работ был Керченский комитет ЛКСМУ.

Добрый день!

Извините,без обид, Вы выдаёте информацию как паризан- всё у вас приходится выпытывать, выспрашивать....

Вот очередная информация и новые вопросы...

Проводилась экспедиция. Поднимали вертолётом. Гдето есть описание этого процесса? Мотор в воде явно цепляли водолазы. Останки в самолёте были? Двух или одного человека? Да ! И что, и в каком документе, написано в докладах экипажей? Формулировки очень принципиальны . Там координаты падения указаны? Указано ли то что экипаж упал вместе с самолётом? Вопросы возникают потому, что ,к примеру, у меня в озере сразу 4самолёта упавших в разное время. И к КАЖДОМУ из этих падений есть описание...Может и в вашем озере самолёт не один.

Спасибо , что сообщили номера частей. Борис скорее всего сможет найти номер самолёта указанного экипажа.Но! Это однако ничего нам не даст. Сомнения будут прежними..

С уважением Александр.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В озере Тобечик (Ленинский район Крыма) находится Ил-2, первая попытка подъема борта была осуществлена еще в 1982 году с использованием вертолета Ми-6, тогда удалось вытащить только двигатель (который в 90-х благополучно сдан металлистами). Предварительно экипаж: Григорьев - Кутин (место падения, по докладам экипажей, совпадает с местонахождением борта). Планируется работа по подъему снарядных ящиков к ВЯ-23. Номер самолета необходим для подтверждения.

Добрый вечер.

Как то не очень ловко вы выражаете вашу просьбу....В чём нужна помощь? Экипаж по вашим словам вы нашли.Соответственно полк и прочее у вас есть. Вы просите посмотреть в ЦАМО номер самолёта к которому привязан экипаж? А с чем сравнивать будем? Доклады экипажей не есть истина...Совсем не обязательно это будет ваш самолёт. Надо бы номера получить с утопленной машины.

С уважением Александр.

Александр, еще по поводу места падения: 30 ноября 1943 года экипажи 765 полка работали по целям в районе поселка Орта-Эли (сейчас он называется Огоньки), расположенного на западном берегу озера Тобечик, так что отход от цели вполне могли осуществлять над озером, тем более что севернее озера рядом с бывшей 29 батареей стояла немецкая береговая батарея МА-613/2, имевшая сильную ПВО (сам лично видел фундаменты от 20-мм FLAK). Поэтому доклад экипажей вполне достоверен.

Кстати, первая попытка подъема самолета осуществлялась в конце лета 1981 года по инициативе генерал-майора авиации Рудкевича, организатором работ был Керченский комитет ЛКСМУ.

Добрый день!

Извините,без обид, Вы выдаёте информацию как паризан- всё у вас приходится выпытывать, выспрашивать....

Вот очередная информация и новые вопросы...

Проводилась экспедиция. Поднимали вертолётом. Гдето есть описание этого процесса? Мотор в воде явно цепляли водолазы. Останки в самолёте были? Двух или одного человека? Да ! И что, и в каком документе, написано в докладах экипажей? Формулировки очень принципиальны . Там координаты падения указаны? Указано ли то что экипаж упал вместе с самолётом? Вопросы возникают потому, что ,к примеру, у меня в озере сразу 4самолёта упавших в разное время. И к КАЖДОМУ из этих падений есть описание...Может и в вашем озере самолёт не один.

Спасибо , что сообщили номера частей. Борис скорее всего сможет найти номер самолёта указанного экипажа.Но! Это однако ничего нам не даст. Сомнения будут прежними..

С уважением Александр.

Александр, понятно, что сомнения останутся до момента обнаружения номеров.

Вот цитата из книги Александра Ёлкина (уроженец Челядиново, руководитель РОО "Батарея-29 БИС"): "...Подъём самолёта осуществлялся в августе-сентябре 1981 г. по инициативе генерал – майора авиации Рудкевича В.И.(г. Москва) и ветеранов Великой Отечественной войны - лётчиков одной из штурмовых дивизий, дислоцировавшихся в период войны на Таманском полуострове. Организатором работ являлся Керченский горком ВЛКСМ Украины – секретарь Сергей Маловичко, заместитель Сергей Марков. В экспедиции участвовали: военно-патриотический поисковый клуб г. Тулы и подводно-спортивный клуб судостроительного завода «Залив» г. Керчи. Подводно-техническими работами руководили А. Шамрай и Ю. Подушко. К концу летнего сезона озеро оказалось высохшим, и было покрыто коркой соли, поэтому подготовительные работы начинались с прокладки к объекту и вокруг него деревянных настилов общей длиной до 1 км, по которым была переброшена грунторазмывочная техника и водолазное снаряжение. Основные работы велись в сплошной густой массе ила. Под крыльями и корпусом самолёта, в его центральной части с помощью эжектора были проделаны три штольни диаметром около 1,5 м. В них заведены подъёмные троса и резиновые понтоны военного образца. После закачки понтонов самолёт был приподнят из ила и отмыт от грунта. При размыве самолёта найдено множество обломков его корпуса, а среди них и номерной пистолет «Наган», вероятно, принадлежавший лётчику. Находка поступила в музейную коллекцию Тульского военно-поискового клуба. Заключительный этап работ - подъём самолёта из озера, по заранее согласованному плану, должны были осуществить военные вертолёты МИ-6 и МИ-8 , но ко времени отрыва штурмовика из ила вертолёты не прибыли на место работ. Прилетели они только на четвёртый день. К этому времени понтоны, державшие самолёт, не выдержали нагрузки и осели. В сложившихся обстоятельствах из озера был поднят только двигатель, отколовшийся от корпуса ещё при падении самолёта. Поднять осевший в ил бронированный корпус штурмовика вертолёт МИ-6 не смог. Летом 1982 г. местные любители военной техники вырубили из правого крыла самолёта пулемёт ШКАС, который исчез бесследно. Нам пришлось снять второй пулемёт и передать его в экспозиционную коллекцию Военно-патриотического клуба «Эльтиген» ПТУ-11 г. Керчи....". ВЯ-23, номер которой я упоминал, демонтирована позднее. К сожалению, тогда тоже про номера на снарядных ящиках не вспомнили.

По этому борту вообще есть неясности, местные почему-то уверяют, что самолет одноместный.

А вообще по району Челядиново - Героевское в документах есть сведения о падении нескольких Ил-2. Об одном я уже упоминал в теме:

viewtopic.php?f=27&t=56103

Работы по нему также продолжаются.

Изменено пользователем
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Григорьев-Кузин сбиты 30.11.1943. В этот период в документах полка нет привязки экипажа к самолету.

Был список закрепленных за самолетами экипажей на 19.10.43, но Григорьев свой Ил-2 из списка разбил 30.10.43, а потом еще один 5.11.43.

В одном доке полка сказано что упал на восточном БЕРЕГУ озера Тобечикское.

В боев донесении за 30.11.43 при выходе из второй атаки на развороте сбит ЗА в районе высоты 96.1, произвел вынужденную посадку на озеро Тобечикское У восточного побережья вблизи? ..... Состояние неизвестно.

В сводном материале написано, что упал на восточном БЕРЕГУ озера у перешейка. Экипаж на земле подал ракету. Состояние неизвестно.

Кто-то ЕЩЕ? садился на это озеро. Помню, что экипажи доложили - сели на озеро, видели, как немцы к ним на лодке плывут.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из оперсводки дивизии за 30.11.43 - в 765 шап потери Гапонов-Харин сбит ИА упал 1 км севернее заброшенный медный рудник

и Григорьев-Кузин

..подбит ЗА противника, упал в озеро Тобечикское 2,5 км южнее Тобечик. Самолет затонул. По наблюдению экипажей летчик и стрелок плыли в южном направлении и к ним подплывала лодка противника.

Есть отдельные списки двух самолетов и моторов 765 иап, списанных от 30.11.43. К какому экипажу какие номера относятся неизвестно. Поскольку Гапонов и Григорьев упали в разных местах, то лишь бы номера нашли.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Григорьев-Кузин сбиты 30.11.1943. В этот период в документах полка нет привязки экипажа к самолету.

Был список закрепленных за самолетами экипажей на 19.10.43, но Григорьев свой Ил-2 из списка разбил 30.10.43, а потом еще один 5.11.43.

В одном доке полка сказано что упал на восточном БЕРЕГУ озера Тобечикское.

В боев донесении за 30.11.43 при выходе из второй атаки на развороте сбит ЗА в районе высоты 96.1, произвел вынужденную посадку на озеро Тобечикское У восточного побережья вблизи? ..... Состояние неизвестно.

В сводном материале написано, что упал на восточном БЕРЕГУ озера у перешейка. Экипаж на земле подал ракету. Состояние неизвестно.

Кто-то ЕЩЕ? садился на это озеро. Помню, что экипажи доложили - сели на озеро, видели, как немцы к ним на лодке плывут.

Борис, вот в плане немцев на лодке: по свидетельствам местных жителей (которые про одноместный самолет говорили) немцы к этому самолету через озеро поплыли, но летчик (стрелок??) открыл огонь из пулемета и отбился, а затем ушел по Тобечикской дамбе. В озере еще "Аэрокобра" лежит, с нее в июле подняли часть крыла, решетку жалюзи и несколько разрозненных мелких деталей.

По базам Obd-memorial.ru и Pamyat-naroda.ru экипаж Григорьев - Кузин числится пропавшим без вести. В юбилейной картотеке есть уроженец Ярославской области Кузин Андрей Иосифович, 1918 года рождения, награжденный в 1985 году орденом Отечественной войны II степени (может быть просто совпадением, но город Молога, откуда Кузин призывался, был в 1941 году затоплен Рыбинским водохранилищем, так что вероятность того, что стрелок выжил есть).

5853d54d211b5_.jpg.02a22aee9fcb4fd12e2c6e1f50e046d3.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Из оперсводки дивизии за 30.11.43 - в 765 шап потери Гапонов-Харин сбит ИА упал 1 км севернее заброшенный медный рудник

и Григорьев-Кузин

..подбит ЗА противника, упал в озеро Тобечикское 2,5 км южнее Тобечик. Самолет затонул. По наблюдению экипажей летчик и стрелок плыли в южном направлении и к ним подплывала лодка противника.

Есть отдельные списки двух самолетов и моторов 765 иап, списанных от 30.11.43. К какому экипажу какие номера относятся неизвестно. Поскольку Гапонов и Григорьев упали в разных местах, то лишь бы номера нашли.

Борис, согласно донесению о потерях, экипаж Гапонова работа по району юго-западнее Чурубашского озера (это между Челядиново с юга и Приозерным (тогда Чурубаш), так что ждем результат подъема ящиков.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Стрелок Кузин родом из г. Молога, а ветеран Кузин из Некрасовского района. Это почти 200 км разница.

Борис, я и не утверждаю однозначно, что это один и тот же человек.

При поиске данных по личному составу 29 батареи вообще обнаружилось, что данные (вплоть до места рождения и призыва) пропавшего без вести в ноябре 1941 года краснофлотца Гордеева В.А. совпадают с данными старшего сержанта Гордеева В.А., награжденного медалью "За боевые заслуги" в 1945 году приказом Командующего 17 ВА (оба 1914 ггода рождения, уроженцы города Миллерово Ростовской области). Так что утверждать что-либо однозначно в этом деле нельзя.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел еще из акта расследования (едва видим текст был).

"30.11.43 в период 10.42-10.48, 4 Ил-2 ведущий лейтенант Карташов под прикрытием 4 ЛаГГ-3 с высоты 800-15 метров бомбардировали и штурмовали .... .... до 150 машин в пункте Ортаэли. Сделав заход на цель с северо-востока со стороны Тобечик группа боевым порядком пара в правом пеленге совершила бомбометание с высоты 400-... метров с пикированием. При подходе к цели группа была обстреляна сильным огнем ЗА и МЗА до 5 батарей из района выс. 96.1, 66.0, 76.5 и пункта Ортаэли. Перейдя на бреющий полет группа произвела левый разворот в районе Бештарым? для повторного захода. При выходе из второй атаки на высоте 30-40 метров на развороте был подбит прямым попаданием снаряда ЗА самолет ведомого первой пары старшего лейтенанта Григорьева, летчик произвел вынужденную посадку у восточного берега оз. Тобечикское, у самого перешейка. По докладу экипажей самолет погрузился в воду, а экипаж, дав красную ракету, направился к южному берегу."

Припоминаю, что в документах встречал информацию от наземных войск, что кто-то из сбитых летчиков воевал на плацдарме вместе с десантниками, но потом погиб.

за 30.11.1943 в 765 шап числятся потери

самолетов: №1874875 и №1876174, сбиты ЗА

моторов: №252847 и №252331, сбиты ЗА

Поступили в полк отдельными списками самолетов и моторов за 14.10.43

С завода 1876174 выпущен с мотором 252331 26.9.43. Так что пары самолет-мотор определены.

Но какой самолет был у какого экипажа, непонятно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нашел еще из акта расследования (едва видим текст был).

"30.11.43 в период 10.42-10.48, 4 Ил-2 ведущий лейтенант Карташов под прикрытием 4 ЛаГГ-3 с высоты 800-15 метров бомбардировали и штурмовали .... .... до 150 машин в пункте Ортаэли. Сделав заход на цель с северо-востока со стороны Тобечик группа боевым порядком пара в правом пеленге совершила бомбометание с высоты 400-... метров с пикированием. При подходе к цели группа была обстреляна сильным огнем ЗА и МЗА до 5 батарей из района выс. 96.1, 66.0, 76.5 и пункта Ортаэли. Перейдя на бреющий полет группа произвела левый разворот в районе Бештарым? для повторного захода. При выходе из второй атаки на высоте 30-40 метров на развороте был подбит прямым попаданием снаряда ЗА самолет ведомого первой пары старшего лейтенанта Григорьева, летчик произвел вынужденную посадку у восточного берега оз. Тобечикское, у самого перешейка. По докладу экипажей самолет погрузился в воду, а экипаж, дав красную ракету, направился к южному берегу."

Припоминаю, что в документах встречал информацию от наземных войск, что кто-то из сбитых летчиков воевал на плацдарме вместе с десантниками, но потом погиб.

за 30.11.1943 в 765 шап числятся потери

самолетов: №1874875 и №1876174, сбиты ЗА

моторов: №252847 и №252331, сбиты ЗА

Поступили в полк отдельными списками самолетов и моторов за 14.10.43

С завода 1876174 выпущен с мотором 252331 26.9.43. Так что пары самолет-мотор определены.

Но какой самолет был у какого экипажа, непонятно.

Борис, спасибо большое. Бештарым, упомянутый в акте расследования, сейчас называется Кутиково. Это Приморский район Крыма, недалеко от цели, по которой работали самолеты.

26 буду на месте падения, по результатам подъема сообщу

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.08.2016 в 09:57, Синд сказал:

При размыве самолёта найдено множество обломков его корпуса, а среди них и номерной пистолет «Наган», вероятно, принадлежавший лётчику.

Пистолет был найден" у правого крыла на метровой глубине, №32967 с буквами "А.Г." на внутренней стороне накладки рукоятки. + обрывки двух шлемофонов+ часть хвостового оперения с несколькими цифрами номера штурмовика и фрагментом опознавательного знака полка."

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3 августа 1981 года к Тобечикскому озеру прибыла группа поисковиков из Калача-на-Дону во главе со Спиридоновым В.И. Об этой экспедиции было рассказано в газете "Борьба" от 12 ноября 1981 года. Как только отсканирую статью помещу здесь. С уважением...

Крым Ил-2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю сюда фотографии тех дней (сканы фотопленок)

Тот самый наган

сканирование0011.jpg

Тот самый вертолет

сканирование0018.jpg сканирование0020.jpg

сканирование0002.jpg сканирование0016.jpg сканирование0004.jpg сканирование0006.jpg сканирование0007.jpg

сканирование0013.jpg 

К сожалению, фотографий с номерами нет. Будем надеяться на дневник участника.

Изменено пользователем Kuf
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу