Опубликовано: 29 сентября, 2016 (изменено) Спасибо, коллеги! Борис, всё-же будем надеяться что Вам( и нам) повезёт. Может есть у кого-нибудь немецкие донесения по воздушным победам в тех краях по началу осени 1941г.? Взять их по диапазону времени сентябрь- первые числа октября 41г., и по району поиска: Суземка (+Южнее, западнее, северо-западнее Суземки т.е. откуда Ил2 мог лететь.) Совместить с имеющимися наработками, например, если повезёт, то определится по дате (3.09) и район над которым был сбит мл. л-т Карпов А.И. Понятно, что потери от зенитного огня так не отследишь, но насколько понимаю, потерь от истребителей в 41г. было больше. Ну и версию из бабушкиного рассказа все-же нельзя брать как 100% истину. Изменено 1 октября, 2016 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2016 Сегодня утром пришла информация из Суземки: лет 30 назад доставали из воронки документы , передавали в военкомат. Фамилию помнят : Пронин. Наскоро посмотрел ОБД, пока не нашел. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2016 Добрый день, А это может быть старший л-т Поппе Леонид Леонидович (комэска 174 ШАП) ? Погиб 17.08.1941 при перелете на другой аэродром. Похоронен на следующий день в Погар (это 50 км северо-западнее по прямой и 65 км по дороге через Трубчевск). Откуда и куда перелетали? Возможно до 17-18.08.41 базировались как раз в районе Погар (в этот день противник взял Унечу)? а вот где базировались с 18.08 по 10.09? по 11 САД есть упоминание на 03.09 в районе Локоть; на "авиаторах" упомянуто что к 27.08 остатки 174 ШАП собрали в Кромах. Впрочем, похоже, что оставшиеся самолеты после вывода 174 шап попали в 245 шап. Как отдельный полк он не упоминается и видимо работали в составе 245 шап и ранее. Примечательно, что ст. л-т Поппе Л.Л., а также ст. л-т Чистяков М.М. и л-т Степанов В.Я увековечены в братской могиле Навлинский р-н, с. Ревны за датой 22.08.41 При этом Чистяков Михаил Матвеевич из 38 СБАП действительно погиб 22.08.41 и изначально захоронен в недалеком Голобово вместе с ещё четырьмя пилотами (которые пропали из списков Ревны). А Степанов В.Я вообще не ясно кто. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2016 В списках всех штурмовых полков, сформированных/получивших Ил-2 с начала августа, фамилии Пронин нет. Фамилию Пронин-Поппе, конечно могли спутать, но скорее Поппе запомнилась бы своей необычностью. Понимаю, что совет бесполезный, но попробуйте обратиться в военкомат, вдруг там что сохранилось. Хотя там никогда ничего не сохраняется, как правило. Уточните у местных бывших/текущих краеведов, газетчиков, учителей-организаторов. Вдруг остались записи по документам, а не воспоминания. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2016 И это похоже действительно Ил-2 № 1864411 с мотором 01525 У соседних Ил-2 этой серии именно такие моторы. Не припоминаю. чтобы на шильдах ИЛ-2 номер хоть раз совпадал с заводским. Где мы работали - точно не было, судя по форуму и в других регионах также. Серия - 11-я, спору нет. Но вот то что самолет 44-й в ней - очень сомнительно. Тов. Трувор - нужны еще номера. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2016 По 245 шап 1. Место находки между Сенчуры и Герасимовка. Политрук Царев садился 29.8.41 в районе Суземка, самолет разбит, пилот жив, мотор, оборудование и вооружение вывезли, 2.9.41 прибыл в полк. УТОЧНЕНИЕ: место потери указано как Горожанка, это в 8 км южнее. Это скорее для краеведения. эвакуировала бригада Литвинова, отправлен в тыл со ст. Суземка, дата 31.8.41 2. Проверил по потерям летчиков 245 шап, по 19.9.41 всего в ОБД и делах полка и дивизии - 9 человек. 25.08.1941 Игнашкин Гавриил Иванович л-т дорога Стародуб-Понуровка 27.08.1941 Салютин Василий Павлович к-н, ком аэ мост Новгород-Северский, дорога на Ивот сбит над целью выпрыгнул с парашютом, попал в плен освобожден, был на пересыльном пункте 4 Уд. Армии с мая по сентябрь 1943 29.08.1941 Аристархов Алексей Георгиевич ст л-т, зам каэ деревянный мост через р. Десна у Новгород-Северский, дороги Комаровка-Костер, //30.8.41!! дороги Темная-Любовная, Темная-Глыбовка?, высота 215. 3 самолета нбз л-т быков, с-т семенков, ст л-т Аристархов, который упал в расположении противника у высоты 215.//29.8.41 сбит ЗА на Н-200 м и пошел вниз с горящей машиной (дописано: на скопление вражеских войск) 12.55 //29.8.41 Алешинка 03.09.1941 Литвинов Сергей Петрович с-т дорога ст Знобь-муравьи? Нбз 2 самолета - мл л-т Карпов и с-т Литвинов. Место посадки и причины неизвестны. Прим 10-50 03.09.1941 Карпов Алексей Иосифович мл л-т дорога ст Знобь-муравьи? Нбз 2 самолета - мл л-т Карпов и с-т Литвинов. Место посадки и причины неизвестны.// 07.09.1941 Маньков Иван Денисович с-т о дорогам Бугаевка-Романовка, Бугаевка-Любовна, Суворово-Бугаевка. С-т Маньков, подбитый ЗА упал в лес между Рамасуха и Мосточная. Л-т шульга сел на ВР в р-не ст Брасово //11.08 10.09.1941 Шульга Владимир Григорьевич л-т р-н Воронеж-Глухов-Пироговка //8 с/в южная окраина Новгород-Северский, дорога Воронеж, Глухов, Горбов. Со второго вылета ??? нбз 4 самолета - к-н Нестеренко, л-т Быков, л-т Шульга и с-т Костенко. Вошли в низкую облачность в р-не Глухов. К-н Нестеренко сел на ВП в р-не Глухов. 1 аэ - 2 нбз, 2 аэ - 1 нбз, 3 аэ - 1 нбз. //11.33 Шульга неизвестно где 13.09.1941 Смекалов Владимир Иванович мл л-т похоронен Брасовский р-н Калошичинский с/с конесовхоз №79 19.09.1941 Левшев Данил Николаевич с-т р-н Поперня 4 с/в Шатрищи. Нбз с-т Левшов, потерян из виду не доходя до цели у Поперня.//11.35 атаковали зап окраину Шатрищи Аристархов в одном из списков потерь дописано "тяжелые ожжоги", но везде проходит как нбз. Один из источников, что 30.8, а не 29.8 и у высоты 215 В третьем - Алешинка (у Навли есть?) Смекалов ни разу не упомянут в оперативных документах. Михаил, действительно могила Литвинова и дата совпадает в Белой Березке. А откуда известно, что там и самолет упал? Карпов действительно как вариант, но тогда второй самолет был немецким? Время (вылета?) у них стоит Летали парой с Литвиновым 10.50. В списке потерь дивизии по 4.9.41 есть графа по эвакуации, но Карпов-Литвинов как нбз, записи о попытке эвакуации не было. Шульга как вариант тоже остается? В начале ОКТЯБРЯ в 245 шап были повреждены крайние самолеты Ил-2 №№1861012, 1862912, 1860111, 1862312, 1861011, 1863411, 1864614, 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 (изменено) 11 сад 274 иап 18.9.41 найден в районе Суземка аварийный МиГ-3, который был потерян 17.9.41. Это я к тому, что в эти дни еще действовали там тех команды. 20.9.41 МиГ-3 на ВП в районе Суземка !!! 11 сад 174 шап 20.8.41 базирование в Суземка 2 исправных Ил-2 и 3 неисправных. 11 сад 184 иап 20.8.41 6 /И-16 и 1 МиГ-3 в ремонте в Суземка 174 шап в 11 сад 1.8.41 отправлен из 1 ЗАБ 32 самолета? ??? 9.8.41 прибыл в состав 11 сад, 7 самолетов исправных. 10.8.41 Прибыло 5 самолетов из Зябровки, итого 12 в т.ч. 9 исправных (9+3) 11.8.41 8+4 2 самолета отправлены по жд в ремонтные мастерские на ст. Навля. 12.8.41 10+2 2 самолета получено от 4 шап 13.8.41 11+3 2 прибыло из Зябровки неисправными, 11 убыли в Зябровку по распоряжению командующего Западным фронтом. 14.8.41 0+3. Один разобран на запчасти. 15.8.41 9+2. Из 11 самолетов убывших 13.8. в Зябровку, прибыли 9 самолетов исправными, 2 самолета потеряно.. 15.8.41 по приказанию ком Зап Фр отправлено в Зябровку 5 самолетов. 16.8.41 6+3 17.8.41 6+3 Два самолета после ремонта при перелете с Картушина Лобки прошли аэродром Суворова, посадки не произвели. Причины выясняются. Один самолет подбит ЗА в районе цели Унеча. Самолет после посадки уничтожен. Летчик ст л-т Поппе жив, вернулся в часть. Из 2-х невернувшихся Ил-2 - 1 катастрофа, второй поломка, отправлен на завод. 18.8.41 3+3 1 Ил-2 отправлен на завод, разбитый в Суворова при перелете из Каничи 19.8.41 3+2 20.8.41 2+2 1 Ил-2 при возвращении с бз воспламенился и упал, не дойдя до аэр Трубчевск 5 км. 21.8.41 0+4 22.8.41 1+3 23.8.41 2+2 Два Ил-2 нбз из района Осколкова, Стародуб. Один сбит ЗА, второй пропал без вести. 25.8.41 0+2 оставшиеся 2 Ил-2 174 шап передал в новоприбывший 245 шап 27.8.41. Итого 9.8.41 полк имел 7 самолетов, 10.8.41 +5 из Зябровки, 12.8. + 2 от 4 шап + 14 Ил-2 Сбито ЗА - 2, нбз - 4, отправлено на завод - 3, Катастрофы 2, на запчасти 1 = 12. Изменено 1 октября, 2016 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 С Поппе из 174 шап еще более запутано, чем накопал Кирилл. 17.8.41 - погиб при перелете, похоронен Погар Это в ОБД, там же он числится похороненным в Ревны Навлинского района, причем дата 22.8.41. Это в 85 км между собой. В деле 11 сад по 174 шап за 17.8.41 такая запись: 17.8.41 6+3 Два самолета после ремонта при перелете с Картушина Лобки прошли аэродром Суворова, посадки не произвели. Причины выясняются. Один самолет подбит ЗА в районе цели Унеча. Самолет после посадки уничтожен. Летчик ст л-т Поппе жив, вернулся в часть. Из 2-х невернувшихся Ил-2 - 1 катастрофа, второй поломка, отправлен на завод. Есть еще потери в 174 шап: к-н Леденев и л-т Клюкин нбз 24.8.41 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 ....из интернета о Литвинове С.П. 245 шап.... .....Прочитала заметку о летчике Литвинове С.П.Эту фотографию я знаю.Сзади пямятника стоит Москалева Тамара,рядом с памятником Абрамова Надя,Гончарова Раиса с братом Сергеем,Симеонова Таня,бабушка Пересекайло.А фотографировал дедушка Пересекайло.Все они проживали по ул.Советская,Смолокурня.Сейчас,как я знаю,Симеонова Таня(фамилие девичье)проживает в Суземке,Гончаров Сергей в Б.Березке,работает в милиции,Гончарова Рая где-то в Белорусии,Абрамова Надежда и Москалева Тамара живут в Б.Березке.И в любом случае,там же в Б.Березке живут их родители и родственники по ул.Советская ,любой покажет.Я неоднократно в детстве была на могиле летчика,мы за ней ухаживали,носили цветы,собственноручно делали венки,убирали могилку.Там недалеко была воронка от падения самолета,обломки самолета.На могиле стоял фанерный обелиск(памятник).За могилой мы ухаживали постоянно,до его перезахоронении на кладбище Б.Березка.И ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОСТОЯЛОСЬ.Когда мы узнали о перезахоронении (год я не помню)мы пришли на лесную могилку.Она была полностью вскрыта,яма пустая,обелиск стоял в стороне.Мы засыпали яму,поставили на место обеліск,навели порядок,положили цветы.И все мы,дети,знали,что летчик Литвинов теперь похоронен на кладбище с почестями. И это ПРАВДА.Мы,дети 1959-1963 гг.рождения,жившие на Смолокурне, все это знали.Знали об этом и наши учителя в школе.Я очень давно не живу в Б.Березке,но помню и место гибели самолета,и могилку в лесу.Место находится недалеко,сразу за первой большой лесной дорогой,ближе к просеке.С ул.Советская в лес заходили через переулок,рядом дом Абрамовой Надежды,и она ,я уверена,знает эту всю историю,и все то,что я написала.......... .....Из подробностей выяснилось следующее. У погибшего пилота были сильно обгоревшие ноги. Одет он был в тряпичный комбинезон и шлем. При себе имел наградной пистолет (якобы с ним потом воевал легендарный командир партизанской бригады Кошелев). Данные Литвинова С.П. были установлены из какого то документа, который нашли у него в кармане. Тело завернули в плащ-палатку и не глубоко прикопали. Сейчас этот лесок уже входит в территорию поселка..... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Спасибо Михаил! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 03.09.1941. Клаузен Ханс 1./JG54 Il-2 09:35 ( 10 час. 35 мин.) ...по данным линнета... 03.09.1941 Литвинов Сергей Петрович с-т дорога ст Знобь-муравьи? Нбз 2 самолета - мл л-т Карпов и с-т Литвинов. Место посадки и причины неизвестны. Прим 10-50 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Добрый день, Игнашкин Гавриил Иванович 1917 г.р. получил ранение 28.08.41 г. под Трубчевском, лечился в госпитале, в 1942 году ему присвоили звание Герой Советского Союза и умер только в 2005 году. Смекалов Владимир Иванович похоронен в Брасовском р-не в п. Красное, в 2013 году по фамилии были установлены имя и отчество, найдены родственники лётчика и они приезжали к нам в район на место захоронения. В Суземском районе сев.-зап. Герасимовки есть д. Смелиж, есть информация, что там в годы ВОВ был партизанский аэродром. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Уважаемый Linnet, у Вас есть списки 32 экипажей, можете ли вы их дать? (Согласно акта о сформировании и боевой готовности 245 шап при 1 ЗАБр от 9 августа 1941 г в Воронеже: 3 эскадрильи, 32 экипажа и 32 самолета, полученных от завода №18. В списке летчиков 33 фамилии). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Лётчики Поппе, Чистяков, Степанов и другие сейчас захоронены в с. Рёвны Навлинского района, а не в с. Гололобово. (....Словом, рёвенцам есть чем гордиться. В здешней школе вам охотно расскажут о героических делах партизан, о защитниках, ушедших на фронт и навсегда оставшихся на полях сражений. В полусотне метров от школы, у входа в парк, покоится экипаж сбитого советского бомбардировщика. Их пятеро. Герой Советского Союза старший лейтенант Борис Быстрых, командир капитан Н.С.Фунаев, лётчики — старшие лейтенанты М.М.Чистяков и Л.Л.Поппе и лейтенант В.Я.Степанов. Могила не забыта, не заброшена. Но, как любое захоронение, требует и материальных затрат. Как же обрадовались рёвенцы, когда узнали, что на месте гибели экипажа был установлен новый памятник.) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Аэродром Смелиж был открыт т.ко в мае 1942 года. http://www.kray32.ru/suzemskiy014_01.html 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Игнашкин Гавриил Иванович 1917 г.р. получил ранение 28.08.41 г. под Трубчевском, лечился в госпитале, в 1942 году ему присвоили звание Герой Советского Союза и умер только в 2005 году.С. Спасибо! Интересный поворот с этим летчиком! Я проверил только документы по ОБД, там приказ ГУК об исключении не содержит пометок о его отмене, как это практиковалось, когда выяснялось, что жив. Только в представлениях ошиблись с датой сбития и ранения, все же 25.8.41, а не 28.8.41. По списку 245 шап см личное сообщение. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 Игнашкин Г.И. в "Подвиге народа" числится раненым 28 августа, но есть и дата 25 августа 1941 года. Но чаще упоминается 28 августа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 октября, 2016 linet, если вы бываете в архиве ЦАМО, помогите установить домашний адрес сослуживца Смекалова В.И. (он слева в низу), его ведущего пилота . лейтенанта Ханцева Виктора Гавриловича (с права в верху), а то на подвиге он засекречен, мы посылали письмо в архив, они ответили третьим лицам не отвечаем, если надо приезжайте сами. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2016 Есть новость, которую нужно проверять и проверять. Мы уже говорили, что №4411 с шильды (№1864411) не факт, что серийный номер найденного самолета. По номеру мотора лучше определить. Но увы! за август 1941 года нашел по 174 шап только номера самолетов, без моторов. Так вот там: 1. на 1.8.1941 года был №1864411 2. в списке потерь первой партии Ил-2 полка есть №4411 - 20.8.1941 Осипов катастрофа, с боевого задания. Повторю, что реально найденный самолет с шильдой №4411 мог иметь другой, близкий серийный номер и не обязательно в 174 шап. Но нельзя исключать, что это и есть 1864411 Осипова... Граждане вспомнили, что по документам Пронин. Может, не Пронин, а Осипов? 20.8.41 указана потеря: возвращаясь с БЗ загорелся и упал не долетев 5 км до аэродрома Трубчевск. Может, не Трубчевск, а Суземка? В этот день 174 шап базировался именно в Суземке. Нормальных оперсводок за август я не нашел. Всего за 3-4 дня сохранилось. Буду еще искать, сравнивать куда летали, куда возвращались. Заказал исторический формуляр полка, буду проверять, когда на каком аэродроме базировался. Пока слишком много натяжек получается. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2016 Борис, конечно не исключаем, что это МОЖЕТ БЫТЬ 1864411. Но пока не будет найден номер дублирующий (или номер мотора) - это только версия. Я давно интересовался шильдами с ИЛ-2 (т.к. не раз мы находили такие). И, повторюсь, серия совпадает. номер самолета в ней - нет. так что надо продолжать искать... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2016 Борис, конечно не исключаем, что это МОЖЕТ БЫТЬ 1864411. Но пока не будет найден номер дублирующий (или номер мотора) - это только версия. Я давно интересовался шильдами с ИЛ-2 (т.к. не раз мы находили такие). И, повторюсь, серия совпадает. номер самолета в ней - нет. так что надо продолжать искать... Сергей, а именно такие шильды попадались? По 1941 году и латунные? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2016 Все же есть записи по ЖБД полка, их, кстати, ЭЛАР скопировал. 20.8.1941 Вылетело 3 Ил-2, один вернулся сразу на свой аэродром, так что действовало ДВА самолета. Осипов и Медведев. Взлет 15.24, посадка 16.26, над целью 15.54. Высота над целью 15 метров. Расход боеприпасов 8 РС, 4 бомбы, 200 снарядов ШВАК, 800 патронов ШКАС. Атака автоколонны Пенинка?_ Дягово (80 км СЗ от Суземка). Уничтожено до 6 автомашин. Мл. л-т Осипов сбит зенитной арт. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2016 Спасибо! ЗдОрово, что появилась хорошая версия! Информация от граждан, устно переданная нам, конечно-же имеет вспомогательный характер. Добиться более детальной информации пока не получается, - край у нас партизанский. На выходных выезжали на место, воронка набралась полная воды, укрепили стены, будем откачивать мощной помпой. Ищем ещё номера, перемываем и просматриваем всё что в отвалах и рядом с воронкой. По Осипову из ОБД: Фамилия Осипов Имя Николай Отчество Спиридонович Дата рождения/Возраст __.__.1920 Дата и место призыва __.__.1939 Последнее место службы 174 шап Воинское звание мл. лейтенант Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия __.08.1941 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 33 Номер описи источника информации 594259 Номер дела источника информации 52 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2016 Один из документов ОБД , что Лычево Великолукской области и пометка, что такого в области нет. Однако на карте он на ЮВ окраине Великих Лук. Видел в делах 11 сад представление на Осипова на БКЗ, уже после гибели. На Подвиг народа нет такого награждения. А где точно располагался аэродром в Суземке и какое расстояние до него от места находки? Если находок фрагментов останков больше не найдете, то вероятно они были захоронены рядом или в другом месте? есть ли местные легенды на этот счет? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 октября, 2016 .....аэродром Суземка впервые упомянут 26 сентября 2016 г. в газете ... ..........в болотах между хутором Веселый и деревней Герасимовка. Им удалось обнаружить элементы самолета ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны и останки летчика. По словам очевидцев, дошедшим до нас в беседе с их потомками, они видели два самолета летевших со стороны Трубчевска. Один из них загорелся. Было ли это следствием повреждения или технической неисправностью – пока неизвестно. Самолет стал резко снижаться и упал в болото. Второй летчик на машине прибыл на место крушения через час (аэродром находился неподалеку от Суземки), тщательно обследовал место. Удостоверившись, что его боевой товарищ, очевидно, погиб, выкурил прощальную сигарету и уехал. В дальнейшем местные жители пытались самостоятельно вытащить самолет из трясины. Один из них даже прорубил просеку к этому месту. С помощью мощного трактора пытался выдернуть самолет из болота «за хвост», но потерпел неудачу. Хвост, однако, оторвал. Поисковики, в любом случае, будут работать бережнее и аккуратнее. Тем более, восстановить фамилию разбившегося летчика и торжественно его перезахоронить – дело их чести. Тогда еще одним белым пятном в истории Суземского края станет меньше, и война еще более приблизится к концу. Елена ПУЛЬНОВА ............ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 октября, 2016 Судя по найденным останкам захоронения не было. Найдены почти все крупные кости или их обломки, а также много мелких, и они находятся с каждым выездом. Ясно, что это был один человек, рост не менее 180см и кость широкая. Аэродрома в Суземке на довоенной карте РККА нет, но это не удивительно( ни в Брянске , ни в Карачеве тоже не обозначены, хотя были 100%), будем уточнять у населения. Статья интересная, естественно все факты и местные легенды обросли подробностями, даже наша экспедиция успела засветиться, хоть мы и не сном не духом. Попытка пробиться на тракторе была 2-3 года назад, без успеха, не пробился он. Да и что дергать было- хвост деревянный, рассыпался при ударе, мы его обломки по всей воронке собираем. До нас в глее баграми-вилами лет 20-30 назад ковыряли. Останки конечно сильно растревожили, плохо, если документы лётчика загубили. Надежда только на номера. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 октября, 2016 1. Смотрел сегодня исторический формуляр 174 шап. Базирование за 1941 год там дали совсем халтурно. За август после Воронежа указан только Стародуб. И это при том, что в Истории полка упомянуто, что меняли аэродромы якобы аж 16 раз за август. Т.е. не удалось установить пока, в какие дни был полк в Сеземке, кроме 20.8.41 2. Вторая новость порадовала, но опять же сомнения... В списке потерь пока по 20 августа 1941 года карандашом писарским почерком перечислены потери личного состава, Осинова нет. Видимо, не успели включить. Потом присмотрелся, а строчкой ниже тоже карандашом, другим почерком добавлен Осипов, а в графе "Где похоронен" указано Орловская обл., Суземки. Понятно, что насчет фактического захоронения они преувеличили, просто привязав к месту потери? 3. Смотрел сегодня УПК Осипова, написано, что пропал без вести. Кстати, в разных документах Осипова включают не в нбз, а в погибшие. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 октября, 2016 20.8.41 указана потеря: возвращаясь с БЗ загорелся и упал не долетев 5 км до аэродрома Трубчевск. Может, не Трубчевск, а Суземка? В этот день 174 шап базировался именно в Суземке. Нашел документ о базировании частей 11 сад за 20.8.1941, где в примечаниях есть потери и т.п. Так вот, 174 шап базировался в Суземке и один Ил-2 возвращаясь с задания загорелся и упал в лес в 5км от аэродрома Суземка. 20.8.41 в 174 шап одна потеря - это Осипов. Разумеется, помимо Осипова под Суземкой мог погибнуть и другой Ил-2. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 октября, 2016 ......цитаты из статьи вносят ясность о местоположении аэродрома ... ...в начале октября 1941 года части 13-й армии делали отчаянные попытки прорвать кольцо вражеского окружения в районе поселка Суземка. Одна из таких попыток была осуществлена в первых числах октября частями окружённой армии. Ставилась цель - овладеть Суземкой и прорвать кольцо окружения...... ....наступление по нескольким направлениям, в т. ч. и лесу в районе бывшего аэродрома (ныне угодья подсобного хозяйства завода «Стрела»). По сведениям очевидцев, именно здесь развернулось наиболее ожесточенное и кровопролитное сражение. Немцы, заняв оборону но линии железной дороги, встречали наступавшие наши части еще на дальних подступах яростным орудийным и пулеметным огнем. Все попытки, а их было несколько, взять Суземку и здесь прорв кольцо окружения закончились неудачно, с огромными потерями. По словам очевидцев, все поле аэродрома и пойма речки Стега были покрыты телами павших..... ......Из паспорта памятника: "Памятный знак установлен на месте прорыва в 1941 году из окружения воинов 13-й Армии. Знак установлен на окраине посёлка Суземка, на территории довоенного аэродрома (недалеко от дороги на Трубчевск). Знак металлический, трёхступенчатый, высотой 1,8 м. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 октября, 2016 Спасибо большое, Михаил! На Викимапии смог найти район аэродрома лишь примерно. Надеюсь, брянские коллеги смогут нам точнее пояснить по месту находки, где находится этот памятник и расстояние между ними. На аэродроме Суземка 174 шап базировался примерно с 19 по 24 августа 1941 года. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах