Akakeks

Поиск инф по летчикам: д.Денисовичи, Крупский р-н, Беларусь.

48 сообщений в этой теме

Уважаемый Илья Геннадьевич, скажите согласуются ли места падения со следующими показаниями очевидцев: 1) Место падения самолета условно №1 - в 1,5 км. от Денисовичей на поле, на опушке леса - лето, часа два дня, 3 летчика в кабине, один на сосне с парашютом, погибший. Сбит ИА противника в количестве 2 истребителей. Согласуется сэтими показаниями:  "Клещонок Петр Алексеевич (1927 г.р., житель д.Денисовичи):

Ехал с отцом из Ухвалы домой. Видим - звено советских бомбардировщиков (3 самолета) идут над Денисовичами с запада на восток. Сзади два немецких истребителя, стреляют. Один из самолетов задымил, стал снижаться и упал восточнее деревни. Когда мы с отцом подъехали, увидели толпу местных жителей. Всё было окутано дымом - ничего не разобрать. И мы с отцом поехали домой. Дело было в полдень". Но тут меня смущает две вещи. Во-первых речь идет о 4-х летчиках, во- вторых, этот же очевидец описал самолет как ТУ-2.

Самолет № 2 в 4 км.  - направление не указано.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.04.2017 в 19:28, Андрей Половинко сказал:

Я и моя семья безмерно благодарны всем, кто причастен к этому. Вы вернули нам самое дорогое. Такое никогда не забыть. Низкий вам поклон.

Андрей, здравствуйте! У меня нет переписки отца с Тетериными, следовательно с бабушкой Вашей могли связываться поисковики из  Старослободской восьмилетней школ, которая уже вряд ли функционирует. Что касается увековечения памяти Вашего родственика на плитах в Крупках, то фамилии членов экипажей искажены. Экипаж Бабкина похоронен в райцентре Крупки. Так например штурман Тетерин Петр Иванович увековечен как Патерли Петр Иванович, а стрелок радист Дзенис Вадим Константинович обозван как старшина Дзараев. Летошних записан в АБД дважды в этой могиле как Ветошник Михаил Дмитриевич, 1944, ст.сержант,. и Метошних М.Д.,1944, ст.сержант. Также там ошибочно числится дважды Руднев Серафим иванович - фактически правильно как Р.С.И., 1919 - 1944 летчик. А также как Р. Александр Серфимович мл. лейтенант, 1944. Там же числится в АБД летчик 65 гв .ИАП Споров - в ОБД он пропавший без вести.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Свидетель утверждал, что в самолете №1 было много боеприпасов, летел со стороны Минска на юг.

Изменено пользователем Shkas
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем здравствуйте. Заканчивается эпопея с установлением истины в отношении летчиков погибших и похороненных в д. Денисовичи. Принято решение увековечить память летчиков в д. Денисовичи. Но финальная точка все равно будет поставлена тогда, когда будут выявлены документы партизанских отрядов о судьбе экипажа Бабкина и других. Мной была проведена такая работа, но пока результатов нет. Выдержка из моей справки в адрес Управления по увековечению памяти и Крупского РИК: 

"Проведенная РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан РФ (Коноплев А.Ю., Прокофьев И.Г., Скорюков А.Н.), краеведами Крупского р-на (В. Лопатин, М.А. Баравуля, А. Радченко), группой военной истории и археологии «РУБОН» (Бриштен Д.В., Киенко Д.Г.) совместная поисковая аналитическая работа помогла установить имена 5 из 8 неизвестных летчиков, похороненных в д. Денисовичи. 10 гв. БАП 6 гв. БАД 1 ВА - летчики погибшие в ночь с 25 на 26 июня 1944 в р-не Ухвала - Денисовичи:

- зам.командира АЭ, гвардии капитан Бабкин Иван Филиппович;

- штурман звена, гв.лейтенант Тетерин Петр Иванович;

- возд.стрелок-радист, гв.ст.сержант Летошних Михаил Дмитриевич;

- возд.стрелок, старшина Дзенис Вадим Константинович.

- штурман, гв.мл.лейтенант Волжин Александр Арсентьевич;

Основанием для увековечения служит полевая поисковая и архивная работа РОМО «Объединение «Отечество», в ходе которой были установлены места падения самолетов, выявлен их тип. Следую логике и методу исключения, на основании данных и свидетельств очевидцев, собранных краеведами и группой военной истории «РУБОН» было установлено, что летчики из экипажа Бабкина, а также штурман Волжин из состава другого экипажа были перезахоронены в Денисовичи (приложение 4). Из паспорта № 1643 предлагается исключить дубль Ф.И.О. гв. ст. сержанта Летошних. К сожалению, Ф.И.О. троих членов экипажа советского бомбардировщика, погибших летом 1941г. остаются пока неизвестными". В апреле 2019 года группа военной истории съездила в Денисовичи, Ухвалу, а также в Старую Слободу в гости к замечательному человеку Михаилу Адамовичу Баравуле. Михаил Адамович долгое время был директором Старослободской школы и руководил клубом красных следопытов "ПЛАМЯ". Подробнее о выезде можно почитать в статье Д.Киенко http://rubon-belarus.com/reports/krupki2019.html . Меня же очень интересовал вопрос о том, как Михаил Иванович установил экипаж Бабкина. Поскольку я прибыл в Старую Слободу один раньше основной группы, удалось с глазу на глаз поговорить с ним. Во-первых мы сравнили фотографию летчика из экипажа сбитого в Крупском р-не с фотографиями экипажа Бабкина. Мне эта фотография досталась в наследство от отца. Он ее получил от одного из очевидцев падения советских самолетов в Крупском р-не в 1990-м году. Но история этой фотографии, как оказалось, была окутана туманом, и свидетельские показания по результатам нашей работы, оказались сильно перемешаны. Так свидетель утверждал, что якобы она была вытянута из планшета офицера, который погиб в р-не Денисович. Планшет уцелел потому, что летчик выпрыгнул на  парашюте, но погиб упав на сосну. Эта история, как выяснилось позже, касалась точно экипажа Бабкина. Очевидец утверждал, что офицер родом из Воронежской области. По всему выходило, что на фото Бабкин. Но это оказалось не так. Вполне вероятно, что эту фотографию он вынял из планшета летчика из другого самолета - сбитого южнее Денисович в 1941г. Сегодня  у Михаила Баравули есть версия, что фото это и вовсе не из планшета летчика из советского бомбардировщика. Это одна сторона вопроса. Я спросил у Михаила Адамовича, как получилось, что в различных статьях о судьбе экипажа Бабкина фигурировали эти слова: "Долгое время экипаж самолета числился в списке пропавших без вести. Только через десятки лет школьники Старослободской восьмилетней школы обнаружили сгоревший самолет в болоте. По остаткам личных вещей удалось установить прозвище погибшего воздушного стрелка Летошника Михаила Дмитриевича. Впоследствии после запроса в архив Министерства обороны удалось выяснить и фамилии других членов экипажа, оставшихся в крупской земле: командира капитана Бабкина Ивана Филипповича, штурмана лейтенанта Патерли Петра Ивановича, стрелка-радиста старшины Джараева [в итоге это неверно - в экипаже был Дзенис]". Михаил Адамович честно ответил, что место падения самолета он искал, и даже не одного. Но все слова выделенные мной жирным шрифтом не соответствуют действительности. Это - журналистский миф! Привязать летчиков из экипажа Бабкина к Денисовичам Баравуле помешала безалаберность Крупского военкомата, а также отсутствие возможности "работать от металла" в те 70-е годы. В 70-х годах разыскивая сведения в Крупском военкомате на бойцов 100 СД, державших тут оборону в июле 1941г., он обнаружил в военкомате копию похоронки на Летошних М.Д. Я думаю, что уже тогда его имя значилось на братской могиле в Крупках. Михаил Адамович с ребятами провел грандиозную работу по поиску и установлению судеб членов экипажа Бабкина, связался с родными. Параллельно он установил место падения советского самолета, один летчик из которого выжил и в конце июня 1944 лечился в партизанском госпитале. Ему не удалось выяснить, кто это был. Думаю, это сейчас наша задача. Таким образом, место падения самолета Бабкина "не было найдено" учениками, а миф про остатки личных вещей летчика родился из копии похоронки, выявленной в военкомате Михаилом Адамовичем. Очень жаль, что наши российские друзья не съездили тогда в Старую Слободу и не пообщались с Михаилом Адамовичем, не посетили замечательный, еще не разграбленный в закрытой ныне школе музей клуба "Пламя" в Старой Слободе. А он и сам не знал, что кто-то приедет и будет тут проводить раскопки... сложно написать тут что-то еще. Таким вот образом выяснились подробности этого непростого дела. Ясно, что Летошних и экипаж погиб не в Крупках, а вблизи Денисович. Мной в ОБД выявлен документ о том, что штурман Волжин после соединения партизан с частями Красной Армии был похоронен в Денисовичах, а не в Ухвале (ЦАМО, ф. 290, Оп. 0003284, д. 0739, Лист 12 - ЖБД 6 гв. БАД за июнь 1944г. Составлен 19.07.1944). И неясно, кто же летчик на одиночной фотографии, что с 1990 года лежала под орг.стеклом на рабочем столе отца и мозолила мне с детства глаза, когда я делал там уроки... дело еще не окончено.

IMG_0787.JPG

IMG_0889.JPG

IMG_0888f.jpg

1.jpg

IMG_0782.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дима, молодцы! А скажи, пожалуйста: когда в Денисовичах будет открытие нового памятника?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Прокофьев Илья сказал:

Дима, молодцы! А скажи, пожалуйста: когда в Денисовичах будет открытие нового памятника?

 Илья Геннадьевич это Вы с командой молодцы! Спасибо! Мне правда жаль, что Вы не познакомились в Баравулей тогда в 2017. Памятник планировали к 3 июля открыть, но поскольку я список на паспорт специалисту в РИК только в воскресенье отправил, может перенесут дату. Там эскиз менять надо и фамилии либо добавить либо убрать и исправить. Подрядчик определен, деньги тоже есть. Со сроками пока нет определенности. Я спрошу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дима, привет! Спасибо! Мы тогда с Баравулей не встретились, если мне не изменяет память, потому-что его не было дома... разговаривали с одним из его братьев... Это надо у Анатолия Ивановича спросить...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, можно ставить точку по данному поиску, сделали видео по поиску и экипажу.

http://rubon-belarus.com/avia-history/pamyati-ekipazha-a-20-sbitogo-v-belarusi.html

http://rubon-belarus.com/avia-history/amerikantsy-v-belorusskikh-lesakh.html

Статья о поиске будет опубликована в сборнике посвященному истории авиации на территории Беларуси "Под крылом-Беларусь", а так же с большой вероятностью в журнале "Военная археология".

Если с фамилиями членов экипажей вопросов нет, то остался технический вопрос с номером самолета.
По предоставленной Ильей Прокофьевым информации один из А-20В был с №13040
 
Но в США была сквозная нумерация всех выпускаемых самолетов. Отдельными типам и модификациям выделялись определенные серии номеров от.. и до...
Так вот,  номера от 41-13039 до 41-13296     выделены для North American модификации B-25C-1 и все они были в ВВС США.
их судьба тоже есть:
№13039 находился на аэродроме Walnut Ridge 28 апреля 28, 1945  
№13040 числился как летающий, на 7 января 1944  
№13041 разбился 25 февраля 1943

Илья, может цифра какая-то в номере другая?

 

Изменено пользователем Almer
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 06.04.2017 at 10:07 AM, Андрей Половинко said:

Ребята, здравствуйте! Тетерин Петр Иванович, летчик - родной брат моей бабушки по материнской линии - Тетериной (за мужем Канашиной) Марии Ивановны. Она ничего не знала о его судьбе долгое время. В 90-х кажется с ней связывались поисковики из Беларуси, которые нашли то-ли останки самолета, то ли могилу - точно не знаю. Просили фото ее брата. Она выслала единственную карточку и на этом все. Больше никаких сведений. Ни подтверждения, ни опровержения, ни  фото. Давно ищу Тетерина П.И. по всем возможным сайтам (ОБД Мемориал и т.д.), но тщетно. Тат нашел Вас. Вероятность того, что это мой дед очень высока. Если кто-то располагает более подробными сведениями о нем -  прошу откликнитесь. Моя почта A.Polovinko@yandex.ru

Или же дайте контакты, с кем можно связаться. Буду безмерно благодарен. Да, бабушка говорила, что была связь с каким-то местным музеем, что-ли. Но никакой переписки не сохранилось.

Связывайтесь с fondlo@bk.ru или  almer@tut.by  это руководители групп которые вели поиск. В конце темы уже есть видеоролик по экипажу. В скором времени будет репортаж в белорусском сегменте интернета, а так же статья в сборнике по истории авиации в Беларуси.

 

Изменено пользователем Almer
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.02.2020 в 18:19, Almer сказал:

Вот, можно ставить точку по данному поиску, сделали видео по поиску и экипажу.

http://rubon-belarus.com/avia-history/pamyati-ekipazha-a-20-sbitogo-v-belarusi.html

http://rubon-belarus.com/avia-history/amerikantsy-v-belorusskikh-lesakh.html

Статья о поиске будет опубликована в сборнике посвященному истории авиации на территории Беларуси "Под крылом-Беларусь", а так же с большой вероятностью в журнале "Военная археология".

Если с фамилиями членов экипажей вопросов нет, то остался технический вопрос с номером самолета.
По предоставленной Ильей Прокофьевым информации один из А-20В был с №13040
 
Но в США была сквозная нумерация всех выпускаемых самолетов. Отдельными типам и модификациям выделялись определенные серии номеров от.. и до...
Так вот,  номера от 41-13039 до 41-13296     выделены для North American модификации B-25C-1 и все они были в ВВС США.
их судьба тоже есть:

№13039 находился на аэродроме Walnut Ridge 28 апреля 28, 1945  
№13040 числился как летающий, на 7 января 1944  
№13041 разбился 25 февраля 1943

Илья, может цифра какая-то в номере другая?

 

Насчет того, что 41-13040 это В-25 не совсем верно.

Вот вам 13040 и вовсе он не В-25, а самый настоящий Бостон. А-20В

Правда тоже американец.

13040.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.02.2020 в 14:19, Almer сказал:
Так вот,  номера от 41-13039 до 41-13296     выделены для North American модификации B-25C-1 и все они были в ВВС США.
их судьба тоже есть:

№13039 находился на аэродроме Walnut Ridge 28 апреля 28, 1945  
№13040 числился как летающий, на 7 января 1944  
№13041 разбился 25 февраля 1943

Илья, может цифра какая-то в номере другая?

В 06.05.2020 в 17:28, aleksander сказал:

Насчет того, что 41-13040 это В-25 не совсем верно.

Вот вам 13040 и вовсе он не В-25, а самый настоящий Бостон. А-20В

Добрый день, коллеги.

Каждый по своему был прав, но кое в чем ошибался:

"41-13040 - это B-25C-1 (числился как летающий, на 7 января 1944)" - все верно

"13040 и вовсе он не В-25, а самый настоящий Бостон А-20В" - тоже верно

Просто № 13040 - это вовсе не 41-13040, а это Douglas A-20B-DL Havoc № 41-3040 с заводским номером (MSN) 5370   не исключаю, что на фото выше как раз тот самый самолет... до поставки в СССР)

- 3015 (MSN 5345) Lend Lease to USSR

- 3017/3030 (MSN 5347/5360) Lend-Lease to USSR (кроме 3021 (MSN 5351) did not go to USSR, w/o Aug 10, 1942 at Abilene, TX)

- 3032/3040 (MSN 5362/5370) - не ясно - вероятно Lend-Lease to USSR

- 3041 at one time was used by the Royal Aircraft Establishment at Farnborough for wireless transmitter tests.

- 3042/3059 (MSN 5372/5389) Lend-Lease to USSR

Так же как № 13569 - это Douglas A-20B-DL Havoc № 41-3569 с заводским номером (MSN) 5899

41-3554 (MSN 5884) по 41-3620 (MSN 5950) - Lend-Lease to USSR (кроме 41-3583 - did not go to USSR, w/o Mar 7, 1943 at Lydda, Palestine)

Наши откидывали только первую цифру ("4") от полного номера (итак ясно десятилетие заказа)

Изменено пользователем kirche
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часов назад, kirche сказал:

Добрый день, коллеги.

Каждый по своему был прав, но кое в чем ошибался:

"41-13040 - это B-25C-1 (числился как летающий, на 7 января 1944)" - все верно

"13040 и вовсе он не В-25, а самый настоящий Бостон А-20В" - тоже верно

Просто № 13040 - это вовсе не 41-13040, а это Douglas A-20B-DL Havoc № 41-3040 с заводским номером (MSN) 5370   не исключаю, что на фото выше как раз тот самый самолет... до поставки в СССР)

- 3015 (MSN 5345) Lend Lease to USSR

- 3017/3030 (MSN 5347/5360) Lend-Lease to USSR (кроме 3021 (MSN 5351) did not go to USSR, w/o Aug 10, 1942 at Abilene, TX)

- 3032/3040 (MSN 5362/5370) - не ясно - вероятно Lend-Lease to USSR

- 3041 at one time was used by the Royal Aircraft Establishment at Farnborough for wireless transmitter tests.

- 3042/3059 (MSN 5372/5389) Lend-Lease to USSR

Так же как № 13569 - это Douglas A-20B-DL Havoc № 41-3569 с заводским номером (MSN) 5899

41-3554 (MSN 5884) по 41-3620 (MSN 5950) - Lend-Lease to USSR (кроме 41-3583 - did not go to USSR, w/o Mar 7, 1943 at Lydda, Palestine)

Наши откидывали только первую цифру ("4") от полного номера (итак ясно десятилетие заказа)

Исчерпывающе. Спасибо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кирилл! Огромное спасибо! Фото из Денисовичи! Итого работы Анатолия Ивановича Радченко! За что, ему огромное человеческое СПАСИБО и Уважение!

SAM_4596.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.06.2020 в 12:18, Прокофьев Илья сказал:

Кирилл! Огромное спасибо! Фото из Денисовичи! Итого работы Анатолия Ивановича Радченко! За что, ему огромное человеческое СПАСИБО и Уважение!

SAM_4596.JPG

Безответственно. Мы так и не нашли понимания с Радченко, Баравулей, Крупским исполкомом. Откуда там Чубаров? Почему нет Волжина? Это самоуправство. Еще раз привожу доказательства по Волжину: "после соединения партизан с частями Красной Армии был похоронен в Денисовичах (ЦАМО, ф. 290, Оп. 0003284, д. 0739, Лист 12 - ЖБД 6 гв. БАД за июнь 1944г. Составлен 19.07.1944). Нет в интернете НИКАКИХ исследований по Чубарову из состава 43 ББАП. Но скоро будут. Напомню, что послужило привязкой Чубарова к памятнику. Якобы один из погибших летчиков был из с. Покровское. Хотя Чубаров к некоему Покровскому имеет весьма туманное отношение. Второе - версия о падении СУ-2. Якобы его элементы найдены на месте падения самолета под Денисовичами в июне 1941, хотя и характер разлета обломков, и количество погибших летчиков (3), и фрагменты деталей указывали на СБ. Но теперь еще точно известно, что Чубаров вылетал свой последний вылет на самолете Р-Зет. Спасибо Михаилу Тимину.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А с Баравулей-то как по Чубарову  "искали понимание"? Он каким боком к этому СБ? Идея "наличия" Чубарова на борту самолета основана только на гипотезе Радченко, что погибший был якобы из с.Покровское, а из одноминного села и был якобы Чубаров.  Баравуля ничего подобного не говорил, у него вообще по этому "СБ" никакой информации не было.

 

Изменено пользователем Almer
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Almer сказал:

А с Баравулей-то как по Чубарову  "искали понимание"? Он каким боком к этому СБ? Идея "наличия" Чубарова на борту самолета основана только на гипотезе Радченко, что погибший был якобы из с.Покровское, а из одноминного села и был якобы Чубаров.  Баравуля ничего подобного не говорил, у него вообще по этому "СБ" никакой информации не было.

 

Баравуля уперся в версию о Волжине в Ухвале. А Елена Павловна из исполкома видно боится грозного дядьки)) так и написала, что "а вот Михаил Адамович думает по-другому". Ну придется писать еще раз на Управление и исполком обоснование, чтобы внести корректировки в районный АБД.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь понятно. Я тебя поддержу, думаю будет достаточно исторической справки+ссылки на публикацию результатов исследования в книге "Под крылом - Беларусь", там два к.и.н. рецензенты, касательно Волжина. Я с Радченко обсуждал Чубарова, и уже убедил его в том, что его гипотеза слабовата и не имеет основания, а только лишь предположение основанное на втором предположении... и он с этим согласился... Однако после хорошего окончания "истории с двумя А-20", моего видео об их поисках, публикации в интернете и выходе книги "Под крылом - Беларусь" видимо Анатолий Иванович вновь "поверил" в свою идею снова.. хотя объективных никаких доказательств не прибавилось... Однако, следует признать, что  прибавился опыт участия в восстановлении имен двух экипажей А-20 и поиска еще нескольких вместе с "Рубоном" в регионе. У Анатолия Ивановича "сердце болит" за этот экипаж 1941 г. и это тоже мы все видим и понимаем... однако самый очевидный путь не всегда верный.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу