Щупарь

Погибший на Брянщине экипаж 48 разведывательного авиаполка

19 posts in this topic

Началась эта история ещё несколько лет назад. В Брянское региональное объединение поисковых отрядов «Брянский Фронт» пришло письмо от жителя г.Новозыбков, в котором он рассказывал о том, что будучи учителем, не раз ходил со школьниками в походы в сторону д.Цинка Мглинского района. И во время одного из них нашли в лесу место падения самолета. По его словам они увидели части от каких то приборов и небольшие фрагменты обшивки. Учитель тогда подобрал несколько деталей и дома снял с них шильды. После этого он обращался и к районным властям, и в военкомат, и даже в современное время писал в Госдуму - ответа не было. Вот и пришла ему тогда идея рассказать об этом поисковикам.

Эту «легенду» решили проверить члены поискового отряда «Поиск-Почеп» Почепского района: Сергей, Андрей и Петр Жуковы и Алексей Соловьев. За последние месяцы они несколько раз побывали в деревнях Цинка, Кокоты, Красные Косары, нашли людей, которые занимались этой историей ещё в 60-е годы, и, в конце концов, благодаря учительнице Краснокосарской школы Татьяне Федоровне Зайцевой в их руки попал альбом, содержащий сведения, проливающие свет на гибель экипажа советского самолета.

Как выяснилось, альбом был составлен в 1966-1967 годах нашими предшественниками – юными следопытами. От руки написанный рассказ, фотографии и документы повествовали о том, как ребята: Антоненко Юрий, Дорохова Надежда, Зайцев Владимир, Лещева Ольга, Моисеенко Анатолий, Никитин Александр, Радунцева Елена, Тимошенко Нина, Лидия и Вера, приняли участие в экспедиции пионеров «Из искры возгорелось пламя» и решили изучить деятельность разведывательной группы «Аркадий» 10-й Армии Западного фронта, действующей в мглинском и клетнянском лесах с 1 апреля 1942 года и до октября 1943г.

Руководил группой Аркадий Савич Винницкий. Его группа развернула широкую сеть круговой агентурной разведки с большим радиусом действия. Вся зона наблюдения была разделена на секторы, в каждый из которых направлялись подгруппы по 8—10 человек. Одна из таких подгрупп под руководством Иосифа Лаврентьевича Шепетя действовала в направлении: Почеп—Мглин—Унеча—Клинцы—Сураж. Будучи местными жителем, Шепеть (из с.Старые Чешуйки Мглинского района) хорошо знал свой сектор и пользуясь довоенными связями развернул организационную работу так, что за короткое время подгруппа утроилась и создала разветвленную сеть агентурной разведки.

Вот ему то и написали письмо пионеры Краснокосарской школы с просьбой оказать им помощь в розыске остальных участников разведгруппы «Аркадий». На их письмо партизан ответил и пообещал приехать сам, чтобы побывать вместе со следопытами на месте последней стоянки их отряда.

И вот, в конце июня 1966 года, он приехал в школу д.Красные Косары вместе со своими связными: Протченко Александром Сергеевичем, Протченко А.Т., Протченко З.Е., Евтягиным И.И. и со следопытами школы, совершил поход «По партизанским тропам».

Во время похода, Шепеть И.Л. и разведчик Евтягин И.И., вспоминая о боевых буднях отряда, рассказали, что в августе месяца 1943 года у деревни Кокоты сгорел советский самолет, а его экипаж погиб. Сколько тогда погибло летчиков, было неизвестно. Ивану Лаврентьевичу удалось сохранить удостоверение одного из них - Закоблукова Дмитрия Гавриловича.

Случайный рассказ стал отправной точкой нового поиска, который начали юные следопыты. Они направили письмо в Центральный архив Министерства обороны СССР с просьбой установить по известному имени летчика имена всех членов экипажа. А пока ребята ждали ответ, они провели опрос жителей деревень Кокоты и Красные Косары.

Из сообщений очевидцев они узнали, что местные жители, не смотря на прошедшие 24 года, не забыли тот летний день, когда они стали свидетелями воздушного боя, который вел в глубоком тылу противника советский самолет.

Селяне слышали этот бой, но облачность мешала им видеть происходящее. В воздухе лихорадочно строчили пулеметы, ревели моторы. Потом бой отодвинулся севернее. Через некоторое время вновь послышался рокот моторов и из-за облаков вылетел советский самолет. Вслед за ним появился немецкий истребитель, который обстрелял нашу машину и та загорелась.

Жители д.Кокоты видели, как горящий самолет долетел до крупного населенного пункта Нивное, но затем развернулся в сторону леса. Посадить машину командир не решился, видимо думал, что в такой крупной деревне, как Нивное, будут враги. И он не ошибся, там стоял сильный немецкий гарнизон.

Самолет ещё не долетел до леса, как взорвались бензобаки и машина развалилась на две части. К месту падения бросились жители деревень Кокоты и Дудни, а также партизаны группы И.Л.Шепетя. Когда они подбежали к горящему самолету, то увидели, что подойти к нему нельзя - начали взрываться снаряды. Но, не смотря это, 14-летнему партизану-разведчику Ване Антоненко удалось у одного из летчиков из гимнастерки достать удостоверение на имя младшего лейтенанта Закоблукова Дмитрия Гавриловича. Документ он передал своему командиру Ивану Лаврентьевичу Шепеть.

Тут послышался гул немецких машин и все разбежались. Немцы забрали ещё не сгоревший мотор и уехали. После этого партизаны попросили жителей, которые прятались в лесу, похоронить летчиков. Женщина с фамилией Морозова и Исак Бабаков вернулись и похоронили останки членов экипажа.

Вот такая история была записана пионерами в их альбом поиска. А к этому времени подоспел и ответ из архива Министерства обороны. Согласно ему, 6 августа 1943 года, из боевого задания, выполняемого в районе Почеп – Кричев, не вернулся экипаж 48-го отдельного Гвардейского разведывательного авиационного полка, в составе: младшего лейтенанта, летчика-наблюдателя Закоблукова Дмитрия Гавриловича, летчика, сержанта Бутковского Владимира Ивановича, стрелка-радиста, сержанта Коновальчука Арсентия Михайловича и воздушного стрелка, сержанта Смирнова Николая Павловича.

В письме также были указаны довоенные адреса летчиков и сведения об их ближайших родственниках, по которым следопытами сразу же были посланы письма. Первым они получили ответ от матери летчика Закаблукова Д.Г., потом от матери радиста Коновальчука А.М., затем от матери сержанта Смирнова Н.П.. Ребята установили с ними переписку, чтобы подробнее узнать о жизни каждого члена экипажа. К сожалению, родители Бутковского В.И. им не ответили. Тогда они послали письмо на военкомат, на которое откликнулся полковник в отставке Максимов, сообщивший, что родители Бутковского по имеющемуся адресу не проживают. Итогом переписки с родными стало то, что пионеры выяснили, что мать сержанта Коновальчука А.М. – Агрипина Ивановна, не получает пенсии, так как считается, что её сын пропал без вести. Тогда красные следопыты направили запрос в Министерство обороны СССР, на который они получили ответ, что пенсия Коновальчук А.И. назначена Первомайским райсобесом Луганской области.

Приближалась очередная годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Местными властями было принято решение перезахоронить всех павших в этой местности, в том числе и летчиков, в д.Цинка. Узнав об этом ,ребята написали родственникам членов экипажа. Наверное, их радости не было конца, когда они получили телеграмму от Закаблуковой Ефросиньи Ивановны с короткой фразой: «Выехала, встречайте 8-го».

9 мая 1967 года в деревне Цинка собрались жители всех близлежащих сел. Приехали ветераны, фронтовики и партизаны, районное и сельское руководство. Состоялся митинг, после которого летчиков, трех партизан и одну партизанку, похоронили под мемориалом.

Пионеры тепло попрощалось с матерью пилота. Была проведена торжественная линейка, после которой гостью провожали до самого города. Всё это время школьники Цинковской 8-летней школы бережно ухаживали за могилой. В дни праздников проводили торжественные митинги и возлагали венки. А в летнее время могилу украшали цветы.

Казалось бы, всё выяснено, и можно поставить точку. Но не получается… Ведь для чего-то в год 70-летия Великой Победы эта история вновь открыла страницы старого альбома, чтобы люди вспомнили об экипаже, павшем смертью храбрых на брянской земле. И при пристальном рассмотрении, оказывается, что вопросов больше, чем ответов.

Так, при всём том, что юные следопыты Краснокосарской школы ещё в 1967 году установили полные имена, звания и должности летчиков, в последнем паспорте захоронения в д.Цинка, за 2014г., за подписью начальника отдела военного комиссариата Брянской области по городам Унеча, Мглин Унечскому и Мглинскому районам О.Ю.Алейниковым, указано, что на мемориале похоронены: летчик Закоблуков А. (без звания и с неверными инициалами), стрелок Ковальчук (так исказили имя стрелка-радиста, сержанта Коновальчука Арсентия Михайловича), штурман Смирнов (вместо воздушного стрелка, сержанта Смирнова Николая Павловича), а летчик, сержант Бутковский Владимир Иванович, вообще не внесен в учетную карточку.

Есть и другой, немаловажный вопрос. Почему, не смотря на неоднократные сообщения школьников Краснокосарской школы Мглинского района Брянской области в Министерство обороны СССР, в "Книгах Памяти" Орловской и Астраханской областей Закаблуков Д.Г. и Бутковский В.И. до сих пор числятся без вести пропавшими, остальные двое вообще не увековечены.

И, конечно же, актуальной задачей остается поиск родственников Бутковского В.И., чтобы сообщить им о месте захоронения близкого им человека.

5853d42848fcb_19.JPG.c41201ca421c123b2711bc82b87670cb.JPG

5853d42850042_23.JPG.b5ca1dcfbf6aff2daf8e923085defc74.JPG

5853d4285fcb7_12.JPG.66f90eb96d56d451c480a655cf8d0869.JPG

5853d42874052_(2)13.JPG.69c2ecf6547f5cfbfd11969a752f85fb.JPG

5853d4287aef5_(2)14.JPG.6791ae009859951876bf6dc39f3bd25f.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А теперь самый главный для нас вопрос. На каком самолете вылетел в свой последний полет этот экипаж? Дело в том, что у нас есть подозрения, что это не тот самолет, который мы изначально искали, поэтому очень важна информация по его типу. Вот небольшое количество деталей, которые почепцы собрали на месте падения этого самолета, может поможет как то в определении. Заранее благодарю за помощь.

9Kv8F.jpg.aa34ea9f3566975f7d4403cdaefe395b.jpg

cEPwF.jpg.8bb9137dacf44cb2d8e67cfa16c057cb.jpg

CZehR.jpg.05a7a5f456c7276a235b1c9e40207c32.jpg

GSIlx.jpg.74b8a0d8e4724e031702f2e5423052de.jpg

mW6Sd.jpg.90a5411b0de48843ac60340dc61f810c.jpg

qr8jK.jpg.f0af6fc431f6996495d85bafedd7d936.jpg

rT629.jpg.d8d892a7947902bc6c7314ac30d89e2f.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению, у меня по этому полку почти нет данных за 1943 год. Случайно есть по потере в сентябре 1943 года Бостона и 4 человек экипажа.

У вас, вероятно, такой же вариант. Но в полку были и Пе-2/3 и Б-25.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

48 Гв. ап дальних разведчиков по данным на ГСС Сапожникова http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=15357 в 43 году они летали на Пе-2 и Пе-3.

По обломкам - есть элементы уголка с утолщением по одной кромке - Пе-2 таких содержит.

Но почему их четверо? Причем два стрелка! Это скорее экипаж Дб-3

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Повторяю, у вас скорее всего Бостон (А-20) с 4 членами экипажа. Ил-4 в этом полку не было.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Представленные обломочки по заклепкам грунтовке и уголкам очень похожи на Бостон А-20.

Нержавеющие хомуты в изобилии стояли на двигателях Wright. Там можно посмотреть внимательно, должно быть клеймо.

Отломанный номер на патрубке напоминает начало партнамбера Бостона.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот такие шильды могут быть от него (извиняюсь за качество - присланы на фото)?

ducWC.jpg.10077cda0195e61f06a260b15b9497f2.jpg

BmlAn.jpg.54556aa9febaeadba2000e72e5313107.jpg

ieaVm.jpg.4d721fb5d0f21b9c437b53b93cac4b70.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Остатки американского радиокомпаса.

Именно такого на Бостонах не встречал.

Но радиоаппаратура была довольно разнообразной и менялась с изменением моделей.

Радиостанции Bendix на А-20 точно стояли.

Скорее всего Ваша машина американец.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Представленные обломочки по заклепкам грунтовке и уголкам очень похожи на Бостон А-20.

Нержавеющие хомуты в изобилии стояли на двигателях Wright. Там можно посмотреть внимательно, должно быть клеймо.

Отломанный номер на патрубке напоминает начало партнамбера Бостона.

Если я Вас правильно понял , то разогнул вот эту детальку. Там цифры 44. Извините за качество фото.

20151201_194954.jpg.435fad5a11749f836d97608eaa800857.jpg

20151201_195050.jpg.d806b669c43ec46deb08953324ac6443.jpg

20151201_194907.jpg.c64b461f8a8926189bec9ad46c6bf11a.jpg

20151201_194911.jpg.d50c8e19461d75cb0f2d9ebb74a7eac1.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приветствую! Этот экипаж погиб на А-20в (номера самолета и мотора, возможно есть в этом деле: ЦАМО: ф.35 оп.11307 д.445 или соседних...).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Приветствую! Этот экипаж погиб на А-20в (номера самолета и мотора, возможно есть в этом деле: ЦАМО: ф.35 оп.11307 д.445 или соседних...).

Спасибо! Значит шильды наверняка с него и два разных человека говорили об одном и том же самолете!

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сегодня мужики из почепского отряда снова ездили на место падения самолета. Вот ещё несколько фото того, что от него осталось. Может поможет в опознании типа машины.

dqfDB.JPG.d9fdaab4ec432fdee15b91a600d4526f.JPG

Kdr2n.JPG.4604c4d81e009a8ca04b62e80ca63e80.JPG

kQd4D.JPG.d4a66242a9bc4d36b1f21111072e0ee2.JPG

5853d439b4170_ZyhUr(1).JPG.679823b4a1aa2fe5904c5249fe1cf4db.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот кусочки от А-20

Там ваш хомутик в сборе (это с двигателя, непосредственно к самолету не относится).

Еще металлогофра, очень похожа.

Можете поискать на мелких кусочках клейма техсборки, или номер детали, их там десятки, образец такой:

А в целом, ситуация по моему, очевидна, это Бостон ранних серий А-20в или А-20с

5853d439cf41b_.JPG.3b253142b2c4274c55db44899f86ec0b.JPG

P1010007.JPG.dd44a5e77da5ae1a01df357890a54720.JPG

5853d439f0412_.JPG.fb8cce9a3def302d4854a2735fd0def1.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо большое !

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.