Опубликовано: 5 июня, 2015 (изменено) Всем доброго вечера! Добрый вечер! Рекомендовали с ww2 обратиться к Борису Владимировичу. В харьковском музее "Высота маршала Конева" экспонируются обломки ЯК7Б. Самолет поднят сотрудниками музея с глубины 2м.на месте боев окраина города при втором освобождении Харькова в августе 43. Идентифицирован по вооружению, фюзеляжной балке, ланжерону и тд. Везение завидное! самолет горел, половина БК на борту, останков пилота не обнаружено Шильда главная " Завод 153, серия-46, зав.№36", маркировка шатунов двигателя " 315-1641" номера идентичны на всех сохранившихся шатунах По опросу местных жителей самолет упал на нейтральной территории, пилот воспользовался парашютом и направился к нашим. Возможно 183 ИАП. Изменено 6 июня, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 Повторю, что сказал на вв2: желательно фото обломков, шильды и номера. Вполне возможно, что при выпуске с завода 17.6.1943 года мотор №315-1641 был установлен на самолете Як-7б № 4615328. Случайно есть выписки по 183 иап за середину июля 1943 года только за один день. Полк получил несколько Як-7б с близкими номерами. Сообщите также где найден самолет и когда примерно там был фронт. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 И еще просьба переименовать тему, чтобы она не терялась среди других. Например: "Як-7б под Харьковом, мотор 315-1641" Я на понедельник заказал несколько дел по 294 иад. По 183 иап опись не выдали, на руках у начальства. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 По моим записям Як-7Б 4615328 в августе 1943 числился за 427-м иап (аварийный акт ЦАМО ф.35 оп.11287 д.1661 л.9) по 4615336 данных нет 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 По моим записям Як-7Б 4615328 в августе 1943 числился за 427-м иап (аварийный акт ЦАМО ф.35 оп.11287 д.1661 л.9)по 4615336 данных нет Спасибо, значит та же 294 иад. А мотор там был указан? Если авария была, могли мотор и переставить... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 В акте номера мотора не было 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 В акте номера мотора не было Сергей, а за какое число авария была и далеко ли от Харькова? И состояние самолета-мотора после аварии? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 08.43 ЦАМО ф.35 оп.11287 д.1661 л.9 Акт на трещины маслобака в 427-м иап на самолетах Як-7Б, выпущенных заводом № 153 № 4518 выпущен 10.4.43 налет 19:15 № 4559 выпущен 28.5.43 налет 18:25 № 4566 выпущен 28.5.43 налет 17:40 № 4569 выпущен 29.5.43 налет 18:30 № 4614 выпущен 28.5.43 налет 20:30 № 4628 выпущен 13.6.43 налет 22:15 № 4629 выпущен 11.6.43 налет 18:20 Это вся информация, которую я из акта выписал. Даты, увы, не было никакой. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 Спасибо! Значит, на самолете лишь мелкая проблема была. Могли успеть залатать и потерять потом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июня, 2015 Это, наверное, всего часть из списка полученных машин 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 июня, 2015 Нашел следы этого мотора. На подробности сейчас сил нет. если схематично, то сначала Як-7б №4615328 с мотором №315-1641 попал в 427 иап, как и нашел Сергей Кузнецов, а потом передали в 6 иап, где и был потерян. Нет прямой привязки пилота к самолету. Между передачей в 6 иап и приказом о списании прошло более двух недель и потеряно около десятка самолетов. В оперсводках дивизии большинство потерь полка указано с номерами самолетов, но нужного нет. Только двое пилотов проходят без номеров: л-т Архипов Анатолий Петрович мл. л-т Нестеренко Петр Трофимович Оба сбиты ИА в одном вылете 13.8.1943 года. Задача прикрытие своих войск Пересочное, Надточий, Куряжайка. Оба в ОБД числятся пропавшими без вести без пометок о возвращении. Хотя Архипов в сентябре-октябре нашелся в госпитале. Нужно проверять по делам 6 иап. Еще раз просьба указать точное место находки самолета и показать фото обломков и шильды. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 июня, 2015 Огромное спасибо! завтра растормошу музейщиков. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 Добрый день! Остатки ЯК-7Б были найдены в поселке Пересечное в р-не(ЖД моста) на глубине около 2 метров. Раньше в этом р-не была заболоченная месность. По словам очевидцев самолет был сбит в августе 1943г., летчик якобы выпрыгнул с парашютом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 Дополнительные материалы по самолету. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 Спасибо! Я сегодня постараюсь набить данные из документов со ссылками. 1. Подходит ли место падения самолета/приземления парашютиста под обстоятельства: 13.8.1943 были немцы, а 16.8.1943 эту территорию освободили советские войска? 2. Могли ли там быть заросли "камыша", чтобы летчик мог прятаться несколько дней? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 Спасибо, огромное! 1.Поселок Пересечное был освобожден советскими войсками 19.08.1943 г. 2. Поблизости падения самолета находится небольшая, заросшая камышом, р.Уды. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 (изменено) ЦАМО, фонд 13 гиад (294 иад), опись 1, дело 59 «Приказы по дивизии и гарнизону 1943 г.». л.135 Приказ №0131 от 23.7.1943 2. Самолеты Як-7б прибывшие из 761 иап №№ … 4628 с мотором М-105 пф №315-1641… Зачислить в боевой состав 427 иап. Основание: Приказ по 427 иап №072 от 10.7.43 г. л. 160 Приказ №01153 от 15.8.1943 г. 12. Самолеты Як-7б переданные в 6 иап №№ …4628 с мотором М-105 пф №315-1641… Исключить из боевого состава 427 иап. Основание: Приказ по 427 иап №083 от 5.8.43 г. 25. Самолеты Як-7б …4628 с мотором М-105 пф №315-1641… Прибывшие из 427 иап, зачислить в боевой состав 6 иап. Основание: Приказ по 6 иап №052 от 4.8.43 г. л. 169 Приказ №0169 от 30 августа 1943 г. 14. Самолеты Як-7б 43107 и 4628 с моторами М-105 пф №№ 315-762 и 315-1641 не вернувшиеся с боевого задания исключить из боевого состава 6 иап. Основание: Приказ 6 иап от 20.8.43 г. ЦАМО, фонд 13 гиад (294 иад), опись 1, дело 8 «Оперсводки 1943 г.» л.192 Оперсводка за 13.8.1943 г. к 19.00 … 6 иап в период 8.00-8.40 прикрытие войск в районе Деркачи, Полевое, Мал. Даниловка.. … мл. л-т Устич не вернулся из района прикрытия. (16.8.43 г. Устич прибыл в часть. Сел вынужденно на фюзеляж в районе Александровка из-за неисправности мат. части самолета №4603) л. 195 Оперсводка за 13.8.1943 г. к 23.00 … 6 иап в период 19.10-20.20 прикрывал бомбардировщиков в районе Пересечное, Надточий, Куряжанка. … Не вернулись мл. л-т Нестеренко, мл. л-т Устич, л-т Архипов. л.199 Оперсводка за 14.8.1943 г. к 23.00 … 6 иап прикрывал войска Сокольники, Шевченки, р-н ХТЗ, северный пост. … не вернулся мл. л-т Кодагидзе (15.8.43 перелетел на самолете в часть, садился вынужденно в 16.00 в р-не Золочев из за поломки). (Помимо этих, 6 иап понес потери 5, 7, 8 и 24 августа 1943 года. Все они или имеют другие номера или произошли в других районах или уже после списания самолета №4615328.) ЦАМО, фонд 13 гиад (294 иад), опись 2, дело 14 «Акты расследования летных боевых потерь 1943 г.» л.69- … 6 иап 294 иад …потери 2 самолета, 2 летчика ФИО 1. л-т Архипов Анатолий Петрович 2. мл. л-т Нестеренко Петр Трофимович Должности 1. Зам. К-ра АЭ с 30.12.1942 2. Командир звена с 13.5.1943 Подготовка 1. Оренбургскую АВШЛ в 1939, 19 зап в 1942, прибыл в полк в октябре 1942. 2. Чугуевскую АВШЛ в 1940 г. 19 зап в 1942, прибыл в полк в октябре 1942. Налет на Як-7б, в т.ч. в данной части 1. 167 часов/107 часов 2. 73 часа/ 73 часа Общий налет днем/ночью 1. 630 часов/6 часов 2. 389 часа/7 часов Боевых вылетов/боевой налет 1. 78/85 часов 2. 21/24 часа Воздушные бои 1. 12, сбил лично 3 самолета. Сам сбит ранее 1 раз, спасся на парашюте. 2. 3, сбитых нет, сам ранее сбит не был. Задача: прикрытие н/войск в районе Пересечное, Надточий, Куряжанка. 4-ка сковывает ИА противника, 6-ка прикрывает бомбардировщиков. Сколько раз выполняли подобную задачу: 1. 20 раз 2. 8 раз Сколоченность группы была хорошая. Летали только слетанными парами. 13.8.43 19.10-20.20 3500-4000 м в/бой с 4 ФВ-190. А. шестерка и четверка эшелонированы по высоте и пары элелон. По фронту и высоте. Б. Облачность 5-6 баллов. Д. 4 ФВ-190 атаковали наших истребителей сзади снизу с уходом после атаки в облачность. 1 Як-7б загорелся, повторной атакой был сбит второй Як-7б. ЦАМО, фонд 13 гиад (294 иад), опись 2, дело 12 «Материалы по летным происшествиям» л. 154 Донесение 6 иап от «30» сентября 1943 №0444 Командиру 294 иад ГСС гв. подполковнику Тараненко Доношу, что лейтенант Архипов, не вернувшийся с боевого задания из района Куряжанка 13.8.43 г. в настоящее время находится в госпитале №1200 в г. Борисоглебск. Будучи подбит в воздушном бою получил ожоги лица, рук, ног и осколочное ранение правой ноги. Упал на территории временно занятой противником, где и находился в поле в камышах в течении 3-х суток до прихода наших наземных войск 16.8.43 г. Подобран наземными войсками и отправлен в госпиталь, где и находится до настоящего времени. Из его слов (в письме) будет выписан из госпиталя в середине октября 1943 г. Командир 6 иап майор Лукелий. (На штампе «Вх.» стоит дата 19.10.1943.) Изменено 17 июня, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2015 Праздновать еще рановато. Пока два кандидата на этот самолет: Архипов и Нестеренко. Завтра попробую взять опись 6 иап (149 гиап) и заказать оттуда дела, если будут. 4615328 был списан в одном приказе, в одном параграфе с 43153107, который был выпущен в начале мая 1943 года с мотором 315-762. Очевидно, эти самолеты были Архипова и Нестеренко. 43153107 прибыл 26.7.1943 из 976 иап и был зачислен в 6 иап как резерв командования дивизии. Правда другим приказом дивизии этот самолет в компании меньшего количества самолетов был зачислен в состав 6 иап без всяких оговорок. Но приказ полка от того же 27.7.43 г. Вероятно, 43153107 стал использоваться в полку сразу. За это говорит то, что другой самолет из этого списка, прибывший вместе с ним - 4315379 был поврежден 8.8.43 г при посадке на живот и отправлен в ремонт. А пилотом этого самолета был как раз лейтенант Архипов, вернувшийся в часть 9.8.43 года. Т.о. Архипов должен был получить новую машину. Более вероятно, что это №4615328, а не 43153107, т.к. 4615328 прибыла в полк позже, примерно 4.8.43 г. Рация РСИ-3 - это передатчик и говорит о командирской машине. А Архипов был зам. командира аэ. Впрочем, Нестеренко тоже был маленьким командиром - звена. Но это все предположения. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 июня, 2015 Всем огромное спасибо за проделанную работу, особенно linnet. Хотелось бы побольше узнать о дислокации и боевых задачах 6 иап за период с 01.08. по 30.08. 1943 г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 июня, 2015 (изменено) Исправленное базирование: 6 иап 4.8.43 к 13.00 перебазировался с аэродрома Бутурлиновка на аэродром Масловский 6.8.43 к 20.00 перебазировался с аэродрома Масловский на аэродром Тоненький 12.8.43 к исходу дня перебазировался с аэродрома Тоненький на аэродром Ольховатка (в дивизии ошибочно назвали Ольшанка) 14.8.43 перебазировался с аэродрома Ольховатка на аэродром Толоконное Изменено 17 июня, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 июня, 2015 Позволю примечание-6 иап можно справедливо присвоить приставку харьковский! 41- ПВО Харькова 1-я оборона 42-Барвенково 43- 1-е и 2-е освобождение, 2-я и 3-я оборона Харькова 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июня, 2015 Нашел журнал учета потерь полка с указанием за некоторые периоды номеров самолетов. 4628 у Нестеренко 43107 у Архипова. Ходил смотреть учетно-послужные карточки на этих пилотов. На Архипова нет карточки, у Нестеренко есть фото курсантское. Начал процедуру заказа копии фото Нестеренко. По Архипову написал заявку узнать, нет ли на него личного дела с фотографией. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2015 Уважаемый, linnet еще раз благодарим Вас за проделанную работу. Мы уже разместили остатки самолета ЯК-7б в экспозиции мемориального комплекса. Было бы очень здорово подкрепить "Железо- словами". Если все же 46...28 самолет Нестеренко уроженца Полтавской обл. Хотелось бы набить побольше информации о пилоте, чтобы можно было связаться с его родственниками. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2015 Если Нестеренко и Архипова сбили в одном бою при выполнении боевой задачи, то можно предположить, что салолет пилота Архипова был сбит гдето рядом. Нет ли информации о месте падения 2го самолета? Будем очень благодарны. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2015 Все что есть попытаюсь позже сегодня набить. Разумеется, в материалах полка могли и перепутать номера самолетов у летчиков. Надо всегда сомневаться и проверять. Попробую сравнить известные данные по потерям самолетов - нет ли там ошибок. А так пока Архипов и место находки самолета не подходят по дате освобождения тех мест. По Архипову он прятался в камышах 3 дня, т.е. до 16 августа, а по вашему место находки освободили 19 августа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2015 По нашему мнению, Архипова не стоит исключать из возможных кандидатов. Местность, где упал самолет, было освобождено 19.08.1943 г., но пилот выпрыгнул раньше + его могло отнести ветром на территории, освобожденные 16.08.1943 г. В августе 1943 г. в этом р-не шли активные боевые действия и линия фронта не была четко очерчена. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2015 ЦАМО, фонд 149 гиап (6 иап), опись 222511, дело 8 «Журнал учета боевых и небоевых потерь летчиков и самолетов 1941-1945» лл. 11 об – 12 60. 2 аэ / 19.10 / район действий Куряжанка, Надточий / 1 Як-7б №43107 / Архипов Анатолий Петрович / 13.8.1943 Куряжанка / Сбит в бою (дописано: Находится в госпитале г. Борисоглебск) / 61. 2 аэ / 19.10 / район действий Куряжанка, Надточий / 1 Як-7б №4628 / Нестеренко Петр Трофимович / 13.8.1943 Куряжанка / Сбит в бою / //Еще несколько номеров самолета из этого Журнала сверил со своими выписками августовских потерь с номерами из оперсводок дивизии и все совпали.// ЦАМО, фонд 149 гиап (6 иап), опись 222520, дело 1 «Оперативные сводки и боевые донесения полка в марте-декабре 1943 г.» лл.175-175 об. Оперативная сводка №0167 штаб 6 иап Ольховатка к 23.00 13.8.43 г. 1. 6 иап в течении дня 13.8.43 периодическими оплетами групп самолетов Як-7б прикрывал наземные войска в районе Дергачи, Полевое, Малая Даниловка, Индивидуальный, Большая Даниловка, Пересечная, Надточный, Куряжанка с задачей поиска и уничтожения ВВС противника. … Вылетов на прикрытие наземных войск – 24 с/вылета, налет 27 часов 10 мин. … … Не вернулись с задания: 7.50-8.50 мл. лейтенант Устич, самолет Як-7б №4603 из района Деркачи. 19.10 – 20.20 лейтенант Архипов, самолет Як-7б №49107 и мл. лейтенант Нестеренко, самолет Як-7б №4628 из района Куряжанка. Один из них сбит в воздушном бою. … … 19.10 – 20.20 10 Як-7б с ведущим капитаном Киталовым на высоте Н+3500-4000 м находились в зоне истребления ВВС пр-ка Пересечная, Надточий, Куряжанка. В р-не Куряжанка встретили 2 группы ФВ-190 из которых 4 ФВ-190 находились выше, вторая группа 6 ФВ-190 находилась в стороне справа. 6 Як-7б с Китаевым развернулись на группу 6 ФВ-190, в этот момент 4 ФВ-190, находившиеся выше спикировали и снизу сзади атаковали пару Як-7б из группы Киталова. 1 Як-7б загорелся в р-не Куряжанка и пошел со снижением на нашу территорию, кто сбит точно не установлено, т.к. не вернулись 2 Як-7б лейтенант Архипов и мл. л-т Нестеренко. Остальные две атаки ФВ-190 отбиты. Обстреляны сильным зенитным огнем из р-на Куряжанка и окраина г. Харьков. Наблюдали: на окраине Харькова – очаги пожаров и особенно в районе Основа. … //т.о. самолет 4628 уже в двух документах за Нестеренко// ЦАМО, учетно-послужная карточка Нестеренко Петр Трофимович 10.1.1920 Полтавская область, Полтавский район, с. Пенгровка (?Петровка?), украинец 7 классов в 1936 г. ФЗУ в 1939 г., специальность токарь Чугуевское военное авиационное училище ХВО поступил 17.2.1940 года, окнчил 1940/или 1941? сержант с 31.1.1941 старшина с 11.11.1942 мл. лейтенант с 15.5.1943 пилот 160 резервного авиаполка с 31.1.1941 Олсуфьевская ВАШ инструктор-пилот с 22.4.1941 откомандирован на ст. Обь (под Новосибирском) ... Курбатову 2.3.1942 г. 5 запасной авиаполк командир звена 11.11.1942 6 иап ст. пилот 30.12.1942 командир звена (дата?) 13.8.1943 не вернулся с боевого задания. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 июня, 2015 Сегодня получить фото Нестеренко не удалось, пока не сделали. Но принесли для копирования еще фото Архипова из личного дела. Удалось взглянуть на фото - оно 1951 года и Архипов в звании капитана. Так что жив остался, несмотря ни на какие ОБД! Надеюсь, к среде оба фото скопируют. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах