linnet

Два Пе-2 под Воронежем

13 сообщений в этой теме

Валерий Петрович Чернышов с коллегами под Воронежем подняли два Пе-2. Оба самолета погибли в районе села Лебяжье в 42 км северо-западнее г. Воронежа. Один из них с останками двух летчиков. НТВ сделало репортаж по этому самолету.

http://www.ntv.ru/novosti/1178538/

Уже после съемок в поднятом материале обнаружили номер двигателя - 21-36. На втором самолете ранее нашли номер двигателя 21-32.

Меня воронежские друзья попросили найти данные по этим Пе-2. Не без проблем удалось установить оба самолета. Сначала искал во 2 ВА, по которой за 1942 год очень плохо с сохранившимися данными, ничего не было по номерам и в 224 бад, а также в большинстве полков дивизии на Пе-2.

Потом приступил к 15 ВА Брянского фронта и сразу нашел у себя в старых записях приказ по армии о списании матчасти, где были оба мотора, с указанием их самолетов. Вчера в делах 284 бад нашел в оперсводках и еще одном деле номера потерянных самолетов дивизии с указанием членов экипажей.

Ниже приведу данные по этим экипажам. Рассчитываю, что воронежские товарищи подбросят материал. Валерий Петрович, к сожалению, не пользуется и электронной почтой и интернетом.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

21-36

В приказе 15 ВА от 18.8.1942 списан Пе-2 32-го бап №1917 с моторами №№21-35 и 21-36, утраченный в боях в период с 6.7.по 6.8.1942.

В оперсводке 284 бад за 31.7.1942 32-й бап в течении дня звеньями самолетов под прикрытием истребителей и отдельными самолетами без прикрытия произвел 10 самолето-вылетов на разведку войск противника в районе Урицкое-Новосильское-Землянск-Сомово-Голосновка и жд перевозок на участках: Орел-Брянск, Брянск-Курск, Курск-Касторное. Задание выполнено, налет 13 часов 07 минут, израсходовано 28 ФАБ-100.

С боевого задания не вернулся самолет №1917 с экипажем ст. сержант Косымалиев, лейтенант Сизов, сержант Пискарев.

В ОБД за 31.7.1942 в 32 бап потери:

пилот старшина Косымалиев (Косымаалиев) Турдукоджо (операторы исказили имя в разных вариантах)

штурман лейтенант Сизов Алексей Иосифович

стрелок-радист Пискарев Иван Иванович

Отец командира экипажа Шамеков Косымалы из Фрунзе (ныне Бишкек). Получается, что Косымалиев/Косымаалиев/Косомалиев был киргиз по национальности. Я спросил знающих людей, у киргизов фамилии дают по имени отца.

штурман Сизов из Тульской области.

стрелок Пискарев из Сталинградской области.

Вероятно, экипаж Косымалиева летал в одиночку на разведку в прифронтовой полосе, где наши войска ударами во фланг атаковали воронежскую группировку противника. От указанных пунктов разведки Сомово и Голосновка до места падения всего несколько километров. Все разведчики брали с собой 100 авиабомбы для попутной бомбардировки, а при раскопках как раз такую авиабомбу нашли.

Найдены останки двух членов экипажа, судя по их расположению в обломках - пилота и штурмана. Есть местная легенда, что одного из членов экипажа похоронили рядом под яблоней. Возможно это был стрелок и поисковики собираются продолжать поиск его могилы.

Проверил экипаж по ОБД, нет свидетельств, что они выжили и вернулись.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

мотор №21-32, второй Пе-2, найден без экипажа

В приказе 15 ВА от 18.8.1942 списан Пе-2 778-го бап №12/74 с моторами №№ 21-260 и 21-32, утраченный в боях в период с 6.7.по 6.8.1942.

В оперсводке 284 бад за 17.7.1942 778-й бап в течении дня произвел 8 самолето-вылетов на разведку, в т.ч. указан п. Лебяжье. Один экипаж не вернулся - пилот старшина Смыков, штурман мл л-т Старостин, стрелок-радист Полуянов (Фолуянов). В этой сводке номер самолета не был указан. В другом документе 284 бад удалось найти, что самолет №1274 с экипажем Смыков-Старостин-Полуянов (Фолуянов) не вернулся с боевого задания.

пилот старшина Смыков Петр Петрович, жена в Горьков

штурман мл л-т Старостин Виктор Иванович, отец в Москве

стрелок-радист Полуянов Николай Михайлович, жена в Молотовской (Пермской) области

Останков экипажа не было найдено при раскопках. Скорее всего они погибли, но нужно проверять.

Возможны ошибки с фамилиями Смыков/Слыков и Полуянов/Фолуянов

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото номера 21-36.

Валерий Петрович условно называет эту деталь кольцо обрамления подшипника главной шестерни редуктора. Такой же номер найден на втором кольце этой же шестерни и на фрагменте навесного оборудования мотора.

Сегодня ПО ДОН продолжает раскопки в районе падения этого самолета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В приказах 284 бад еще нашел по этим номерам.

подтверждается, что 32 бап с 5 по 27.7. потерял Пе-2 №19/17 с моторами №№ 21-36 и 21-35.

в 778 бап 17.7.1942 подтверждается, что потерян Пе-2 с № 12/74 с моторами №№ 21-260 и 21-32, но экипаж указан как Черемушина Николая Власовича, а не Смыкова, который якобы не вернулся 18.7.1942 на Пе-2 №18/88 с моторами 222-54 и 222-82. Оба задание разведка в районе Щигры.

Будем проверять в полках!!!

Ранее использовал источник по дивизии, где был 1274 - Смыков, а Черемушин указан как №1501, а №1888 потерян с экипажем Кудленко. Все 17.7.1942. Так что придется проверять.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По второму ПЕ-1 без экипажа Капитан Батлер переслал фото с номером.

К сожалению, фонда 778 бап в ЦАМО не оказалось. Так что проверить разночтение с экипажами пока не удалось.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрел сегодня дополнительный источник по 32 бап - по Пе-2 с экипажем.

31.7.1942 в 18:25 вылетело 3 Пе-2 с экипажами Соколова, Косамалиева и Берестова.

Графа цель не заполнена, но еще одна тройка в этот день получала задание "Разведка боем!"

В 19:07 с высоты 4250 м бомбили Лебяжье - южный овраг и кустарник. У тройки было 18 ФАБ-100. В это же время взорван самолет старшины Касымалиева, л-т Сизов, сержант Пискарев. В месте бомбометания вела огонь ЗА, разрывы снарядов черные. Сопровождало 5 МиГов.

Наблюдали на маршруте: 18:57 Н-4250 м Покровско-Китаево по ж/д Касторное-Урицкое ничего не обнаружено, по шоссейной дороге ничего нет. Касторное-Верхополье - отдельные повозки в Верхополье. 19:03 - Кондрашовка - ничего не обнаружено, по дороге на Землянск ничего не обнаружено. 19:06 Трещевка - видел большое скопление пыли. В деревне предположительно автомашины. По дороге Кондрашовка-Трещевка ничего не обнаружено.

Возвратились 2 Пе-2 в 19:38.

В том же источнике, в разделе потери:

31.7.1942 19:07 Лебяжье 1 Пе-2 сгорел (карандашом - 1917) старшина Касымалиев, л-т Сизов, с-т Пискарев, ЗА, в районе Лебяжье после бомбометания обстрелян ЗА, самолет Касымалиева в воздухе взорвался и горящим медленно стал проваливаться и упал. Экипажи до конца падения не наблюдали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
мотор №21-32, второй Пе-2, найден без экипажа

В приказе 15 ВА от 18.8.1942 списан Пе-2 778-го бап №12/74 с моторами №№ 21-260 и 21-32, утраченный в боях в период с 6.7.по 6.8.1942.

В оперсводке 284 бад за 17.7.1942 778-й бап в течении дня произвел 8 самолето-вылетов на разведку, в т.ч. указан п. Лебяжье. Один экипаж не вернулся - пилот старшина Смыков, штурман мл л-т Старостин, стрелок-радист Полуянов (Фолуянов). В этой сводке номер самолета не был указан. В другом документе 284 бад удалось найти, что самолет №1274 с экипажем Смыков-Старостин-Полуянов (Фолуянов) не вернулся с боевого задания.

пилот старшина Смыков Петр Петрович, жена в Горьков

штурман мл л-т Старостин Виктор Иванович, отец в Москве

стрелок-радист Полуянов Николай Михайлович, жена в Молотовской (Пермской) области

Останков экипажа не было найдено при раскопках. Скорее всего они погибли, но нужно проверять.

Возможны ошибки с фамилиями Смыков/Слыков и Полуянов/Фолуянов

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52408700Смыков,да ошибки и не с одной фамилией.....

Старостин остался жив-http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/126/033-0686044-4683%2b004-4683/00000311.jpg&id=22044629&id1=724ae6830f0da1f11f18ec946b7d0de5

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=80126506Попал в плен освобожден,а в наградном ,партизанил...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Данные из наградного, что Старостин был сбит над ж/д Касторное, подтверждает сомнения в том, что экипаж Смыкова был сбит в районе Лебяжьего.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Суммирую, что известно по Пе-2, найденному без экипажа в районе Лебяжье с деталью мотора 21-32.

1. В приказе 15 ВА от 14.8.1942 указано, что в период с 4 июля по 6 августа 1942 года потерян Пе-2 №12/74 с моторами М-105 РА №№21-260 и 21-32 778 ПБАП (284 бад).

2. В деле 284 бад среди разной переписки есть таблица потерь матчасти и личного состава с 6.7.по 1.8.1942 года. в 778 бап есть потеря №1274 за 17.7.1942 года, плюс еще две потери за этот день.

№1274 - Слыков П.П.-Старостин В.И.-Фолуянов

№1501 - Чернухин-Стрельцов-Юфизин

№1888 - пилот не указан- штурман Кудленко Н.Д-радист Храпов

3. В оперсводке 284 бад за 17.7.1941 года была указана только одна потеря - нбз Смыков-Старости-Фолуянов. Номер самолета не был указан, в отличии от сводок с потерями за другие дни. К моменту составления сводки (к 19:00) 4 экипажа еще были на задании. Получается, что 2 из них не вернулись. В оперсводках за последующие дни дополнений по ним нет.

4. В приказах по 284 бад, найденных позже, есть приказ без даты за август 1942 года о списании матчасти с 6.7. по 7.8.1942 по 778 бап

Пе-2 №12/74 с моторами №№21-260 и 21-32 17.7.1942 летчик Черемушин Николай Власович нбз с разведки в р-н Щигры.

Пе-2 №18/88 с моторами №№222-54 и 222-82 18.7.1942 летчик Смыков Петр Петрович нбз с разведки в р-н Щигры.

Пе-2 №15/01 с моторами №№14-01 и 14-26 17.7.1942 летчик Морин Николай Петрович сбит истребителями противника в районе Щигры. Самолет, моторы сгорели.

Получается, что в двух источниках по 3-м экипажам нет ни одного совпадения – номера самолетов перепутаны! Фонда 778 бап в ЦАМО не существует, так что там не проверишь.

К сожалению, по предполагаемому экипажу самолета с мотором 21-32 сразу не дошли руки проверить по ОБД и Подвиг Народа. А зря!

Спасибо, что Alekcandr-31 нашел: штурман Старостин из экипажа Смыкова выжил, в наградном указано, что он был сбит в районе Касторная, потом в подполье. От Касторного до места находки более 50 км. Это подтверждает, что не самолет Смыкова упал у Лебяжьего. Еще бы немецкую заявку найти на район Касторного!

Сегодня с утра время образовалось, решил проверять все потенциальные экипажи.

Смыков тоже не погиб. Есть документ от августа 1944 об отмене приказа и что он жив. Наградных на него не нашел. Он призывался и жена в Горьковской области.

Пилот Морин, не указанный среди потерь третьего экипажа выжил. Нашел наградной на него. 17.7.42 был на задании Старый Оскол- станция Ударник. В районе этой станции самолет подожгли 3 истребителя противника. Штурман и стрелок были убиты, Морин на горящем самолете перетянул линию фронта и выпрыгнул с парашютом в расположении 161 стрелковой бригады. Самолет упал недалеко от него. Среди многочисленных Ударников на железной дороге, нашел такую станцию южнее Тербунов Липецкой области, к югу от линии фронта. Есть в ОБД о нбз Морина на Пе-2 в 72 оадрп 6 ВА 6.12.1942, в 1945 приказ о пропаже без вести отменен, видимо, вернулся из плена. Станция Ударник километрах в 40 от Лебяжьего. Получается, что и не этот самолет упал у Лебяжьего.

Из перепутанных писарями потерь 778 бап за 17.7.1942 года экипажи Смыкова и Морина сбиты далеко от Лебяжьего. Остается экипаж Черемухина.

По Черемухину в ОБД пропал без вести, отмены нет. Наград не нашел.

Стрельцов попал в плен 17.7.1942 в районе «Землянский», умер в плену 17.2.1943 от туберкулеза. Землянск в 12 км от Лебяжьего! В ОБД по нему много запросов от жены, тоже из Приволжья, но даты перепутаны – то 17.11.42, то 17.2.42 и указан 208 ап, летчик. Наград не нашел.

Юфичкин есть запись об освобождении из плена.

Таким образом все указывает на экипаж Черемухина по самолету с мотором 21-32.

Черемухин Николай Власович лейтенант 1913 г.р. жена в Челябинске

Стрельцов Виктор Степанович лейтенант 1912 г.р. отец в Приволжье, Куйбышевской области

Юфичкин Иван Евгеньевич ст. сержант 1918 г.р. отец в Свердловской области

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вышел сюжет на НТВ

http://www.ntv.ru/video/novosti/979164/

Сюжет подготовили до того, как нашлись новые данные по второму самолету без экипажа. В первоначальном источнике были перепутаны экипажи. См. пост выше.

А вот зачем нужно было у яблони ветки рубить, непонятно. Даже если она старая...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый linnet! Не попадались ли вам сведения о потере в 279 бап 284 бад за
20.7.1942?

Судя по списку, приведенному в ОБД-Мемориал, это была единственная потеря в тот день.
Вероятно, вылет был одиночный.

В ОБД  про потерю сказано: Не вернулся с разведки, район Мценск-Орел-Курск

Экипаж:

Мусатов Николай Васильевич сержант пилот 1920 г.р. Место рождения: Московская обл.,
Узловский р-н, Ключевский с/с, д. Засецкое. Место призыва: Узловский РВК Московской
обл.

Землянский Иван Трофимович мл. лейтенант возд. стрелок-бомбардир 1920 г.р.  Место
рождения: Сталинградская обл., Краснолиманский р-н, с. Терны. Место
призыва: Краснолиманский РВК Сталинградской обл. [Вероятно не Сталинградская, а
Сталинская обл., позднее - Донецкая, Красный Лиман - там]

Шлыков Александр Михайлович старшина возд. стрелок-радист 1913 г.р. Место
рождения: Воронежская обл., Токаревский р-н, Б.-Лозовский с/с. Место
призыва: Токаревский РВК Тамбовской обл. [Вероятно, район из одной области в другую был
переподчинен].

С ув., Анатолий

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу