Опубликовано: 20 августа, 2014 (изменено) Валерий Петрович Чернышов с коллегами под Воронежем подняли два Пе-2. Оба самолета погибли в районе села Лебяжье в 42 км северо-западнее г. Воронежа. Один из них с останками двух летчиков. НТВ сделало репортаж по этому самолету. http://www.ntv.ru/novosti/1178538/ Уже после съемок в поднятом материале обнаружили номер двигателя - 21-36. На втором самолете ранее нашли номер двигателя 21-32. Меня воронежские друзья попросили найти данные по этим Пе-2. Не без проблем удалось установить оба самолета. Сначала искал во 2 ВА, по которой за 1942 год очень плохо с сохранившимися данными, ничего не было по номерам и в 224 бад, а также в большинстве полков дивизии на Пе-2. Потом приступил к 15 ВА Брянского фронта и сразу нашел у себя в старых записях приказ по армии о списании матчасти, где были оба мотора, с указанием их самолетов. Вчера в делах 284 бад нашел в оперсводках и еще одном деле номера потерянных самолетов дивизии с указанием членов экипажей. Ниже приведу данные по этим экипажам. Рассчитываю, что воронежские товарищи подбросят материал. Валерий Петрович, к сожалению, не пользуется и электронной почтой и интернетом. Изменено 20 августа, 2014 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 августа, 2014 21-36 В приказе 15 ВА от 18.8.1942 списан Пе-2 32-го бап №1917 с моторами №№21-35 и 21-36, утраченный в боях в период с 6.7.по 6.8.1942. В оперсводке 284 бад за 31.7.1942 32-й бап в течении дня звеньями самолетов под прикрытием истребителей и отдельными самолетами без прикрытия произвел 10 самолето-вылетов на разведку войск противника в районе Урицкое-Новосильское-Землянск-Сомово-Голосновка и жд перевозок на участках: Орел-Брянск, Брянск-Курск, Курск-Касторное. Задание выполнено, налет 13 часов 07 минут, израсходовано 28 ФАБ-100. С боевого задания не вернулся самолет №1917 с экипажем ст. сержант Косымалиев, лейтенант Сизов, сержант Пискарев. В ОБД за 31.7.1942 в 32 бап потери: пилот старшина Косымалиев (Косымаалиев) Турдукоджо (операторы исказили имя в разных вариантах) штурман лейтенант Сизов Алексей Иосифович стрелок-радист Пискарев Иван Иванович Отец командира экипажа Шамеков Косымалы из Фрунзе (ныне Бишкек). Получается, что Косымалиев/Косымаалиев/Косомалиев был киргиз по национальности. Я спросил знающих людей, у киргизов фамилии дают по имени отца. штурман Сизов из Тульской области. стрелок Пискарев из Сталинградской области. Вероятно, экипаж Косымалиева летал в одиночку на разведку в прифронтовой полосе, где наши войска ударами во фланг атаковали воронежскую группировку противника. От указанных пунктов разведки Сомово и Голосновка до места падения всего несколько километров. Все разведчики брали с собой 100 авиабомбы для попутной бомбардировки, а при раскопках как раз такую авиабомбу нашли. Найдены останки двух членов экипажа, судя по их расположению в обломках - пилота и штурмана. Есть местная легенда, что одного из членов экипажа похоронили рядом под яблоней. Возможно это был стрелок и поисковики собираются продолжать поиск его могилы. Проверил экипаж по ОБД, нет свидетельств, что они выжили и вернулись. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 августа, 2014 мотор №21-32, второй Пе-2, найден без экипажа В приказе 15 ВА от 18.8.1942 списан Пе-2 778-го бап №12/74 с моторами №№ 21-260 и 21-32, утраченный в боях в период с 6.7.по 6.8.1942. В оперсводке 284 бад за 17.7.1942 778-й бап в течении дня произвел 8 самолето-вылетов на разведку, в т.ч. указан п. Лебяжье. Один экипаж не вернулся - пилот старшина Смыков, штурман мл л-т Старостин, стрелок-радист Полуянов (Фолуянов). В этой сводке номер самолета не был указан. В другом документе 284 бад удалось найти, что самолет №1274 с экипажем Смыков-Старостин-Полуянов (Фолуянов) не вернулся с боевого задания. пилот старшина Смыков Петр Петрович, жена в Горьков штурман мл л-т Старостин Виктор Иванович, отец в Москве стрелок-радист Полуянов Николай Михайлович, жена в Молотовской (Пермской) области Останков экипажа не было найдено при раскопках. Скорее всего они погибли, но нужно проверять. Возможны ошибки с фамилиями Смыков/Слыков и Полуянов/Фолуянов 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 августа, 2014 Фото номера 21-36. Валерий Петрович условно называет эту деталь кольцо обрамления подшипника главной шестерни редуктора. Такой же номер найден на втором кольце этой же шестерни и на фрагменте навесного оборудования мотора. Сегодня ПО ДОН продолжает раскопки в районе падения этого самолета. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 августа, 2014 МОЛОДЦЫ! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 августа, 2014 В приказах 284 бад еще нашел по этим номерам. подтверждается, что 32 бап с 5 по 27.7. потерял Пе-2 №19/17 с моторами №№ 21-36 и 21-35. в 778 бап 17.7.1942 подтверждается, что потерян Пе-2 с № 12/74 с моторами №№ 21-260 и 21-32, но экипаж указан как Черемушина Николая Власовича, а не Смыкова, который якобы не вернулся 18.7.1942 на Пе-2 №18/88 с моторами 222-54 и 222-82. Оба задание разведка в районе Щигры. Будем проверять в полках!!! Ранее использовал источник по дивизии, где был 1274 - Смыков, а Черемушин указан как №1501, а №1888 потерян с экипажем Кудленко. Все 17.7.1942. Так что придется проверять. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 сентября, 2014 По второму ПЕ-1 без экипажа Капитан Батлер переслал фото с номером. К сожалению, фонда 778 бап в ЦАМО не оказалось. Так что проверить разночтение с экипажами пока не удалось. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 сентября, 2014 Смотрел сегодня дополнительный источник по 32 бап - по Пе-2 с экипажем. 31.7.1942 в 18:25 вылетело 3 Пе-2 с экипажами Соколова, Косамалиева и Берестова. Графа цель не заполнена, но еще одна тройка в этот день получала задание "Разведка боем!" В 19:07 с высоты 4250 м бомбили Лебяжье - южный овраг и кустарник. У тройки было 18 ФАБ-100. В это же время взорван самолет старшины Касымалиева, л-т Сизов, сержант Пискарев. В месте бомбометания вела огонь ЗА, разрывы снарядов черные. Сопровождало 5 МиГов. Наблюдали на маршруте: 18:57 Н-4250 м Покровско-Китаево по ж/д Касторное-Урицкое ничего не обнаружено, по шоссейной дороге ничего нет. Касторное-Верхополье - отдельные повозки в Верхополье. 19:03 - Кондрашовка - ничего не обнаружено, по дороге на Землянск ничего не обнаружено. 19:06 Трещевка - видел большое скопление пыли. В деревне предположительно автомашины. По дороге Кондрашовка-Трещевка ничего не обнаружено. Возвратились 2 Пе-2 в 19:38. В том же источнике, в разделе потери: 31.7.1942 19:07 Лебяжье 1 Пе-2 сгорел (карандашом - 1917) старшина Касымалиев, л-т Сизов, с-т Пискарев, ЗА, в районе Лебяжье после бомбометания обстрелян ЗА, самолет Касымалиева в воздухе взорвался и горящим медленно стал проваливаться и упал. Экипажи до конца падения не наблюдали. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 сентября, 2014 мотор №21-32, второй Пе-2, найден без экипажаВ приказе 15 ВА от 18.8.1942 списан Пе-2 778-го бап №12/74 с моторами №№ 21-260 и 21-32, утраченный в боях в период с 6.7.по 6.8.1942. В оперсводке 284 бад за 17.7.1942 778-й бап в течении дня произвел 8 самолето-вылетов на разведку, в т.ч. указан п. Лебяжье. Один экипаж не вернулся - пилот старшина Смыков, штурман мл л-т Старостин, стрелок-радист Полуянов (Фолуянов). В этой сводке номер самолета не был указан. В другом документе 284 бад удалось найти, что самолет №1274 с экипажем Смыков-Старостин-Полуянов (Фолуянов) не вернулся с боевого задания. пилот старшина Смыков Петр Петрович, жена в Горьков штурман мл л-т Старостин Виктор Иванович, отец в Москве стрелок-радист Полуянов Николай Михайлович, жена в Молотовской (Пермской) области Останков экипажа не было найдено при раскопках. Скорее всего они погибли, но нужно проверять. Возможны ошибки с фамилиями Смыков/Слыков и Полуянов/Фолуянов http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52408700Смыков,да ошибки и не с одной фамилией..... Старостин остался жив-http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/126/033-0686044-4683%2b004-4683/00000311.jpg&id=22044629&id1=724ae6830f0da1f11f18ec946b7d0de5 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=80126506Попал в плен освобожден,а в наградном ,партизанил... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 сентября, 2014 Данные из наградного, что Старостин был сбит над ж/д Касторное, подтверждает сомнения в том, что экипаж Смыкова был сбит в районе Лебяжьего. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2014 Суммирую, что известно по Пе-2, найденному без экипажа в районе Лебяжье с деталью мотора 21-32. 1. В приказе 15 ВА от 14.8.1942 указано, что в период с 4 июля по 6 августа 1942 года потерян Пе-2 №12/74 с моторами М-105 РА №№21-260 и 21-32 778 ПБАП (284 бад). 2. В деле 284 бад среди разной переписки есть таблица потерь матчасти и личного состава с 6.7.по 1.8.1942 года. в 778 бап есть потеря №1274 за 17.7.1942 года, плюс еще две потери за этот день. №1274 - Слыков П.П.-Старостин В.И.-Фолуянов №1501 - Чернухин-Стрельцов-Юфизин №1888 - пилот не указан- штурман Кудленко Н.Д-радист Храпов 3. В оперсводке 284 бад за 17.7.1941 года была указана только одна потеря - нбз Смыков-Старости-Фолуянов. Номер самолета не был указан, в отличии от сводок с потерями за другие дни. К моменту составления сводки (к 19:00) 4 экипажа еще были на задании. Получается, что 2 из них не вернулись. В оперсводках за последующие дни дополнений по ним нет. 4. В приказах по 284 бад, найденных позже, есть приказ без даты за август 1942 года о списании матчасти с 6.7. по 7.8.1942 по 778 бап Пе-2 №12/74 с моторами №№21-260 и 21-32 17.7.1942 летчик Черемушин Николай Власович нбз с разведки в р-н Щигры. Пе-2 №18/88 с моторами №№222-54 и 222-82 18.7.1942 летчик Смыков Петр Петрович нбз с разведки в р-н Щигры. Пе-2 №15/01 с моторами №№14-01 и 14-26 17.7.1942 летчик Морин Николай Петрович сбит истребителями противника в районе Щигры. Самолет, моторы сгорели. Получается, что в двух источниках по 3-м экипажам нет ни одного совпадения – номера самолетов перепутаны! Фонда 778 бап в ЦАМО не существует, так что там не проверишь. К сожалению, по предполагаемому экипажу самолета с мотором 21-32 сразу не дошли руки проверить по ОБД и Подвиг Народа. А зря! Спасибо, что Alekcandr-31 нашел: штурман Старостин из экипажа Смыкова выжил, в наградном указано, что он был сбит в районе Касторная, потом в подполье. От Касторного до места находки более 50 км. Это подтверждает, что не самолет Смыкова упал у Лебяжьего. Еще бы немецкую заявку найти на район Касторного! Сегодня с утра время образовалось, решил проверять все потенциальные экипажи. Смыков тоже не погиб. Есть документ от августа 1944 об отмене приказа и что он жив. Наградных на него не нашел. Он призывался и жена в Горьковской области. Пилот Морин, не указанный среди потерь третьего экипажа выжил. Нашел наградной на него. 17.7.42 был на задании Старый Оскол- станция Ударник. В районе этой станции самолет подожгли 3 истребителя противника. Штурман и стрелок были убиты, Морин на горящем самолете перетянул линию фронта и выпрыгнул с парашютом в расположении 161 стрелковой бригады. Самолет упал недалеко от него. Среди многочисленных Ударников на железной дороге, нашел такую станцию южнее Тербунов Липецкой области, к югу от линии фронта. Есть в ОБД о нбз Морина на Пе-2 в 72 оадрп 6 ВА 6.12.1942, в 1945 приказ о пропаже без вести отменен, видимо, вернулся из плена. Станция Ударник километрах в 40 от Лебяжьего. Получается, что и не этот самолет упал у Лебяжьего. Из перепутанных писарями потерь 778 бап за 17.7.1942 года экипажи Смыкова и Морина сбиты далеко от Лебяжьего. Остается экипаж Черемухина. По Черемухину в ОБД пропал без вести, отмены нет. Наград не нашел. Стрельцов попал в плен 17.7.1942 в районе «Землянский», умер в плену 17.2.1943 от туберкулеза. Землянск в 12 км от Лебяжьего! В ОБД по нему много запросов от жены, тоже из Приволжья, но даты перепутаны – то 17.11.42, то 17.2.42 и указан 208 ап, летчик. Наград не нашел. Юфичкин есть запись об освобождении из плена. Таким образом все указывает на экипаж Черемухина по самолету с мотором 21-32. Черемухин Николай Власович лейтенант 1913 г.р. жена в Челябинске Стрельцов Виктор Степанович лейтенант 1912 г.р. отец в Приволжье, Куйбышевской области Юфичкин Иван Евгеньевич ст. сержант 1918 г.р. отец в Свердловской области 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 сентября, 2014 Вышел сюжет на НТВ http://www.ntv.ru/video/novosti/979164/ Сюжет подготовили до того, как нашлись новые данные по второму самолету без экипажа. В первоначальном источнике были перепутаны экипажи. См. пост выше. А вот зачем нужно было у яблони ветки рубить, непонятно. Даже если она старая... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая, 2018 Уважаемый linnet! Не попадались ли вам сведения о потере в 279 бап 284 бад за 20.7.1942? Судя по списку, приведенному в ОБД-Мемориал, это была единственная потеря в тот день. Вероятно, вылет был одиночный. В ОБД про потерю сказано: Не вернулся с разведки, район Мценск-Орел-Курск Экипаж: Мусатов Николай Васильевич сержант пилот 1920 г.р. Место рождения: Московская обл., Узловский р-н, Ключевский с/с, д. Засецкое. Место призыва: Узловский РВК Московской обл. Землянский Иван Трофимович мл. лейтенант возд. стрелок-бомбардир 1920 г.р. Место рождения: Сталинградская обл., Краснолиманский р-н, с. Терны. Место призыва: Краснолиманский РВК Сталинградской обл. [Вероятно не Сталинградская, а Сталинская обл., позднее - Донецкая, Красный Лиман - там] Шлыков Александр Михайлович старшина возд. стрелок-радист 1913 г.р. Место рождения: Воронежская обл., Токаревский р-н, Б.-Лозовский с/с. Место призыва: Токаревский РВК Тамбовской обл. [Вероятно, район из одной области в другую был переподчинен]. С ув., Анатолий 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах