Опубликовано: 1 августа, 2013 Вот карта местности. Шаумян в верхнем левом углу. Место и направление падения обозначил. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Выдержки из книги историка Туапсинской оборонительной операции С.И. Феоктистова: 6 октября, летчиками 236-й авиадивизии было выполнено 117 боевых вылетов, из них половина на штурмовку. ... Через несколько часов четыре Ил-2 (ведущий лейтенант В. Т. Громов) вылетели на штурмовку в район станции Хады-женской. Около 7 часов утра недалеко от Навагинской их атаковали две пары Ме-109. Истребители прикрытия (четыре ЛаГГ-3 246-го авиаполка) на этот раз действовали четко: они не только отразили попытку врага атаковать «илы», но и сами сбили два «мессершмитта», заставив остальных обратиться в бегство. По одной победе записали на свой личный боевой счет капитан П. Д. Федоров и старший сержант В. М. Гридюшко. Штурмовики потерь не имели, но один из «лаггов» после атаки двух Ме-109 загорелся и упал на землю. Пилотирующий его командир звена младший лейтенант В. М. Стародубцев погиб.{22} 7 октября. .. Во второй половине дня летчикам 246-го авиаполка пришлось выдержать еще более напряженную схватку. Смешанная группа из пяти ЛаГГ-3 этого и двух Як-1 518-го истребительного авиаполка вылетела на прикрытие войск 18-й армии, Вел группу командир звена младший лейтенант П. М. Камозин. К району патрулирования подошли двумя группами: внизу, на высоте 2000 метров пара Як-1 и на 500–600 метров выше — пять ЛаГГ-3. Связь между группами поддерживалась по радио. В 14 часов 25 минут в десяти километрах восточное села Шаумян была замечена большая группа самолетов: 11 пикирующих бомбардировщиков Ю-87, четыре истребителя-бомбардировщика Ме-110 и шесть прикрывающих их истребителей Ме-109. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке. Пятерка «лаггов» устремилась навстречу вражеским истребителям. Поймав ведущего первой пары немецких истребителей в прицел, Камозин с 200 метров ударил из пушки и пулемета по кабине и мотору самолета противника. Ме-109 опрокинулся и заштопорил к земле. Почти сразу же за ним стал падать и его напарник, сбитый одним из ведомых Камозина, который, не теряя времени, ринулся в атаку на следующую пару Ме-109. Сблизившись с самолетом врага, он меткой очередью сбил его. Тем временем пара «яков» атаковала вставшие в круг для бомбометания Ю-87. Лейтенант С. М. Колесников и старший сержант Ф. Б. Варфоломеев уничтожили по «юнкерсу», но сами были сбиты. В разгар боя к немцам подошло подкрепление: шесть-семь Ме-109 (по другим данным 15–16). Началось то, что летчики называют «собачьей свалкой». Боевой порядок окончательно рассыпался, каждый летчик действовал самостоятельно. Постепенно бой перешел на виражи, где «лагги» имели некоторые преимущества перед Ме-109. После меткого удара Тоичкина заштопорил к земле очередной «мессер», как факел, вскоре вспыхнул другой. Но и нашим летчикам пришлось нелегко. С резким снижением увел в сторону моря свою подбитую машину младший лейтенант А, И. Дагаев, выбросился на парашюте из кабины горящего «лагга» старший сержант К. К. Поздняков. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 (изменено) Выдержки из книги историка Туапсинской оборонительной операции С.И. Феоктистова:6 октября, летчиками 236-й авиадивизии было выполнено 117 боевых вылетов, из них половина на штурмовку. ... Через несколько часов четыре Ил-2 (ведущий лейтенант В. Т. Громов) вылетели на штурмовку в район станции Хады-женской. Около 7 часов утра недалеко от Навагинской их атаковали две пары Ме-109. Истребители прикрытия (четыре ЛаГГ-3 246-го авиаполка) на этот раз действовали четко: они не только отразили попытку врага атаковать «илы», но и сами сбили два «мессершмитта», заставив остальных обратиться в бегство. По одной победе записали на свой личный боевой счет капитан П. Д. Федоров и старший сержант В. М. Гридюшко. Штурмовики потерь не имели, но один из «лаггов» после атаки двух Ме-109 загорелся и упал на землю. Пилотирующий его командир звена младший лейтенант В. М. Стародубцев погиб.{22} 7 октября. .. Во второй половине дня летчикам 246-го авиаполка пришлось выдержать еще более напряженную схватку. Смешанная группа из пяти ЛаГГ-3 этого и двух Як-1 518-го истребительного авиаполка вылетела на прикрытие войск 18-й армии, Вел группу командир звена младший лейтенант П. М. Камозин. К району патрулирования подошли двумя группами: внизу, на высоте 2000 метров пара Як-1 и на 500–600 метров выше — пять ЛаГГ-3. Связь между группами поддерживалась по радио. В 14 часов 25 минут в десяти километрах восточное села Шаумян была замечена большая группа самолетов: 11 пикирующих бомбардировщиков Ю-87, четыре истребителя-бомбардировщика Ме-110 и шесть прикрывающих их истребителей Ме-109. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке. Пятерка «лаггов» устремилась навстречу вражеским истребителям. Поймав ведущего первой пары немецких истребителей в прицел, Камозин с 200 метров ударил из пушки и пулемета по кабине и мотору самолета противника. Ме-109 опрокинулся и заштопорил к земле. Почти сразу же за ним стал падать и его напарник, сбитый одним из ведомых Камозина, который, не теряя времени, ринулся в атаку на следующую пару Ме-109. Сблизившись с самолетом врага, он меткой очередью сбил его. Тем временем пара «яков» атаковала вставшие в круг для бомбометания Ю-87. Лейтенант С. М. Колесников и старший сержант Ф. Б. Варфоломеев уничтожили по «юнкерсу», но сами были сбиты. В разгар боя к немцам подошло подкрепление: шесть-семь Ме-109 (по другим данным 15–16). Началось то, что летчики называют «собачьей свалкой». Боевой порядок окончательно рассыпался, каждый летчик действовал самостоятельно. Постепенно бой перешел на виражи, где «лагги» имели некоторые преимущества перед Ме-109. После меткого удара Тоичкина заштопорил к земле очередной «мессер», как факел, вскоре вспыхнул другой. Но и нашим летчикам пришлось нелегко. С резким снижением увел в сторону моря свою подбитую машину младший лейтенант А, И. Дагаев, выбросился на парашюте из кабины горящего «лагга» старший сержант К. К. Поздняков. Жека,тогда получается и Стародубцева нельзя исключать,как я понял Навагинская находиться не далеко от Шаумяна и от места падения Навагинская примерно в 16км,а Шаумяна в 11,для с-та это не расстояние,тем болие был жаркий бой,с-т Догаева подбитый уходил в сторону моря,а направление падения Стародубцева не указанно. Изменено 1 августа, 2013 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 В документах указано, что самолет Стародубцева загорелся и упал на землю. Бой происходил на участке Хадыженская-Навагинская. Учитывая, что остальные участники боя наблюдали падение, маловероятно, что самолет Стародубцева пролетел еще 20 км, перелетев при этом через горные хребты водораздела. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Жека,а можно какой-нибудь убойный документ найти,акт списания в котором будет указан номер с-та и фамилия пилота,я то в этом деле батан,я только железки определять могу,но для общего развития хотелось бы знать 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Жека,тогда получается и Стародубцева нельзя исключать,как я понял Навагинская находиться не далеко от Шаумяна и от места падения Навагинская примерно в 16км,а Шаумяна в 11,для с-та это не расстояние,тем болие был жаркий бой,с-т Догаева подбитый уходил в сторону моря,а направление падения Стародубцева не указанно. 100% самолет падал в сторону моря, обломки растянуты примерно на 200 метров. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Всем добрый вечер! В принципе Жека в верхней части всё уже рассказал, остались детали. 07.10.42 г. воздушный бой происходил в 10 км восточнее Шаумяна, а это как раз над п. Гойтх. Найденный нами ЛАГГ-3 находится в 1-1,5 км от п. Гойтх. всё сходится один к одному, и направление ухода подбитого самолёта, и само направление падения. Только вот мы сегодня доработав территорию разброса обломков пришли единодушно к одному мнению: самолёт взорвался в воздухе. Ничем другим не объяснишь разброс элементов пристяжной, парашюта, реглана, шлемофона лётчика на расстоянии примерно 150-200 метров, так же как и остальных фрагментов самолёта. Может быть по этому и осталась формулировка - не вернулся на свой аэродром (с боевого задания). Были найдены некоторые обломки, идентифицировать которые мы точно не смогли, ну и в том числе номерные. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Ещё фото, в том числе фрагмент какой то одежды с пряжкой, а краны откручивались от руки 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Ещё фото цветмета, наше мнение что это от чего-то из вооружения, номер 1Л 979, извиняюсь за качество, исправлю! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Ну и главное, номер самолёта - 2503, выбитый на каком кронштейне, который что-то держал, завтра качественно отсниму всё и тогда представлю на Ваш суд. Ещё раз тысяча извинений за качество. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Ещё фото цветмета, наше мнение что это от чего-то из вооружения, номер 1Л 979, извиняюсь за качество, исправлю! хрень со 105го,вот только не помню где она там была 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Приехав сегодня на место, у меня уже были некоторые данные по этому району из предыдущих тем, поэтому облазив в который раз место падения пришёл к выводу: мл. л-нт А.И.Дагаев единственная кандидатура из того немногого, что мы имеем на сегодняшний день, хотя по началу была версия что здесь находятся обломки 2-х самолётов, уж очень большой радиус их разброса. То что нашли фрагменты аммуниции лётчика в разных местах - ещё раз подтвердило нашу версию (как Жека и сказал сразу) пилот погиб вместе с машиной. Исходя из большого количества мелких обломков металла, раскиданных везде и всюду, пришли к выводу что от пилота мало что уцелело, а если и уцелело, то по прошествии более 70-ти лет превратилось в тлен... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 августа, 2013 Приехав сегодня на место, у меня уже были некоторые данные по этому району из предыдущих тем, поэтому облазив в который раз место падения пришёл к выводу: мл. л-нт А.И.Дагаев единственная кандидатура из того немногого, что мы имеем на сегодняшний день, хотя по началу была версия что здесь находятся обломки 2-х самолётов, уж очень большой радиус их разброса. То что нашли фрагменты аммуниции лётчика в разных местах - ещё раз подтвердило нашу версию (как Жека и сказал сразу) пилот погиб вместе с машиной. Исходя из большого количества мелких обломков металла, раскиданных везде и всюду, пришли к выводу что от пилота мало что уцелело, а если и уцелело, то по прошествии более 70-ти лет превратилось в тлен... Алекс,а колена от мотора не нашли? Может дальше укатилось,разброс обломков конечно огромный для Лагга,версия что взорвался в воздухе подтверждается,мотор при таком раскладе обычно в грунт глубоко не входит,оставляет небольшую воронку и в ней лежит,но это в обычной земельки,а у вас там грунт больно плотный,мотор наверное в металл упёрли металлюги, наши злейшие враги... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 Алекс,а колена от мотора не нашли? Может дальше укатилось,разброс обломков конечно огромный для Лагга,версия что взорвался в воздухе подтверждается,мотор при таком раскладе обычно в грунт глубоко не входит,оставляет небольшую воронку и в ней лежит,но это в обычной земельки,а у вас там грунт больно плотный,мотор наверное в металл упёрли металлюги, наши злейшие враги... Можно я повстреваю? Обломков более килограмма небыло, как небыло и очага с обломками, все ровненько растянуто. Со сторны пшиша хвостовое больше и в сторону гор уже движковые, фюзеляжные, причем ничего из ГРМ или КШМ найдено небыло вообще, уперли конечно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 Значит грёбанные металлюги мотор сперли А от пилота совсем ничего не попалось? может местные похоронили, поселок рядом же 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 Значит грёбанные металлюги мотор сперли А от пилота совсем ничего не попалось? может местные похоронили, поселок рядом же Информации никакой. От пилота как и описывал Алекс21 тоько парашютное кольцо, пристяжной карабин, часть наушника, блестяшие застежки вместе с проволокой от кресла и всё это было растянуто вместе с остальными обломками. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 Я имел в виду костные останки. А в р- оне места падения наши части были? Может солдаты останки собрали и похоронили как безымянного не далеко от места падения.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 По большому счету это практически передовая. Что касается "собрали и похоронили" то конечно может быть всякое, но там до сих пор верховые кости солдат валяются, так-что даже не знаю сталбы кто-нибудь заморачиваться с фрагментированными останками летчика. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 Я имел в виду костные останки. А в р- оне места падения наши части были? Может солдаты останки собрали и похоронили как безымянного не далеко от места падения.. Так и я про костные, небыло их. Есть в непосредственной близости наши окопы и блины, прям на кромке разброса обломков, кстати в одном из блинов были части самолета, но принесеные туда позже или бойцами - непонять. Совсем неподалеку, есть и немецкие блины. Кто в это время там окапывался хз. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 А реально найти оперсводки наземных подразделений которые находились там на момент гибели Дагаева, может за эту дату что- то будет в донесениях, например "такого числа, во столько то времени, над позициями такого-то подразделения, упал советский с- т, найден труп летчика без документов, труп похоронен в санитарном захоронении" 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 августа, 2013 Для общего представления, очень схематично, камрады поправят если что. Синим ручьи, берега достаточно высокие, обломки практически только на правых берегах, становится понятно откуда куда падал самолет. Наши окопы и блины на краю склона, в принципе и обломки по этот склон - ниже блинов. Пятно как было сказано метров 200 х 70 прим. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 А можно я вставлю тоже слово. Значит по линии фронта: немцы заняли Гойтх 21 октября после 18 часов вечера. А воздушный бой был 07 октября. Целых 14 дней до начала боевых действий! Значит и окопов, блинов и прочего там не было, когда самолёт взорвался над пустым лесом. Это уже потом в блины натаскали обломков, которыми были усыпаны склоны. Ну и соответственно фрагментов костных к тому времени могло просто не остаться из-за наличия в лесу зверья. Поэтому ни в каких документах, как "найденный труп лётчика" он скорее всего и не фигурирует, потому что находить собственно было нечего, так - мелкие фрагменты всего. Теперь по второму вопросу, я поправлю своего коллегу по экспедиции, я специально замерил длину своего шага, (рост у меня 193 см) получилось в норме от пятки одной ноги до носка другой - 102-103 см. Т.е. около 1 метра +_ 3 см. Померил пятно разброса обломков: получилось более 220 метров в длину и около 135 метров в ширину. Волоки, они обозначены на рисунке желтым цветом, скорее всего существовали и в то время, но не в таком количестве, это утверждение базируется на первой крупной находке - станине под УБ прямо посреди волока на глубине 10-15 см, т.е. волока делались прямо по обломкам. Теперь по этому вопросу: "А реально найти оперсводки наземных подразделений которые находились там на момент гибели Дагаева, может за эту дату что- то будет в донесениях, например "такого числа, во столько то времени, над позициями такого-то подразделения, упал советский с- т, найден труп летчика без документов, труп похоронен в санитарном захоронении". Миша, посмотри ещё раз документ в котором написано:"не вернулся с боевого задания", и рядом по В.М. Стародубцеву "сбит в воздушном бою". Что я хочу сказать, в случае со Стародубцевым свидетели в/б точно видели гибель своего товарища, поэтому и точная формулировка в документе. А "не вернулся с боевого задания" предполагает элемент неизвестности произошедшего с лётчиком и его самолётом, тем более в оперативной сводке подтверждается, что самолёт Дагаева был подбит и вышел из боя со снижением в сторону моря. Дальше его никто не видел, формулировка "не вернулся на свой аэродром" довольно редкая, скорее всего воздушный бой шёл немного в стороне, поэтому взврыва над землей в стороне могли просто не заметить. А место разброса обломков находиться на обратном склоне от Гойтха, войск не было, все наблюдают за в/б, падение и взрыв за горой мог никто не заметить, а если и заметили, что скорее всего и было - то свидетели либо сгинули в лихолетье, либо ушли со временем. Прошло то сколько лет когда кто-то стал интересоваться местами падений, может бы мы могли и больше их знать, если всё это развивалось 20-30 лет назад, свидетели-то уходят... Теперь об крупных обломках, несколько лет назад оттуда вытащили стойку шасси и, как я правильно понял, "винт", т.е. редуктор с лопастями, а может и просто лопасть винта. Обломки разбросаны в легко доступном месте, много мелких, скорее всего крупные и были вытащены на металлолом. Поэтому и была предпринята попытка этим летом посетить данное место и попытаться установить принадлежность обломков, а если будут и признаки гибели пилота, то его имя. Что мы с успехом, я считаю, и сделали. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 Теперь немного обещанных фото 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 новое фото номера 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 и фото интересного прибора, думаю всем всё будет понятно без слов 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 ИМХО на фото IMG_20130803_162802 выбит номер мотора М-105 ПФ 3-1242 Такой номер в моей базе есть. Он был установлен на самолете ЛАГГ-3 № 2513. Самолет прибыл с завода в состав 246 ИАП 21.09.42 г. вместе с ЛАГГ-3 № 2503, который, как предпологалось ранее, и был найден (в чем теперь я не уверен). Самолет ЛАГГ-3 № 2513 тоже "не дожил" до ноября 42-го и был потерян в октябре, как и ЛАГГ-3 № 2503. Собственно говоря по сути своей это ничего не меняет, пилотом найденного самолета скорее всего был мл. л-т Догает. Просто получется, что погиб он на ЛАГГе № 2513. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 (изменено) Заместо дефиса ставить лежачую еденицу и Ф из цыфр это жесть, была такая мысль, но счел ее больной А вообще все логично. И немог ли быть движек перекинут с одной машины на другую? Патрубок алюминиевый был найден весь перевареный, просто треснуть он немог, швы и вдоль и поперек были, как предположение? Изменено 3 августа, 2013 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 В Акте приемо-передачи ЛАГГи №№ 2503 и 2513 стоят рядом. Возможно, это конечно только предположение, что за счет того, что самолеты стоят рядом, писарь перепутал их заводские номера моторов. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 Блин! Вот и не верь в совпадения! самолёт ЛАГГ-3 №25-15 я подымал в январе этого года... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа, 2013 Жека! Сразил наповал: я тер эту "шелезяку", ловил ракурс, чтобы получше сфотать, предполагал только номер самолёта, а ОНО ВОНА КАК! Миша7777! Вот так и находятся самолёты и пилоты спустя десятки лет. Внимательное изучение, опыт, опыт, опыт, и немного везения. А по возвращении из леса в четверг в глубине души у меня остался только 1 % из того, что мы нашли номер мотора. Найденный номер самолёта 2503 перевешивал ВСЁ! УУУУУУРРРААААААА! Всё таки приметы сбываются! Нашли ТО, что НАДО было! Только сейчас, под сильным увеличением увидел и догадался: две буквы "Г" это две половинки "П", а комбинация из двух 0 и 1 посередине это "Ф", там на снимке видно чётко -0 рядом с ним начало другого 0 и между ними ниже 1, дальше номер 3-1242! Ну, Жека! Ну ты МОГЁШЬ!!! А что это за деталь, завтра сфотаю получше, видно только, что обломок откуда-то из движка... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах