Командир Николаич

Авиаполки в Маловишерском районе 120-ОАЭС

29 сообщений в этой теме

Накопил немного материала по авиаполкам, которые воевали и базировались в Маловишерском районе, если кто-то добавит свою информацию в раздел, будет здорово. Хочется, что бы в одном месте была накоплена вся информация по авиаполкам и отдельным авиаэскадрильям.

Начну с авиаэскадрильи связи по воспоминаниями Николая Филипповича Бороздина

120-я отдельная авиационная эскадрилья связи ордена «Красной звезды»

(120 ОАЭС)

В действующей армии: 24.06.41 - 26.02.44 и 24.04.44 - 26.11.44

командиры эскадрильи

майор В.В.Лукашевич

капитан И.Е.Подольский

На вооружении эскадрильи были самолеты По-2

В начале 1942 г. действовала в полосе 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса на Волховском фронте.

Кроме выполнения связных заданий, экипажи доставляли медикаменты, продовольствие, боеприпасы, вооружение, забрасывали партизан, вывозили раненых, тяжелобольных. Для перевозки людей силами механиков в самолетах делалась третья кабина позади двух штатных.

Воспоминание ветерана 120-й ОАОКЗЭС - отдельной авиационной

ордена «Красная Звезда» эскадрильи связи 14-й Воздушной армии.

(Материал составлен, в значительной степени, по

воспоминаниям, а так же с использованием

документов: справки Архива Министерства Обороны

СССР, Архива Военно-медицинских документов,

госпиталей, 120-й ОАОКЗЭС, красноармейской

книжки, военного билета, частично - переписки с

однополчанами).

Из справки Архива Министерства Обороны СССР. Отдел «4» 26 сентября1974 г. № 102586:

«В приказе 120 отд.авиаэскадрильи связи В№ 1 от 3 июля 1941 г., зна-чится: «...Объявляю выписку из приказа по 41 САД об окончательном форми¬ровании 120 ОАЭС:

«На основании дерективы штаба ЛBО № 1/33699 от 14.6.1941 г., полагать сформированной 120 отд.авиаскадрилью связи на 1 июля 1941 г. в следующем составе:......................................................................................................................».

«120 отд.авиаэсксадрилья связи с 24.6.41 г. по 26.2.44 г., с 24.4.44 г. по 26.11.44 г. входила в состав Действующей Армии».

МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЭСКАДРИЛЬИ (основного состава) в период с 22 июня 1941 г. по День Победы - 9 мая 1945 г. (по личным записям).

22 июня - 31 июля 1941 г.- г. Красногвардейск, ныне г. Гатчина;

1 августа - 24 августа 1941 г. - д.Кицуя Ленинградской обл.;

25 - 26 августа 1941 г. - д.Андреево Ленинградской обл.;

27 августа - 8 сентября 1941 г. - д.Кайвакса Ленинградской обл.;

9 сентября - 26 октября 1941 г. - д.Паголда Ленинградской обл.;

с 26 по 31 октября 1941 г. - в дороге;

с 1 ноября по 31 декабря 1941 г. - д.Рысцево (г.Бабаево) Вологод¬ской обл.;

2 января - 25 января 1941 г. - ст.Хвойная Новгородской обл.;

27 января - 30 июля 1942 г.- г.Малая Вашера Новгородской обл.,

1 августа 1942 г. - 11 января 1944 г. - д.Новая Крапивна Новго¬родской обл.;

13 января - 29 января 1944 г. - ст.Веребье Новгородской обл.;

29 января - 5 марта 1944 г. -д.Замошье (наземный эшелон), а летно-

технический состав и матчасть - д.Новоселицы Новгородской обл.;

5 марта - 11 апреля 1944 г.- Едрово Новгородской обл.;

13 мая - 1 июня 1944 г. - д. Великое Село Новгородской обл.;

1 июня 1944 г. - д.Кадовщина Псковской области.

С 30 июня по 4 сентября 1944 г. я находился на излечении в госпиталях: 30 июня - 8 июля ТППГ № 2697, затем по 4 сентября в ЭГ № 1987 в г. Боровичи Новгородской облас¬ти. С 4 по 13 сентября с маршевой ротой по пути на фронт, 14 - 17 сентября в 123-м Запасном полку, уже на территории Эстонии и с 17 сентября 1944 года прибыл в свою часть - 120-ю ОАОКЗЭС.

17 - 21 сентября 1944 г. - д.Киви Эстония;

21 сентября - 2 октября 1944 г. - Бабино Эстония;

3 октября 1944 г. - 17 мая 1945 г. - Мыза Приекули (близ г.Цесис) в Латвии.

Отсюда нас 7 человек технического состава (Н.Ф. Бороздин - старшина, И.А. Бабин - старшина, Н.Н. Бешлов - старшина, С.Н. Ватолин - старшина, А.И. Карманов - старшина, В. Михайлов - сержант, Н. Соболев - старшина), откоманди¬ровали в г. Ленинград в распоряжение Отдела комплектования 13-й Воздушной армии, где я находился до демобилизации в 30-м Рижском авиационном штурмо¬вом полку 180-й авиационной штурмовой дивизии. Демобилизовался со второй очередью 16 октября 1945 года. Потому и не указываю сроки и места базирова¬ния эскадрильи с 30 июня по 17 сентября 1944 года, так как нахо¬дился в госпиталях на излечении, в маршевой роте и в Запасном полку.

О личном составе эскадрильи.

(что сохранилось в памяти и из переписки с однополчанами).

ЛУКАШЕВИЧ Владимир Владимирович, 1905 года рождения, уроженец д.Дубки Ивановской области, член КПСС, майор, был первым командиром 120-й ОАЭС с момента ее сформирования и до апреля 1942 года, когда был переведен в 658 ночной бомбардировочный авиационный полк на должность командира. Из переписки: 26 февраля 1944 г. в звании подполковника, будучи начальником авиационного отдела 2-й Ударной армии Ленинградского фронта на Ораниен¬баумском плащарме трагически погиб при исполнении служебных обязаннос¬тей.

КОНДРАШОВ Петр Михайлович, 1905 года рождения, член КПСС с 1928 года, капитан. Со дня сформирования 120-й ОАЭС был комиссаром - с июня 1941 г. по октябрь 1942 г., затем заместителем командира 120-й ОАЭС по политчасти до марта 1943 г. 14-я Воздушная армия Волховский фронт. Выбыл в распоря¬жение Политотдела 14-й Воздушной Армии. По сведениям из Окуловского РBK - в ноябре 1945 г. уволен в запас. Умер 14 мая 1963 г.. Его жена - Кондрашова Татьяна Трофимовна проживает в г. Окуловка-1 Новгородской области ул. Петра Трычкова д.7 кв. 2.

ПОДОЛЬСКИЙ Иван Ефимович, член КПСС, второй командир 120-й ОАЭС, сменил выбывшего майора В.В. Лукашевича. В авиаэскадрильи И.Е. Подольский был со дня оформирования, вначале старший лейтенант - заместитель командира AЭ по летной части, а с 10 апреля 1942г. по апрель 1944 года - командир авиаэскадальи. С 10 апреля 1942 г. по 20 сентября 1942 г. - звание капитан, а с 20 октября 1942 г. ему было присвоено звание - майор, в этом звании выбыл из 120 ОАЭС в другую часть с повышением. Из переписки: умер И.Е. Подольский 6 января 1973 года в г.Краснодар. Адрес его жены: 350063 г.Краснодар 63, ул.Шаумяна д.14, кв.11

НЕУЙМИН Алексей Абрамович, 1918 года, уроженец с.Ишлинское, Свердловской области. Член КПСС с 1943 года. Из крестьян, русский. Образование общее - 6 классов. Специальное - Пермская авиационная школа военных летчиков. Окончил ее с присвоением воинского звания - младший лейтенант. По окончании Пермской во¬енной авиашколы был направлен для прохождения службы в 311 разведыватель¬ный авиационный полк летчиком, где служил с октября 1940 г. в Ленинград¬ском Военном Округе по июль 1941 года, затем 4-го июля 1941 года был пе¬реведен в 120-ю ОАЭС в Оперативную группу ВВС Ленинградского фронта лет¬чиком. В 1943 г. уже в звании старшего лейтенанта был назначен командиром звена и затем заместителем командира AЭ по летной части. И с апреля 1944 года стал командиром эскадрильи. Было присвоено звание - капитан. В дол-жности командира 120-й Отдельной авиационной ордена Красной Звезды эска¬дрильи связи Алексеи Абрамович Неуймин был до Дня Победы - 9 мая 1945 г. Из переписки: со времени расформирования 120-й ОАОКЗЭС в мае 1945 г. по октябрь 1948 г. служил в Советском Армии в авиационных частях, когда был демобилизован в запас. С 15 января 1949 года до февраля 1971 года работал в г.Свердловске в Управлении Гражданского Воздушного Флота на летных должностях вначале, затем по личной просьбе был переведен на хозяйствен¬ную работу. За период работы в Свердловском Управлении ГВФ ему было объяв¬лено 23 поощрения. Умер 9 феврала 1971 г.. Похоронен в г.Свердловске . Адрес его родственников: 620026 г. Свердловск ул.Тверитина 48 кв. 6. Жена - Любовь Васильевна Нэуймина, дочь - Вера Алексеевна Неуймина.

НОВИКОВ Иван Михайлович, член КПСС, капитан был штурманом 120-й ОАЭС со времени сформирования до (примерно) средины 1943 г. Был членом партийного Бюро авиаэскадрильи. Выбыл в другую часть.

МОРОЗКО К., член КПСС, капитан, был штурманом АЭ, после выбытия Новикова, и до Дня Победы - 9 мая 1945 г.

РУДОМАЗИН, старший лейтенант, по должности штурман, примерно с апреля 1943 года секретарь Партбюро АЭ, после выбытия П.М. Кондрашова, мы счита¬ли его фактическим заместителем командира АЭ по политчасти. В 120-й АЭ и встретил День Победы - 9 мая 1945 года в указанной должности штатной и выборной.

ПЕТУХОВ Николай Николаевич, член КПСС, лейтенант, командир взвода свя¬зи. С первых дней формирования 120-й АЭ был избран секетарем Партбюро и был в указанных строевой и выборной должностях до декабря 1941 г., когда он был откомандирован в другую часть.

КИРЮХИН Сергей Иванович, 25 октября 1910 года рождения, русский, член КПСС с 1938 г., капитан, штурман, в 120-й ОАЭС был начальником штаба АЭ с октября 1941 г. (тогда базировалась в д.Паголда возле г.Тихвин) и до ап¬реля 1942 года (примерно).Выбыл в другую часть.

ПОМАРНАЦКИЙ Михаил Валентинович, вначале старший лейтенант интендант¬ской службы, затем капитан. В 120-й ОАЭС: июль-декабрь 1941 г. - нач.фин¬части. Январь - апрель 1942 г. - нач.связи и с апреля 1942 г. по октябрь 1943 г. – начальник штаба АЭ. Выбыл в другую часть.

БАХМАЦКИЙ, капитан, штурман. Был штурманом звена 120 ОАЭС, по убытии Помарнацкого, был назначен начальником штаба АЭ и эту обязанность испол¬нял (примерно) до февраля 1945 г., когда вернулся к обязанностям штурма¬на звена АЭ, а на должность начальника штаба АЭ был прислан капитан Копаев - сведения о последнем из переписки.

ГРИГОРЬЕВ, инженер-капитан, с первых дней сформирования AЭ до апреля 1Э42 года, когда был переведен в 658 ночной бомбардировочный авиационный полк в 59-ю Армию, вскоре после перевода туда майора Лукашевича, был инженером AЭ (заместитель командира AЭ но эксплуатации)

СУХОВ Василий Афонасьевич, 1911 года рождения, член КПСС с июня 1932 г.. В 120-ю АЭ был переведен из 658 ночного БАП, одновременно с переводом гуда Григорьева. Имел звание - старший техник-лейтенант. Был назначен инженером АЭ - заместителем командира по эксплуатации. В 1942 г. присвоено ивание инженер-капитан. Техническую службу 120-й ОАОКЗЭС возглавлял до Дня Победы - 9 мая 1945 года. По окончании Великой Отечественном войны оста¬вался в рядах Советской Армии до октября 1958 года, когда до состоянию здоровья вышел на пенсию.

КЕМИН Николай Иванович, 17 апреля 1915 года рождения, уроженец гор. Ленинграда, старший лейтенант, командир звена. Погиб 10 апреля 1942 года при возвращении с боевого задания, был обстрелян зенитно -пулеметным огнем с земли. Самолет потерял управление и врезался в лес. Летчик похоронен в райне населенного пункта Мясной Бор. Тогда там, в тылу врага находилась в окружении наша 2-я Ударная Армия Волховского фронта.

КАСАЕВ Андрей Александрович, осетин, 6 октября 1912 года рождения, член КПСС с мая 1941г.. В 120-ю Авиаэскадрилью связи прибыл в августе 1941 года (тогда базировались в д.Кицуя) и был назначен командиром звена. В апреле 1942 г. старший лейтенант Касаев А.А. был назначен заместителем командира АЭ по летной части, т.к. занимавшим эту должность Подольский был назначен командиром АЭ. Выбыл в 844 авиационный полк в 1943 г.

ИВАНОВ Борис, старший лейтенант, вначале летчик, затем командир звена. затем заместитель командира AЭ по летной части. Из переписки: примерно во втором половине 1943 года, при выполнении боевого задания, при полете за ли¬нию фронта, был сбит, ранен тяжело. В бессознательном состоянии попал в плен. Находился в концлагере. Бежал. По окончании войны снова продолжать служить в Советской Армии в авиационной части. Погиб в 1946 г. при испытании самолета По-2 из-за неисправности органов управления самолетом.

БУРЦЕВ Виктор Дмитриевич, капитан. Примерно с апреля 1944 г., когда Неуймин А.А. был назначен на должность командира АЭ, - Бурцев В.Д.- был назначен заместителем командира АЭ по летной части и в этой должности был до Дня Победы - 9 мая 1945 г.

ОВЧАРОВ Илья Давыдович, старший лейтенант, командир авиазвена. Затем ему было присвоено звание - капитан и он был назначен командиром Отряда Управ¬ления 14 Воздушной армии.

БАТАНОВ Олег Петрович, 1918 года рождения, русский, уроженец г.Новосибир¬ска, член КПСС с сентября 1944 года. В 120-ю АЭС прибыл 15 марта 1942 года, звание - старший сержант, на должность летчика. В 1943 году был уже старшим лейтенантом и командиром авиазвена. В АЭ был до Дня Победы - 9 мая 1945 г.. До 1948 года служил в рядах Советской Армии. С 1948 г. по настоящее время служит и работает ДОСААФ. Подполковник в отставке. Живет в г.Москве.

АГАФНОВ Николай Иванович, старший лейтенант, командир авиазвена.

ТАРАСОВ Александр Васильевич, старший лейтенант, командир авиазвена.

ТРОФИМОВ Николай Михайлович, старший лейтенант, летчик.

ОСОКИНА (ныне по мужу - ЖГУН) Татьяна Алексеевна, русская, 19 января 1918 года рождения, уроженка д.Калитки Ефимовского района Ленинградской области, член КПСС с декабря 1943 года, летчица - доброволец, в 120-ю АЭ прибыла в марте 1942 г. Во второй половине 1943 года выбыла в другую часть. Младший лейтенант. Имеет десять правительственных наград. Войну закон¬чила на территории Германии в знаменитом 46-м Гвардейском женском авиаци¬онном полку ночных бомбардировщиков. Персональный пенсионер. Проживает в гор.Новгороде (Панковка).

ОВЧИННИКОВ Павел Константинович, старший лейтенант, летчик,

СТОЛЯРОВ Сергей Иваном, младший лейтенант, летчик.

ПОЛЯКОВ Анатолий, лейтенант, летчик.

ВАСИЛЬЕВ, лейтенант, летчик.

ЧУРНОЖУК Григории Афонасьевич, старший лейтенант, летчик.

ГРАФОВ Павел Яковлевич, младший лейтенант, летчик.

ПЕРЕСАДА Иван, младший лейтенант, летчик.

МЕЙ, летчик.

ГРУЗДЕВ Николай, летчик.

ЮРКЕВИЧ Евгений Петрович, сержант, летчик. Погиб в сентябре 1942 года(27 сентября) при полете ночью из Новой Крапивны в Малую Вишеру. Вылетели на задание в паре с летчиком Борисом Ивановым. Попали в шторм Юркевич, как пояснял Иванов, видимо, в сложных погодных условиях не справился с управлением самолетом, потерял пространственное положение и врезался в лес.

ШВЕЦОВ Иван Владимирович, летчик (прикомандированный).

ЕФИМЕНКО Яков Ефимович, старший лейтенант, штурман звена. Летал в одном экипаже с Клеминым Николаем Ивановичем. В тот день (10 апреля 1942 г.), ког¬да у Мясного Бора погиб Клемин, а Ефименко при падении неуправляемого самолета на землю получил тяжелые травмы. Но вскоре поправился и вернулся в строй.

ТЕПЛИНСКИЙ Николай Павлович, ставший лейтенант, штурман звена.

ЗАМЫСЛОВ Николай Павлович, лейтенант, штурман.

КОЛОДКА Григорий Дмитриевич, старший лейтенант, штурман.

ДИКАРЕВ Вдадимир Яковлевич, старший лейтенант, штурман.

КОНОНОВ, старший техник-лейтенант, нач.технического Отдела.

КАЛИН Федор Павлович, старший техник-лейтенант, ст.техник авиазвена.

ГРИГОРЬЕВ Виктор Александрович, техник-лейтенант, ст.техник авиазвена.

КАЛЬЯН Александр, старший-техник - лейтенант, ст.техник авиазвена.

ФОМИН, техник-лейтенант, ст.техник авиазвена. В начале 1943 г.выбыл в дру¬гую авиачасть.

СОБОЛЕВ Николай, - старшину, авиамеханик.

БАБИН Иван Андреевич - старшина, авиамеханик.

КАСИКОВ Владимир Николаевич, - старшина, авиамеханик.

КУДЕНКО Андрей Данилович, - старшина, авиамеханик.

ЛЕВАНСКИЙ Михаил Петрович, - старшина, авиамеханик.

БОРОЗДИН Николай Филиппович, - старшина, авиамеханик (по штату числил¬ся мотористом). С первых дней оформирования 120-й ОАЭС был избран секрета¬рем комсомольской организации авиаэскадрильи и выполнял выборную должность до конца 1943 года, когда уже будучи членом КПСС, получил новое поручение - армейский агитатор. Одновременно от коммунистов технического состава авиа¬эскадрильи Бороздин Н.Ф. и Касиков В.Н., были избраны в состав Партийного Бюро авиаэскадрильи и находились в составе Партбюро до 17 мая 1945 г., - до дня выбытия из авиаэскадрильи. Бороздин П.Ф с группой технического состава был откомандирован в 13-ю Воздушную Армию в г.Ленинград, а Касиков В.Н, по болезни был демобилизован сроком на один год.

БЕШОВ Николай Николаевич, - старшина, авиамеханик(но штату - моторист).

КАРМАНОВ Александр Иванович, - старшина, авиамеханик(по штату- моторист),

МИХАЙЛОВ Валентин, - сержант, авиамеханик (по штату - моторист).

ВАЛОТИН Сергей Николаевич - старшина, механик но приборам.

БЕЗДЕНЕЖНЫЙ Анатолий Николаевич, - старший сержант, техник-оружейник,

ФАСМАН, техник-лейтенант, начальник ПАРМ - 1,

ВОЛКОВ Николай Романович, старшина, слесарь ПАРМ-1,

ФОМИН Дмитрий Федорович, мл.сержант, медник-жестянщик ПАРМ-1,

ФЕДОРОВ Павел Никитович - сержант, токарь - универсал ПАРМ-1,

АНИКИН Николай Александрович - рядовой, столяр ПАРМ-1,

МОИСЕЕВ Иван Иванович - сержант, шофер ПАРМ-1,

ВАЙНИЛКО Петр - старшина, старший писарь штаба AЭ. В 1943 г. ушел в авиационный штурмовой полк учиться на стрелка-радиста,

КУКШИН Александр - старшина, старший писарь штаба АЭ, вместо Вайнилко.

АБАКУМОВ Сергей Федорович - младший лейтенант административной службы, инженер Технического отдела, член КПСС. В 1943 - 1943 г.г. избирался секретарем парторганизации AЭ, а потом, когда был избран Рудомазин, избирался замести¬телем секретаря Партбюро.

ОЛЕНЕВА (в данное время по мужу СУХОВА) Ольга Михайловна, сержант, делопроизводитель Технического Отдела авиаэскадрильи,

ДУБЕНЕЦ - лейтенант интендантской службы, нач.финчасти АЭ,

КОЛЕСОВ Александр - младший сержант, столяр-краснодеревщик, ПАРМ-1,

ПРИБЫТКОВ Владимир Иванович - старшина, начальник телефонной станции,

АРИСТОВ - ефрейтор, стартер,

СТЕПАНОВ Иван Степанович, лейтенант медицинской службы, военфельдшер, с 1942 по 1944 г.

ПОЛОВКО Надежда - военфельдшер, с юнца 1944 - 1945 г.г.

ГРОМОВА Надежда - ефрейтор, писарь ОИС,

ХРУЛЕВ - старший сержант, кладовщик ОИС,

ТРЕСВЯТСКИЙ Григорий - старшина, старший повар ОИС,

БОГДАНОВ Николай - сержант, повар ОИС,

КАТАЛЕВСКАЯ Антонина Семеновна, рядовой, старший повар ОИС, за выбыв¬шего Тресвятского.

ЕВЛАМПИЕВ Василий - сержант, сапожник ОИС,

ВАСИЛИЕВ Алексей Васильевич - сержант, портной ОИС,

ВОЛКОВ - сержант, метеонаблюдатель,

МАССАГУТОВ - младший техник - лейтенант, начальник метеостанци в 1942 г.,

КРАСОВСКИЙ - старший техник-лейтенант, нач.метеостанции, с 1942 - 1943 г.,

ГРИЦАЙ - рядовой, шофер автоотдела,

ВАЛЬЯЖИНА - рядовой, шофер,

НИКОЛАЕВА - рядовой, шофер,

РЫСКИНА - рядовой, шофер,

ЧЕРНУШИНА - рядовой, шофер,

СИНИЦЫН - сержант, авиамеханик самолета Командующего Волховским фронтом генерала Мерецкова К.А. (Авиамеханик был прикомандирован, когда наш аэродром был в д.Новая Крапивна).

БРОВКОВА Людмила Яковлевна - официантка, вольнонаемная.

О каждом из моих однополчан, кто перечислен в этом списке, можно что-то рассказать, - об одном больше, о другом - меньше... Все они хорошо выполняли свой солдатский долг. Были верны присяге. Большинство встретили День Победы! Но сейчас уже многих нет среди нас...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]120 ОАЭС перед боевым заданием - копия.jpg[/attachment]

Группа летного состава120 ОАЭС. Уточнение маршрута полетов на выполнение задания. Лейтенант –летчик Г.А.Черножук, ст.лейтенант –командир звена А.А. Неуймин, капитан – и.о. нач.штаба Бахмацкий, ст.лейтенант штурман В.Я. Дикарев, ст.лейтенант П.К. Овчинников, капитан – штурман АЭ И.М. Новиков, ст.лейтенант– штурман Я.Е. Ефименков, лейтенант – штурман звена Н.П. Замыслов. Аэродром Новая Крапивна 1943.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]Командный состав эскадрильи 120 ОАЭС.jpg[/attachment]

Командный состав 120 ОАЭС, слева направо сидят: штурман – Иван Михайлович Новиков, командир –Иван Ефимович Подольский, комиссар – Петр Михайлович Кондрашов. Стоят зам.командира – Андрей Александрович Касаев, командир авиазвена – Илья Давыдович Овчаров. 12 июня 1942 г. Малая Вишера.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]документ 074.jpg[/attachment]

Группа личного состав 120 ОАЭС, слева направо сидят: Рудомазин – штурман, секретарь парторганизации, Бурцев В.Д. – заместитель командира, Неуймин А.А. – командир эскадрильи, Сухов В.А. –заместитель командира эскадрильи по эксплуатации, Морозко – штурман. Стоят: Ефименко Я.Е. – штурман, Трофимов Н.М. – летчик, Шевченко А. – штурман, Агафонов Н.И. – командир авиазвена, Батанов О.П. – командир авиазвена.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]документ 085.jpg[/attachment]

Группа технического состава 120 ОАЭС.

Слева направо сидят: Куденко А.Д.-авиамеханик, Калин Ф.Н. старший лейтенант –техник авиазвена, Григорьев В.А.- старший техник авиазвена, Стоят: Касиков В.Н. авиамеханик и Бороздин Н.Ф. 1943 г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]документ 097.jpg[/attachment]

Группа личного состава эскадрильи(120 ОАЭС) 1945 – 3 Прибалтийский фронт.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2653.jpg[/attachment]

Слева направо: старшина авиамеханик Н.Ф. Бороздин, лейтенант-пилот Николай Михайлович Трофимов. 1944г. 14-я Воздушная Армия

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ И ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ

22 июня 1941 года. Утро... Как сейчас помню, оно было солнечное. Проснулся я ранние обычного. Разбудил мощный гул моторов самолетов на земле и в воздух. Рядом за речкой Оредеж, за небольшой полосой хвойного леса находился военный аэродром. Вместе со мной проснулся и мой шестилетний сынишка

-А мама где, на дежурстве?

-Да.

-Поедем, пока ее нет, посмотрим самолеты, как они летают.

-Поедем.

Вышли на улицу. Всего каких-нибудь в трех десятках метров от дома протекала река Оредеж. Мы устроились прямо на земле на крутом берегу, где землю уже успело обогреть солнце. Стали наблюдать за самолетами. А их было несколько в воздухе и все они летали на разных высотах, то стремительно спускаясь вниз, то круто взмывая вверх. Почему-то пришла первая мысль: «Что это они сегодня разлетались в такую рань, да и кружат словно пчелы над сво¬им ульем, потревоженные нежеланным посетителем... Что-то не помнится, чтобы хотя раз бывало такое раньше?».

Сынишка, Гена, с восторгом комментировал головокружительные эволюции самолетов-истребителей. У меня появилось какое-то безотчетное чувство тре¬воги. Я начал перебирать в памяти события прошедшей недели, пытаясь отыскать причину возникшего ощущения.

Жил я тогда в п.Сиверский,что в 67-ми километрах на юг от Ленинграда. Работал в районной редакции Радиовещания в г.Красногвардейске - ныне гор. Гатчина. Штат был небольшой. Мы ежедневно успевали перед началом рабочего дня за несколько минут обменяться новостями. Самыми острыми были события международной жизни. Тревожное было время и мы сходились в одном мнении: ни сегодня - завтра «запахнет порохом».

Что бы могло быть причиной безотчетной тревоги? В чем все-таки причина! Н е у ж е л и?!

В мыслях перебираю важнейшие международные события последнего време¬ни. Да. В Ввропе уже второй год полыхает пожар второй мировой войны. Уже больше половины Западной Европы топчут немецко-фашистские полчища. Вермахт на своих штыках принес «новый порядок» на земли Австрии, Чехословакии, Польши, Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Франции, Югославии и Греция. Длительное время не прекращаются провокационные полеты немецко-фашистской авиации над, нашей территорией почти вдоль всей нашей западной границы. И хотя Сталин призывает «не поддаваться на провокации... »

Надо пойти и включить репродуктор. Послушать радио.

ВОЙНА! ВЕРОЛОМНОЕ Н А II А Д Е Н И Е!!!

Вскоре из Сиверского поселкового Совета пришел посыльный и принес мне повестку. В ней указывалось время и место сбора для отправки в часть. В моем распоряжении оставалось всего несколько часов. Сборы-же мои были недолгими. Немного погулял с сынишкой, забрал свое «походное» имущество, отвел сынишку к матери в Детский дом на ул. Красная 12, где она дежурила в павильоне № 1, попрощался и направился на сборный пункт, как было указано в повестке - пря¬мо на вокзал станции Сиверская.

Перед посадкой в вагон, примерно, минут за двадцать, меня отыскала, -пришла проводить, секретарь-машинистка из Детского дома - Лидия Павловна Дунаевская (бывшая актриса Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, находившаяся по старости на пенсии, проживала соседнем с п.Сиверский населенном пункте и подрабатывала к пенсии на жизнь в Сиверском детском доме машинистикой).

Очень проникновенными и теплыми словами напутствовала меня, Лидия Пав¬ловна. Пожелала возвратиться живым, забегая вперед, скажу, что после победы над фашистской Германией, пути - дороги привели меня на Сиверский аэродром в резервную 180-ю авиационную штурмовую дивизию во входивший в ее состав 30-й Рижский авиационный штурмовой полк. Здесь, одважды, в выходной день, с увольнительной в кармане, я пошел посмотреть дом, в котором жил, - сохранился ли? И тогда посчастливилось еще раз встретиться с Лидией Павловной Дунаевс¬кой, к сожалению, в последний раз.

22 июня, в первый день войны, в 22 часа по местное времени, наша коман¬да из жителей пос. Сиверский и прилегающих к нему населенных пунктов, в количестве около 170 человек, прибыла в г.Красногвардейск, ныне - Гатчина, в казармы около Балтийского вокзала, в состав 41-й САД (смешанной авиадивизии). Здесь шло формирование вновь создаваемых авиационных подразделений.

На следующий день я оказался зачисленным во взвод связи рядовым телегра¬фистом в 120-ю Отдельную авиационную эскадрилью связи. В запасе-то я числилося телеграфистом-юзистом. Однако такой устаревшей техники, как телеграфные аппараты, быстродействующие буквопечатающие, системы «Юза», на вооружении не имелось, а вместо них были новые «Ст - 35». Началось обучение на этих аппа¬ратах. Мне оно давалось легко, так как умел немного печатать на пишущей ма¬шинке. Занятия проходили в подвальном помещении Павловского дворца, находив¬шемся на близком расстоянии от казарм.

С 24 июня 1941 года наша эскадрилья была уже в составе Действующей армии.

Так получилось, что с первого дня, как только приносили свежие газеты, я проводил громкую читку. Наверное это и послужило поводом, что на собравнии комсомольцев, когда комиссар эскадрильи т. Кондратов Петр Михайлович, обратился к присутствующим - кого избрать секретарем, кто-то так и сказал : «а того, что читает нам газеты». Так меня единогласно избрали секретарем комсомольской организации 120-й ОАЭС. Комсомольским секретарем авиаэскадрильи со дня избрания был до конца 1943 года, когда уже будучи членом КПСС (тогда ВКП(б)), получил другое партийное поручение - стал армейским агитатором и был избран членом Партийного Бюро авиаяскадрильи. Кандидатом в члены партии вступил осенью 1942 года, а в члены партии был принят досрочно - по боевой характеристики - в апреле 1943 года.

Наш летно-технически состав сразу, что называется, без предварительной подготовки, на нее времени не было, по мере получения материальной части (самолетов), включался в выполнение боевых заданий.

Здесь, в Красногвардейске - Гатчине, мы познали и первые налеты фашистской бомбардировочной авиапии.

31-го июля 1941 года, команда в составе 4-х человек, я был старшим в команде, в отдельном товарном вагоне с имуществом эскадрильи, в том числе и с боеприпасами, выехали к новому месту базирования. 1-го августа прибыли на станцию Войбаколо, откуда на грузовых автомашинах в д.Кацуя. Здесь на полевом аэродроме распологался полк истребителей. С ним вместе раз¬местилась и наша АЭ. Тогда наша авиаэскадрилья была придана в Оперативную группу ВВС Ленинградского фронта. В августе наши летчики выполныли боевые задания не только на связь, но большая часть боевых заданий была по развед¬ке немецко-фашистских войск, рвавшихся к Ленинграду и стремившихся замкнуть кольцо блокады. Какими были условия полетов,что при этом требовалось от летчиков и штурманов, даже, наверное, непосвященному будет ясно, стоит только сказать о том, что из полетов самолеты возвращались изрешеченными десятка¬ми пулевых и осколочных пробоин в плоскостях, фюзеляже и стабилизаторе. К счасть, тогда обошлось без человеческих жертв. Я говорю толь¬ко о нашей эскадрильи.

Случай, который произошел в то время, когда мы базировались в д.Кацуя, запомнился мне на всю жизнь. Не сразу, а лишь после длительных размышлений и наблюдений, пришел я к окончательному выводу и назвал его для себя так: «Психологический барьер». Летчик младший лейтенант Неуймин Алексей Абрамович, прибыл в эскадрилью с очень положительной характеристикой. Но святое правило, этого требовало и НГПТ (Наставление по производству полетов), каждо¬го летчика, прежде чем выпустить на первое боевое задание обязательно, и в той горячей обстановке, а может,тем более, выпускали в тренировочный полет по кругу: взлет, посадка. Если все нормально, то и давалось боевое задание. (Поясняю я это очень упрощенно, читатель). Вот при посадке у Неуймина не все выходило гладко. По этому поводу и комсомольское Бюро с ним имело не¬однократные беседы. Он был комсомолец и мы были вправе требовать от него объяснений. Но неувязки продолжались. Вынесли ему и взыскания. Командир АЭ майор Лукашевич В.В. и комиссар АЭ Кондрашов П.М., видимо, сразу поняли причину. Пригласили они меня и сказали, что у них с летчиком - комсомольцем состоялся последний разговор и они хотят,чтобы я - как секретарь, поговорил еще с Неуйминым, дополнительно, что называется «с глазу на глаз» и подтвердил, что будет так, как с ним в последней беседе сказали командир и комиссар. Разговор шел о крайней мере. И все ему сказали: «Мы ведь верим тебе!»

Преодолел - таки «Психологический барьер» комсомолец Неуймин (И, как пом¬нит читатель, выше написано, где перечисляется личный состав, Неуймин Алексей Абрамович, стал (да таким, собственно, он и был), не только прекрасным боевым летчиком, а стал командиром эскадрильи!

Умными, волевыми были наши командиры. Такими воспитывали и своих подчи¬ненных. Верить человеку, верить в человека! Принимать единственно правильное решение!

С 21 августа, того требовала обстановка, местом базирования у нас была уже д.Кайвакса, в течение двух недель, а с 9 сентября нашей базой стал аэродром в д.Паголда, что в 4-х километрах от Тихвина.

Когда фашистские орды рвались к Тихвину, мы ежесуточно, не случайно упо¬требил это слово, наблюдали, как двигался непрерывный поток беженцев из временно оккупированных врагом городов, сел и деревень.

Большая половина личного состава нашей эскадрильи были из Ленинграда и Ленинградское области, из тех именно районов, которые были уже оккупирова¬ны. Почти у всех там оставались родные и близкие люди. И вот, кто-то, разгова¬ривая с беженцами, услышал, что на оккупированной территории разгорается пар¬тизанская борьба. Об это он рассказал в нашем взводе. Командиром взвода свя¬зи в наше к эскадрильи тогда был лейтенант Петухов Николай Николаевич. Он-же был секретарем Партбюро эскадрильи. Я был в его подчинении - рядовой связист. И, как известно, я был комсомольским секретарем эскадрильи. Не помню кто подал такую мысль, может и сам наш комвзвода: «Всем взводом проситься в партизаны!». Целую ночь до рассвета обсуждали эту идею. Комвзвода жил и спал с нами в одном помещении. Утром мы попросились на прием к командованию эскадрильи. Командир и Комиссар нас выслушали внимательно. Ну и пропесочили же потом нас! До сих пор, как вспоминаю, жарко становится. Стояли мы по стойке смирно, красные и потные. И надо было смотреть командиру прямо в глаза. Иного он не признавал и не терпел. После маленькой паузы сказал: «Делать будете то, что прикажут. Можете быть свободны!». И уже когда мы вышли на улицу из штаба, нас снова позвали в штаб. Теперь разрешили сесть и начался разговор о партийно-политической работе с личным составом. Вот такое дело приключилось с нами партийным и комсомольским секретарями. Тогда почему-то коандир эскадрильи назвал меня «отсекром» и с тех пор он сам и многие меня частенько так «аттестовали». День, когда нас «пропесочили» мне тоже запомнился навсегда. И вот еще почему. На меня была возложена ответственность за оформление Бое¬вых листков и Стен-газеты эскадрильи. Был такой плакат: Женщина с прекрасным мужественным лицом смотрит прямо, в руке держит лист бумаги, на котором напечатан текст Присяги. А сверху крупная надпись: «Родина - мать зовет!». Этот плакат нами был перерисован, соответственно габаритам, на постоянный щит для Стен-газеты. И сохранялся он у нас очень длительное время. Исполненный яркими красками плакат, привлекал всеобщее внимание. Не было ни одного человека кто-бы подолгу не задерживался возле него. И это гово¬рит об огромной силе воздействия плаката. Глубина его содержания оставила неизгладимый в памяти след. Примерно через год с небольшим этот же плакат...

Об этом будет сказано далее по тексту, в свое время.

Ратный труд нашего летно-технического состава в этот «Тихвинский период» был не менее напряженный, чем в предыдущее время. А, пожалуй, более нап¬ряженный. Город Тихвин и особенно железнодорожный вокзал и узел подвергались непрерывной бомбежке с воздуха вражеской авиацией, наземные войска фа¬шистов приближались к Тихвину. Над городом нависла угроза захвата его вра¬гом. Нам пришлось делать еще одну горькую перебазировку дальше на Восток, за пределы Ленинградской области.

С 26 октября в течение пяти суток наш наземный эшелон на грузовиках добирался до нового места базирования.

В д.Рысцево, что около г.Бабаево Вологодской области, мы находились с 1-го ноября по 31-е декабря 1941 года. Здесь из личного состава нашей эскадрильи, для пополнения частей, сражавшихся за Тихвин, были откомандированы несколько десятков человек, в том числе несколько человек из технического состава. Фактически у командования эскадрильи остался только летный и тех¬нический состав, да и то последний некомплектный.

17 декабря 1941 года был создан Волховский фронт. Наша эскадрилья была передана на Волховский фронт в состав ВВС фронта. И первым местом базирова¬ния уже на Волховском фронте у нас была станция Хвойная Новгородской обла¬сти. Здесь и задачи нашего подразделения еще значительно усложнились. Наши летчики стали летать, главным образом, по ночам, за линию фронта, за Седой Волхов, к войсковым соединениям и партизанам, действовавшим в тылу врага. На ст.Хвойная мы находились с 1 по 25 января 1942 года. Затем с 26 января 1942 года новое место - г.Малая Вишера Новгородское области. В Малой Вишере мы располагались на Северном аэродроме. Он был мал и пригоден только для У-2 (По-2). Потому его за малые размеры, наверное, называли просто «Се¬верная точка». Здесь задачи для эскадрильи еще более усложнились. Но наш летно-технический состав, в первую очередь, конечно, летчики показали свою зрелость, мужество и поистине нечеловеческую выносливость. Полеты на боевые задания начинались с наступлением сумерек и заканчивались с наступлением рассвета. А в зимнее время известно сколь длинна зимняя ночь. Так вот, за ли¬нию фронта, в тыл врага, где действовали Вторая Ударная Армия, 13-й Кавкорпус и партизаны, летные экипажи делали за ночь по многу вылетов. Уставали неимоверно. Но не было случая, чтобы задания Командования фронта и ВВС не были вы¬полнены. Назову только два случая из множества, в которые не просто поверить. Нужно было совершить полет за линию фронта днем для установления личного контакта с командованием действовавшего в тылу врага соединения.

Точное местонахождение не известно, а лишь обширный район. Задание выполнял летчик Овчаров Илья Давидович, совершившие около десяти посадок на террито¬рии, занятой врагом. Второй случай. На озере в тылу врага был обнаружен само¬лет У-2 (По-2). B лесном массиве, что окружал озеро, находились вражеские войска. Так наши товарищи осмотрели самолет, убедились в его пригодности для полета, подготовили к полету и перегнали на свой аэродром из-под носа врага!

В зимние и весенние месяцы 1942 года на Волховском фронте все время шли ожесточенные бои. К ним активно причастна наша эскадрилья, а наши летчики совершили немало поистине героических дел.

В Малой Вишере мы понесли и первые утраты. При выполнений боевого зада¬ния погиб за линией фронта летчик старший лейтенант командир звена Клемин Николай Иванович. А летавший с ним в одном экипаже штурман - старший лейтенант Ефименко Яков Ефимович, получил тяжелые травмы при падении само¬лета на землю. Однако скоро вернулся в строй. И еще была одна утрата. Была у нас в эскадрильи военфельдшер Валя, к сожалению, фамилии ее не помню, она бы¬ла откомандирована во Вторую Ударную армию и там в боях погибла.

В Малой Вишере, за выполнение боевых заданий и прявленные при этом му¬жество и самоотверженность, многие наши товарищи были удостоены высоких Правительственных наград. Вот некоторые из награжденных: летчики - Овчаров И.Д., Касаев А.А., Столяров С.И., штурманы - Замыслов Н.П. и Морозко К. Они были награждены орденами Красного Знамени.

Здесь, в Малой Вишере, меня перевели в технический состав. Самолет приш¬лось осваивать больше практически, прямо на аэродроме - на стоянке. Позднее, после сдачи экзаменов по теории и меня допустили к самостоятельному обслу¬живанию самолета с фактическими правами авиамеханика. Выше мною упоминалось о том, что в период боев за освобождение от немецко-фашистских захватчиков г.Тихвина, из нашей части были откомандированы несколько десятков человек, в том числе и из технического состава. Пополнения техсостава нам не было дано. Было предложено подготовить людей из наличного состава. Было так. Прибыл к нам представитель из Управления Армии. Предварительно он с нашим комиссаром Кондрашовым П.М. пригласили меня и сказали, что надо про-вести комсомольско-молодежное собрание и на нем поставить вопрос о подго¬товке технического состава, недостающего сейчас, из числа имеющихся людей, но не имеющих соответствующей подготовки. Мне, как секретарю комсомольской организации и пришлось на себя взять обязательство, заняться изучением тех¬ники и сдать экзамен в кратчайший срок. Практически-то я уже ранее приступил к работе на матчасти. Еще несколько человек изъявили желание и также взяли обязательство. Экзамены от всех принимала комиссия под председательством инженера эскадрильи - заместителя командира эскадрильи по эксплуатации инженер-капитана Сухова Василия Афонасьевича. Вместе со мной «из новичков» сдавали экзамены, запомнились только двое: Бешлов Николаи и Михайлов Валентин. Остальных запамятовал. Однако все товарищи отлично работали на матчасти и обеспечивали безаварийные полеты на выполнение боевых задании. Упоминаю об этом, на первый взгляд, не значительном событии потому, чтобы еще лишний раз подчеркнуть знание людей и умение их организовать на выполнение поставлен¬ных задач нашими командиром эскадрильи майором Подольским Иваном Ефимови¬чем, комиссаром, затем замполитом, капитаном Кондрашовым Петром Михайловичем и инженером - заместителем командира эскадрильи по эксплуатации инженер-капитаном Суховым Василием Афонасьевичем, и как дань уважения и призна-тельности.

О событиях на Волховском фроше зимнего и весеннего периодов 1942 г. позволю себе привести высказывание бывшего командующего фронтом Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова: «Почти на протяжении полугода, с января по июнь месяц 1942 года, широкая и спокойная река Волхов с прилегающими к ней лесами и болотами была ареной ожесточенных боев и сражений» («Плечом к пле¬чу». Газета «Вечерний Ленинград» от 25 января 1964 года).

Считаю заслуживающим внимания особого упоминания о таком факте в жизни нашего подразделения. Примерно в начале марта 1942 года к нам на пополнение летного состава прибыла доброволец летчица Осокина (ныне по мужу Жгун) Татьяна Алексеевна. Комсомолка. Она среди летного состава у нас была единственной. Очень быстро освоилась и делами заявила о себе, как о боевом летчике - фрон¬товике.

Летом 1942 года, когда мы базировались еще в г.Малая Вишера наша 120-Я ОАЭС вошла в состав созданной на Волховском фронте 14-й Воздушной Армии.

С 1-го августа 1942 года и по 11-е января 1944 года наш лагерь и аэ-родром находились в лесу в одном километре от деревни Новая Крапивна, что недалеко от станции Неболчи Новгородской области.

Советским Главнокомандованием было намечено провести совместную опе¬рацию Волховского и Ленинградского фронтов по разгрому вражеских войск и осуществлению прорыва блокады Ленинграда. Бои по осуществлению этой опера¬ции в августе и сентябре 1942 года, к сожалению, не достигли намеченной це¬ли - прорыва блокады, но их итогом было немаловажное достижение - был сорван план фашистского командования штурмом овладеть Ленинградом.

Скромный вклад свой внесли и наш летно-технический состав в подготов-ке и проведении вышеназванной операции Волховского и Ленинградского фронтов.

Мною было обещано выше - возвратиться к разговору о плакате «Родина-мать зовет!» Выполняю свое обещание. Октябрь - ноябрь 1942 года. В проведении политико-воспитательной работы с личным составом мы всегда отводили значительное место воспитанию Советского патриотизма. Этой теме было решено пос¬вятить и специальный номер Стен-газеты. Для ее оформления и был ис¬пользован уже известный щит с плакатом «Родина-мать зовет!». Когда обдумывался и обсуждался материал для стен-газеты у меня возникло желание написать стихотворение, чтобы оно было созвучно обощенному образу Родины-матери. Так экспромтом было написано стихотворение, текст которого у меня сохранился именно на том листе бумаги, который был вставлен в рамку на щите стен-газеты. Не претендую на творческое совершенство, сбереженное как ПАМЯТЬ передал его в Музей Боевой славы 14-й Воздушной Армии при 10-й Средней школе г.Пскова.

«ПИСЬМО К МАТЕРИ».

Ты живешь в тревоге ежедневно,

С фронта весточку от сына ждешь,

Его видеть хочешь непременно,

И мечтой о встрече с ним живешь.

А когда из дома провожала,

Не сдержала слез не пряча глаз.

Ты к его груди прижалась,

Расставаяся надолго в первый раз.

На прощанье ты ему сказала:

-Пусть тебя любовь моя хранит!

Быть в бою жестоком наказала

-Непоколебимым, как гранит!

Сын наказу матери внимая,

Быть присяге верным клятву дал,

И с врагами лютыми сражаясь,

Слово тебе данное сдержал!

Отомстив врагам за все несчастья,

За разлуку долгую с тобой,

Он вернет тебе разрушенное счастье

И вернется сам к тебе домой! »

Наверное в какой-то мере стихотворение импонировало в то время нашим солдатским чувствам и переживаниям. Было воспринято положительно. Так его оценили мои однополчане. Среди них не было, правда, ни специалистов литерато¬ров, ни маститых поэтов. Что, скажем прямо,не столь важно.

Поскольку в то время мне было поручено проводить занятия с личным, в основном, с рядовым и сержантским составом, на патриотические темы, как ком¬сомольскому секретарю, что и давало мне возможность лучше узнавать людей, теперь я с чувством глубочайпего уважения вспоминаю всех своих однополчан - какие они были прекрасные люди, беспредельно верные долгу!

В конце ноября 1942 года Верховным Главнокомандованием был утвержден план операции Ленинградского и Волховского фронтов на прорыв блокады под кодовым названием «Искра». Операция по прорыву блокады Ленинграда успешно была осуществлена с 12 по 18 января 1943 года.

Весь наш летный состав выполнял полеты на боевые задания в любое вре¬мя года дне и ночью. Нередко бывало, когда наибольшая активность полетов приходилась именно на ночное время.

Бытовало и такое выражение: летает при любых погодных условиях. Конечно, нельзя такое определение понимать буквально. Поясню примером. Самолеты у нас были только У-2. Машины легкие, полный, вес общий, около тонны. Значит при чрезвычайно сильном ветре на нем летать нельзя. Наставлением по производст¬ву полетов (НППУ), устанавливались допустимые условия, пределы. Однако в те годы, чтобы задание было выполнено, а его НАДО было выполнять, ИНАЧЕ нельзя! Обстановка вынуждала экипажи, летавшие на боевые задания, отступать от «до-пустимого». Тому была уйма примеров и в нашей эскадрильи. Одним словом, во фронтовой, боевой обстановке, часто требуется то, что не предусмотрено никаки¬ми уставами, наставлений, инструкций. (Не хочу чтобы меня неправильно поняли вышесказанным).

В маловишерский период, когда наши летчики летали, в основном, за линию фронта и только ночью, то накал «боевой работы» определялся тем, сколько за длинную зимнюю ночь совершено боевых вылетов. А в целом, всегда интенсивно¬сть участия в боевых операциях, определялась количеством ежедневных полетов и еще временем, т.е. налетанными часами. Об этом я говорю потому, что мы - технический состав, механики самолетов, выпустив машину в полет и оставаясь на земле, в мыслях всегда были вместе с экипажем, в мыслях перебирали все, что сделано для безаварийного полета, для выполнения боевого задания. Не упустил - ли что-нибудь? - этот вопрос стоял в памяти до самого того момента, пока машина приземлится по возвращении из полета, зарулит на стоянку. И когда лет¬чик скажет: «Замечаний по матчасти нет!» - что звучало, как признание твоего сопричастия к выполнению боевого задания.

За боевые успехи очень многие летчики, штурманы, техники, авиамеханики были удостоены правительственных наград. В августе 1943 года весь личный состав эскадрильи за боевые успехи был награжден медалями «За оборону Ленинграда». В 1943 году наша эскадрилья за боевые успехи была награждена орденом Красной Звезды и стала именоваться - 120-я Отдельная Авиационная Ордена Красной Звезды эскадрилья связи.

В результате блестящих побед Советской армии над гитлеровскими полчищами в 1943 году, на фронтах сложилась обстановка, позволившая поставить задачу полного освобождения нашей Родины от оккупантов.

Ставкой Верховного Главнокомандования были разработаны и осуществлены в течение 1944 года ДЕСЯТЬ РЕШАЮЩИХ ударов по немецко-фашистским армиям. В этом году была полностью освобождена священная Советская земля от немец¬ко-фашистских захватчиков.

Наша 120-я ОАОКЗЭС участвовала в боевых действиях при осуществлении ПЕРВОГО удара - на Волховском фронте и 8-го удара - в Прибалтике в соста¬ве 3-го Прибалтийского фронта.

11 января 1944 года в 17 часов. Мы покинули наш лагерь и аэродром, служившие постоянной базой почти полтора года, что в километре от деревни Новая Крапивна, неподалеку от станции Неболчи...

Хорошо помнится этот день. И кем-то из товарищей сказанные слова: «Ну, друзья, теперь ТОЛЬКО НА ЗАПАД». Слова были произнесены с огромной силой убежденности! Да, мы верили в НАШ ДЕНЬ ПОБЕДЫ! И как сейчас поется в песне «Этот День мы приближали, как могли!»

Теперь наши места базирования стали сменяться часто. После Новой Крапивны - Веребье, потом д.Замошье, затем Новоселицы, что под Новгородом.

В период боев за освобождение древнего русского города - Новгорода наша эскадрилья, как всегда успешно выполняла боевые задания Командования 14-й Воздушной армии и Волховского фронта.

20-го января 1944 года Войска Волховского фронта овладели городом Новгородом.

Из приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина генералу армии Мерецкову: «Сегодня, 20 января, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Волховского фронта, прорвавшим оборону немцев и овладевшим городом Новгород, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, осуществившим прорыв и участвовавши в боях за город Новгород.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!

Смерть немецким захватчикам! » (Из Ц.О. «Правды» от 21 января 1944 г.)

С 26 февраля 1944 года по 24 апреля 1944 года, согласно данных из Справки Архива Министерства Обороны СССР. Отдел «4» 26 сентября 1974 г. за № 102586, наша эскадрилья числилась не в Действующей Армии, очевидно, как выве¬денная на отдых и пополнение. А с 24 апреля 1944 года - снова в составе Действующей Армии.

За успешное выполнение боевых заданий командования во время операции Волховского фронта по освобождению города Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, многие наши товарищи из летно-технического состава эскадрильи, были награждены орденами и медалями.

Рано утром, сразу после утреннего построения, меня вызвали в штаб. Сказали: «требует сам командир эскадрильи!». А им тогда уже был капитан Неуймин Алексей Абрамович. Вызов, да еще в командиру, для меня был совершенно неожиданным. Но, как только я увидел улыбающееся лицо комэска, мое волнение сразу уле¬глось. Такая манера была у Алексея Абрамовичами улыбаясь смотрел прямо в глаза и осведомлялся о самочувствии, о здоровьи. Значит будет серьезный, важ¬ный и деловой разговор. И этой своей манерой встречать подчиненного, он как-бы располагал на доверительные разговор.

-Как, старшина, - обратился ко мне комэск, - находишь сообщения Совинформбюро?

У нас всегда на утреннем построении зачитывалась последняя, принятая по радио, сводка Совинформбюро.

-Теперь только на Запад, товарищ капитан, - примерно так ответил я на вопрос командира.

Он тут-же подал мне небольшую четвертушку бумаги, - было это командировочное предписание. Продолжая улыбаться и пристально смотреть в лицо, сказал мне:

-Вот, старшина, будешь нашим первым посланцем вперед, на Запад! Это было первого июня 1944 года.

Погода была хорошая. Видимость отличная. Болтанки не было. Полет доставил огромное наслаждение. Летели мы к линии фронта, а беспокойства, что вражеские самолеты-истребители могут нам повстречаться, не было. В воздухе уже давно господствовала наша авиация и фрицам было не до того. А было время, когда за нашими связными самолетами, охотились специально фашистские стервятники. Бесноватый фюрер за сбитый По-2 награждал своих стервятников орденами.

Самолет вел мой командир звена старший лейтенант Агафонов Николай Иванович. Вот он, наконец, повернулся ко мне, показал поднятый в руке планшет, в нем была полетная карта, с нанесенным на ней маршрутом полета, жестом пока¬зал, чтобы я смотрел вниз. Я понял, что мы у цели. Летчик резко повел машину на снижение. Стал делать большой круг. Внизу была видна, почти полностью сож¬женная и разрушенная деревня. Только кое-где стояли уцелевшие дома и сараи.

Сели прямо на поле возле деревни. Сразу-же к нам подбежали несколько человек женщин и детей. Мы сели, где и было нужно, - возле деревни Кадовщина Псковской области. ИЗ Новгородской области прилетели в Псковскую. Здесь, в деревне Кадовщина наше очередное место базирования. Мне было поручено подго¬товить посадочную площадку. Уже со следующего дня начали прибывать экипажи, а через пару дней прибыл и наземный эшелон, все службы.

Сразу началась напряженная боевая работа. Шла подготовка к Островско -Псковской операции. Эта операция была осуществлена войсками Третьего Прибал¬тийского фронта с 17 по 31 июля 1944 г. Вначале левым крылом войск фронта был освобожден г.Остров, а к утру 23 июля 1944 года, правое крыло войск 3-го Прибалтийского фронта полностью освободили старинный русский город Псков. После чего войска фронта, взламывая оборонительные рубежи противника и прео¬долевая его яростное сопротивление вступили на прибалтийскую землю.

К сожалению, в связи с тем, что с 28 июня по 4 сентября 1944 года я находился на излечении в госпиталях, сначала в ТППГ 2997, затем с 12 июля был эвакуирован в ЭГ 1987, находившийся в г.Боровичи (Госпитальная база фронта), не был очевидцем, а потому сознательно об этом периоде ничего не пищу. После излечения, из Боровичей, с маршевой ротой выбыл на фронт. С маршевой ротой мы проследовали до Запасного полка в течение 9 дней, -пешком, на автомашинах, поездом, через города (упоминаю только те, где были остановки: на отдых и ожидание попутного транспорта, где это было возможно: Валдай, Дно, Псков, Печеры, Петсери, Выру. В 123-й Запасной полк, расположенный уже на территории Эстонии, в ШЕСТИДЕСЯТИ километрах от передовой, мы прибыли - 14-го сентября. А 17-го сентября 1944 года утром за мной в Запасной полк прилетел командир звена старший лейтенант Агафонов Николай Ивалович. Так я возвратился снова в родную часть. Населенный пункт, в котором находилась эскадрилья именовал¬ся «Киви», а по нашему обиходу - точка «20».

Так, уже освобожденный и лежавший в развалинах и пепелищах, мне пришлось увидеть Псков, когда через него проходил с маршевой ротой и ночевали мы в нем с 9 на 10 сентября 1944 года.

Сразу-же, прямо с самолета отправился на КП к командиру. Доложил, что прибыл совершенно здоровым и готов выполнять любое задание. Командир эскад¬рильи встретил очень приветливо. Сказал, чтобы я с дороги немного отдохнул, а завтра за дело.

- Принимай самолет. Да сходи в баню, сегодня, кстати, истопили.

С 21 сентября по 2-ое октрября находились в Вабино, а 2-го октя¬бря снова мне поручил командир эскадрильи подготовку посадочной площадки для эскадрильи. И такие, как уже было ранее летом, улыбаясь приветливо уто¬чняя данное мне задание, вручил командировечное предписание. После полудня меня на самолете доставили в г.Валгу. Город был только-что очищен от остатков фашистского отребья, еще дымились развалины изредка слышались взрывы, автоматные очереди и отдельные одиночные выстрелы. Это, видимо , озверевшие местные предатели, укрываясь, пытались огрызаться. Ночь с 2 на 3-е октября провел в г.Валга. Ночевал я вместе с шофером, прикомандированным в распоря¬жение Начальника Политотдела 14-й Воздушной армии, в особняке, который занимал полицей-местер г.Валги, бежавший настолько поспешно, что здание было целым и нафар-шированным, иначе не скажешь, всяческими ценностями. Именно потому, что дом был начинен всякой-всячиной, мы поочередно с шофером ночью дежурили. Неровен час, алчность могла привести бандитов. На всякий случай нам, солдатам надо было быть наготове. Но, к счасть, ночь миновала совершенно спокойно.

Утром за мной прилетел самолет, чтобы доставить к месту назначения, где мне снова предстояло подготовить посадочную площадку и принять все наши экипажи.Так, 3-го октября 1944 года я оказался в Мызе Приекули, что в 4-х километрах от г.Цесис в Латвии. На следующий день начали прибывать самолеты, а через несколько дней новое место базирования стало словно давно нами обжитым. Весь летно-технический состав и все службы были на месте и выполняли кому-что надлежало.

В это время уже вся Прибалтика была ареной боев. Враг яростно сопро-тивлялся, но под напором наших войск вынужден был все еще «выпрямлять» свою оборонительную линию.

С 14 сентября 1944 года войска 1, 2 и 3-го Прибалтийских фронтов начали осуществление Рижской операции, одной из важнейших составных час¬тей ВОСЬМОГО решающего удара, разработанного Верховным Главнокомандованием Советской Армии.

Утром 13-го октября 1944 года войска 2 и 3-го Прибалтийских фронтов штурмом овладели г.Рига - столицей Латвийской Советской Социалистической республики. Осуществление полностью всей Рижской операции закончилось - 21-го октября 1944 года.

В Островско-Псковской и Рижской операциях летно-технический состав, рядовые, сержанты к офицеры всех служб эскадрильи с умноженной энергией выполняли поставленные перед частью задачи. Самоотверженно вносили свою лепту в общее дело нашего народа - разгром врага.

Долгожданный ДЕНЬ ПОБЕДЫ над гитлеровскими захватчиками приближали, как могли!

ДЕНЬ ПОБЕДЫ - 9 мая 1945 года мы встретили на Латвийской земле в мызе Приекули, что в 4-х километрах от г.Цесис.

В последние месяцы нахождения в 120-й Отдельной авиационной ордена Красной Звезды эскадрильи связи мне много пришлось помогать работникам штаба по оформлению различной, накопившейся за истекшие годы документации, подлежащей сдаче на Государственное архивное хранение.

Конечно, если бы сейчас иметь возможность воспользоваться этими документами, то бесспорно можно было бы извлечь исключительно интересные фактические, документированные данные для написания истории части. B ратном труде людей было так много таких дел, которые являются настоящими подвигами, из которых слагался величайший подвиг всего Советского народа, спасшего мир, все человечество от коричневой чумы. Насколько мне представляется по па¬мяти, так в нашей части не было ни одного человека не удостоенного Правительственных наград. А это весьма и весьма убедительный показатель! И в последние месяцы командованием эскадрильи было представлено к Правите¬льственным наградам значительное количество моих однополчан. Поскольку я уже в то время умел немного печатать на пишущей машинке, поэтому мне поручалось печатание наградных материалов. Что, полагаю, так-же, в какой-то мере дает мне основание; говорить о том, какие были рядом со мной люди, как беззаветно они выполняли свой солдатский долг. С одной из групп Технического состава был отпечатан наградной лист и на меня. Представление должно было бить к ордену Красная Звезда. В основе этого было, что мною обслужено 1200 самолето-вылетов безаварийно на выполнение боевых заданий. Но о дальнейшем движении материа¬ла мне ничего неизвестно, так как вскоре я был откомандирован для продолжения службы в Отдел комплектования 13-й Воздушной Армии фрон¬та в г.Ленинград. Из Ленинграда нас направили на станцию Сиверская, где комплектовалась, находившаяся 180-я авиационная штурмовая дивизия, а в ее составе пополнялся 30-й Рижский авиационный штурмовой полк. Так я снова оказался на станции Сиверская, откуда и уходил на фронт в первый день войны.

Заканчивая изложение своих воспоминаний о 120-й отдельной авиацион-ной ордена Красной Звезды эскадрильи связи, ЕЩЕ РАЗ ХОЧУ ОТМЕТИТЬ, что не ставил своей задачей, не претендовал на полное и всесторонее описание БОЕВОГО ПУТИ родной мне части. Ведь в основе изложения то, что сохранила память, а также документы из личного архива, упомянутые в самом начале из¬ложения моих воспоминаний.

21 мая 1982 года

Ленинград.

194223,Ленинград, Б-223, проспект Мориса Тореза, 33, кв. 169.

БОРОЗДИН Николай Филиппович.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2660.jpg[/attachment]

Группа командного состава 120 ОАЭС Слева направо сидят: начальник штаба - капитан Бахмацкий, командир авиаэскадрильи-майор И.Е. Подольский, ст.лейтенант А.А. Неуймин, стоят старшина Александр Кукшин, лейтенант интендантской службы Дубинец, мл.лейтенант административной службы Сергей Федорович Абакумов,

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2663 - копия.jpg[/attachment]

летчик Ботанов Олег Петрович

1918 года рождения, русский, уроженец г.Новосибир¬ска, член КПСС с сентября 1944 года. В 120-ю АЭС прибыл 15 марта 1942 года, звание - старший сержант, на должность летчика. В 1943 году был уже старшим лейтенантом и командиром авиазвена. В АЭ был до Дня Победы - 9 мая 1945 г.. До 1948 года служил в рядах Советской Армии. С 1948 г. по настоящее время служит и работает ДОСААФ. Подполковник в отставке. Живет в г.Москве.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=1]IMG_2669.jpg[/attachment]

ОЛЕНЕВА (в данное время по мужу СУХОВА) Ольга Михайловна, сержант, сигнальщик, делопроизводитель Технического Отдела авиаэскадрильи,

[attachment=0]IMG_2670.jpg[/attachment]

КАТАЛЕВСКАЯ (КРОНИТ) Антонина Семеновна, рядовой, старший повар ОИС, за выбывшего Тресвятского.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]IMG_2671.jpg[/attachment]

Платова Анна Викентьевна 1943г.

[attachment=2]IMG_2672 - копия.jpg[/attachment]

1984 г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Летчица

Как-то в один из февральских дней я сидел на приеме к врачу. Рядом со мной ожидала своей очереди пожилая, полная женщина. Между нами шел непринужденный разговор о войне, о том, как воевали на Волховском фронте летчики. Собеседницей была Татьяна Алексеевна Жгун ( в девичестве Осокина - И.Н.), которая живет в поселке Панковка Новгородского района на улице Октябрьской.

И вот я еду в Панковку. В уютной квартире мы снова продолжили наш разговор.

Татьяна Алексеевна рассказывала о том, как она еще в 1938 году связала свою жизнь с авиацией. Прошла полный курс обучения в Дмитровском аэроклубе под Москвой, а в 1939 году получила удостоверение инструктора летного дела.

Великая Отечественная война застала Т.А. Жгун в Подольском аэроклубе под Москвой. В предвоенные июньские дни 1941 года на тренировочном самолете она обучала технике пилотирования молодых курсантов, а уже в первых числах июля аэроклуб был эвакуирован в Ижевск. Отсюда молодых летчиков-курсантов отправляли в действующую армию. С одним из подразделений уехала на фронт и Татьяна Алексеевна. Работала машинисткой в штабе, но все мысли были о том, как бы снова сесть за штурвал самолета. Татьяна Алексеевна пишет один рапорт за другим. Но все безрезультатно. А время-то шло. Тогда решила обратиться непосредственно к командующему Волховским фронтом генералу К.А. Мерецкову. И сколько было радости, когда разрешили сделать пять тренировочных полетов на самолете По-2 (У-2 - И.Н.). Эти полеты получили положительную оценку у командования, и Татьяну Алексеевну направили для прохождения службы в эскадрилью связи 14-й Воздушной армии Волховского фронта.

- Вот так и началась моя боевая работа, - вспоминает Татьяна Алексеевна.

Условия полетов на Волховском фронте были трудные. Надо было иметь большое мужество, отличные навыки в управлении самолетом, чтобы выходить из сложных ситуаций победителем. Погода часто нелетная, самолет По-2 в то время не имел радиосвязи с землей. Летать приходилось на малых высотах, порой буквально по макушкам деревьев. К тому же вражеская отлично знала наши самолеты связи и охотилась за ними, ведь на самолетах связи и высшее командование летало, и документы перевозились.

Однажды Татьяне Алексеевне было предложено лететь в Боровичи, а погоды не было, низкая облачность. Что делать? Как выполнить задание? Но выход нашелся. Кто-то предложил лететь на малой высоте над рекой Мстой, между ее берегами. Задание было выполнено. Срочный пакет был доставлен по назначению.

На Волховском фронте Татьяна Алексеевна сделала сто боевых вылетов. Была награждена орденом Красной Звезды.

А в октябре 1944 года ее вызвали в Москву и откомандировали в 46-й гвардейский Краснознаменный ордена Суворова третьей степени Таманский женский авиаполк ночных бомбардировщиков. Этот полк организовала Герой Советского Союза Марина Раскова, а командиром полка была Евдокия Давыдовна Вершадская.

Татьяна Алексеевна уже считалась опытным летчиком. Поэтому, когда она прибыла в полк, ей поручили обучать молодых штурманов ориентироваться в воздухе. Работы было много. Днем тренировочные полеты, а ночью выполнение боевых заданий. В этом полку Татьяна Алексеевна сделала 71 боевой вылет и была удостоена второго ордена Красной Звезды.

Всю войну Т.А. Жгун сражалась с врагом на самолетах По-2. На фронтовых аэродромах она познакомилась с летчиком Сергеем Андреевичем. Полюбили друг друга и вот уже 40 лет два участника Великой Отечественной войны, два бывших военных летчика живут одной семьей.

Татьяна Алексеевна часто рассматривает альбом, в котором фотографии боевых подруг летчиц и штурманов женского авиаполка ночных бомбардировщиков. На первом листе альбома фотография их самолета По-2.

В 1982 году отмечалось 40-летие создания полка. В Москве состоялась встреча ветеранов полка, посвященная этой знаменательной дате. Татьяна Алексеевна в связи с 40-летием создания полка награждена грамотой Советского комитета женщин. А министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов подарил всем женщинам-ветеранам полка настольные часы с памятной надписью.

Супруги Жгун проводят большую военно-патриотическую работу, живя на новгородской земле, на которой прошла их военная молодость. Часто бывая в школе поселка Панковка, в профессионально-техническом училище мелиораторов, они рассказывают о боевых делах летчиков Волховского фронта и летчиц-женщин женского бомбардировочного полка.

С. Колпаков член Союза журналистов СССР,

ветеран Великой Отечественной войны

[attachment=0]IMG_2656 - копия.jpg[/attachment]

Н.Ф. Бороздин и Т.А. Осокина (Жгун)

Летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.

В действующей армии с сентября 1941 года. В составе полка с октября 1944 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь! Молодец! Небольшие поправки:

у тебя: д.Кицуя Ленинградской обл. - правильно Кипуя

Лукашевич - по ЦАМО погиб 25 февраля 1944 года, пох.д.Большие Поля Ленобласти.

у тебя: КЕМИН Николай Иванович - правильно КЛЕМИН (причем потом у тебя правильно его фамилия, где ты пишешь про Ефименко), по ЦАМО: погиб в ночь при возвращении от генерала Гусева, врезался в лес в р-не Кречно, похоронен отм.43.7

Иванов Борис - Иванов Борис Константинович, не вернулся с б\з 1 февраля 1944 года из р-на пункта Расвохи, что ю-в 2 км Великое Село

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья спасибо за поправки, вот так понемногу и восстановим правильную информацию о подразделениях.

Материала много, видно так ошибся при переписывании воспоминаний Бороздина, а сам потом недоглядел...

У тебя есть фото Лукашевича В.В., а то у меня слишком ужасного качества, слишком расплывчато...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь, к сожалению нет... у меня вообще было очень мало информации по 120 оаэс! Это тебе огромное СПАСИБО!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=0]майор В.В. Лукашевич.jpg[/attachment]

Первый командир 120 ОАЭС майор Владимир Владимирович Лукашевич (жаль что только такая фотография).

Очень надеюсь, что у кого-то где-то завалялась фотография лучшего качества.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воспоминания В.Д. Громченко:

«В Малую Вишеру на Северный аэродром я прибыл в составе 120 ОАЭС в конце 1941 года, а уже в начале 1942 года получил назначение в 658-й ночной бомбардировочный авиаполк, базировавшийся в деревне Полищи.

Для меня начало войны сложилось по особенному, как в первой, так и во второй частях (авиаполку), я, непосредственно не летал, так, как в декабре 1941 года на аэродроме Коголда я с летчиком мл. лейтенантом Черножук потерпели тяжелую аварию. При взлете в невыгодном положении – глубоком левом развороте на высоте 50 метров, у нас сдал мотор и мы врезались в лес. Участок этого леса был заминирован немцами и к нам никто не мог подойти. Придя в себя, я взял, находившегося в тяжелом состоянии( расколот лоб) летчика Черножук на плечи и как-то случайно, благополучно вынес его на край аэродрома, где уже находилась группа людей.

От самолета ничего не осталось полезного и после разминирования участка инженер эскадрильи, капитан Григорьев поджег его остатки.

После поправки здоровья, что мог уже ходить, прибыл в перебазировавшуюся за время лечения в свою 120 ОАЭС в Малую Вишеру.

Всем известно, что в армии даром хлеб не едят. К тому же на войне, я мог ходить с палочкой и дежурил на старте, выпускал и принимал самолеты на аэродроме – это за вашей электростанцией, там в то время была большая березовая роща, летное поле и один дом, наша столовая. Жил в то время по вашей улице в доме № 21 у Константиновых.

Весь 1942 год я работал офицером связи своего полка со штабом ВВС Волховского фронта, находившегося в 1 км северо-восточнее деревни Пустая Вишерка, в землянках в лесу. Там на КП всегда были командующий ВВС Волховского фронта генерал Журавлев, комиссар Горский, начальник штаба полковник Агронович, телеграф и мы, офицеры связи от всех авиачастей фронта, а тылы были в Малой Вишере. Мы получали задания для своих частей, кодировали их и доставляли в свои полки, получали цели и собирали результаты работы за ночь и сдавали данные за сутки в сводку Совинформбюро.

Был я и на передовой в пехоте в качестве авиационного советника в 80-й смешанной кавалерийской дивизии Героя Советского Союза генерала Левашова под Киришами. Там я днем определял, какие самолеты летают над расположением дивизии: свои или чужие, а ночью (по слуху работы мотора) и давал команду на открытие огня по ним, если это были самолеты противника. Своим самолетам указывал цели, что нужно бомбить по ту сторону Волхова. Это было в августе 1942 года.

В начале 1943 года мы уехали переучиваться на новую материальную часть в Куйбышевской области. В мае 1943 года я в должности штурмана попал в 4-й гвардейский танковый корпус. Это знаменитый Кантемировский генерала Павла Павловича Полублоярова, ныне он маршал танковых войск.

К этому времени я поправился, после описанной аварии, и совершил 33 боевых вылета, на знаменитой Курской дуге.

Наш корпус с боями прошел 150 км и громил знаменитые танки «Тигр», «Пантера» и самоходные установки «Фердинанд».

Войну окончил в Германии и день Победы отмечал в Глейвуте в составе 104-й ОАЭС 8-го штурмового авиационного корпуса…».

Награжден: двумя орденами Красная Звезда, орденом Отечественной войны 2 степени и семью медалями.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первый командир 120 ОАЭС майор Владимир Владимирович Лукашевич

Вот нашел фотографию чуть лучшего качества.

IMG_2606-1.jpg[/attachment]

Не получилось развернуть фото

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=2]фотография (4).JPG[/attachment]

второй командир эскадрильи И.Е. Подольский

[attachment=1]фотография 11.JPG[/attachment]

третий командир эскадрильи А.А. Неуймин

[attachment=0]фотография9.JPG[/attachment]

начальник штаба капитан Сергей Иванович Кирюхин (Киргохин)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо за вашу работу! Рады были найти дополнительную информацию про прадедушку Неуймина А.А.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всю информацию собираем по крупицам, и будем очень признательны, если у вас есть возможность дополнить нашу информацию или этот раздел фотографиями деда, или наш краеведческий музей...

мой эл.адрес nin-64@mail.ru

С уважением

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Был поражен количеству добытой вами информации. Мой дед Яшин Сергей Николаевич в период с 1943 по 1946 год служил в 574-ой ОАЭС 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта. В настоящее время я пытаюсь собрать информацию подобную вашей о нем самом и его сослуживцах. Поделитесь опытом- где можно черпануть информацию о составе эскадрильи, списке личного состава и т.д. Есть фотографии. Как только структурирую имеющиеся данные - обязательно выложу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу