Опубликовано: 23 октября, 2012 Добрый день, в октябре 2012г. в Юхновском районе Калужской области было обнаружено место падения советского самолёта. В ходе первоначальных раскопок было установлено, что, вероятнее всего был обнаружен Ил-4. Среди обломков удалось найти костные останки членов экипажа. Куски костей не превышают размера примерно 6 Х 7 см. Личных вещей пока не обнаружено, за исключением остатков комбинезона, застёжки «молния» и фрагментов кожаного шлема. Время крушения самолёта не известно, но не ранее 1942 года, так как на месте в наличии имеются раздавленные патроны калибра 12.7 мм выпуска 41 и 42 годов. Были найдены детали, имеющие серийные номера: оптический прицел ОП-2Л и поршни двигателя, имеющие на бобышках со стороны шатуна номера. Хотелось бы точно узнать, соответствуют ли номера на поршнях номеру двигателя самолёта? Так же прошу подсказать примерный алгоритм действий, направленных на установление войсковой части, которой принадлежал самолёт, установления личности членов экипажа и даты их гибели. Работы по зачистке места падения самолёта будут продолжаться в ближайшее время. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2012 На Ил-4 могли быть 87 и 88 моторы в этот период - все номера двигателя на его деталях начинаются с этих двух цифр. На бобышках поршней должны быть именно номера двигателя. В разделе определения самолетов и моторов есть фотографии как эти номера выглядят, т.к. там рядом есть и технологические номера ничем нам не помогающие. http://wiki.trizna.ru/index.php?title=%D0%9C-87#.D0.9C.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B8 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 октября, 2012 Место падения самолёта-лесной массив северо-западнее г. Юхнов Калужской области. (в годы войны Смоленская область) Номер двигателя будет 883877, дублируется на двух имеющихся поршнях. Номер оптического прицела ОП2-Л---112423. Дальше в каком направлении осуществлять поиск? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Дальше в каком направлении осуществлять поиск? 1.Искать на месте падения номер второго движка и номер самолета 2.Пробить по ОБД фамилии захороненных в ближайших братских могилах – вдруг там окажутся члены экипажа с вашего самолета . Не поленитесь посмотреть в военкомате учетную картотеку погибших и таблички на могилах. Если есть от патронов гильзы 41 и 42 годов, и эти патроны именно с вашего самолета, тогда время падения скорее всего 42-43 год. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Есть у меня этот ИЛ-4... ИЛ-4 042301 М-88: 3811, 3877 на 1.11.42 751 АП ДД НБЗ Взято из 39-11503-11-119 Расшифровываю: Фонд 39 (Управление авиации дальнего действия (АДД), Книга по корешку №6), Опись 11503, Дело № 11, Лист 119. Там вы найдете только Акт на списание данного самолета. Фамилий членов экипажа, а также точную дату гибели вы там не увидите. Хотя я что-то и мог пропустить. По-любому, надо пытаться глянуть 751 АП ДД, он же: 579-й дальнебомбардировочный авиационный полк 751-й дальнебомбардировочный авиационный полк 751-й авиационный полк дальнего действия 8-й гвардейский Ржевский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия 224-й гвардейский бомбардировочный Ржевско-Будапештский Краснознаменный авиационный полк и (или) 51-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия 1-я ночная тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия 17-я авиационная дивизия дальнего действия 2-я гвардейская авиационная Севастопольская дивизия дальнего действия 2-я гвардейская бомбардировочная Севастопольско-Берлинская авиационная дивизия Совет - опись заказывать по последнему наименованию! Т.е. полк - 224 гв., а дивизию 2 гв. бад, если конечно на них не была заведена отдельная опись. Вдруг вам повезет и вы там найдете подробности этого НБЗ (Не вернулся с Боевого Задания) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Большое спасибо за информацию. Я с самолётами ранее никогда дел не имел, по этому возникли вопросы. Извиняюсь, не совсем понятно, что значит " есть у меня этот Ил-4". Уже работали по нему? Вы сообщили данные "ИЛ-4 042301 М-88: 3811, 3877 на 1.11.42 751 АП ДД НБЗ" тоже не всё понятно: 042301 это номер кузова?, а 3811 номер второго двигателя? Дата 01.11.1942 г., что это за дата, дата выпуска? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Оленевод, ещё раз огромное спасибо. Ключевая информация по номеру полка, 751, сыграла решающую роль. Установлены все данные членов экипажа и некоторые подробности. Все по ОБД числятся пропавшими без вести. Сейчас ищем родствеников. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Вот, что удалось установить по найденому самолёту. 30.10.1942 г. не вернулся с боевого задания Ил-4 из состава 751 АПДД с экипажем в составе : лётчика--мл. лейтенанта Макарова Александра Александровича 1917 г.р., ур. г. Ворошиловоград штурмана--сержанта Шутова Анатолия Алесандровича 1913 г.р., ур. Костромской области флагманского стрелка-радиста--начальника связи АЭ лейтенанта Моложавого Ефима Леонтьевича 1912 г.р., ур. Киевской области воздушного стрелка сержанта Потапова Василия Ивановича г.р. не установлен, ур. Калининской области. С родствениками Моложавого Е.Л. уже установлен контакт. За две недели до гибели (19.10.1942г.)Моложавый Е.Л. был представлен к ордену Красной Звезды, 24.01.1943г. наградной лист был подписан, получить награду не успел. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Большое спасибо за информацию. Я с самолётами ранее никогда дел не имел, по этому возникли вопросы. Извиняюсь, не совсем понятно, что значит " есть у меня этот Ил-4". Уже работали по нему?Вы сообщили данные "ИЛ-4 042301 М-88: 3811, 3877 на 1.11.42 751 АП ДД НБЗ" тоже не всё понятно: 042301 это номер кузова?, а 3811 номер второго двигателя? Дата 01.11.1942 г., что это за дата, дата выпуска? ЕСТЬ У МЕНЯ - это значит, что есть некая база, куда выписаны погибшие самолеты. Вам повезло, в свое время я его выписал. 042301 - это номер самолета, а не кузова. Это же не автомобиль. 3811 - номер левого двигателя (так кажется, сперва левый помечают, потом правый?) Дата на 1 ноября 1942 года - это на 1 ноября 1942 года писался Акт на списание. Точной даты не установлено! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Оленевод, ещё раз огромное спасибо. Ключевая информация по номеру полка, 751, сыграла решающую роль. Установлены все данные членов экипажа и некоторые подробности. Все по ОБД числятся пропавшими без вести. Сейчас ищем родственников. Постойте и не торопитесь!!!! Как вы смотрели в ОБД? На эту дату или дата-место? Только в этом ряду рядом с вашим Илом стоят у меня ещё три таких же Ила, КОТОРЫЕ НЕВЕРНУЛИСЬ С БОЕВОГО ЗАДАНИЯ. Кроме того ещё ряд самолетов погибших и по другим причинам списаны. Итого 4 Ила на 1 ноября в одном полку НБЗ! А вы уже начали искать родственников... Потом какими глазами будете смотреть родственникам, если откроются новые данные и эти останки окажутся другого экипажа?! ЕЗЖАЙТЕ В ЦАМО И СМОТРИТЕ ДЕЛА. МНЕ БОЛЕЕ НЕЧЕГО ДОБАВИТЬ. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Вот нашёл у себя тоже 39 фонд,751ап ДД ИЛ-4 042301 М-88Б 3811-3809,лётчик Понкратов в ночь с 30 сентября на 1октября 1942г НБЗ. С уважением Вячеслав. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Вот нашёл у себя тоже 39 фонд,751ап ДД ИЛ-4 042301 М-88Б 3811-3809,лётчик Понкратов в ночь с 30 сентября на 1октября 1942г НБЗ. С уважением Вячеслав. Слава! Второй мотор правильно записал? ПОнкратов или ПАнкратов.? У меня 3809 идет с другим самолетом. причем то же с погибшим. но мотор этот уцелел и был снят. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Виталий! посмотрел черновик записано как Панкратов,где- то ошибся. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 октября, 2012 Вот ещё,акт о списании самолётов и моторов с частей 17АД ДД 13 ноября 1942г, и тут присутствуют двигатели 3811,3809,№042301 как потерянные 751 авиаполком.С уважением Вячеслав. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2012 Так, в середине ноября вероятно вырвусь в отпуск, тогда займусь архивом и ещё будем разрабатывать раскоп, может быть будут личные подписные вещи. Вот узнали ещё, что Потапову В.И. удалось спастись, выпрыгнул с парашютом около деревни, в которой были немцы. Попал в плен, в котором пробыл два месяца, а потом бежал. Потапов умер год назад у себя на родине. Может быть Потапов оставил какие-то воспоминания, вроде тех, которые школьники раньше у ветеранов собирали. На родине Шутова А.А. в д. Стрельниково названа улица в честь Шутова, но пока еще не известно какого именно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2012 Сержант и Оленевод, судя по Вашим записям за самолётом № 042301 числись двигатели пара (по записям Оленевода) 3811 и 3877 и пара (по записям Сержанта) 3811 и 3809. Где-то закралась ошибка и в самом нужном месте. Буду в субботу пытаться найти ещё куски второго двигателя и номера самолёта. Вопрос ещё: в архиве ЦАМО необходимо делать заявку на дела в один день и после этого готовят дела и назначают конкретную дату для ознакомления? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2012 Сержант и Оленевод, судя по Вашим записям за самолётом № 042301 числись двигатели пара (по записям Оленевода) 3811 и 3877 и пара (по записям Сержанта) 3811 и 3809. Где-то закралась ошибка и в самом нужном месте. Буду в субботу пытаться найти ещё куски второго двигателя и номера самолёта.Вопрос ещё: в архиве ЦАМО необходимо делать заявку на дела в один день и после этого готовят дела и назначают конкретную дату для ознакомления? День первый. До 12:00 нужно сделать заявку на дела (не более 10), День второй. На следущий рабочий день дела уже можно получить или в другой заявленный день. В этот день нужно приехать не позже 10:00 и заявить, что вы ждете такие-то дела. Вам их выдадут часов в 11:00 - 13:00. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2012 Спасибо за информацию, буду осваивать архив. Фотографировать документы там разрешают? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2012 (изменено) Спасибо за информацию, буду осваивать архив. Фотографировать документы там разрешают? Нет, не разрешают. Можно заказать ксерокопию (только!) текстов и сканирование (фото) фотографий, карт, схем. Сроки как получится. Ксерокс побыстрее. В день первый приезжайте в ЦАМО к 9:00 с письмом от организации (поисковый отряд подойдет) с печатью, с просьбой разрешить работать в 2012 году, с указанием, фонды каких частей и соединений вас интересуют (укажите например АДД, и части соответствующего фронта). С проходной по местному телефону в 9:00 позвоните в читальный зал, СКАЖИТЕ ЧТО ВЫ С ПИСЬМОМ, дадут команду вас пропустить (родственников пускают без писем, но по предварительной записи.) Пройдете к заведующей читальным залом, там пройдете процедуру регистрации. Паспорт гражданина РФ обязателен. Где-то в конце месяца бывает санитарный день, вероятно по пятницам, по предпразничным дням так же могут объявить нерабочий день. Дозвониться в читальный зал по указанному на сайте телефону сложно. Изменено 26 октября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2012 Благодарю за подробную информацию. Будем действовать в этом направлении. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 октября, 2012 Мы летом работали на месте падения однополчан вашего самолета - тоже 751 АПДД viewtopic.php?f=27&t=47505 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 В выходные, несмотря на дождь со снегом снова продолжили работы на месте падения. Удалось достать двигатель и винт с редуктором. Одна лопасть винта цела и не деформирована, две обломаны. На лопастях выбиты номера: 511401 101-11 и на второй лопасти 511401 100-3. Так же удалось найти маленький латунный шильдик (52Х21мм) с номером 12 41 0. Эвакуировано ещё около 120 кг. всевозможных металлических предметов для поиска шильд и номеров. В конце дня обвалился раскоп, едва не придавив товарища. Немного фотографий выставлю. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 Двигатель 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 Винт и УАЗ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 Винт. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 Двигатель 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 Номера на лопастях. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2012 И второй 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июля, 2013 Добрый день коллеги, на минувшей неделе продолжили работы на месте падения самолёта. За три дня удалось полностью откачать воду из ямы и извлечь ещё часть обломков самолёта и костных останков членов экипажа. При этом были найдены 20 коп. 1936г., часть накладки на рукоятку пистолета ТТ, часть шины с маркировкой Ярославского шинного завода, второй кислородный баллон. Из интересного: попалась часть бобышки поршня второго двигателя, на которой имеется номер 885093, ещё попался гаечный ключ на 12, на котором выбит номер. Ключ сильно корродирован, но просматриваются цифры 13022..5(пропущена цифра 0 или 6). Есть ли у кого информация по этому двигателю? Бортовой инструмент не клеймился ли по номеру самолёта? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июля, 2013 На ключах номер с- та не бился.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах