7.62

ЯК-7б мл.лейт. Алексеев С.П. 66 ИАП 202 ИАД

41 сообщение в этой теме

Друзья друзей пару лет назад работали в р-не Зубцов-Княжьи Горы на месте падения ЯК - 7 (по их словам). Останки летчика не обнаружены. Подробностей не знаю.

Мотор все это всремя лежит в Москве на дворе одной школы, судьба пилота не выяснена (по словам участников подъема)...

Может у кого есть инфа по этому мотору? (особая надежда на С.Кузнецова :?: )

Сорри за качество фото - снимал мобилой... Номер продублирован минимум 7 раз - ПФ - 359.

ПС Изменил название темы в связи с новыми данными

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня по "семеркам" база очень маленькая - никак не найду в ЦАМО донесения военпреда с Новосибирского завода с помесячными пономерными списками приемки. Да и в самом Новосибирске архив завода за войну похоже на самом заводе хранится. В облархиве только общие сводки для партийных органов.

Только могу помочь по дате. На Як-1 моторы близких номеров ПФ 349, 350 - это май 1942 г. изготовления. Если учесть, что моторы в Сибирь еще нужно было довезти по ж/д, а потом большинство выпущенных Як-7 везли в Москву на 301-й завод для состыковки и сдачи в авиаполки. То дата получения самолета может быть и позже.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В прошедшее воскресенье история с мотором ПФ-359 заимела неожиданное продолжение.

К нам обратился наш коллега и товарищ, командир ПО "Звезда" (Погорелое Городище) - Владимир Стрельников.

С его слов расскажу историю с начала.

Так как на сайте "Авиаторы" вкралась ошибка, необходимо разобраться в истории от и до.

Место падения неизвестного самолета было найденов конце 90-х годов сотрудниками погорельского леспромхоза, о чем они сообщили В.Стрельникову. Тогда же место было обследовано ПО "Звезда" совместно с ПО "Каскад" (Сычевка), проведена частичные раскопки места падения, не приведшие к результату.

В 2009г. место было повторно осмотрено В.Стрельниковым и М.Романовым. Раскопки не проводились, но магнитометр показывал хорошую аномалию в воронке.

В январе 2011г. сводной группой из ПО "Звезда", ПО "Рубеж"(Москва), ПО "Каскад" (Сычевка) и ПО "Бастион" (Москва) работы были продолжены.

Выставляю фото рук. ПО "Рубеж" Олега Окопного с того выезда.

В итоге при помощи экскаватора ЮМЗ были извлечены мотор М-105 №ПФ-359, радиатор, кислородный баллон.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В августе 2014г. рук. ПО "Бастион" Вадим Цветков возобновил работы на месте падения. В результате трехдневных работ с глубины более 4-х метров были извлечены обломки самолета, бронеспинка, части приборной панели, разорванные останки летчика, фрагменты униформы и снаряжения (парашют, поясной ремень, сапог, части гимнастерки и летного комбинезона).

Главное - Вадимом Цветковым был найден карман гимнастерки, в котором оказались три расчески и комсомольский билет на имя

АЛЕКСЕЕВА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА, 1919г.р.

родом из г.Торжок Калиниской (Тверской) области.

Командир звена 66 ИАП 202 ИАД.

5.08.1942 - НБЗ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По неизвестным мне причинам работы неделю назад не были окончены, и наш товарищ В.Стрельников предложил их завершить нашей группе. Хотя имя было установлено предшественниками, и основная работа уже проведена, мы решили доработать это место падения.

В воскресенья небольшая сводная группа из Волоколамска и Москвы прибыла на место. Масштабы воронки впечатляли. Пожалуй. настолько масштабных раскопок самолетов мы не наблюдали - подрытые с разных сторон площадки, водоотводные каналы по 10-20 метров длинной. Но пласты "синьки" под нависшими глыбами глины однозначно доказывали незавершенность.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нахожу на одном из капотов выцарапанный иголкой номер 22-100. Похожие самолеты ЯК-7 с номерами 22-112 и 22-113 были в 66 ИАП.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первые костные останки попались при откачивании воды. Скоро стало понятно, что в глубину наши предшественники почти добили до дна. Перебираем жижу вручную, извлекаем обломки костей с сохранившимися сухожилиями и жировоском. Все останки собираем в пластиковый контейнер.

В жиже мне попадается обломок пластика от планшета летчика - что дает некоторую надежду и на документы. Здесь же остатки химического карандаша. Но увы - больше ничего...

В результате к вечеру мы закончили работу - были добраны останки летчика, обрывок ремня парашютной системы с двумя пряжками, найдена ведущая шестерня двигателя с алюминиевой шайбой и тем же номером мотора - ПФ-359. Личных вещей или документов обнаружено не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кроме того, был найден фрагмент капота с номером 2303. Он был настолько замят. что пришлось стыковать фото частей номера в компьютере. ЯК-7б №2303 проходит по спискам списания и 66 ИАП, и 146 ИАП. На этом самолете погибли другие летчики...

Вот еще одно доказательство, что необходимо найти дублированные номера - и мотора, и самолета.

Во второй половиня дня на место падения приехал В.Стрельников, которому мы передали найденые останки для захоронения.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В итоге, благодаря многолетней совместной работе нескольких отрядов был возвращен еще один летчик, не вернувшийся с боевого задания.

Основная заслуга, конечно, наших коллег из ПО "Бастион", благодаря им мы узнали имя летчика. Надеюсь, они тоже отметятся в этой теме со своми фотографиями с подъема.

Я рад, что нам тоже удолось приложить свои усилия к завершению раскопок. Останки командира звена мл.лейт. Алексеева, погибшего ровно 72 года назад - в августе 42-го, планируется захоронить на мемориале в пос. Погорелое Городище. Данным вопросом занимается руководство Погорельского сельского поселения.

Сейчас думаем над поиском родственников погибшего летчика, ведь у него была жена.

В заключении - фото летчика Алексеева с сайта "авиаторы".

Предполагаю, что оно там появилось благодаря Алексею Пекаршу.

В заключении хочу поблагодарить знакомых и незнакомых людей, которые участвовали в этом многолетнем поиске.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нахожу на одном из капотов выцарапанный иголкой номер 22-100. Похожие самолеты ЯК-7 с номерами 22-112 и 22-113 были в 66 ИАП.

Про 22-ю серию Як-7Б следует еще иметь в виду, что 32 самолета из нее были отправлены россыпью на 21 и 82-й авиазаводы, где получили собственные наименования.

2315303 у меня данных пока нет

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос: на шильдике кислородного баллона дата испытания выбита 25.2.42?

И, действительно, первая партия Як-7Б поступила именно в 66-й иап.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вопрос: на шильдике кислородного баллона дата испытания выбита 25.2.42?

И, действительно, первая партия Як-7Б поступила именно в 66-й иап.

Сергей, там 25.4.42

Очень любопытно, что 22-я серия разошлась частично на запчасти...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо!

Не на запчасти. На заводы в европейской части страны машины шли в агрегатах: фюзеляж в сборе, но без мотора, винта, радиаторов, может быть приборов, вооружения и т.п., крыло в сборе или почти в сборе без люков и навешенных шасси и элеронов, оперение с навеской или без навески рулей и т.д. плюс достаточное количество различных деталей для окончания монтажей и сборки на месте. Это в отличие от расстыкованных Як-7Б (на крыло и фюзеляж), которые тоже везли в европейскую часть страны для быстрой состыковки и передаче ВВС.

Машины адресом 2-й раб пл.Чкаловская отправили с завода № 153 10 штук 20.6 и 10 штук 22.6.42 г.

Была еще отправка 17.6.42 г. тоже во 2-й раб 20 штук, но в Раменское.

Какие-то из этих самолетов попали в 66-й иап.

Первые Як-7Б 22-й серии окончили сборкой в мае, а 23-й серии - в июне. Так что дата на шильдике попадает в кон.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вечная память герою!

Согласно "Сведениям о потерях 202 ИАД за начало августа 42г": 5.08.42 - 66 ИАП НБЗ Як-7б № 2331 – ком.звена мл.л-т Алексеев Сергей Павлович.

5.08.42 в 12.35-12.45 на высоте 1500-1800м 66 ИАП (4 Як-7) совместно с 42 ИАП (4 ЛаГГ-3 -с 37мм пушками ?), а также 188 ИАП (4 Як-1) вели бой с 6-10 Ю-88 в районе Погорелое Городище. Один из Ю-88 подбила пара Алексеев-Бойченко (Бойко). После атаки на Ю-88 произошел бой с четырьмя (или 10 ?) Ме-109, атаковавших ЛаГГи. В итоге НБЗ ком.звена мл.л-т Алексеев С.П. (66 ИАП) и с-т Бушков А.С. (188 ИАП, спасся на парашюте, восточнее Погорелое Городище)

Учитывая время и место это вероятно заявки Хейнриха Клёппера (54я и 55я):

05.08.42 Ofw. Heinrich Klöpper 11./JG 51 MiG-3 трапец 47 833: at 2.000 m. 11.30 (по другим данным 15 км восточнее Зубцов)

05.08.42 Ofw. Heinrich Klöpper 11./JG 51 MiG-3 трапец 47 861: at 2.500 m. 11.35 (по другим данным 18 км северо-восточнее Зубцов)

(Это соседние трапецы северо-западнее и западнее Погорелое Городище - над рекой Держа между Зеновское и Карабаново)

Также в близкое время есть заявки 9./JG 51 в районе Княжьих Гор:

05.08.42 Ofw. Georg Seidel 9./JG 51 LaGG-3 трапец 57 772: at 2.500 m. 11.50

05.08.42 Uffz. Hubert Strassl 9./JG 51 LaGG-3 трапец 57 782: at 2.500 m. 11.58

Пока не понятно какие ЛаГГи они там сбивали - 42 ИАП никого не потерял. Разве что 203 ИАД (509 ИАП и 272 ИАП), но они точно двоих не теряли.

За день до этого 4.08.42 в том же районе Алексеев С.П. вместе с сержантом Тютиным сбил Ме-109 в 7.30 на высоте 3 000м в районе Холопье. Причем есть подбитый мессер из 10./JG 51 (упал в районе Ржева на 80%, пилот видимо прыгнул). А IV группа JG 51 как раз работала в районе Погорелого Городища в этот день (в частности за час до указанного боя 11./JG 51 атаковала там группу Ил-2).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, помимо курсантского фото летчика из УПК есть только вот такой снимок и только в таком качестве - человек, который сканировал снимок, выставил совсем маленькое разрешение.

Похоже, это обрезанное групповое курсантское фото. В центре Сергей Алексеев, левее него Сергей Майданкин - пропал без вести после воздушного боя за день до Алексеева, 04.08.1942 в районе Погорелое Городище. Справа Анатолий Тютин, который пережил однокашников на полтора года, стал лучшим асом 66 ИАП, но погиб в воздушном бою 23.03.1944.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
К сожалению, помимо курсантского фото летчика из УПК есть только вот такой снимок и только в таком качестве - человек, который сканировал снимок, выставил совсем маленькое разрешение.

Похоже, это обрезанное групповое курсантское фото. В центре Сергей Алексеев, левее него Сергей Майданкин - пропал без вести после воздушного боя за день до Алексеева, 04.08.1942 в районе Погорелое Городище. Справа Анатолий Тютин, который пережил однокашников на полтора года, стал лучшим асом 66 ИАП, но погиб в воздушном бою 23.03.1944.

Сергей, спасибо за фото.

Надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем о месте гибели летчика Майданкина.

По крайней мере мы приложем к этому максимум усилий.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извиняюсь - ранее поторопился с привязкой к заявкам. По уточненным данным места подъема уточняю.

Алексеев С.П. и Бушков А.С. были сбиты все же вероятно пилотами 9./JG 51 в районе Княжьих Гор:

05.08.42 Ofw. Georg Seidel 9./JG 51 LaGG-3 трапец 57 772: at 2.500 m. 11.50 (Алексеев ?)

05.08.42 Uffz. Hubert Strassl 9./JG 51 LaGG-3 трапец 57 782: at 2.500 m. 11.58 (Бушков ?)

Время укладывается под описание, что Ме-109 вступили в бой после атаки на Ю-88 (в 12.35-12.45). Место подъема подходит. Як-7 были обозваны немцами как ЛаГГ-3.

Свидетельница боя подтверждает, что два самолета было сбито (один выпрыгнул).

В том бою упомянутый 42 ИАП никого не потерял. Некий Демьян Иванович Гомоненко из 42 ИАП (http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000000951) при ближайшем рассмотрении оказался "фантомом" (его нет в базе ОБД "Мемориал", его нет и в материалах 202 ИАД).

Также косвенно упомянут пилот 272 ИАП 203 ИАД пролетавший мимо (но они не теряли самолеты в тот день.)

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Упомянутые ранее мной и близкие по времени заявки Хейнриха Клёппера по уточненным данным не связаны с потерями 202 ИАД.

По имеющимся данным переправы на реке Держа (включая Холопье) в течение дня прикрывали полки 234 ИАД:

- 18 ГИАП на Як-7 - было пять основных боев, потери 4 самолета (2пилота НБЗ - Парфенов А.И., Мелихов В.А., 2 на вынужденных, вернулись, ранены), по времени бои не совпадают;

- 91 ИАП на Як-1 - время боев не известно, 1 самолет потерян (парашют в районе Холопья, в часть не вернулся - Чередниченко А.Е.);

Также 5 августа совсем рядом было две потери в 203 ИАД и две потери в 201 ИАД:

- 509 ИАП Лагг-3 - в районе Раково (летчик НБЗ - Даничкин И.И.).

- 516 ИАП Як-1 - место пока точно не определили (вынужденная, пилот вернулся в часть)

- 519 ИАП Як-1 - район Ильинское, Брюхачево, Афанасово (вынужденная, пилот ранен)

- 122 ИАП МиГ-3 - район Раково, Ильинское, Брюхачево, Афанасово (пилот вернулся)

Также были потери в 3 ВА (некоторые из которых также вероятны в районе Погорелое Городище):

- 5 ГИАП 209 ИАД – один ЛаГГ-3 (пилот выпрыгнул);

- 1 ГИАП 210 ИАД на Як-1 - после боя в 13.30-14.50 НБЗ 1 самолет (вынужденная, невредим); а также катастрофа ещё двух (столкнулись в воздухе - Косенко погиб, Уваров ранен);

- 163 ИАП 210 ИАД на Як-1 - НБЗ 2 самолета (один погиб - Крохмаль; второй вернулся, ранен); один вынужденная на лес (пилот невредим, самолет разбит);

- 521 ИАП 210 ИАД на Як-1 - один подбит ЗА (ИА) над Зубцов (вынужденная, пилот ранен); после боя в районе Зубцов 6.50-7.50 один подбит (вернулся на следующий день, самолет разбит) и второй подбит ЗА - вынужденная, пилот невредим);

ИТОГО за 5 августа 1 ВА и 3 ВА в тех местах безвозвратно потеряли 18 истребителей от ИА или НБЗ, 2 при катастрофе и 1 от зениток: 1 МиГ-3, 12 Як-1(2 при катастрофе, 1 от ЗА), 6 Як-7, 2 ЛаГГ-3.

Потери пилотов составили в ИТОГЕ - 7 человек погибших или НБЗ (две трети пилотов так или иначе вернулось).

Немцы (только истребители JG 51) 5.08.42г заявили в данном районе победы над 22я истребителями: 9 МиГ-1(3), 3 Як-1, 10 ЛаГГ-3. А ведь работали ещё зенитки и стрелки на бомбардировщиках.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- 1 ГИАП 210 ИАД на Як-1 - после боя в 13.30-14.50 НБЗ 1 самолет, а также катастрофа ещё двух (столкнулись в воздухе)

командир звена 1-го гиап гв.старшина М.Ф.Косенко н.в.з. на Як-1 выполняя особое задание по прикрытию наших войск в районе Зубцово. Катастрофа под вопросом, т.к. потерь летного состава в полку на эту дату не показано - только Косенко

- 163 ИАП 210 ИАД на Як-1 - НБЗ 2 самолета + один вынужденная на лес

летчик 163-го иап сержант Н.Я.Крахмаль н.в.з. на Як-1 № 1734 выполняя особое задание по прикрытию штурмовиков в районе Ржева. Других потерь летчиков на дату не зафиксировано.

6 января 2013 года поисковыми отрядами «Долина» (г. Зубцов Тверской области) и «Ратное поле» (г. Москва) в лесу в окрестностях бывшей деревни Подсосонье Зубцовского района Тверской области, что примерно в 28-ми км южнее г.Зубцова были обнаружены и полностью подняты фрагменты самолёта Як-1. Основная часть обломков данного самолёта была примерно на 4-х метровой глубине в центре воронки. Двигатель 12-цилиндровый V-образный (105-й, не форсированный). Его номер ПА135-1672. Среди обломков самолёта были обнаружены фрагменты пушки ШВАК 1941 г. СК №186, и фрагменты двух пулеметов ШКАС. В районе разбитой на несколько частей бронеспинки были частично обгоревшие останки лётчика. Пилот до последнего держался за штурвал, так как фрагменты рук были обнаружены рядом со штурвалом. Также обнаружен обгоревший парашют с датой выпуска 22 июня 1941 года и табличка с датой 25.07.1941 г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
командир звена 1-го гиап гв.старшина М.Ф.Косенко н.в.з. на Як-1 выполняя особое задание по прикрытию наших войск в районе Зубцово. Катастрофа под вопросом, т.к. потерь летного состава в полку на эту дату не показано - только Косенко

Ув.Kirche поправил:

"Косенко М.Ф. и есть жертва той катастрофы - столкнулись самолеты Уварова (ранен) и Косенко.

НБЗ из боя Дмитриенко Василий Иосифович (совершил вынужденную в Старице, позже вернулся в часть)".

Я думал, что Косенко не участник столкновения, а оказалось, что причину потери (как бывало) записали в одном документе иначе.

Спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подправил данные о наших потерях истребителей за 5 августа. В итоге из 21й потери истребителей - потери пилотов составили 7 человек (погибли или НБЗ). Сложный был день.

И насколько я понимаю усилиями разных отрядов трое из этих семи уже найдены?... Алексеев С.П. (66 ИАП), Крохмаль Н.Я (163 ИАП) и Мелехов В.А. (18 ГИАП)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу