aquadnepr

Ла 5 с летчиком - мотор №****1012 302 ИАД

60 сообщений в этой теме

Подняли остатки самолета Ла-5 по наличию элементов парашютной системы и шомполу от ТТ можно утверждать что был летчик. Самолет горел, причем крепко.

проблема в том что из-за особенностей почвы алюминий превратился в порох - не фрагментов корпуса двигателя, не поршней НЕТ.

Подскажите где искать номера двигателя на металлических деталях.

Часть фото, позже добавлю.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А колено осталось? Если да то на шатунах и противовесах должен быть выбит номер движка,останки пилота попадались?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В том то и дело что пока коленвал не нашли.

От летчика, кроме выше выложенного железа (элементы парашютной системы и шомпола от ТТ), было несколько косточек: коленная чашечка, фаланга, фрагмент ребра (прокаленный и черный).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помыл не много: индикатор наддува, шина Ярославского завода и заклепка? от шлемофона

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно а мог летчик сгореть так чтобы от него мало что осталось, если да то получается что самолет после падения горел, т.к. в воздухе за такое короткое время он не успел бы сгореть до такого состояния.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

наше предположение, что самолет сильно горел еще в воздухе (причем моторная часть), затем после удара что вошло в землю погасло, а поверхностное догорало.

Первоначально зацепили этот самолет именно на фрагменты обшивки, которые в большинстве своём были оплавлены.

В доказательство нашей версии говорит найденный нами фрагмент деревянной конструкции корпуса который был сильно обуглен, но затем резко потушен (как палку из костра ткнули в песок). Фото позже добавлю.

от летчика мало осталось не только из-за пожара, но и потому что самолет ударился об землю верх ногами под углом 30-45 градусов (размазывающий удар пришелся на кабину - нашли фрагменты акрила небольших размеров).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую! Попробуйте аккуратно очистить горшок и извлечь остатки поршня... вдруг что-то внутри более менее сохранилось...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

День добрый, Илья. Я так и сделал, но к сожалению то горшок, что почистил результата не дал, от поршня осталось всего 1,5 -2 см.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А был разговор, что на клапанах что-то выбивалось, правда те что помыл надписей или цифр не имели.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не выбивалось, а наносилось электрокарандашом... но, ни чего к номеру мотора не имеет... :(

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из-за сильных дождей не смогли дополнительно прощупать территорию падения самолета на этих выходных.

Но зато перебрали выкопанный материал - отобрали фрагменты для тщательной помывки.

Несколько фото самолета.

Фото 035 и 037 это фрагмент длиной 20 см, а был и 45 см. Что это?

Похоже что было в крыле.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шильд совсем никаких не попадалось? По поводу останков-в нашей аналогичной истории останки поместились на дно одноразового пакета...Как говорят-в дребезги....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока кроме остатков приборов ничего с информацией не было, но еще есть несколько мешков мелочевки для детального просмотра.

От нашего летчика не больше осталось.

на днях по телеку шел фильм Прорыв и там на 20 минуте показывают немецкую оригинальную кинохронику, так а ж передернуло - именно так -верх ногами и под таким углом наш Лавочкин упал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почистил ШВАКи появились номера: ХГ 114 и ХГ 122.

Второй, что пока не поняли какие буквы, сильно горел, боекомплект порвал корпус пушки да и ствол прострелен.

Фото в ближайшее время.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото пушек ШВАК и номеров.

Та что согнута на 90 градусов сильно горела.

ХГ 114 и ХГ 122.

Возможно есть доки по вооружению 240 и 297 ИАП 302 ИАД 4 ИАК, такие как в теме "Очередной истребитель под Крымском"

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

День добрый, всем!

перебирал выкопанное и кое-что почистил.

на первом фото вверху - внутрянка от какого-то прибора, внизу слева - тумблер, справа - от парашютной системы (?)

А на втором фото неопределенный пока агрегат, богатый на номера.

Пара номеров литых, а вот выбитый номер 1012 - не может ли это быть неполным номером двигателя? (без типа и №завода)

Так же хотел уточнить в определители указано КПА-3бис ставился на Ла-5ФН, а на Ла-5 их вообще не ставили?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны Михаил НИКОЛЬСКИЙ

"...Летом 1943 года моторы М-82ФН пошли в широкую войсковую эксплуатацию. Наблюдение за их работой на фронте осуществляли в том числе и военпреды завода №19. Так в 5-ю ВА был командирован инженер- майор И.К.Четверик, который находился в 302 ИАД с 27 августа по 19 сентября 1943 года. За время пребывания в дивизии он оказал техническую помощь всем трем полкам – 297-му, 240-му и 193-му ИАП. Работа моторов М-82ФН характеризовалась следующими данными.

297 ИАП:

1. Мотор № 8211093 выпуска апреля месяца 1943 года на 31 августа наработал 55 ч 23 мин, из них в воздухе 44 ч 11 мин. После 11 часов работы мотора произведена регулировка насоса НБ-ЗУ в сторону обеднения. После 15 часов заменены свечи передней и задней звезды. После 54 ч 23 мин заменены свечи передней и задней звезды. После 55 ч 32 мин оборвалась прокладка и вышла из-под крышки анероидной коробки РС-2, вследствие чего ослабли все и поломались два крепежных болта анероидной коробки РС-2. После устра нения указанного дефекта со стороны летчика и техника никаких жалоб на работу мотора нет.

2. Мотор N 8211073 выпуска апреля месяца 1943 года на 30 августа наработал 51 ч 39 мин. После 16 часов работы мотора поломались две трубки высокого давления цилиндров № 6 и 7 – трубки заменены новыми. После 17 часов обнаружена трещина переходника насоса НБ-ЗУ – переходник заменен новым. Со стороны летчика и техника никаких жалоб на работу мотора нет, за исключением незначительного дымления.

3. Мотор Nq 8211053 выпуска марта месяца 1943 года на 30 августа наработал 40 часов, из них в воздухе 34 часа. После 9 ч 05 мин работы мотора заменены задние свечи передней и задней звезды. После 9 ч 05 мин произведена регулировка насоса НБ-ЗУ в сторону обеднения. После 19 ч 20 мин заменены передние свечи передней и задней звезды. После 19 ч 20 мин вывернулись две шпильки выхлопной трубы, шпильки заменены новыми.

193 ИАП:

1. Мотор No 8211213 на 15 сентября 1943 года наработал 39 часов. После 26 ч 46 мин заменили цилиндры №№ 12 и 13, по причине прострела их из пушки во время выполнения боевого задания. После 27 ч 20 мин заменили насос непосредственного впрыска, по причине поломки пружин насосного элемента. После 27 ч 20 мин заменили три цилиндра по дымлению. Во время испытания мотора на земле загорелся самолет с правой стороны (лонжерон самолета). Причина загорания: во время работы мотора на самолетах с моторами М-82ФН пламя нижнего выхлопного патрубка попадало в щель между капотом и лонжероном фюзеляжа. Во время работы мотора от пламени выхлопного патрубка лонжерон постепенно обугливался и впоследствии вызывал загорание. После 36 ч заменили форсунку цилиндра, по причине закупорки каналов иглы форсунки ФБ-10 (металлическая стружка от оборванной резьбы штуцера подвода топлива, попавшая в момент сборки ФБ-10 на заводе №296). После 36 ч произведена перестановка насоса НБ-ЗУ, по причине той, что при замене насос был установлен неправильно, в силу чего не поддавался регулировке. После перестановки насоса НБ-ЗУ, мотор был отрегулирован по расходам и после опробования мотора на земле и воздухе жалоб со стороны летного и технического состава нет.

..."

Что означает 8 в номере двигателя?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь с уверенностью могу утверждать, что 1012 - неполный номер мотора.

Может кому пригодится где и как били номер двигателя на АШ-82

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Теперь с уверенностью могу утверждать, что 1012 - неполный номер мотора.

т.е. полный номер двигателя 821012 ? Ура! Эндрю, горжусь Вами. :-o

Осталось совсем немного...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел списки и донесения о потерях моторов 302 ИАД с сентября по декабрь 1943 года.

Сочетание 1012 не попадается.

Действительно, есть близкие номера с полным номером типа 8211062 и пр.

Это также могут быть номера типа 65031013.

Такого сочетания нет также во 2 ВА в июле-декабре 1943.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это командная работа, так что гордимся всеми нами.

Нашел интервью с летчиком летавшим на Ла-5. Очень интересно.

Беседа с летчиком 41-го ГИАП, полковником запаса Д.А.Алексеевым (Запись и литературная обработка - А.В. Сухоруков)

http://www.airforce.ru/history/ww2/alekseev/index.htm

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Посмотрел списки и донесения о потерях моторов 302 ИАД с сентября по декабрь 1943 года.

Сочетание 1012 не попадается.

Действительно, есть близкие номера с полным номером типа 8211062 и пр.

Это также могут быть номера типа 65031013.

Такого сочетания нет также во 2 ВА в июле-декабре 1943.

Не мог этот мотор попасть в списки, например в январе-феврале 1944г.?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Посмотрел списки и донесения о потерях моторов 302 ИАД с сентября по декабрь 1943 года.

Сочетание 1012 не попадается.

Действительно, есть близкие номера с полным номером типа 8211062 и пр.

Это также могут быть номера типа 65031013.

Такого сочетания нет также во 2 ВА в июле-декабре 1943.

Не мог этот мотор попасть в списки, например в январе-феврале 1944г.?

Днепры считают, что самолет был потерян в октябре-ноябре 1943 года. В январе-ноябре 1944 война уже далече шла от этих мест. Хотя всякое могло случится.

Немало попалось в списках моторов типа 82110хх, где хх - вторая половина сотни. Видимо, чуть более ранние двигатели поставили на самолеты чуть раньше и отправили с партией Ла-5 в другое соединение?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самое вероятное - это потеря Ла-5 при боях за плацдарм в октябре 1943г. Но, если учитывать весь возможный период времени, то нужно говорить о том, что линия фронта от места падения Ла-5 в январе-феврале 1944г. проходила в пределах 100км (Кривой Рог, Днепропетровской области). Поэтому совершенно с Вами согласен, что на войне могло случиться всякое. Например могли работать по прикрытию ж/д станций, которые находятся в пределах 25-50км от места падения. Немецкая авиация по ним активно работала и тому есть документальные подтверждения. Это период времени октябрь 1943г. - март 1944г.

Плюс нужно разобраться, какая воздушная армия там работала: 2-я или 5-я.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны Михаил НИКОЛЬСКИЙ

"...Летом 1943 года моторы М-82ФН пошли в широкую войсковую эксплуатацию. Наблюдение за их работой на фронте осуществляли в том числе и военпреды завода №19. Так в 5-ю ВА был командирован инженер- майор И.К.Четверик, который находился в 302 ИАД с 27 августа по 19 сентября 1943 года. За время пребывания в дивизии он оказал техническую помощь всем трем полкам – 297-му, 240-му и 193-му ИАП. Работа моторов М-82ФН характеризовалась следующими данными.

297 ИАП:

1. Мотор № 8211093 выпуска апреля месяца 1943 года на 31 августа наработал 55 ч 23 мин, из них в воздухе 44 ч 11 мин. После 11 часов работы мотора произведена регулировка насоса НБ-ЗУ в сторону обеднения. После 15 часов заменены свечи передней и задней звезды. После 54 ч 23 мин заменены свечи передней и задней звезды. После 55 ч 32 мин оборвалась прокладка и вышла из-под крышки анероидной коробки РС-2, вследствие чего ослабли все и поломались два крепежных болта анероидной коробки РС-2. После устра нения указанного дефекта со стороны летчика и техника никаких жалоб на работу мотора нет.

2. Мотор N 8211073 выпуска апреля месяца 1943 года на 30 августа наработал 51 ч 39 мин. После 16 часов работы мотора поломались две трубки высокого давления цилиндров № 6 и 7 – трубки заменены новыми. После 17 часов обнаружена трещина переходника насоса НБ-ЗУ – переходник заменен новым. Со стороны летчика и техника никаких жалоб на работу мотора нет, за исключением незначительного дымления.

3. Мотор Nq 8211053 выпуска марта месяца 1943 года на 30 августа наработал 40 часов, из них в воздухе 34 часа. После 9 ч 05 мин работы мотора заменены задние свечи передней и задней звезды. После 9 ч 05 мин произведена регулировка насоса НБ-ЗУ в сторону обеднения. После 19 ч 20 мин заменены передние свечи передней и задней звезды. После 19 ч 20 мин вывернулись две шпильки выхлопной трубы, шпильки заменены новыми.

193 ИАП:

1. Мотор No 8211213 на 15 сентября 1943 года наработал 39 часов. После 26 ч 46 мин заменили цилиндры №№ 12 и 13, по причине прострела их из пушки во время выполнения боевого задания. После 27 ч 20 мин заменили насос непосредственного впрыска, по причине поломки пружин насосного элемента. После 27 ч 20 мин заменили три цилиндра по дымлению. Во время испытания мотора на земле загорелся самолет с правой стороны (лонжерон самолета). Причина загорания: во время работы мотора на самолетах с моторами М-82ФН пламя нижнего выхлопного патрубка попадало в щель между капотом и лонжероном фюзеляжа. Во время работы мотора от пламени выхлопного патрубка лонжерон постепенно обугливался и впоследствии вызывал загорание. После 36 ч заменили форсунку цилиндра, по причине закупорки каналов иглы форсунки ФБ-10 (металлическая стружка от оборванной резьбы штуцера подвода топлива, попавшая в момент сборки ФБ-10 на заводе №296). После 36 ч произведена перестановка насоса НБ-ЗУ, по причине той, что при замене насос был установлен неправильно, в силу чего не поддавался регулировке. После перестановки насоса НБ-ЗУ, мотор был отрегулирован по расходам и после опробования мотора на земле и воздухе жалоб со стороны летного и технического состава нет.

..."

Что означает 8 в номере двигателя?

По судьбе упомянутых номеров:

8211053 - НБЗ (не вернулся с боевого задания) не позже 7.10.1943, 297 ИАП

8211073 - НБЗ (не вернулся с боевого задания) не позже 8.10.1943, 297 ИАП

8211093 - разбит в воздушном бою не позже 23.10.1943, 297 ИАП

8211213 - на 1.1.44 был в строю, 193 ИАП, Павлыш

Кстати, не позднее 10.12.43 в 297 ИАП поступил мотор 8211028 из ПАРМ-3. Раньше по первой полусотне в 302 ИАД и 2 ВА не попадался.

Конечно, не факт, что у найденного самолета мотор фн, тогда мотор может быть с 650...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу