linnet

У-2 (По-2) по нумерации дополнения

18 posts in this topic

Ниже привожу цитату по У-2 из известной методички Прокофьева-Тарасова. Посмотрел ее прошлой ночью, когда задали вопрос по нумерации У-2 (По-2) разных заводов. Думается, что смогу сделать некоторые добавления, хотя кое-что еще непонятно.

Вопрос к сообществу. Может, все уже более полно рассказано в другом месте и не стоит тратить время на повторение пройденного?

Добавления у меня типа где производили самолеты с номером 64..., двигатели М-11 с номером 161... и др.

Прокофьев-Тарасов:

"Самолет У-2.

Учебно-тренировочный самолет. В годы войны использовался как ночной бомбардировщик. Двухместный, одномоторный са¬молет. Оснащался пятицилиндровым звездообразным двигателем М-11. Начал выпускаться с 1927 года. Выпускался заводами №№23, 387. Всего произведено около 40000 экземпляров. Серийные самолеты выпускались:

-У-2 с двигателями: М-11, М-11Г, М-11Ф, М-11Д.

В 1944 году выпускался заводом №387. Нумерация следующая:

Например, 5523 - где 55 - № серии, 23 - № самолета.

Ранее выпускался заводом №23, номера тоже 4-значные и полнос¬тью совпадают с номерами 387-го завода (отличить нельзя). Двигатель М-11Д. (?)

Выпускался (самолет) заводом №494. Система нумерации следующая:

Например, 940906-где 94-часть номера завода, 09-№серии.

06 -№ самолета.

Мотор М-11.

Выпускается заводами №№41,154.

Моторы 41-го завода имеют номера:

Например, 411555 - где 41 - №завода, 1 - №серии, 555 - №мотора.

Моторы 154-го завода имеют номера:

Например, 09335-№ мотора (моторы имеют навальную нумерацию

по всему выпуску, начиная с 00001).

Также в документах часто встречаются следующие номера моторов:

М-11 №1615089, и т.д., при этом первые цифры всегда: 161. Установить завод изготовитель моторов пока не удалось. (см. фото №25, 26)."

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

я думаю проще писать как есть, а потом модераторы перенесут куда надо...

з.ы. в списке отсутствует завод №16, выпускавший м-11 с 34 по 40 год.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот по выпуску самолетов и М-11 в 1940-45 годах. Увы, за 1944-45 по заводам разбивки нет.

1940

№23 Ленинград

У-2 – 472 (1 и 2 кварталы, переведен на выпуск другой техники)

С-2 – 365 (2-4 кварталы, санитарный)

АП – 125 (1-2 квартал, сельскохозяйственный)

№387 Ленинград

У-2 – 50 (4 квартал)

№16 Воронеж (из него выделен №154)

М-11 – 3329

№154 Воронеж (выделен из №16)

М-11 – 58 (с 4 квартала)

1941

№23 Ленинград

С-2 – 5 (2 квартал)

№387 Ленинград, эвакуирован в Казань

У-2 - 1245

С-2 – 15 (июнь-август)

№154 Воронеж, эвакуирован в Андижан

М-11 - 2308

1942

№387 Казань

У-2 – 2225

№494 Козловка, Чувашия

С-2 – 18 (с ноября)

№41 Москва

М-11 – 74 (с августа)

№154 Андижан

М-11 - 3543

1943

№387 Казань

У-2 – 2733

№464 Долгопрудный, Московская область

У-2 - 71 (с октября)

№471 Шумерля, Чувашия

У-2 – 53 (с октября)

№494 Козловка, Чувашия

С-2 – 270

№41 Москва

М-11 1131

№154 Андижан

М-11 4676

1944, только сводные цифры

По-2с (санитарный?) – 695

По-2 – 4438

М-11 – 8101

1945, только сводные цифры

По-2с (санитарный?) – 488

По-2 - 3068

М-11 - 6421

Судя по всему, на заводе №387 в 1944-45 годах производился самолет С-4 - один из санитарных вариантов.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

М-11 разработали на ГАЗ-4 (№24) Москва и передали в 1927 году для серийного производства на ГАЗ-9 (№19) Запорожье. Никто не знает, до какого года М-11 производили в Запорожье?

Попался в списках декабря 1942 года М-11Г №6537 с указанием, что изготовлен на №29.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

С целью преодоления в кратчайшие сроки отставания в области авиамоторостроения правительство Советского Союза в 1932 г. приняло решение о приобретении лицензий на производство перспективных зарубежных двигателей, имеющих резерв для дальнейшего повышения мощности и улучшения технических характеристик. В связи с этим в 1934 г. были заключены контракты на производство в СССР лучших в то время авиационных моторов, в том числе "Мистраль-Мажор" К-9 (девятицилиндровая звезда) и К-14 (14-цилиндровая звезда) французской фирмы "Гном-Рон". Производство этих двигателей, получивших обозначение М-75 и М-85, было поручено запорожскому заводу. В том же 1934 г. был изготовлен первый мотор М-85, а его серийное производство началось с 1935 г.

....

В августе 1941 г., в связи с приближением фронта к Запорожью, завод № 29 был эвакуирован в Омск. Здесь под руководством Е.В. Урмина продолжались работы по двигателям М-88Ф, М-89 и М-90.

....

В августе 1942 г. на самолете Су-4 были проведены летные испытания мотора М-90. Однако, из-за трудностей, обусловленных военным временем, работы по доводке М-90 были прекращены, а мотор М-89 был выпущен малой партией в количестве немногим более 100 шт.

В условиях войны основной задачей конструкторов завода стало обеспечение бесперебойного производства моторов М-88Б (для бомбардировщиков Ил-4 и торпедоносцев Ил-4Т), а также высокой надежности их эксплуатации. Поэтому существенно возросла роль серийного конструкторского бюро и в связи с этим А.Г. Ивченко, сменивший в 1942 г. на должности начальника СКБ погибшего в авиакатастрофе Г.П. Водолажского, был назначен также заместителем главного конструктора по серийному производству.

В 1943 г. завод параллельно с выпуском двигателя М-88Б освоил производство двухрядного 14-цилиндрового звездообразного двигателя АШ-82ФН (форсированный с непосредственным впрыском топлива вместо карбюраторной системы топливопитания). Двигатель был создан под руководством А.Д. Швецова - главного конструктора ОКБ-19 (Пермь) и производился на заводе № 19. Однако, в связи с расширением производства самолетов (истребители Ла-5, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8), оснащенных моторами семейства АШ-82Ф, мощностей пермского завода стало не хватать для обеспечения потребностей фронта. Освоение производства нового двигателя на заводе № 29 проходило под руководством В.С. Нитченко, заместителя А.Д. Швецова, который в дальнейшем был назначен заместителем главного конструктора завода № 29.

14 октября 1943 г. Запорожье было освобождено от фашистской оккупации и начались работы по восстановлению завода из руин.

В соответствии с приказом наркомата авиационной промышленности № 121 от 2 марта 1944 г. он получил новое наименование - государственный союзный завод № 478, и на него была возложена задача выполнения капитального ремонта моторов М-88Б и их производство из деталей и узлов, поставляемых из Омска заводом № 29 с постепенным переходом на полный цикл изготовления моторов М-88Б в Запорожье. Для обеспечения конструкторского сопровождения этих работ на заводе в феврале 1945 г. создают серийное конструкторское бюро, которое возглавил Л.А. Трайнин.

т.е. с 1934 все работы по м-11 и его производству в Запорожье были свернуты и переданы в Воронеж.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По схожести номеров на самолетах заводов № 23 и 387. Отличить чаще всего можно.

Например, по состоянию на конец 1942 года в 15 ВА были У-2 производства завода №387 с номерами в диапазоне 1417-2441 (попался также 0093), а машины завода №23 в диапазоне 3279-16715 (в основном 8ХХХ-).

Есть акт испытаний У-2 завода №387 в варианте ночного бомбардировщика №3211 от 07.01.1943. А в в мае 1943 испытывался №3490 .

А вот к середине 1943 пошла мешанина и непонятно какие номера какого завода.

В любом случае, 87ХХ-88ХХ номера шли в армии с завода №387 на рубеже 1944-45 гг, а 9000 уже в 1945 году. Акт ыиспытания №8170 в сентябре 1944 и №9310 от февраля 1945.

Все пятизначные по 167хх можно смело относить к выпуску завода №23.

Напоминаю, что завод №387 также выпускал С-4 с обычной четырехзначной нумерацией.

Завод №494 действительно легко определить по первым цифрам 94ХХХХ в шестизначном номере. Выпускал в основном С-2 санитарный вариант. Встречаются и По-2 с такой нумерацией (возможно переделка?).

Есть акты испытания головного серийного С-2 №940102 от 07.02.1943 и эталонного С-2 №940610 от 16.07.1943.

Завод №464 По-2, шестизначная нумерация с 64ХХХХ впереди.

Завод №471 номера в списках давали то с нулем впереди, без него: 037105, 37106. Очевидно, что 03 или 3 - номер серии, 7 кодовая цифра завода №471, 105-106 номер в серии (диапазон встреченных номеров в серии 101-125). К 1 октября 1944 в списках воздушной армии были по 16 серию.

Моторы М-11

Завод №16 выпускал не только 161ХХХХ (был и 162ХХХХ), но и прочее разнообразие с 16 впереди 4 цифры позади.

Завод №41 - видел в частях за декабрь 1942 номера типа 411ХХХ, в конце 1944 номера типа 412ХХХХ.

Завод № 154 действительно шел с нулем впереди (или несколькими - №00787)

Завод №29 Напоминаю, что попался в списках декабря 1942 года М-11Г №6537 с указанием, что изготовлен на №29.

??? возможно это его производства прочие моторы с четырехзначной, реже пятизначной нумерацией, не относящиеся к вышеуказанным системам. Но если на этом заводе с 1934 года М-11 не производили, то вряд ли многие дожили до конца войны. Скорее в списках был пропущен нуль и это моторы завода №154.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попался У-2 выпуска явно завода №23 №15474, выпущен 28 октября 1939 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Номер самолёта У-2 - 11378 на дюралевом кронштейне, выбивался, наверное, в доступном для обзора месте.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Номер самолёта У-2 - 11378 на дюралевом кронштейне, выбивался, наверное, в доступном для обзора месте.

Вот на счёт доступности я бы не сказал,этот номер вообще не видно было если деревяха не сгнила бы

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
...а машины завода №23 в диапазоне 3279-16715 (в основном 8ХХХ-)..

Минимальный номер 2257, максимальный 17377, первая серия (01-01 .. 01-25) соответствует 2257-2281.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

№№ У-2 714 нлбап на начало июня 1942 года

714 нлбап.png

№№ У-2 звена управления связи  3-й уаг СВГК на начало июня 1942 года 

упс 3 раг.png

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

У-2 из 55 ДБАП: № 0869.

У-2 № 1151 – в аварийном состоянии брошен 816 ДБАП, подобран 55 ДБАП и сдан в ноябре 1942 г. в 57 САМ.

У-2 № 3181 – был прикомандирован в 55 ДБАП из разведотдела СЗФ

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем привет. А можно узнать базирование самолетов по номерам на фюзеляже? СССР-С1400,СССР- Или 4413 или 1413.

Спасибо.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Можно, но сложновато, нужны списки по учреждениям.

С - это ОСОАВИАХИМ

А - с/х, Б - Наркомздрав, микробология, В, Р - Дирижабли, Д - Дерулюфт, Ж- НКПС, З- Востокзолото, И, М - Исполкомы разные, К - Наркомздрав, Л - Аэрофлот, Н -Севпуть, П - Спартак, Т- Дальстрой, тренировочные, Х - Наркоматы, Ф -Аэрофото, Ш- авиашколы, Ц - Радио, Ч - частные, Э - НИО

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ясно. Ладно тогда будем смотреть по аэродромам в районе))

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Tabasco27 сказал:

Ясно. Ладно тогда будем смотреть по аэродромам в районе))

 

s-l1600 (9).jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.