Опубликовано: 16 июня, 2011 Коллеги, приветствую! Собираюсь на следующей неделе в Саратовский архив. Прошу добавить в эту тему у кого есть неопознанные Як-1 по № моторов или № оружия. Буду смотреть документы военпреда, если номера оружия в них попадутся, то хоть серийный номер машины можно будет точнее определить, т.к. оружие реже меняли, чем моторы. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2011 А что за архив, при бывшем заводе №292 НКАП? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2011 (изменено) Номера моторов по Як-1: 1. 315-2336, ШВАК № АС 407 (возможные номера самолета 28127; 18131), найден г. Крученая; 2. 3-548, найден Зеиная щель Маркотхский хребет; 3. ШВАК № 269, найден г. Совхозная. Все три Яка найдены в районе Геленджика. Изменено 17 июня, 2011 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2011 И мне и мне.....!!!!! - Як-7б № 82041 мотор М-105пф № ПФ 3-2181, сбит в 1943г.; - Як-7б № 3415357 (сокращенно: 3457) или А415333 (сокращенно: 433) мотор М-105пф № ПФ 4-1050, сбит 1943 или (09.42г.); - Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943; - Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105па № ПА 135-82, сбит 1942-1943гг.; - Як-7 № 2515339 мотор М-105 № 125-383 (12151), сбит 1942г.; - Як (марка неизвестна) № 2149, сбит 1941-1942гг.; - Як-7 № 2515325, сбит 1942-1943гг.; - Як (марка неизвестна) № 31153126 (сокращенно: 31126), на бирке: выпущен в ноябре 1942 года; - Як-9 № 2015325 (или 28153112 или 2615312) найдены три номера, погиб в после 5.1944г.; - Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.; - Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105 № 115-463 или № ПА 125-184 (обнаружено два номера мотора) в 12.41г.; - Як-9 (номер неизвестен) мотор М-105 № 221-41, сбит в период 06.-07.1944г. Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 А что за архив, при бывшем заводе №292 НКАП? Государственный архив Саратовской области фонд Р-1261 Государственный союзный завод № 292. Фонд открыт, но требуется разрешение завода (уже бывшего т.к. введена процедура банкротства) В этом фонде сохранились даже акты и удостоверения военпредов на выпущенную продукцию, кроме всего прочего. По разговору с хранителем фонда документы завода вскоре передадут в бывший партархив. И мне и мне.....!!!!! Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!! Илья, по единичкам посмотрю, а по семеркам и девяткам - нужно в Новосибирский облархив залезать. Может и там по аналогии с Саратовом все сохранилось. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Сергей! Даже и по единичкам если что будет, сразу сколько судем можно будет установить.... !!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 А что за архив, при бывшем заводе №292 НКАП? Государственный архив Саратовской области фонд Р-1261 Государственный союзный завод № 292. Фонд открыт, но требуется разрешение завода (уже бывшего т.к. введена процедура банкротства) В этом фонде сохранились даже акты и удостоверения военпредов на выпущенную продукцию, кроме всего прочего. По разговору с хранителем фонда документы завода вскоре передадут в бывший партархив. И мне и мне.....!!!!! Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!! Илья, по единичкам посмотрю, а по семеркам и девяткам - нужно в Новосибирский облархив залезать. Может и там по аналогии с Саратовом все сохранилось. Да, слышал про тяжелые времена авиазавода. А музей у них еще живой? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Старый музей сгорел давно (не успел фото переснять ( - были в витринах замурованы), а про тот, что воссоздали трудно сказать. Сейчас уже на месте половины корпусов пустырь - все разломали и вывезли мусор. Что было и что осталось здесь: http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/co/145858.htm 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 1. Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943; найден р-не Невского пятачка - Кировский р-н Ленобласти в 2004 г. 2. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105па № ПА 135-82, сбит 1942-1943гг.; 3. Як (марка неизвестна) № 2149, сбит 1941-1942гг.; Як-1 № 2149 убыл 14.2.42 в 581-й иап с мотором М-105ПА 344-960 4. Як (марка неизвестна) № 31153126 (сокращенно: 31126), на бирке: выпущен в ноябре 1942 года; Як-1 № 31126 на 13.5.42 в 787 иап 125-й иад ЦАМО ф.35 оп.11287 д.1653 л.68 5. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.; Найден с пилотом в Новгородской обл, Маревский р-н у н.п. Молвотицы № 0311 (судя по мотору) из довоенной партии, собранной в 123-м иап 19.6.41 г. и уничтоженный по документам при отходе 6. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105 № 115-463 или № ПА 125-184 (обнаружено два номера мотора) в 12.41г.; Илья, я пока отложил поездку на неделю (у них в архиве последняя пятница месяца для работы выпадает - санитарный день в читальном зале). Можно будет номера оружия по этим машинам уточнить (если есть конечно)? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Сергей, понял... Значит 31126 отпадает..., так как там бирка была найдена датированная ноябрем 1942 года... Обломки самолета найдены на "Невском Пятачке"... Кировский р-н Ленобласти... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Скорее всего тоже выпадает: "...3. Як (марка неизвестна) № 2149, сбит 1941-1942гг.; Як-1 № 2149 убыл 14.2.42 в 581-й иап с мотором М-105ПА 344-960...". был найден на болоте Соколий Мох Киришский район... А этот полк действовал на юге... Значит это не Як-1... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 "...2. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105па № ПА 135-82, сбит 1942-1943гг.;..." найден в озере в Новгородской области, информации по вооружению нет... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 "...6. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105 № 115-463 или № ПА 125-184 (обнаружено два номера мотора) в 12.41г.;...". Найден на болоте Соколий Мох Киришского района Ленобласти... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 По этому самолету : "...1. Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943; найден р-не Невского пятачка - Кировский р-н Ленобласти в 2004 г...." еще два номера было найдено на дюрале: 34111 и 0834. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 еще два номера было найдено на дюрале: 34111 и 0834. 0834 - сдан 8-му иап 1.9.41 г. М-105ПА № 135-183, но 8-й иап - это Юг (если только не остался каким-то образом в 8-м зиап и потом был передан кому еще). 34111 - 23.12.42 принят военпредом ВВС ВМФ мотор М-105ПФ4 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 34111 - 23.12.42 принят военпредом ВВС ВМФ мотор М-105ПФ4 А вот это теплее... может быть попал на КБФ ? Возможно 21 ИАП ВВС КБФ по январю 1943 года? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 июня, 2011 Увы, на январь 43-го и далее в 21-м ап КБФ такого не было. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 июня, 2011 Да, Сергей! Я уже посмотрел... ни кто из них не подходит... скорее всего номера не те.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июля, 2011 Некоторые итоги моего визита в Саратов. Номера моторов по Як-1:1. 315-2336, ШВАК № АС 407 По мотору - это Як-1б № 25134 убыл в 3-ю заб 21.4.43, попробовал пробить по пушке, но в тех делах, которые по описи были март-апрель 43-го года, ни этот серийный ни номер ШВАК не встретились. (возможные номера самолета 28127; С завода ушел с мотором М-105ПФ № 315-633 18131), найден г. Крученая; С завода ушел с мотором М-105ПФ № 4-2918 2. 3-548, найден Змеиная щель Маркотхский хребет; По мотору Як-1 № 3084 убыл 11.8.42 в УА ВМФ (посмотрю по своим записям из ЦВМА) Кстати, в архиве в общем списке по этой машине есть примечание, что по акту 71 цеха и по удостоверению значится мотор № 3-648. 71-й цех завода это аэродромный цех. По просмотренным записям такая нестыковка по различным видам отчетности и спискам на заводе частенько имелась. Как правило, машины передавались в полки и улетали с завода раньше, чем военпред подписывал акт приемки. Соответственно уточнить "по железу" разночтения в бумагах (из-за описок или нечетко поставленных рукописных цифр) после того, как они стекались в одно место, уже не оказывалось возможным. 3. ШВАК № НД-696, найден г. Совхозная. По просмотренным документам март-апрель 43-го года этот номер ШВАК не встретился. В архиве есть дела с общим наименованием "Внутренние описи документов на отправленные машины" В них на каждый № самолета приведены данные: номера пушки и пулеметов, номер прицела, номера синхронизаторов и, иногда, номер ствола к пушке. К сожалению эти документы не рассортированы по серийным номерам самолета, а подшивались вроде по датам отправки, но как-то странно на мой взгляд. Списки этих дел я выложу, чтобы можно было делать официальные запросы в ГАСО. По этому самолету : "...1. Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943; найден р-не Невского пятачка - Кировский р-н Ленобласти в 2004 г...." На Як-1б № 13113 с завода ушел мотор М-105ПФ № 4-1700. Предположил, что № 31-063 - это скорее № 3-1063, но такого тоже не обнаружил. Был № 121-1063 на Як-1 № 5061 отправленный в 106-ю иад 30.4.42 г. т.е. возможен 33-й иап. еще два номера было найдено на дюрале: 34111 № 34111 по данным архива ушел с завода с мотором М-105ПФ № 4-1245 Поискал по спискам мотор М-105ПФ № 4-918, который нашли в Зубцовском районе на Як-1. Самолет повторно не обнаружился. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июля, 2011 А музей у них еще живой? Музей живой. Встречался с его директором, смотрел экспозицию. После пожара восстановили многое. Сейчас вроде пробивают передачу музея в состав Краеведческого, но чтобы был полностью, как есть. ЭКИП продали кому-то в Черноголовку в музей. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июля, 2011 Спасибо за информацию! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июля, 2011 А музей у них еще живой? Музей живой. Встречался с его директором, смотрел экспозицию. После пожара восстановили многое. Сейчас вроде пробивают передачу музея в состав Краеведческого, но чтобы был полностью, как есть. ЭКИП продали кому-то в Черноголовку в музей. Спасибо за хорошую весть. Давно собирался посмотреть там кое-что. Кстати, просматривая старые газеты времен конца ВОВ выдел заметку о том, в Саратов возвратили второй именной самолет в музей. первый - Головатого. А вот где записал, не наду. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2011 (изменено) Да, в саратовский краеведческий музей передали оба именных самолета: 1. Первый приобретенный в складчину конкретно для В.И.Шишкина командира 581-го иап (Як-1б № 34104 -облегченный, без пулемета и с металлическим хвостовым оперением) 2. Первый приобретенный одним человеком Ф.П.Головатым конкретно для Б.Н.Еремина (Як-1б № 08110) Изменено 19 июля, 2011 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2011 Р-1261 Фонд государственного союзного завода № 292 в Государственном архиве Саратовской области. (для справки: в читальном зале всего 6 мест и живая очередь - по вторникам и средам, когда работают исследователи генеалогий, занимать очередь надо с 5:30, в другие дни для уверенности - с 7:00. Иначе будешь сидеть там и тупо ждать, пока место не освободится. Правда обещают в этом году передать архив завода в архив документов новейшей истории Саратовской области) опись 3 1941 год 107 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 294 л. 108 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 249 л. 109 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 350 л. 110 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 298 л. 1942 год 315 Внутренние описи документов на отправленные машины 2.1-25.2.42 г. 356 л. 316 Внутренние описи документов на отправленные машины 5.3-27.4.42 г. 386 л. 317 Внутренние описи документов на отправленные машины 11.5-22.5.42 г. 360 л. 318 Внутренние описи документов на отправленные машины 22.5-20.6.42 г. 276 л. 319 Внутренние описи документов на отправленные машины 25.6-11.7.42 г. 319 л. 320 Внутренние описи документов на отправленные машины 14.7-25.10.42 г. 277 л. 321 Внутренние описи документов на отправленные машины 29.10-29.10.42 г. 459 л. 322 Внутренние описи документов на отправленные машины 1.12-31.12.42 г. 306 л. 1943 год 503 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 15.3-2.4.43 г. 284 л. 504 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 2.4.43 г. 246 л. 505 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 9.4.43 г.250 л. 506 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 14.5.43 г.285 л. 507 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 15.5-4.10.43 г.308 л. 508 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 361 л. Опись 4 Сводные данные по самолетам, моторам, датам приемки, отбытия с завода и куда (с августа 1942 г. основной приемщик - 3-я запасная авиабригада) 331 Книга учета сдачи-приема самолетов 1940-1942 г. (1-50 сер) 90 л. 332 Книга учета сдачи-приема самолетов 1942 г. (51-99 сер) 96 л. 342 Книга учета оформления Як-1 и группкомплектов1942-1943 (01100-22121 сер) 98 л. 343 Книга учета оформления удостоверений 43-44 г. (23121-43183 сер) 98 л. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2013 И мне и мне.....!!!!!- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.; Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!! Вчера в обсуждении вскрылась интересная деталь про машину, на которую ранее как-то не обратил внимания при поступлении очередной партии документов. Оказалось, что мотор проходит по аварийному акту от 31.8.41 г. в 13-м зап (резап) аэр.Кузнецк на машине Як-1 № 1411. Причем для этого самолета мотор не родной. С завода стоял М-105П № 115-182, а мотор 115-185 с завода ушел в 123-й иап на машине Як-1 № 0311. Получалась довольно невероятная версия, что один Як-1 из-под Бреста все-таки угнали в тыл. Недавно на форуме МВФ родственник техника 123-го иап на мое предположение о снятии мотора с Як-1 № 0311 по неисправности рассказал такую историю (http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000055-0 ... 1386098364): "Мотор не "сдал", если я ничего не путаю, самолет "клюнул" носом на земле при прогреве мотора. По крайней мере отец рассказывал, что такой случай в 123 иап был." То есть мотор похоже все-таки сняли и успели еще до войны отправить в ремонт. Далее он после ремонта какими-то путями попал в 13-й зап. По аварийному акту машина № 1411 требовала заводского ремонта. К сожалению данных о том ремонтировалась или была списана (с снятием мотора и использованием его еще где) пока не найдено. Судя по дате аварии для боев в районе Молвотиц в 1941 году самолет вряд ли так быстро восстановили. Вполне возможно, что с аварийного самолета опять сняли мотор и заменили им неисправный на другой машине, которая пошла в бой... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2013 В этом случаи, конечно стоит просмотреть фонд 13 ЗИАП и найти приказы о постановки и снятию с учета как самолета, так и мотора... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2013 Еще информация к размышлению 1. По документам завода в июле-августе 1941 г. 13-й зап получил 20 Як-1 (кстати именуют полк по-разному: 13 зап, 13 зиап, 13 рап, 13 резап и даже 13 иап, поэтому документы могут найтись в разных фондах) 2. В 13 зап зафиксирована 23.8.41 г. катастрофа Як-1 161-го иап 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2013 И мне и мне.....!!!!!- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.; Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!! Вчера в обсуждении вскрылась интересная деталь про машину, на которую ранее как-то не обратил внимания при поступлении очередной партии документов. Оказалось, что мотор проходит по аварийному акту от 31.8.41 г. в 13-м зап (резап) аэр.Кузнецк на машине Як-1 № 1411. Причем для этого самолета мотор не родной. С завода стоял М-105П № 115-182, а мотор 115-185 с завода ушел в 123-й иап на машине Як-1 № 0311. Получалась довольно невероятная версия, что один Як-1 из-под Бреста все-таки угнали в тыл. Недавно на форуме МВФ родственник техника 123-го иап на мое предположение о снятии мотора с Як-1 № 0311 по неисправности рассказал такую историю (http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000055-0 ... 1386098364): "Мотор не "сдал", если я ничего не путаю, самолет "клюнул" носом на земле при прогреве мотора. По крайней мере отец рассказывал, что такой случай в 123 иап был." То есть мотор похоже все-таки сняли и успели еще до войны отправить в ремонт. Далее он после ремонта какими-то путями попал в 13-й зап. По аварийному акту машина № 1411 требовала заводского ремонта. К сожалению данных о том ремонтировалась или была списана (с снятием мотора и использованием его еще где) пока не найдено. Судя по дате аварии для боев в районе Молвотиц в 1941 году самолет вряд ли так быстро восстановили. Вполне возможно, что с аварийного самолета опять сняли мотор и заменили им неисправный на другой машине, которая пошла в бой... Может тогда по вооружению можно пробить эту машину, раз с мотором непонятно? Уж слишком долго она висит не опознанная, с 1997 года кажется. Этой осенью был на месте падения, может что пропущенное осталось, но ничего существенного не удалось отыскать... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2013 ЯК-1 № 2149 разбился на аэр. Максатиха с мл.л-т Волковым , сгорел. 517 ИАП. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2013 М-105П № 125 -184 на 27.03.42 был в 62 БАО . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах