Posted June 2, 2011 Недавно на форуме обсуждалась история наших Яков, в условиях тумана севших на аэродром противника в Таганроге в апреле 1943 года. Тогда общими усилиями удалось примерно установить судьбу пилотов и самолетов. Сегодня один мой друг задал мне очень схожий вопрос по четверке ЯКов из 287 ИАД, которые так же были переброшены на Кубань в апреле 43-го года. В частности согласно данных ОБД 6.05.43 г. не вернулись с боевого задания из района станицы Неберджаевская командир АЭ 148 иап 287 иад капитан Смирнов и трое пилотов его эскадрильи: мл. л-т Свиридов, л-т Цирихов и с-т Дронов. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 2, 2011 И казалось бы обычная история, мало ли экипажей не вернулось с выполнения боевых заданий, если бы не один ньанс. В инете товарищ нарыл фото самолета Леонида Смирнова, целого и невридимого. Судя по всему первое фото сделано сразу после посадки, остальные чуть позже уже после перекраса. Надпись на фюзеляже гласит: «Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор.Саратова». Кто-нибудь в курсе этой истории? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 2, 2011 В районе Неберджаевской местность гористая, а ближайший аэродром противника был в Гастогаевской (под Анапой), это почти 50 км от Неберджаевской. Нахрена было туда лететь, если в 5 километрах был свой аэродром в Крымской, а в 10 км в Абинской?! И какова судьба пилота? Если он посадил самолет на вынужденую, то почему не проходит по немецким архивам как попавший в плен? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 3, 2011 Данные с той стороны такие: самолет "Смирнову.." приземлился в Анапе 11 мая 1943 в р-не 14.25. Словаки, которые сидели на аэродроме, пленили летчика, фамилия не установлена. По докладам старший лейтенант. На следующий день 12 мая немцы протестировали самолет и он перелетел в Тамань под эскортом, а затем в Керчь, где на нем поднимались в воздух для тестирования несколько немцев включая командира эскадры Дитера Храбака. Но и тут не все понятно: почету приземлился 11-го, если пропал 6-го? почему старлей, если капитан? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 3, 2011 Вкратце история такая (обсуждалась недавно на АИФе) Як-1б – подарок "Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г.Саратова" (бортовой номер 2) досталась немцам 11 мая 1943 г., когда на аэродром Анапа совершил посадку летчик 148-го иап старший лейтенант М.В. Шкомплектов ("владелец" самолета командир эскадрильи капитан Л.Д. Смирнов (7+4) не вернулся с задания на другом Як-1 из района Неберджаевская 6.5.43 г.). Словаки, базировавшиеся в Анапе, захватили, как они посчитали, перебежчика (в действительности Шкомплектова взяли в плен, летчик вернулся из него и прошел проверку без каких-либо последствий для себя). Самолет передали немецкой JG 52. После опробования 12 мая его перегнали в Тамань, а затем в Керчь. Эта машина также использовалась немцами в боях, так как по докладам советской стороны отмечалось применение противником самолета Як-1 со звездами и желтой надписью от кабины до хвоста. Захваченный истребитель впоследствии отправили в Германию, где его показали высшему командованию Люфтваффе на выставке трофеев 3 сентября 1943 г. в Рехлине. Затем машину выставили для всеобщего обозрения в г.Мекленбург (ныне г.Шверин). Дальнейшая судьба самолета пока неизвестна. Из словацких "мемуаров" известно, что наш летчик именно перебежал, т.к. якобы опасался преследования за какие-то проступки. Также с их слов механики поначалу даже хотели дозаправить самолет, чтобы наш улетел обратно. Отказался. Вроде хотели уйти к противнику вдвоем, но второго сбили зенитки. Из этого всего сложилась у коллег одна из версий, что Шкомплектова могли обвинить в потерях 6.5.43 после возвращения Дронова. ИМХО даже трусость одного пилота не повлияла бы на исход того боя. Но морально... 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 3, 2011 Спасибо за разъяснения. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 5, 2011 В мемуарах "Познать себя в бою" Покрышкина Александра Ивановича, есть упоминание об этом Яке: "Под вечер меня вызвали на командный пункт. Заев поставил задачу немедленно вылететь и на аэродроме города Таганрога сжечь самолет Як-1. — Надо обязательно его уничтожить, — подчеркнул он. — Есть уничтожить "яка"! — Иду к самолету и думаю, как мог оказаться на вражеском аэродроме наш истребитель? Сколько бед может натворить такой самолет в руках врага! Над таганрогским аэродромом выскочили на малой высоте. Мы понимали, что успеха добьемся при внезапности. Внимательно осмотрели полосу, стоянки. "Яка" не было. Зенитчики врага всполошились, открыли огонь. Наша маленькая группа ответила штурмовым ударом и ушла домой. Неудача беспокоила. Год тому назад я летал на Ме-109 по выполнению специальных заданий. И сейчас был уверен, что противник использует "яка" в своих интересах. Надо быть настороже. Мучил также вопрос, как очутилась наша машина у неприятеля. Лишь после посадки узнал эту историю. Случай нелепый и преступный со стороны летчиков Пе-2. Они лидировали группу "яков", перелетающих с Дальнего Востока на Кубань. Потеряв ориентировку в сложных метеоусловиях, Пе-2 завел истребителей вместо Ростова в Таганрог. Как впоследствии стало известно, первым сел командир эскадрильи. Выключив мотор, он стал по радио спокойно руководить посадкой остальных летчиков группы. Лишь после приземления второго самолета наши пилоты увидели бегущих к ним гитлеровцев. Летчик второго самолета тут же взлетел. Но на наборе высоты был сбит зенитным огнем. Командир эскадрильи отстреливался до конца. Он предпочел смерть плену. Последний выстрел оставил себе..." "5 мая 1943 года наши войска полностью овладели станицей Крымской и начали наступление на высоты западнее нее. Погода с утра сдерживала действия авиации. К середине дня облачность начала подниматься. Первой вылетела на патрулирование шестерка в составе моего звена и пары Фадеева. Такой состав группы наше командование определило, мотивируя плохой погодой. Сразу же взяли курс на станцию Аманат, чтобы выйти западнее Крымской. Это был вероятный маршрут подлета бомбардировщиков противника. Идем к линии фронта. Пара Фадеева, летевшая левее, все больше отходит от моего звена восточнее. Это меня начинает беспокоить. — "Борода", я — Покрышкин, подойди ближе, почему отрываешься? — Сейчас подойду! Но выполнить маневр уже не успел. Западнее Крымской, точно над моей парой, из облаков появился "Хейнкель-111". Он вышел так близко над нами, что и атаковать было нельзя. Делая горку, я бы выскочил впереди противника. Надо было отстать. Но летчики "хейнкеля", видать с перепугу, сыпанули бомбы. Они проскочили за хвостом моего самолета. А вражеский бомбардировщик сразу же нырнул обратно в облака. В первые мгновения решил пробить облака и выше их подловить "хейнкеля". Но в эти секунды увидел между ярусами облачности группу Ю-87. Они перестраивались для бомбометания. — "Юнкерсы", приготовиться к атаке! — дал команду. А сам зашел вдоль колонны и начал последовательно обстреливать Ю-87. Обстановка в том бою сложилась не простая. После нескольких атак левее и правее оказались две пары Ме-109. Они попытались взять меня в "клещи". Рывком вверх и в сторону выскочил из-под их удара и закрутился с ними на виражах. Но низкая высота и нависшая над нами облачность не дали возможности перевести бой на вертикали. Выручил Степанов. Он вовремя пришел на помощь и "мессершмитты" нырнули в облака. Пара Речкалова атаковала удирающих Ю-87. После боя, собрав группу в боевой порядок, мы продолжали патрулировать. К нам пристроился Андрей Труд. Узнав его по номеру самолета, запросил: — Где Вадим? — Он подбит и ушел домой. — А почему ты его не сопровождал? — Был скован "мессерами", не мог оторваться. Положение с Фадеевым встревожило меня. Расспросы пришлось отложить до приземления. Сбоку нас, на удалении до двух километров, появилась шестерка Ме-109. Они летели параллельно нашей группе и в бой не вступали. Мы поджидали вражеские бомбардировщики и не старались связываться с истребителями. В направлении Анапы, на фоне облаков, уже были видны силуэты тяжелых самолетов. Так мы и ходили с севера на юг и обратно недалеко от группы "мессершмиттов". Вдруг западнее нас выскочил Як-1 и пошел прямо на меня. — "Як, "Як", я свой! — немедленно предупредил его, но тот атаковал в лоб и, стреляя, проскочил мимо. Хорошо было видно, как из выбрасывателя его пушки вылетали гильзы. Один прицельный снаряд угодил в крыло моего самолета. Тут сомнения, что на нашем самолете был фашист, у меня исчезли. Дал команду своим летчикам сбить "яка". Но он успел развернуться и ушел к группе "мессершмиттов". После этого "мессы" ринулись на нас. Мы тоже сделали доворот и пошли в лобовую. Поймав с упреждением в перекрестие прицела ведущего группы противника, я длинной очередью сбил его. Остальные сразу же ушли. Бомбардировщики так и не появились, очевидно, отменили налет." http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/index.html 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 6, 2011 это про один из "Таганрогских" ЯКов, про которые, как и сказал Жека в начале этой темы, был разговор в другой теме. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 17, 2011 Очень позновательная тема... 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 12, 2011 Сейчас работаю со списками потерь наших самолетов по лету 43-го (за что огромное спасибо Горю и его сестре) и изучая Контрольный список самолетов, потеряных за август 43-го, среди бесконечного количества Яков, ЛАГГов, ИЛов и т.д. наткнулся на такое чудо: 20.08.43 г. Мессершмит-109 № 20010, мотор ДВ-605А-1 № 79980 - не венулся с боевого задания. Выходит и наши на трофейных "мессерах" воевали! 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 13, 2011 Чего удивительного? И выше в мемуарах Покрышкина про это есть, да и классикой стало после культового фильма "В бой идут одни "старики""... где старик-механик крестит наудачу свастику на киле "мессера", а потом сплёвывает. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 15, 2011 По журналу учета самолетов и моторов ВВС ЧФ (ЦВМА ф.1080 оп.5 д.1 л.57) проходят Ме-109 № 7008 и Ю-88 № 088672 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 15, 2011 По журналу учета самолетов и моторов ВВС ЧФ (ЦВМА ф.1080 оп.5 д.1 л.57) проходят Ме-109 № 7008 и Ю-88 № 088672 это за какой период? А есть возможность посмотреть по учету ЦВМА ЛАГГ-3 с мотором 3-1578, И-15бис № 2672 и И-153 с мотором 622543? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 15, 2011 Увы, Гатчина от меня еще дальше, чем ЦАМО, а я делал выписки только по Якам. Немцы тоже попались случайно. Но. По авиации ВМФ (из-за немногочисленности) там всего несколько амбарных книг (формата А3) учета, в которых переписана вся матчасть. Поскольку учет, в основном, велся в Москве в УМА ВМФ, то не все записи своевременно обновлялись (как донесения поступали или не поступали). 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 15, 2011 Еще, учет в этих книгах разбит по типам самолетов, а не сквозной, что несколько облегчает задачу поиска. Нужно у Питерских коллег спрашивать, хотя им тоже в Гатчину выбираться, как из Москвы в Подольск. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 17, 2011 А вот одноместный ИЛ-2, сфотографированный с германскими знаками воздушного опознания, известно как оказался у немцев? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 22, 2011 Коллеги, что-то как-то никто ничего... может это общеизвестное явление и я его проспал, а может просто пока вы не знаете про этот борт конкретно? Что нибудь скажите, пожалуйста. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 22, 2011 Попробуйте здесь спросить: http://imf.forum24.ru/?0-4-0 Там коллеги как раз занимаются привязкой немецких фотографий наших самолетов и аэродромов по типу, месту и времени. Есть большая ветка по Ил-2. Может ваш вопрос уже там поднимался и обсуждался. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted August 22, 2011 Попробуйте здесь спросить:http://imf.forum24.ru/?0-4-0 Там коллеги как раз занимаются привязкой немецких фотографий наших самолетов и аэродромов по типу, месту и времени. Есть большая ветка по Ил-2. Может ваш вопрос уже там поднимался и обсуждался. Сергей, спасибо. Сходил. Посмотрел. Интересно. Но регистрироваться мне там большого смысла ради этого фото нет. Просто я думал, что местные специалисты в курсе. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 14, 2012 Вкратце история такая (обсуждалась недавно на АИФе)Як-1б – подарок "Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г.Саратова" (бортовой номер 2) досталась немцам 11 мая 1943 г., когда на аэродром Анапа совершил посадку летчик 148-го иап старший лейтенант М.В. Шкомплектов ("владелец" самолета командир эскадрильи капитан Л.Д. Смирнов (7+4) не вернулся с задания на другом Як-1 из района Неберджаевская 6.5.43 г.). Словаки, базировавшиеся в Анапе, захватили, как они посчитали, перебежчика (в действительности Шкомплектова взяли в плен, летчик вернулся из него и прошел проверку без каких-либо последствий для себя). Самолет передали немецкой JG 52. После опробования 12 мая его перегнали в Тамань, а затем в Керчь. Эта машина также использовалась немцами в боях, так как по докладам советской стороны отмечалось применение противником самолета Як-1 со звездами и желтой надписью от кабины до хвоста. Захваченный истребитель впоследствии отправили в Германию, где его показали высшему командованию Люфтваффе на выставке трофеев 3 сентября 1943 г. в Рехлине. Затем машину выставили для всеобщего обозрения в г.Мекленбург (ныне г.Шверин). Дальнейшая судьба самолета пока неизвестна. Из словацких "мемуаров" известно, что наш летчик именно перебежал, т.к. якобы опасался преследования за какие-то проступки. Также с их слов механики поначалу даже хотели дозаправить самолет, чтобы наш улетел обратно. Отказался. Вроде хотели уйти к противнику вдвоем, но второго сбили зенитки. Из этого всего сложилась у коллег одна из версий, что Шкомплектова могли обвинить в потерях 6.5.43 после возвращения Дронова. ИМХО даже трусость одного пилота не повлияла бы на исход того боя. Но морально... Из воспоминаний словацкого пилота люфтваффе Яна Режняк в отношении ст. л-та Шкомплектова: «Один раз русский пилот приземлился в Анапе и выскочил из самолёта около нас. Выскочил из кабины и сразу говорит, что хочет воевать вместе с нами. Немцы его допрашивали. Было лето, а он там сидел в длинных кожаных рукавицах. Я не понимал зачем, но потом осмотрел самолёт изнутри и сказал, что он - герой, что вообще летал на таком самолёте. Я посидел в самолёте и у меня были все руки в крови, поэтому были рукавицы, там торчало чёрт знает что. Покрышкин потом в своей книге написал, что якобы он заблудился с новеньким самолётом когда летел с завода. Это неправда, специально перелетел к нам». Его показания подтверждает бывший военнопленный л-т Грушецкий Анатолий Павлович, который в своих показаниях утверждает, что Шкомплектов сотрудничал с власовцами, в 44-ом при приближении Красной Армии, бежал вместе с РОА в Кенигсберг. На фото предположительно Шкомплектов среди пилотов 52 эскадры истребителей люфтваффе в Анапе. Слева от Вальтера Волфрума, справа сверху Вильгельма Масзена. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 15, 2012 Не знаю, как там РОА и Кенигсберг, но сидел он в Лицманштадте в шталаге для пилотов ВВС КА. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 15, 2012 А в списки КА вернули даже без спецпроверки... 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 15, 2012 Спецпроверка состоялась позже в 1958 году. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 15, 2012 А результат проверки срок или амнистия? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 15, 2012 Результат не известен. В УПК отметки о снятии копий датированные 52 г. и 58 г. Тогда же в 58-ом из архива изъято личное дело на Шкомплектова. Дальнейшея судьба неизвестна. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 16, 2012 Результат не известен. В УПК отметки о снятии копий датированные 52 г. и 58 г. Тогда же в 58-ом из архива изъято личное дело на Шкомплектова. Дальнейшея судьба неизвестна. А не подскажете - откуда сведения об изъятии личного дела? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 16, 2012 Из архива. Пытались найти его фото в личном деле чтобы сравнить с лицом на трофейной фотографии, а дела нет, в 1958 передано из архива в ГУК и обратно не возвращено, есть только УПК с оторванной фотографией. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 17, 2012 Забил фамилию в поисковик и нашел вот что: Шкомплектов Михаил Владимирович, 20.08.1920 г. р. г. Одесса. Старший лейтенант. Погиб в плену. "Саксонские мемориалы" База военнопленных http://www.memory-book.com.ua/people/search "Шпионские страсти"? Тогда все документы в архиве ФСБ 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 17, 2012 То, что в плену он не погиб это точно. А дальше все акутано завесой тайны. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites