Vlg

ЯК(ЛаГГ) из школьного музея

61 posts in this topic

Всем доброго дня!

История давняя. В конце 80-х поисковый отряд одной из школ Юхновского района Калужской обл. недалеко от родной деревни нашел место падения самолета. Самолет подняли. Останков летчика не обнаружили. Только документы, по-видимому из планшетки. Нашли очивидцев того боя. Тип самолета приблизительно определили-"вроде як",по одному из документов сделали вывод о том из какого полка,по нескольким буквам росписи на одной из бумаг примерно фамилию летчика. Мотор поставили у школы. Написали в архивы, различные организации, статью опубликовали в газете "Советская Россия" (была такая) результат - ноль. Хотя, писем после статьи пришло много,люди откликнулись в надежде что нашелся кто-то из их родных пропавший без вести. Потом наступили 90-е,многое изменилось и этой деревне, и вопрос о личности летчика так и остался вопросом. Но не завершенность этого дела, видимо не давала покоя бывшему руководителю школьного поискового отряда и он обратился с просьбой помочь закончить это дело. Я, в свою очередь, от себя и от его имени обращаюсь к уважаемому сообществу с просьбой помочь, по возможности, в этом деле.

Теперь по-существу вопроса. Осмотрев мотор,отодрав кое-где краску,удалось похоже удалось найти номер мотора и еще не совсем понятную нумерацию(возможно технологическую?), а судя по шильде радиатора это был не Як,а Лагг!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вроде похоже на номер двигателя 121 766

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть еще несколько деталей с этого самолета и ШВАК №ХБ 135, просматривая фотографии заметил на костыле номер-может быть номер самолета? Да, номера 65 и 998 повторяются на креплении распред.вала. На гидроцилиндре? выбит номер 25206. Исходя из времени гибели-июнь 1942 г.,есть версия что этот самолет из 272 ИАП 203 ИАД. Есть ли возможность по имеющимся данным проверить эту версию?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приветствую!

Если гидроцилиндр, то ЛаГГ. На Яках только пневматика стояла.

Фото деталь № 1 - похожа на качалку управления рулем высоты, но не Яковская точно. На Яках на ней не было упора регулирующего ход (на качалке был рычаг, а упоры регулирующие ход в специальной коробке на лонжероне)

Мотор по моей базе Як-1 не проходит. Ближайшие самолеты с моторами ПА № 121-7ХХ март-апрель 1942 г. выпуска.

ИМХО ЛаГГ

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо Сергей!

Да,мотор видимо выпущен в марте 1942 г., на шильде радиатора тоже месяц "3", так что все сходится.

Хочу разместить еще два документа, один письмо очевидца боя и второй это перечень сигналов. Второй документ и ввел ребят в заблуждение,что это самолет из 11-го ИАП,который базаровался в Кубинке. Если моя версия насчет 272 ИАП верна, тогда видимо эти два полка либо базировались на одном аэродроме, либо полк мат.част в Кубинке забирал,либо летчик служил в другой части которая базировалась вместе с 11-м ИАП. И кроме того 11-й полк ЛаГГи на вооружении по моему не имел. Прошу прощения,при добавлении файлы получились в другой последовательности.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первый листок - просто таблица общих с 11-м иап сигналов.

В письме тоже ничего нет: "24.6.42 Здравствуй, Катя! Фронтовой привет и самые лучшие пожелания тебе и Екатерине Михайловне. Сообщаю, что нахожусь, жив, здоров..."

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А время гибели самолета неизвестно? Оно соответствует дате недописанного письма или много позже случилось?

У меня есть фрагментарные сведения о базировании 203 ИАД и 272 ИАП в 1942 году - 27.7-18.8.42 на западе Московской области, он примерно там же был в ноябре 1942 года и не совсем понятно, где когда. в Кубинке был 516 ИАП и учебный центр, тот же 516 полк был в Гаретово вместе с 20 и 509 полками (последние были еще в Ватулино). 272 ИАП был в Глазово и Купелицы, управление 203 див в Красновидово и Новинки. ((Красновидово и Гаретово - это по нынешнему восточному берегу Можайского водохран.))

В конце августа 1942 полки 203 дивизии были южнее Калуги и в Мещовском и Мосальском районе - Умелинка, Хламово, Терпилово, Василево.

Если бумаги долго лежали у летчика, то коды могли остаться от базирования в районе Кубинки, а сбили его, когда были в Калужской обл. От Умиленки, аэродрома 272 ИАП до места падения - Тибеки - менее 30 км. Из Московской области подальше - километров 120.

Где базировалась 203 ИАД до этого, не знаю.

Кстати, посмотрел 11 ИАП по http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ss ... /p_iap.dat, он действительно базировался до августа 1942 в Кубинке.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласен,имелось ввиду, что мог ли 272 ИАП базироваться вместе с 11-м,если это летчик из 272 ИАПа.Мне,к сожалению не удалось найти такой информации. 272 ИАП с декабря 41-го по июнь 42-го находился на переформировании.Может в этот период? Письмо дает отправную дату-после 24 июня и думаю не позднее середины июля. Вряд ли местный житель ошибся на больший отрезок времени, рожь бы уже убирали или пора было убирать,он ориентировался как деревенский житель по состоянию посевов. Перекопав ОБД Мемориал по 201,202,203 иад, упр.ввс армий и ЗФ(что есть) нашел что 28.06.1942 г. сержант Максименко из 272 ИАП 203 ИАД сбит в воздушном бою и похоронен в районе аэродрома(по прямой от места гибели 30 км.) Все вроде сходится: на вооружении самолеты Лагг,останки летчика не найдены,как говорят местные за ним из части приехали и гроб привезли. Но смущает то, что в немецких заявках у JG51 в конце июня ЛаГГов нет,первый 05.07, в чем тут дело не знаю может кто сможет подсказать. Второй момент, выезд за телом летчика это была рядовая практика? с учетом того что доставали из болота, местные с солдатами стоявшими в деревне три дня копали. С учетом всех этих обстоятельств хотел бы просить проверить версию 272 ИАП в архиве, если у кого-нибудь сейчас есть такая возможность,чтобы не получилось с именем летчика так, как получилось в начале этой истории.

Сообщение составил чуть раньше чем прочитал Ваш ответ. Сержант Максименко был похоронен на аэродроме Умелинка. Все вроде один к одному, но сомнения остаются...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

509 ИАП участвовал в боях с 26.06 по 17.11.42 г. в составе 203 иад. На вооружении имел истребители ЛаГГ-3.

от аэр 509 полка Хламово до места падения Тибеки 14 км.

Нашел, что 20 ИАП был в 203 ИАД только с ноября 1942 года. Значит, в июле-августе полк был на аэр. Ватулино.

Можно предположить, что этот ЛаГГ мог быть и из 509 ИАП 203 ИАД.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Перекопав ОБД Мемориал по 201,202,203 иад, упр.ввс армий и ЗФ(что есть) нашел что 28.06.1942 г. сержант Максименко из 272 ИАП 203 ИАД сбит в воздушном бою

По данным родственников в документах ОБД письмо соответствует чьему либо имени/инициалам?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поскольку летчик найден небыл, то вполне вероятно, что он остался жив и тогда поиск по ОБД теряет смысл.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Письмо недописано, не успел. Концы самолета нужно искать именно в этот день 24.06.42 г. Какой смысл таскать с собой таблицу сигналов, тем более если перелетели на другой аэродром базирования? Тем более за пару недель ежедневно наблюдая эти сигналы волей-неволей, а выучишь их наизусть. Вывод: молодой, только-что прибывший летчик, еще не изучивший таблицы сигналов, записал их на карандаш, чтобы не забыть.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще раз посмотрел ОБД по 509 ИАП. 1 ВА в донесении от 16.07.42(потери май-июнь) 202 и 203 иад почему то вообще не упоминаются. По донесениям 203 ИАД от 22.07 02.08 и 12.08 в первых числах июля в 509-м ИАП два летчика пропали без вести в р-не Буда-Монастырская(это значительно южнее) и один капитан Кравченко сбит в возд.бою и похоронен д.Тросна Сухинического р-на. По идее,если летчика забрали представители части, то и похоронить должны были в районе базирования. Возможно я ошибаюсь. Июньских по 509 не нашел.

Все-таки на костыле мог быть номер самолета? Может это как то прояснило бы ситуацию.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я пытался искать самолеты по номерам на ксотыле, но как выяснилось это не заводской номер самолета.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В конце августа 1942 полки 203 дивизии были южнее Калуги и в Мещовском и Мосальском районе - Умелинка, Хламово, Терпилово, Василево.

Возможно, я неправильно выписал и в конце августа 203 ИАД была южнее Калуги, а на аэр. Умелинка и прочих соседних аэродромах - в другое время. ОБД которое цитировали, свидетельствует об июне.

Обидно, знаю в каком томе находятся все карты базирования 203 ИАД, но я только часть из них выписал, когда самолет "из Днепра" искал.

Если кто в ЦАМО соберется смотреть по 203, могу могу подстказать.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что ж, с номером на костыле видимо не выйдет. Жаль.

Если все-таки кто-то сможет по ЦАМО помочь, буду крайне признателен.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброй ночи!

Пока таблица не подводила:

viewtopic.php?f=68&t=42317

С Вашего позволения использую фото бирки радиатора для определителя.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
:? Однозначно ЛАГГ :?:
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

День сегодня не прошел зря. Съездил пересмотрел архив школьного поискового отряда и нашел документ который, наверное, снимает вопрос о номере полка. Подсказать ребятам было некому и этому рисунку просто не придали значения, не поняв, что за рисунок был у летчика в планшете и для чего он там. А это похоже кроки аэродрома! Поправьте если ошибаюсь

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не сразу разглядел название деревни на рисунке... Да, это похоже на аэродром западнее Умиленка. Рисунок нужно развернуть на 180 градусов.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извиняюсь, сразу как-то не сообразил. По-моему читается Умиленка...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тогда надо искать потери в дату, близкую к перебазированию. Такой набор в планшете: таблица сигналов с предыдущего аэродрома и кроки нового летного поля мог только тогда появиться. И ИМХО вряд ли у молодого пилота, а скорее у ведущего группы. За эту версию и то, что тело погибшего искали упорно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чтобы схема была правильно ориентирована по сторонам света, деревня должна быть справа, а лес слева.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Соориентировал по основному направлению на рисунке: запад-восток и по направлению заходов на посадку. Да и название так легче читается. А по поводу летчика,у меня тоже сомнения. Вроде Максименко подходит, но как то с трудом верится, чтобы молодого сержанта три дня из болота доставали, сколотив бригаду колхозников в помощь солдатам. Сколько их осталось вместе с своими самолетами. И в немецких заявках в конце июня ЛаГГов нет,если только это не JG51. Может прикомандированный какой? Вообще реально проверить это в архиве? Могу я самостоятельно запросить эту информацию? Письменно или лично. Или с ЦАМО все не просто?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тщательные поиски могли иметь иную подоплеку. Искали не сколько человека, а столько портфель с бумагами (или с печатью или даже знаменем части - чем черт не шутит), который он вез с собой.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тщательные поиски могли иметь иную подоплеку. Искали не сколько человека, а столько портфель с бумагами (или с печатью или даже знаменем части - чем черт не шутит), который он вез с собой.

Вряд ли со знаменем на борту полетят штурмовать передовую.

Было бы что особое - тогда бы все бумажки до одной собрали, а не оставили на месте вполне секретные документы.

Если недалеко от аэродрома базирования и место падения известно, то для эвакуации самолета для последущего ремонта или разборки для запчасти высылали команду техников. Конечно, по разбившемуся самолету это бессмысленно, но могли иметь неверные сведения о состоянии самолета - предполагали посадку на фюзеляж, например. А уж если приехали, то решили докопаться до летчика.

Или самолет упал на глазах начальства с пункта наведения или большого сухопутного начальства - дали команду достать. Вариантов много.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да,вариантов действительно много. И,насчет сухопутного начальства не исключено,как я понял копать начали до приезда представителей части. Солдаты стоявшие в деревне и колхозники. Очивидец рассказывал с каким трудом воду вычерпывали из ямы,ее постоянно заливало. Выяснил поточнее что же было в планшетке: кроки аэродрома,блокнот,письмо,газета(что-то типа "Красноармейская правда" точно не помнят название)конец июня,вроде два листа карт(по описанию Генштабовские листы),карандаш с вырезанной(вроде бы)буквой "М",три рисованные схемы: р-н Демянска(центр схемы); вторая с юга на север:Сухиничи-Юхнов,восток-запад:Полотн.Завод-Киров(примерно);третья:ю-с: унеча,клинцы-гжатск,можайск; в-з:Козельск-Рославль. В принципе нормальный набор летчика при правильно поставленной в полку штурманской подготовке:кроки аэродрома и три разномасштабные схемы района полетов. Кроме, наверное, генштабовских листов. Один в выходные наверное удастся посмотреть.Сохранили.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если гидроцилиндр, то ЛаГГ. На Яках только пневматика стояла.
Гидроцилиндр тормозных щитков. 25206_1.jpg 130.jpg
Фото деталь № 1 - похожа на качалку управления рулем высоты' date=' но не Яковская точно. [/quote'] Труба с качалкой, соединяющая фланцами обе половины руля высоты. image.jpg f01cb7e152b1.jpg 066.jpg
На Яках на ней не было упора регулирующего ход

Это не упор' date=' два ушка (одно из них почти отломано на фото)-пятая точка подвески руля по оси симметрии самолёта.

ИМХО ЛаГГ
Однозначно.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за еще одно подтверждение! Интересная книга

Карта оказалась генштабовским листом О-37-В с маршрутом перелета. Может и прав Сергей про ведущего группы.

Насколько я знаю,летали тогда в основном за лидером и рядовому летчику получается такая карта не нужна. Что скажете?

И один вопрос не по теме: Что за должность-адъютант полка?(к этой истории отношения не имеет).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.