валентина карабанова

История одного самолёта

32 posts in this topic

Ищем родных героев. История одного самолёта

Вот уже много лет жителей нашего поселка Первомайское Выборгского района Ленинградской области волнует история самолета ИЛ-2, который до сих пор лежит в болоте Камышинское в семи километрах от поселка. А нам хотелось узнать

«Где родились вы, где жили

Герои прошедшей войны,

Чьи вы отцы и сыны?».

По номеру на крыльях самолета из центрального архива (ЦАМО) города Подольска нам сообщили, что 10 июня 1944 года во время массированного налета 277 штурмовой авиационной красносельской краснознаменной дивизии на линию Карельского вала при выполнении боевого задания в районе Кивеннапа Зенитной артиллерией противника был сбит самолет младшего лейтенанта летчика Болдина Петра Владимировича. Стрелка самолета звали Вахрушев Яков Хвисатьевич. Мы не знаем, кого из них нашли местные жители еще в 1949 году недалеко от самолета. А останки второго члена экипажа случайно обнаружил Влад Коротков летом 2009 года во время экспедиции телевидения канала «Вести» на самолёт.

Зная фамилии наших героев через «мемориал» ЦАМО мы узнали, что летчику Болдину Петру было 24 года, родился он в Орловской области Русско-Бродского района д.Пречистинка. Стрелку Вахрушеву Якову было всего 19. Он родом из Новосибирской области (ныне Томской)Чаинского района, колхоз «Искра». Перед 9 мая их имена были увековечены на братском захоронении в п.Ольшанники. Попогите найти родных наших героев.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валентина! Добрый вечер! Разместите пожалуйста, полный текст справки из ЦАМО! Т.к., как я помню, все номера какие были найдены у этого самолета по ЦАМО не проходили...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здраствуй Илья!

МЫ с тобой встречались, и ты в курсе про этот самолёт. И у меня есть твоя книга с автографом. Запрос делали из Академии Можайского, они списывали намера с крыльев и с пушки. Сообщение об экипаже пришло в военкомат, и они дали распоряжение нашей адм. внести на Мемориал. В ОБД я смотрела списки погибших ШАП 999, они там есть.Я сейчас уточняю правильность написания мест, где были захоронены погибшие нашей Братской могилы. Там столько несоответствия!!!Хочется узнать, живы ли родные наших героев! Помоги нам, Илья!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валентина! Здесь, что-то не так! Когдя мы с "можайцами" были на самолете мы нашли номера, но не те! Болдин и Вахрушев это было только мое предположение, но непотвержденное! Пробив этот экипаж в ЦАМО их номера они не совпали с номерами найденными у самолета! Надо срочно найти это распоряжение военкомата Вашей Администрации и ответ ЦАМО! Я думаю, что его в природе и не существует! Вот так! В этом деле надо быть очень осторожными! Будет очень жаль, если мы сейчас будем искать родных и убеждать их, что их родственники покоятся в Ольшаниках... А окажется, что через некоторое время и в правду их останки найдут в другом месте Карельского Перешейка и установят!

Валентина, я Вас очень прошу! Найдите официальные документы!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Илья, кто-то дал команду занести их на Мемориал! Я знаю, что без документов сделать это невозможно.В ОБД есть списки захороненных в одной могиле, одни бойцы занесены, а другие нет,родные пишут, обижаются, а военкомат добро не даёт. Я писала об этом главкому в СПб, что он мне ответил, я могла бы прислать тебе. А тут занесли сразу!!! В понедельник попробую связаться с Выборгом. Номер на крыле 4177. И если не этот экипаж, то чей? Тем более, что там есть останки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валентина! Если честно, я Вам очень благодарен, что Вы подняли тему этого самолета, т.к., этот самолет меня также очень сильно интересует еще с самого первого его посещения в августе 2003 года... Спасибо!

А теперь давайте вместе думать и исследовать, для того, чтобы действительно установить личности погибших летчиков! Кто-же был захоронен в Ольшаниках в 1949 году, и чьи же останки Вы и Ваши ребята нашли в 2009 году!

И так начнем все по-порядку, и буду Вам очень признателен, если Вы будете рассказывать о тех событиях в 2009 году, к сожалению, свидетелем которых я не смог быть, из-за своей смены работы...

Место падения самолета Ил-2 (район 3 км от поселка Первомайское (финское название Кивеннапа), 2 км южнее бывшей д. Коротнево (бывшее финское название - Конто). Самолет верховой, воронка на месте падения отсутствует..., что говорит о том, что скорее всего самолет пытался совершить вынужденную посадку на болото. При посещении местного школьного музея, мы установили, что в 1949 году местными жителями у самолета обнаружены останки одного члена экипажа, в погонах лейтенанта. Останки были захоронены в братской могиле поселка Ольшаники (ранее назывался пос. Ахи-Ярви)... У меня есть копия документа сельсовета 1949 года об этом событии...

13 августа 2003 года нами было проведено обследование самолета. В результате установлен номер (на центроплане и крыле): 304119, на другом крыле: 4542. В музее средней школы п. Первомайское храниться пушка ВЯ-23 № АР 11, на креплении № 118, а так же номер 50 А 215, 114(0)5.

По моей первоначальной версии, когда я сопоставил все самолеты Ил-2, потерянные в июне 1944 года в районе Кивеннапа, я тоже думал об экипаже 999 ШАП 277 ШАД Болдин-Вахрушев, которые пропали без вести 10 июня 1944 года в районе Кивеннапа (сбиты ЗА противника)! Стоило, в ЦАМО проверить обнаруженные номера с номерами самолета, на котором не вернулись с полета Болдин-Вахрушев!!! Т.к., в этой поездке принимал участие Сергей Иванович Панин (на то время руководитель поискового отряда "Космос" ВИКА им. Можайского), он предложил эту миссию выполнить одному из бойцов отряда Михаилу Чепенко, который как раз, после окончания ВИКА и перед назначением в часть на Дальний Восток, готов был съездить в ЦАМО и поискать эти номера! Я попросил Мишу как раз найти номера самолета Болдина и Вахрушева... К сожалению, Михаил в ЦАМО смог отработать всего несколько дней, но все же ему удалось найти документы 999 ШАП за июнь 1944 года... И вот, что стало известно! В этот день, из состава 999 ШАП не вернулись с выполнения боевого задания два самолета Ил-2 с экипажами! Одним из них был экипаж Болдин-Вахрушев (который как мы знаем, сбили ЗА в районе Кивеннапа), вторым экипажем был Веселов-Цыганков, которые значился сбитым ИА пр-ка и упали в р-не с-в д.Алакюла 1 км (сейчас Белоостров)... Михаилом Чепенко было установлено, что из состава полка были списаны два самолета Ил-2: № 304513 (мотор АМ-38 № 4509129), № 304291 (или 304791, т.к., документ плохо читается), с мотором АМ-38 № 459805...

Как видите, установленными нами номера не совпадали с номерами, на которых погибли летчики 999 ШАП!

Спустя время, мы попросили нашего друга из Коломны - Володю Куренина, который в то время работал в программе "Забытый Полк" помочь нам найти установленные нами номера в ЦАМО!

И вот пришел долгожданный ответ..., который нас огорчил...

"...По документам ЦАМО самолет Ил-2 № 304119 значится в 448 ШАП 281 ШАД, не вернувшимся с боевого задания 26 июля 1944 года. Сбит и упал в болото у развилки ручья Густаиски, что 4 км С-З Мустаиые (Эстония). Летчик, младший лейтенант Бахарев Григорий Петрович, воздушный стрелок, старшина Литвинов Иван Иванович выбросились на парашютах. Вернулись в часть...".

Продолжение следует...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Илья, здравствуй!

Ты меня, ещё больше озадачил! В твоём письме я не увидела номера, который я сфотографировала на крыле-4177, могу прислать фото, и фото тех, из «Можайки», кто обследовал мою пушку в музее.

А самолёт в болоте, это реликвия той войны, для всех жителей посёлка. Поэтому, когда летом 2009 года приехало телевиденье, сразу собрались и мои ребята, они уже и самостоятельно ходят туда (разве их можно удержать?) Много мелких деталей разбросано вокруг, но больше всего их в глубокой воронке. Засучив рукава по локоть, ребята вытаскивают разные детали, пытаясь определить -что это? И здесь вдруг Влад вытаскивает кость, хорошо сохранившуюся, всё это снимается на камеру. Представляешь наши ощущения? Я думала, что это не человеческая, как много лет назад, только в другой точке воронки нашли много костей, но это оказался лось! Слава Скоков, приехав в музей, сказал, что это останки человека. И если лётчик был лейтенантом, то это тогда должен быть стрелок. Мы не имеем права копать. Поэтому в ноябре мы пошли туда с Первомайскими поисковиками с глубиномерами , Они, с Сергеем Высокинским и Мишей Ивановым, прощупали на глубине много металла, разброс большой, метров 30 в радиусе. Всплывает бензин.

Теперь ребята спрашивают, когда поднимут лётчика? И самолёт? Поэтому нам предстоит поработать! В.И.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валентина Ивановна! Поэтому я и написал: "...продолжение следует..."!

Далее про этот самолет у меня записано следующие (к сожалению, принять участие в этих выездах я сам не смог):

"...В 2009 году поисково-краеведческой группой «Первомайской средней общеобразовательной школы» (п. Первомайское Выборгского района, руководитель – преподаватель географии Карабанова Валентина Ивановна) проведены дополнительные работы по обследованию места падения самолета. При этом присутствовали представители телекомпании, которые сделали сюжет, который прошел по городскому телевидению. При проведении работ, рядом с обломками самолета были обнаружены фрагменты человеческих останков (часть руки).

После показанного репортажа по телевидению, на место падения самолета прибыла поисковая группа из Национального автомобильного музея (г. Всеволожск, старший группы Иван Янчарук). Ими были вывезены с места падения некоторые фрагменты самолета для музея. Проведя обследование обнаруженных обломков ими были обнаружены следующие номера: на лонжероне 4177, на бронелисте защиты выхлопных патрубков красной краской нанесен номер 5341, также на дюрале выбит еще один номер: 4281.

14 ноября 2009 года местным школьным поисковым отрядом, совместно с представителями поискового отряда «Карельский Вал» (руководитель Вячеслав Скоков) были проведены работы по дополнительному обследованию места падения самолета. В результате обследования местности глубинным миноискателем установлено три места, где прослеживается присутствие большой массы металла под мхом на глубине 1-1,5 метров. При обследовании места, где в прошлый раз были обнаружены останки одного из членов экипажа, были найдены: вытяжное кольцо от пристяжной системы парашюта и пряжка от офицерского ремня. Из-за большого количества воды, работы были приостановлены...".

Как я понял, за 2010 год работы не проводились?

Так вот, как Вы видите, были обнаружены еще несколько номеров, которые гипотетически могут относиться к заводскому номеру самолета! Но! Ни один из этих номеров не проходит пока по тем документам ЦАМО, что я успел отработать! А я просмотрел все контрольные списки 277 и 281 ШАД 13 ВА и ВВС КБФ… за июнь 1944 года… Так что, впереди еще огромная работа! Поэтому мне и интересен ответ ЦАМО о котором Вы пишите!

За фото с этого самолета буду признателен! Чуть позже выставлю, все фото, что есть у меня по этому самолету!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуй, Илья! Пытаюсь послать фото и документ из военкомата, но умею только на ящик, сбрось пожалуста координаты.Дозвониться не могу. В.И.

А стих про наш самолёт,Катерина с нами тоже туда ходит.

эхо войны.

Раненой птицей на взлёте

Лежит самолёт в болоте.

Тянется к небу крыло –

Там, в вышине, светло.

В кабине – холодная муть,

Не выбраться, не вздохнуть.

Горько. Единственный раз

Не выполнен боеприказ.

Бомбы в болотном иле…

Где родились вы, где жили,

Пилоты прошедшей войны,

Чьи вы отцы и сыны?

Наверное, есть в планшетах

На все вопросы ответы.

Но тайну хранит болото

Об этом последнем полёте.

Лоси обходят сторонкой

Ставшей могилой воронку,

А по весне на опушке

Надрывно кукует кукушка.

Напрасно зовёт за собою

Солдат, не вернувшихся с боя.

Они о Победном Дне

Не знают. Они на войне.

Октябрь 2007 г .Екатерина Свинцицкая.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валентина Ивановна! Высылайте мне на почту: fondlo@bk.ru

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые коллеги!

К сожалению, в списках потерь Ил-2 по 13 ВА за июнь 1944 года номеров 4177, 4542, 5341, 4281 нет...

Есть Ил-2 № 304117, списанный 20.06.44.

При этом необходимо отметить, что с датами есть некоторая путаница - Ил-2 № 304513 числится списанным 20.06, а Ил-2 № 304291 - 10.06.44.

С уважением, Роман Красильников.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Роман, а за июль можно посмотреть? Спасибо тебе за поиск!

Чтоже это за таинственный самолёт? Кто откроет тайну? Кто может узнать фамилию лётчика, который да сих пор лежит со своим самолётом?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте. На 08.43. в 33 гв.шап 3 гв.шад 6 ва был ИЛ-2 № 1875341. На этот месяц у него была поломка.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за участие! А если посмотреть весь 1944год? наверное они летали сюда не только после 10 июня? а до 10го?

Бомбили или нет? кто знает?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валентина Ивановна! У мня выписаны все потери штурмовой авиации за июнь и июль 1944 года... таких номеров нет...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сейчас еще просмотрел все штурмовики погибшие в июне 1944 года в Выборгской операции

277 штурмовая авиадивизия

999 ШАП - все номера самолетов есть;

943 ШАП - все номера самолетов есть;

566 ШАП - все номера самолетов есть;

15 гв.ШАП - все номера самолетов есть.

281 штурмовая авиадивизия

872 ШАП - все номера самолетов есть;

703 ШАП - номера самолетов есть, за исключением двух Ил-2, которые столкнулись в воздухе и экипажи погибли 15.06.1944г., в районе Райволо (Рощино);

448 ШАП - все номера самолетов есть.

ВВС КБФ

8 гв.ШАП - все номера самолетов есть;

7 гв.ШАП - все номера самолетов есть;

47 ШАП - все номера самолетов есть;

35 ШАП - все номера самолетов есть.

Единственно нет у меня номера Ил-2 из состава 52 ОКАЭ 13 ВА сбитый 9 июня 1944 года в районе Термолово...но там оба члена экипажа попали в плен...

Вот такие вот дела...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извените , а почему самолет привязан к 06-07.44.? Он мог сесть ранее или позже.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ребята!

Я тоже думаю, что надо расширить поиск ,не ограничиваться только июнем 44го.

Он же упал тогда и лежит!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые коллеги! Я полностью с Вами согласен! Вот поэтому и отрабатываю месяц за месяцем...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

фото обнаруженных номеров:[attachment=4]IMG_0088 2.JPG[/attachment][attachment=3]IMG_0090 2.JPG[/attachment][attachment=2]IMG_0092 2.JPG[/attachment][attachment=1]IMG_0093 2.JPG[/attachment][attachment=0]P1010429 2.JPG[/attachment]

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я почти уверен, что именно номер самолета 5341

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо Илья! Я надеюсь на тебя и верю, что всё получиться.

Илья, а можно мне открыть новую тему? Ищу лётчика Украинца Сергея Демидовича, пропавшего под Дно в 1941 году.Дочь написала с Артёма. В ОБД я смотрела.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спасибо Илья! Я надеюсь на тебя и верю, что всё получиться.

Илья, а можно мне открыть новую тему? Ищу лётчика Украинца Сергея Демидовича, пропавшего под Дно в 1941 году.Дочь написала с Артёма. В ОБД я смотрела.

Валентина Ивановна! Так и надо сделать... на каждого отдельная тема! А так же открыть еще ветку и на Солдате: http://soldat.ru/forum/index.php

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуй Илья!

На мою почту недавно пришло письмо такого содержания: " Добрый день, краеведы посёлка Первомайское!

По вашему вопросу хотим сообщить, что действительно Вахрушев Яков Хвисатьевич был призван на службу 10 июня 1943 года, г. Томск, 705 войсковая часть, 999 авиаполк. (Эти данные мы получили из военкомата.)

Его отец, Вахрушев Хвисатий Романович, работал в колхозе «Искра», с. Третья Тига. Отцу было вручено свидетельство, что сын, Вахрушев Яков Хвисатьевич, младший сержант, воздушный стрелок погиб в бою 10 июня 1944 года от прямого попадания снаряда противника, самолёт и экипаж сгорели (снаряд ЗА). Бой проходил в районе Кивеннена, Карело-Финской

ССР.

Краеведы музея с. Усть - Бакчар обратились к жителям с. Третья Тига, а также к старожилу села, участнику ВОВ Ардашеву Андрею Егоровичу (1924 г.р.), но, к сожалению, получили ответ, что родных у нашего героя в живых никого уже не осталось.

С уважением, краеведы Усть-Бакчарского музея. Руководитель музея Будз А.М. "Написала Ирина Колесникова.

я ответила, но дальше тишина!

И ещё ты посоветовал выложить письмо на сайт солдат .гу . Я увидела там знакомую по переписке из Донецка, ищет родственника, неделю не могла попасть, попала, ответила и теперь не могу войти, говорит, неправильный пароль, Что делать? Подскажи! С уважением В.И.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, я двоюродный внук Петра Болдина.


Скажите, пожалуйста, удалось ли разобраться, самолет возле поселка Первомайское - все же тот самый, на котором летали Петр Болдин и Вахрушев? Я встречал информацию, что в Первомайском еще в 1949 нашли Болдина, а только в 2000-х Вахрушева.

Искал информацию по захоронениям, нашлось три карточки:
1. 19.05.2008 - подписант в/к Выборга. Карточка не на захоронение, а персональная.
Захоронение - п.Первомайское, братское захоронение №2
2. 03.07.2014 - подписанты - начальник ВКЛО по Выборгу и Глава администрации. Карточка общая на захоронение.
Оба попали в список захоронения в с.Ольшанское, при этом оба добавлены одними из последних. Как я понимаю, это то же захоронение, просто адрес по-другому указан.
3. 17.11.2014 подписанты - представитель МО РФ (должность не указана) - Макаревич и представитель органа МСУ (должность не указана) - Чурий (?).
Это карточка захоронения в с.Колатсельга Пряжинского района республики Карелия (на другой стороне Ладожского озера).
Там встречается только Петр Болдин (все данные совпадают - дата рождения, дата смерти), но без Вахрушева.

При этом самолет был сбит над Кивеннапой (ныне - Первомайское),  сильно сомневаюсь, что Петр мог быть захоронен в Колатсельге.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день! Спасибо что откликнулись! На сегодняшний день еще рано говорить, о том, что это место падения самолета является местом, где погиб Ил-2 Болдина и Вахрушева. К сожалению, найденные номера не совпадают с номерами Ил-2 (и моторов) потерянных в 999 ШАП за  10.06.1944 года.

У меня к Вам огромная встречная просьба! У Вас в семье, случайно не сохранились фотографии Петра Владимировича? Если есть, Вы не смогли бы их выслать копии... Заранее спасибо!  

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На счет захоронения в Карелии, это конечно же ошибка... они погибли на Карельском перешейке...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Прокофьев Илья b460c06fe7bdb9c239dad8429df9d842.jpg

Когда искал информацию по родственникам, нашел только одно его фото.

Из пяти братьев на войне погибли трое (мой дед и еще один брат остались живы, но они были ещё подростками).

 

Edited by Игорь Болдин
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Игорь, огромное спасибо!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Прокофьев Илья

Писем тоже не осталось. Их отдали в музей, а музей в 2005 году сгорел.
В книге местного краеведа приведен был текст переданных Музею писем Петра, а также ответ его полка по поводу смерти.

e760b0709c01090471b1aaf70599849a.png

781e4f627a690a9acf754e38af85aed1.png

 

Edited by Игорь Болдин
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.