робо

Помогите установить боевой путь деда на Кубани

71 сообщение в этой теме

Здравствуйте уважаемые форумчане.Около двух лет безуспешно пытаюсь узнать и проследить боевой путь своего деда Манджавидзе Владимира Нестеровича лейтенанта,ком.взвода 217 азсп 47 армии.Прочитано множество литературы, перелопачено много интернетресурсов,направлены четыре запроса в разные архивы,выезжал по местам боевых действий 47 Армии в период с июля 1942 по апрель 1943г.(Абинский,Крымский р-н),но известно очень мало.Пропал без вести в апреле 1943,военкоматовская анкета,приказ об исключ. из списков.Письма и извещение не сохранились.Со слов бабушки призван летом 1941 и направлен в Тбилиси офицерская школа или курсы.Писал много и долго, если считать по последнему письму то похоже на Краснодарскую наступ. операцию январь-март 1943.Со слов сослуживца весной 1942 находился на Керченском п-ве.Ответ ЦАМО был не содержательный документация по 217 азсп велась из рук вон плохо,в двух документах с декабя 1942 не значится, в других двух то-же ничего внятного.По ОБД Мемориал видно,что бойцы 217 азсп гибли при Новороссийской оборон. операции,затем умирали только в госпиталях.Огромная просьба ко всем участникам форума сообщить любую информацию по интересующей меня теме.Если отбросить два месяца,то похоже на бои за Абинск,со стороны Шапсугской.Хотя я понимаю ,что он мог оказаться и в других частях,например 383,318,176,216,394,337,61 сд,103,7,16 сбр,8,9 гвсбр.Очень возможно что в 242 гсд,нарыл что командир 217 азсп периода май-декабрь 42 г. Лисинов,затем командовал 103 осбр,242 гсд..Вопрос конечно сложный,но все таки прошу откликнуться всех знатоков,особенно поисковиков с Краснодарского края.Заранее благодарен и признателен.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Единственное что могу посоветовать в данной ситуации, официально запросите у ЦАМО исторический формуляр интересующего вас подразделения. Первый раз про него слышу... Хотя в перечне оно указанно по 43-му году.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо и за это.О Вас наслышан от сотрудников Абинского и Крымского музеев. Направил и второй запрос в ЦАМО пол года назад просил хоть что-то внятное сообщить.,ответ пока не получил.Журнала боевых действий полка по всей видимости нет.За исторический формуляр полка не упомянул,не знал. Полк конечно "загадочный",на форуме военно-исторических реконструкторов есть человек -Старший стрелок,он досконально владеет вопросом,создал там тему "Оборона Новоросийска".Однозначно работал в архиве,по 47 армии. Но даже у него об этом полке нет ничего,просил откликнуться ,но он молчит уже более 3-х месяцев.Обидно,но ситуация почти безнадежная. Поможет или случай или тот кто имеет доступ в Подольский архив.Тем более он мог оказаться в любом другом подразделении.В штрафной роте или указанных в первом сообщении.В последнем письме писал обреченно,говорил что идут страшные бои,навряд ли выживу.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Армейский запасной полк, по сути это постоянно пополняемый резерв штаба армии. Как колодец из которого черпают воду на тушение пожара... Не исключено что из рук вон плохое делопроизводство в подразделении и было результатом "вычёрпывания" личного состава, высокой текучестью кадров...

Так и было как он писал...

Отпишитесь модератору Горе в личку о своей проблеме. Он если захочет - поможет...

Ссылочку на тему Старшего стрелка не скинете?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ссылочку, с удовольствием - ловите http://www.livinghistory.ru//index.php?showtopic=16014

Написано классно,аргументированно и профессионально.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Сразу нашёл там знакомых!

Может Вам вот эта книга поможет в чём то? http://fotki.yandex.ru/users/nabat-kras ... um/127099/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, благодарен за любой материал,документ,книгу и т.д на эту тему. Туапсинская оборонительная, Краснодарская наступательная,битвы за Крымск и Абинск в том числе. Если есть какие ссылки,будьте добры кидайте буду ловить налету.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо,прочитал все. 217 азсп по справочнику дислокации находился и в Туапсе, и в Хадыженской,и в Анастасиевской и в Новомихайловском.В ОБД встречался боец с записью "217 азсп,30 сд.",что-бы это значило не знаю. Да и кстати в первом ответе ЦАМО,дедушка с декабря 42 г. в 217 азсп не значится. То-же загадка или погиб(пропал без вести) тогда или перекинули в другую часть.Но почему тогда пропал в апреле 43-го и фигурирует 217-й. Но надежда на прояснение многих вопросов появилась,т.к Ваш совет помог и человек пообещал помочь .За что,Вам кстати то-же огромное спасибо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не за что! :?:

Отступление это всегда бардак... Большинство документов составленно задним числом, т.н. "оправдательные"...

30 Иркутская СД... Отступала через Краснодар (Пашковская переправа) на Горячий Ключ. Там обороняла гору Лысая... Возможно что на какой то период 217 азсп был придан 30 СД...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да согласен,но это могло быть вероятно во второй половине октября 42-го. Считаю так потому как единственное упоминание в литературе о 217 азсп которое мне удалось найти,это мемуары Калашника "Испытание огнем". Вот краткая цитата:"А некоторые командиры, в свою очередь, говорили, что они вряд ли смогут, став единоначальниками, обеспечить необходимое руководство партийно-политической работой.

— Больше всего боюсь ответственности за партийно-политическую работу, — откровенно признался мне командир 3-го батальона 217-го армейского запасного стрелкового полка старший лейтенант Коновалов. — С военкомом было гораздо легче. За политическую работу спрашивали главным образом с него."

Калашник находился в тот период, это примерно 10 октября 42-го в р-не Шапсугская-Эриванский.

Хотя может быть, в те критические дни батальоны,а возможно и роты 217 азсп могли быть на разных участках обороны.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вам пора уже взять карту и наносить на неё точки и даты дислокации полученные в ходе сбора информации... А когда придёт ответ из ЦАМО, сравните...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы читаете мои мысли.Еще будучи в Крымске-Абинске ,купил подробнейший атлас Краснодарского края. На днях начал наносить на него имеющуюся информацию.

И еще один момент,вчера решил пробить по ОБД упоминаемого Калашником- Коновалова. Ввел "старший лейтенант Коновалов",выплыло всего четыре человека. Похож один-попал в плен 22 февраля 43-го,7-я бригада. По Гречко это где-то при освобождении Ахтырской,Азовской... . Хотя там четко не указано где наступала 7-я гвардейская стрелковая бригада в тот период,это мое предположение. К 10 марта она входила в группировку готовящуюся к решительному штурму Абинска. Но другой вопрос,она могла не входить в те соединения которые приближались с востока. А могла атаковать с юга,со стороны Шапсугской и раньше.,ведь там наши безуспешно ломились с января месяца. Тике называл эти бои "Абинским волноломом" и потери наших войск при этом были катастрофические.

Населенный пункт где попал в плен Коновалов в ОБД, правда неясный- "Гришно"( я такого в том р-не не нашел). И последнее- дата февраль подходит под мой случай. Как мне говорили ,отнимали как правило 2 месяца,а мой дед пропал без вести в апреле.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Гришно" Абинского района? Подозреваю что это раньше звучало как "Гришко"...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно вполне возможна ошибка. А что Гришко раньше было,или это Ваше предположение. Возможно какой-то хутор. Удивительно но до войны мелких населенных пунктов на Кубани,да и не только, было гораздо больше чем сейчас. Война выкосила не только людей,а и целые села.

Вспомнился Маяковский р-н Грузии,Родина дедушки,в 70-80-х был там очень часто. Проезжая из Кутаиси встречалось несколько деревень,как мне казалось мелких. Но при въезде в каждую стояли всегда мемориальные плиты,часто останавливались и читали огромные списки погибших в ВОВ. Мне пацану, в голову не приходило как в деревне состоящей из одной улицы и нескольких домов могло быть столько погибших воинов. Да и читая ОБД по Маяковскому РВК диву даешься какие длиннющие списки по деревням,я то их знаю. Кстати деда по РВК нет. Направлял запрос,а они суки уничтожили архив военкомата,концов не нашел. Как впрочем уничтожен и архив Закавказского военного округа,то-же получил баранку от бублика. Так что не только памятники взрывают,вообще не ведают что творят твари.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гришко, где то от кого то звучало... Интересное название отложилось в памяти... И всё... На карте не нашёл такого н.п. Но там много хуторов без названий... Может это как раз тот случай когда местное название на карту не наносилось...

Про 2 месяца... Это правило работает не на 100%... В апреле были сильные бои и за Крымск и за Новороссийск... Могли и сразу записать...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый полностью с Вами согласен. На многое мог бы ответить военкомат Маяковского р-на, но.. увы. Повторюсь, ответить на вопросы и внести хоть какую-то ясность поможет только ЦАМО.

На автопилоте по прежнему штудирую ОБД но убеждаюсь только в запутанности ситуации. Боевой путь дедушки -это треугольник Краснодар-Новороссийск-Туапсе. Место выбытия(пропажи без вести) может быть на участке Шапсугская-Абинск,Крымск,что более вероятно. Хотя есть и другие варианты-помните запись "30 сд 217 азсп",или боец 217-го захороненный в Северском р-не. Это другое направление, восточнее ближе к Краснодару. Цель правда та-же перерезать дорогу Краснодар-Крымск,со всеми вытекающими последствиями. На днях перечитывал и Гречко и Тике,там бои были то-же еще той ожесточенности. Кстати покойная бабушка почему-то все время говорила что пропал под Краснодаром,хотя это все очень относительно.

Ну и еще поделюсь ,что встречалось. Была запись "103 оксбр 217 азсп". 47-я Армия была выведена на переформирование в Майкоп 15 марта 1943,наверно поредела сильно в этих боях. 217 азсп в действующей армии по 2 апреля 43-го,потом фигурирует только в июле на Украине в составе той-же 47-ой. Но в ОБД встречаются записи,правда по госпиталям в основном "217 азсп 18-й Армии" апрель ,май и даже по моему июнь 43-го. Как это понимать не понятно,вообщем каша полная.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В связке время-место каши не бывает. Значит вычисляйте по датам смерти в какой армии находился 217 азсп... Боец в госпиталь мог попасть после апрельского наступления, а умереть от ран через 3 месяца, уже в тылу... Поищите массовый объём за апрель... Может это даст привязку к подразделению в помощь которому выделяли запасной армейский полк...

18А - от п.Мысхако до ст.Неберджаевская (искл.), 56А - ст.Неберджаевская - пос.Экономический (вкл.), выше до Азовского моря - 37А.

0_41e9b_6eb73d9_L.jpg

Посмотреть на Яндекс.Фотках

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сжалению ничего определенного вычислить и привязать не удавалось, пробовал раньше. В ОБД по 217 азсп всего около 620 записей. Из них декабрь 42-го - апрель 43-го,мизер- около 35-40 бойцов. Почти все умирали в госпиталях Шапсугской и Геленджика(Джанхот).Причем от ран мало,в основном дизентерия и другое. Список соседних бойцов представлен огромным количеством различных подразделений. Да и дивизии, бригады перебрасывались из армии в армию в тот период очень часто,не говоря уже за зсп,ошр и прочие.

Так Вы все таки допускаете, что могли записать сразу в апреле? Дело в том ,что другие спецы говорили мне ,что в случае с моим дедом "Приказ об исключении из списков от ноября 45-го"- основание анкета(скорей всего военкоматовская),это как правило или подворный опрос,возможно по последнему письму.

Карта приведенная Вами четкая и понятная,но она отражает обстановку после апреля 43-го. А до этого там были по моему сплошные перетрубации. Жуков там перекраивал все на ух нах, впрочем и до него там все было гораздо запутанней.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...А до этого там были по моему сплошные перетрубации...

Перетрубации на фронте бело обычное и даже необходимое...

Огромного количества подразделений не было. Когда начнёте составлять список соседей сами поймёте что 10-15 за весь указанный вами период, не больше...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчет перетрубаций я конечно-же все понимаю. Ну а по поводу 15 или даже 10 соединений-соседей Вы же представляете,что для меня это очень много. Вот если бы фигурировали 2-3 было бы гораздо легче сузить конкретное место его последних боев.

Я почему-то более склонен к тому что подразделения ,батальоны ,а возможно и роты 217 азсп разбрасывали по разным дивизиям или бригадам и поэтому они могли оказаться и под Северской и в р-не цементных заводов в Новороссийске,т.е. в любом месте по фронту который занимала 47-я армия.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Стадник А.Н.,загадка по поводу насел. пункта Гришно похоже разгадалась. Это хутор Крымского р-на времен войны Горишно или Горишный. Это было где-то в р-не Сопки героев между Экономическим и Новым,Тамбулатовским. Правда мне не понятно как там могли оказаться наши войска в феврале 43-го,в частности 7 гвсбр. Достоверно известно,что там с мая по август рубилась 2 гвсд,55 сд,32 сд и дивизия НКВД(возможно и еще какие-то части).Скорее всего была опять какая-то ошибка. Например неверно указана дата пленения ст.лейтенанта Коновалова из 7 гвсбр.

Позже нашел подтверждение,что с мая 43 г. и 7 гвсбр то-же вела боевые действия в р-не Сопки героев. А вообще в голову не укладывается какая бойня там была, судя хотя бы по плотности наступающих только стрелковых наших частей. Там еще была 417сд,317 сд, плюс бригады...ужас .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо что откликнулись. Да возможно этот нас.пункт...по датам по крайней мере более походит. Но замучался гадать,разброс в три месяца ,расстояние от Новороссийска до Краснодара и множество частей куда дед мог попасть в начале 43 года после азсп... сами понимаете.

С нетерпением жду вестей из ЦАМО(уважаемый человек с форума пообещал помочь)...тогда если появится хоть какая то реальная зацепка,многое прояснится. То что узнал из воспоминаний родни,литературы,интернета,ОБД-похоже все таки на первые числа апреля 43-го под Крымской(точнее Шептальский).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот что нашел!

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte ... 4098a919c2

00000005.jpg&id=2385761&id=2385761&id1=a20dd2e90f11b6a803c1ad4098a919c2

Номер записи 2385825

Фамилия Портной

Имя Николай

Дата рождения __.__.1925

Место рождения Краснодарский край, ст. Старо-Татаровка

Дата и место призыва Темрюкский РВК, Краснодарский край, Темрюкский р-н

Последнее место службы 216 СД

Воинское звание красноармеец

Причина выбытия умер от ран

Дата выбытия 21.10.1942

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 58

Номер описи источника информации 18001

Номер дела источника информации 672

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго времени суток всем, читающим тему.

Установил документ по дислокации 217-го азсп на июль 1942 года.

Возможно пригодится.

[attachment=1]01_217_01.jpeg[/attachment]

[attachment=0]01_217_02.jpeg[/attachment]

С уважением. Владимир.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Информация ППГ № 747 в приод с 11 августа 1942 по 28 июля 1943 года - указано место захоронения воинов 217-го азсп.

Пункты 19 и 26 - станция Шапшугская.

[attachment=4]01_217_03_19.jpeg[/attachment]

Потери 217-го азсп с 1 мая 1942 года до окончания отхода г. Керчи.

[attachment=2]01_217_04_1.jpeg[/attachment]

[attachment=1]01_217_04_2.jpeg[/attachment]

[attachment=0]01_217_04_3.jpeg[/attachment]

[attachment=3]01_217_04.jpeg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Донесения 47-й Армии в ОБМ "Мемориал" прослеживаются до конца 1942 года.

[attachment=0]02_217_01.jpeg[/attachment]

По 217-му азсп этот документ за сентябрь. В нём 266 пропавших без вести.

Потом, как будто провал.

Затем появляются фрагментальные донесения 47-й армии только с мая 1943 года, и то очень мало.

С уважением. Владимир.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Avtor и Asker благодарю за внимание к моей теме и за выложенные документы.

Все ,что касается 217 азсп в интернете и ОБД Мемориал мной досконально проштудировано. Все бойцы около 900 чел., до единого просмотрены данные. Применял и разный ввод,так как например 217 зсп, 217 арм.запас. полк и т.д..Встречались записи по 217 азсп 30 сд., 217 азсп 103 осбр. .... непонятного много. Только первое полугодие 1943 года действительно инфы очень мало,но. Около 40 воинов умирало от болезней и последствий ранений в апреле 43-го в госпиталях Шапсугской,Джанхот,Геленджик,Сочи. Но в целом инфы и конкретики очень мало. Есть еще воин 217 азсп Романюк захороненный в Северском р-не ,по моему в феврале 43-го. После вывода 47 Армии на переформирование в конце марта 43-го,несколько бойцов пробиваются как, 217 азсп 18-й Армии, вплоть до мая месяца. Затем только с июля и уже на Украине в составе опять 47-ой.

Склоняюсь к тому мнению ,что полк был рассеян,распылен т.е. его подразделения роты,батальоны,а возможно и взводы, в период с января по март 43-го года по фронту от Новороссийска до Северского р-на и понес в том, явно неподготовленном наступлении огромные потери,как впрочем и вся 47-я Армия.

Хотя повторюсь, не факт,что дед мог и оказаться в любой другой части того театра военных действий, в тот период . Ведь потери офицеров ком. взвода,роты были огромны и как справедливо было замечено, азсп по сути являлся "колодцем из которого черпались кадры для тушения пожаров",да и в многочисленных книгах и мемуарах говорится об этом.

У кого будут какие мнения с большим вниманием выслушаю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У кого будут какие мнения, с большим вниманием выслушаю.

Доброго времени суток Робо.

Отдаю величайшую дань уважения Вашей настойчивости в поисках.

Вы проделали огромную работу.

Думаю, что поиск следует продолжать, так как 217-й азсп ,входивший в состав 47-й армии, был второй раз переформирован только в апреле 1943 года, а до этого входил в состав действующей армии.

Это нужно уточнить!!![/b]

Также возможен поиск по варианту набора в ОБД "Мемориал" по вышеуказанной схеме:

- "Северо-кавказский фронт"

- "Кавказский фронт"

- "Кавказского фронта"

Достаточно обширные документы при наборе:

- "Черноморская группа Северо-Кавказского фронта"

Эти варианты приемлемы, когда точно будет установлено, в какой фронт входила 47-я армия.

Какое у Вас будет мнение по данному пути поиска?

С уважением. Владимир.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу