Опубликовано: 20 апреля, 2010 15 и 23 августа 2009 года силами поисковых групп Киевской общественной организации «Товарищество ветеранов разведки ВМФ», «Победа» «Рубеж» и «Имени генерала Ватутина» были проведены две поисковые экспедиции в район сел Перевиз и Дзвинкове Васильковского района Киевской области на место гибели трех советских бомбардировщиков ДБ-3ф. Самолеты, 229 авиационного полка 50 авиационной дивизии дальней авиации, возвращались 12 июля 1941 года с боевого задания по бомбардировке вражеских механизированных колонн в районе Житомира и шедшие без истребительного прикрытия были перехвачены и сбиты немецкими истребителями. Эпизод гибели самолетов впоследствии был использован писателем К. Симоновым в романе «Живые и мертвые». Само место падения ДБ-3ф было известно многим, но житель села Перевиз - Чадченко Юрий Иванович всю свою жизнь (ему 70 лет) посвятил по увековечиванию памяти о тех авиаторах-героях, которые ценой своей жизни в тот трагический 1941 год, внесли частичку в общую победу над фашизмом. По приглашению и благодаря Чадченку Ю.И. и голове Дзвинковской сельской рады Ткаченку И.Ф. и состоялись две наших экспедиции. На местах падения двух бомбардировщиков, третий пока не исследован, были проведены раскопки, извлечено множество деталей и свидетельств, что это именно советские бомбардировщики ДБ-3ф. Были найдены так же останки двух летчиков, восстановлены события тех дней, и что самое главное найдены через архивы фамилии всех членов экипажей. Вечная память и наша сыновья благодарность им - настоящим героям! Это статья на сайте Товарищества Ветеранов Разведки ВМФ.В той експидиции они проделали большую работу,но поднимался фактически один ДБ,второй просто определили место падения(приблизительное)Дедушка,о котором писалось выше,обратился к нашему отряду с просьбой найти точное место падения центроплана, чтобы изготовить и установить табличку.В процессе вылезли несколько номерков,сомнения что это может быть номер самолета или двигателя,но все же.. Кто знает,подскажите пожалуйста,как номерувались ДБ и имеют ли эти номера отношение к номеру самолета или двигателя?. Качество фото плохое,извините.продублирую цыфры. 7ОТК 4 9 10 17 19 21 22 В кружке номер завода 29. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 апреля, 2010 Второй обломок похоже с двигателя, но там еще копать и копать,полоса шириной метров пять и длинной 15 на глубину до метра нашпигована железом... Дублирую номер 7 1 0 2 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 апреля, 2010 Просмотрел по ДБ 3ф ниже темы-получается 7102 может быть номером самолета? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 апреля, 2010 Просмотрел по ДБ 3ф ниже темы-получается 7102 может быть номером самолета? Может быть номером движка: по моей базе, все ДБ, воевавшие в наших местах имели 4-х значные номера моторов. Заводские номера самолетов по моей базе встречаются 3-х, 4-х и 6-ти значные. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 апреля, 2010 Жека,БОЛЬШОЕ СПАСИБО!Сагодня был у деда,который всю жизнь занимается историей этих ДБ(все случилось на его глазах)Человеку надо при жизни памятник поставить!За свои кровные(какая в селе пенсия)поставил в лесу стеллу на месте падения одного ДБ.добился чтоб этот клочок земли не подлежал вырубке,продаже...В планах продать в Киеве квартиру и сделать мемориал,сбито было в этом месте в 41 м больше десяти наших бомбардировщиков.... Так вот,в выше приведенной статье есть некоторые неточности.Имена членов екипажей установлены не были.Были установлены только потери229БАП с 6.07.41 по 12.07.41. Кто именно погиб с самолетами точно не установлено.Юрию Ивановичу уже под 80.Это дело всей его жизни.Кто имеет возможность,помогите пробить ДБ под номером 7102,может что то прояснится.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 апреля, 2010 История с ДБ3Ф продолжается.Вчера,по просьбе дедушки,ездили на место падения второго ДБ,где он установил памятник,чтобы обследовать приборами перед завозом земли для высыпки вокруг.Вот такие есть люди,живет очень скромно,да и сам скромный....зато поступки! Вот на таких людях и держится все на этом свете,чесные,скромные,безкорыстные.. .Не в пример быдлам зажиревшим в кабинетах... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 апреля, 2010 Сразу же выскочило пару толстых обломков с номерками и ....нашивка пилота.На первом обломке возможно номер мотора ,начинается на 88. Дублирую- Сверху 11 ниже 8829 под ним 8822 но почемуто перечеркнут...может ли етот номерок(один издвух,или оба)быть номером мотора(самолета)? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 апреля, 2010 Причем номерки в предыдущем сообщении ьыли выбитв как бы на специальной площадочке.Второй номер крупнее.Дублирую- 2 9 4 1 Вот в таком порядке.Кто знает,помогите пожалуйста.Предположительно ДБ были из 50 АД 229 ДБАП .Были сбиты с 6 го по 12 .07.41. Начало героической обороны Киева. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля, 2010 Сразу же выскочило пару толстых обломков с номерками и ....нашивка пилота.На первом обломке возможно номер мотора ,начинается на 88.Дублирую- Сверху 11 ниже 8829 под ним 8822 но почемуто перечеркнут...может ли етот номерок(один издвух,или оба)быть номером мотора(самолета)? Приветствую! На этом фото как раз кусок от поршня, где наносился (дублировался) номер мотора.... Скорее всего мотор старый был в ремонте (мне уже встречались такие примеры), т.к., присутствуют разные номера, старые забиты, а новые выбиты рядом... Но мне кажется номера не полные - нет окончания цифр... Цифры 11 - это порядковый номер поршня, к сожалению, ни чего не дает... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 апреля, 2010 Илья,спасибо вам! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2010 Продолжаем работу по подъему второго бомбардировщика. Среди хлама и остатков амуниции вылезла вот такая шильда и колодка от какой-то медали. Как я понимаю-это шильда бака. Интересует(если судить по шильде бака), может ли этот бак иметь отношение к бомбардировщику ДБ 3Ф или,возможно, это другой тип самолета? Что означает надпись на шильде "рычаг 400"? И от какой медали или значка эта колодка? Напомню, бомбардировщики были сбиты под Киевом в первые месяцы войны. И. возможно, эта информация поможет восстановить имена членов экипажа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2010 Это не колодка от медали, это фрагмент от летных очков. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2010 Жека,спасибо за ответ...Очки там пожоже были,нашли остатки кожи с шлемофона и от стекол очков оправы,сначала думали что противогазные,но побольше....А по шильде не подскажете? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2010 цкб 30 и есть дб 3 ,ил 4 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2010 цкб 30 и есть дб 3 ,ил 4 Спасибо большое!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2010 Перерыл немного литературы,получается что ЦКБ30 експерементальный самолет,и прототип ДБ3.Последняя партия ДБ-3 выпущена в 1939 году,потом вывпускались ДБ3Ф...На шильде 1940 год.Подскажите,ДБ3Ф тоже обозначались как ЦКБ 30,или может просто баки были взаимозаменяемы? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2010 Уважаемые коллеги! 7102 не может являться номером мотора М-88, если самолет погиб в 1941 году. Дата производства мотора с таким номером - конец 1942 - начало 1943 года. По моторам М-87 подобной привязки к дате производства дать не могу, но их максимальная нумерация, которую я видел - около 3000. С уважением. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июня, 2010 Немного внесу ясность.В тот день погибло два самолета,и упали они на растоянии не больше пол километра.Оба екипажа погибли...Так вот,номер который с обломка поршня и начинается с 88 с ДБ 3 Ф(с первого самолета)А номерок 7102 с самолета с которого и шильда бака(ЦКБ30)возможно это был ДБ3...Дата гибели предположительно 6-7июня,или 12 июня.Вот такая головоломка... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июня, 2010 Вот нашли цилиндр,мое мнение от системы подьема шасси.Может эта деталь поможет установить какой был самолет ДБ 3,или ДБ3Ф?? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2010 А какая разница : ДБ-3Ф или ДБ и какое это имеет принципиальное значение в поиске?! Бомбардировщик, он и в Африке бомбардировщик ! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2010 угу.... какая разница, обрабатывать по потерям только полки на ДБ, или все полки на ДБ, ДБ-3ф... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2010 Да, именно в этом вся загвоздка.Есть потери 50 ад за 7.07.41,и 12.07.41. но разные полки,соответственно разные самолеты...А могли в одном полку быть разные бомбардировщики ?По свидетельствам очевидцев самолеты были тупоносые(ДБ 3)а на первом бомбардировщике был найден кусок поршня с номером 8822,тоесть мотор м 88 который ставился на ДБ 3 Ф...Могли быть в одном полку самолеты одной марки и но разных модификаций? П.С. дляPatriot: ЦКБ 30-это прототип ДБ 3. ДБ3Ф-прототип ИЛ4.Самолеты разные не только по форме,но и по тех. данным,и главное по количеству еккипажа. Вы мне писали об некоторой информации по тех событиях,как на щет поделиться?... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2010 Да, действительно, ЦКБ-30 ( это модернизированный ЦКБ-26 ) запущен в производство как ДБ-3 с 1936 г. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции ( в народе " центроплан " ).Последующая его модификация ДБ-3Ф ( приставка Ф- фронтовой )выпускался с 1939 г. Ил -4, это новое название последующей модификации, присвоенной в 1942 году. ДБ оснащался тремя пулеметами ШКАС : передним , верхним и турельным и нижним люковым. На ИЛ-4 использовался пулемет УБ. Вот на фото для сравнения.Естественно, в одном авиаполку могли и были самолеты одной марки, но разных модификаций ( если, конечно. речь идет о ближне или дальнебомбардировочных авиаполках ). И последнее. Это я Вам писал о "тех событиях " ? И чем с Вами я должен делиться ? Вы ничего не перепутали ?! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2010 Вот фото 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 июля, 2010 ДБ-3Ф, он же ИЛ-4. Выбирайте, который Вам по душе. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 августа, 2010 Так где же второй бомбардировщик ?! Фото его подъема ? Ждем-с! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2011 Так где же второй бомбардировщик ?! Фото его подъема ? Ждем-с! Несмотря Педриот на ваши дешовые подколки в теме: Решили перезахоранивать экипажи ДБ 3 ф , имена которых пробовал установить не один год.Перезахоронение планировалось на 17 число этого месяца.И вот вчера попалась в руки книжка Кузина, ныне покойного , а раньше руководителя програмы "Самолёты" по Васильковскому р-н Киевской области. Он ещё в 82 году по показаниям очевидцев, по документам лётчиков установил имена экмпажей, погибших в том воздушном бою. Установил кварталы в лесу, где попадали самолёты, но не смог найти точное место падения того бомбардировщика , что мы поднимали, так как там высадили новый лес, разровняв перед этим место...А металоискателей в те времена небыло. Также он установил поэкипажно всех погибших. Мы же в свою очередь нашли самолёт в 10м квартале и подняли останки пилотов. А дальше судьба или совпадение с этой книгой...После недолгих подстав , удалось установить , что в "нашем" самолёте погибли 3 человека, командир экипажа Юрченко выпрыгнул с парашутом и добрался в часть... Точно установлены имена: Соколов Вячеслав Иванович-лейтенант, штурман звена, 1914 г.р., уроженец г.Казань. Щеголев Николай Степанович-мл.сержант, воздушный стрелок, старший радист, 1918 г.р., уроженец Ярославской области. Усманжаров Карим Хамракумович- мл.сержант, воздушный стрелок, 1918 г.р., уроженец Ферганской области. Все служили в 229 дальнобомбардировочном авиаполке 50 бомбардировочной авиадивизии дальнего действия. Перезахоронение состоится в этом месяце, помогите с поиском родственников. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июля, 2011 Так где же второй бомбардировщик ?! Фото его подъема ? Ждем-с! Несмотря Педриот на ваши дешовые подколки в теме: Решили перезахоранивать экипажи ДБ 3 ф , имена которых пробовал установить не один год.Перезахоронение планировалось на 17 число этого месяца.И вот вчера попалась в руки книжка Кузина, ныне покойного , а раньше руководителя програмы "Самолёты" по Васильковскому р-н Киевской области. Он ещё в 82 году по показаниям очевидцев, по документам лётчиков установил имена экмпажей, погибших в том воздушном бою. Установил кварталы в лесу, где попадали самолёты, но не смог найти точное место падения того бомбардировщика , что мы поднимали, так как там высадили новый лес, разровняв перед этим место...А металоискателей в те времена небыло. Также он установил поэкипажно всех погибших. Мы же в свою очередь нашли самолёт в 10м квартале и подняли останки пилотов. А дальше судьба или совпадение с этой книгой...После недолгих подстав , удалось установить , что в "нашем" самолёте погибли 3 человека, командир экипажа Юрченко выпрыгнул с парашутом и добрался в часть... Точно установлены имена: Соколов Вячеслав Иванович-лейтенант, штурман звена, 1914 г.р., уроженец г.Казань. Щеголев Николай Степанович-мл.сержант, воздушный стрелок, старший радист, 1918 г.р., уроженец Ярославской области. Усманжаров Карим Хамракумович- мл.сержант, воздушный стрелок, 1918 г.р., уроженец Ферганской области. Все служили в 229 дальнобомбардировочном авиаполке 50 бомбардировочной авиадивизии дальнего действия. Перезахоронение состоится в этом месяце, помогите с поиском родственников. Приветствую! Размещайте полные соцданные на экипаж... я продублирую на Солдате... а в принципе Вы и сами там зарегистрированы... МОЛОДЦЫ! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июля, 2011 Спасибо большое. Попробую написать всю историю этого боя.Илья Прокофьевич, мне кажется этот бой может быть интересен для Вашей книги. А вообще на тери тории Васильковского р-н, Киевской обл. погибло 142 самолёта, около 300 авиаторов. Если интерестно, буду рад помочь. Есть фотографии некоторых членов экипажей , погибших 12.07.41. По одной из версий, именно этот эпизод взял для своей книги"Живые и мёртвые" Симонов. 229 ДБАТ 50 АД базировался в Ростове на Дону. Летали бомбить колонны врага под Житомир и Ровно. 12.07.1941 года ескадрилья ДБ3ф, под командованием лейтенанта Юрченко,заместителя командира с политчасти , вылетела на задание.В етом бою Юрченко спасся на парашюте,возвратился в часть. его экипаж:: Соколов В.И-штурман звена Усманжаров С.К-м.сержант, воздушный стрелок. Щеголев М.С,м.сержант-старший радист. Все погибли в 10м квартале возле с.Дзвонковая.(их поднимал наш отряд) --------------------------------------------- Экипаж лейтенанта Бородина Ю.В( выбросился раненый с парашютом, завис на дереве, отстреливался до последнего патрона, ранил младшего офицера фрицев .Был убит. Герой похоронен в с.Яблуновка Макаровского р-н.)самолёт упал и взорвался на Яблунивском поле, на територии противника. Ковтун Ю.Г-м.лейтенант, штурман. Похоронен вместе с Бородиным в братской могиле с.Яблуновка. Чепелев И.М-м.сержант, стрелок радист. Рычков Клавдий Павлович, м.сержант, воздушный стрелок. Оба погибли в самолёте. Место я установил. Раскопки не проводились. -------------------------------------------------------------------------- Экипаж лейтенанта Паринова В.А( выпрыгнул раненый с горяжего самолёта.Попал в плен. После войны , посредсвом переписки с Кузиным помог установить картину боя и всех погибших поэкипажно. м.лейтенант Сазонов И.В-штурман. Неверов О.О. м.сержант,стрелок радист( в этом бою подбил мессер, погиб) Галактионов В.Ф .м.сержант, воздушный стрелок.погиб. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июля, 2011 Экипаж лейтенанта Лотар В.Э, спасся на парашюте, возвратился в часть 20.07.41г. Мамченко С.Е. - мл. сержант, штурман,1921 г.р., погиб. Набатов М.Ф. - мл. сержант, воздушный стрелок-радист, уроженец г. Москва, погиб. Васильченко Д.И. - мл. сержант, воздушный стрелок, погиб. ------------------------------------------------------ Экипаж мл. лейтенанта Павловского И.А., штурман звена, возвратился в часть. Джорохян Н.Х. - стрелок-радист. Кириленко Б.М. - мл. сержант, воздушный стрелок, 1918 г.р., уроженец г.Москва. Тяжело раненных Джорохяна и Кириленко с аэродрома Западинки (Каплицы) самолетом доставлены в госпиталь г. Кировоград. 13.07.1941 г. Кириленко умер, похоронен на кладбище в г.Кировоград. __________________ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах