Общая информация
Советское наименование лицензионного немецкого двигателя BMW-VI. До 1935г. являлся основным авиадвигателем в СССР.
Период производства: 1930-1939
Период эксплуатации: 1931-1943
Производился на заводах: 26 авиамоторный завод. Штучные сборки: на автомобильном заводе в Горьком, в мастерских из комплектов запчастей, 24 авиазавод
Произведено 27534шт. (всех модификаций)
Характерные внешние особенности:
Поршневой, V-образный, 12-цилиндровый (диаметр цилиндров 160мм). Сделан по схеме с отдельными цилиндрами, каждый из которых имел наваренную рубашку из листовой стали. Шатуны не центральные (как у М-5 и М-6), а главные и прицепные. Ещё из конструктивных особенностей можно отметить неразъемные головки главных шатунов, имевших роликовые подшипники. Сочленение главного и прицепного шатунов также имело роликовые подшипники (на моторах модификации М-17Ф они были заменены плавающими втулками). Охлаждение водяное.
Двигатели, близкие по внешнему виду:
Где искать номер
Нумерация двигателей
Раздел в стадии наполнения
В настоящее время имеется следующая информация:
от Linnet
Попались ветераны в списках моторов на 1.1.1943 года в тылах 15 ВА. М-17Б №263586, завод №26. М-17Б №2746, завод №26. М-17Б №01893, завод №26.
М-17 без расшифровки модели и завода:
- 2-1623
- 2-2438
- 2-1162
- 2-520
- 2-2096
- 2-3418
- 5998
- 9307
- 5370
- 5582
Номера двигателей можно разбить на 5 подгрупп:
- С двойкой впереди через тире: от 2-29 до 2-5414 (предпоследний 2-3971), всего 48 таких моторов
- Начинаются с 26: от 26135 до 269959, всего 24 штуки
- С нулем впереди: от 0210 до 09944, всего 49 штук
- начинаются с 22: 22061, 22062, 22675, всего 3 штуки
- Просто цифры: от 230 до 9395, всего 30 штук. Два номера похожих были с нулем впереди!
Возможно:
- моторы с номерами 26 впереди и с нулем впереди идут вперемешку в первых 10000 моторах
- моторы с 2- (двойка и тире) впереди - из второй десятки тысяч (непонятно тогда, почему нет номеров близких к 2-8778).
- моторы с обычными цифрами вплоть до 4 знаков - с прпущенными впереди 26.
- моторы с 22ххх - непонятно. Тоже из второго десятка тысяч?
Мотор устанавливался на самолётах
Модификации
- М-17Б (новые седла клапанов, коленчатый вал с измененным хвостовиком, гофрированные рубашки цилиндров и т.п.). выпуск с 1931г.
- М-17Ф (введены подшипники скольжения под пальцами прицепных шатунов (вместо роликовых) и клапаны по образцу мотора М-5 (соединявшимися с тарелкой разрезными втулками-сухариками, а не специальными гайками). Мотор комплектовался усовершенствованным карбюратором К-17а, все электрооборудование было только советского производства. С 1935 г. М-17Ф оснащался электрогенератором)
- М-17Т (танковый, после 1936г. свечи переместили внутрь развала цилиндров, укоротили носок коленвала и снабдили его шпонкой для крепления шкива, а также заменили шестеренчатую масляную помпу поршневой. Чтобы увеличить ресурс, уменьшили обороты: на карбюраторе К-17Т жиклеры и диффузор выполнялись меньшего размера, а на дросселе поставили упор, не давая выйти на максимум, доступный для авиамотора. Убран ненужный на земле высотный кран, которым регулировали подачу бензина в зависимости от плотности воздуха.)
- М-17Л (танковый, повышенной мощности)
Эволюция:
- В 1931 г. вместо французских бензонасосов АМ начали монтировать отечественные, скопированные с "Хорнета"
- С мая 1932г.стали ставить отечественные карбюраторы К-17 (ранее их импортировали из Франции)
- Часть ранее выпущенных М-17Б со временем были модернизированы до М-17Ф
Чертежи
Фотографии двигателя
Дополнительная информация
- Руководство по ремонту моторов типа М-17 и М-17б, 1935
- Авиация и космонавтика, 11, 2009
- ТО Р-5 и ТБ-3, ч.4, двигатель М-17.djvu
Производство
Заводы | 1930 | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 |
М-17 | 165 | 679 | 2120 | 4042 | 5662 | 3430 | 732 | 1024 | 686 | 238 | - | - |
М-17Т | - | - | - | - | - | - | 2330 | 2009 | 2015 | 1597 | - | - |
М-17Л | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 525 | 5 |
Нет комментариев для отображения