• CyMATOXA

    Общая информация

    Двухместный одномоторный биплан. Р-5 использовался как самолёт-разведчик, связной, лёгкий штурмовик, транспортный. Р-Z (Р-зет) - дальнейшее развитие Р-5. Отличался, в первую очередь, другим двигателем.

    Страна СССР
    Период производства 1928 - конец 40х
    Выпускался на авиазаводах: 31 авиазавод, 1 авиазавод
    Всего изготовлено: более 6826 шт. (из них 1031 Р-Z)
    Период эксплуатации: 1929 - 1942 (небольшое число до 1944)
    Экипаж: 2 чел.
    Двигатель: один V-образный, М-17б, с 34г. - М-17ф. На Р-Z устанавливались АМ-34Н, позднее АМ-34НБ
    Винт один, на Р-5 деревянный (3,25м), на Р-Z металлический. С 37г - винт КБ-2
    Размер колёс первоначально спицевые, с 33г дисковые, пневматик 900х200 мм; у Р-Z дисковые, пневматик 800х200. Зимние лыжи деревянные, с ясеневой подошвой, с металлической оковкой по бортам. Размер 2800x480 мм. Хвостовой костыль.
    Возможное вооружение: Для Р-5: 1 ПВ-1 + 1 ШКАС (с 34г.), либо ДА (возможен вариант спаренного); штурмовой 33г - 8 пулемётов в обтекателях; подвеска: подфюзеляжные 2хДЕР-6, крыльевые 8хДЕР-7 (400кг бомб). Для Р-Z: 1хШКАС и 1 ПВ-1 + 4 ШКАС в штурмовом варианте (под нижним крылом); подвеска: подфюзеляжные 2хДЕР-6, крыльевые 8хДЕР-31 (400кг бомб, 500 в перегрузку)

    Особенности конструкции

    Тип — одностоечный расчалочный двухместный полутораплан. Конструкция деревянная из сосны и фанеры, сталь — в узлах мягкая, с широким применением сварки. Узлы достаточно сложной формы, многочисленные и многодельные. Дюраль применялся ограниченно: для капотирования двигателя, в межкрыльевых стойках, законцовках крыльев и оперения. Фюзеляж самолёта был четырёхгранного сечения с округленной верхней гранью . Каркас состоял из четырёх лонжеронов и 12 рам-шпангоутов, верхних рам жесткости, полов кабин, стрингеров и отдельных раскосов. Обшивка — фанера от 3 до 2 мм. Сборка — на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях. Козырьки у пилота и стрелка двугранные, наклонены под углом 45 град, выполнялись из триплекса толщиной 3-мм или 1,5-мм целлулоида. В основании пилотского козырька размещен прицел ОП-1 (Альдис), совмещенный с кольцевым визиром. Моторама — ферма из дуралюминовых коробчатых брусьев, соединённых дугообразной клепаной рамой, и из 12 стальных и дуралюминовых стержней — труб с наконечниками, частично регулируемых по длине. Крылья — нормальной двухлонжеронной конструкции. Стойки коробки крыльев—дуралюминовые трубы каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Расчалки — профилированные ленты с наконечниками, несущие — парные (диаметром 12 мм), обратные—одиночные (диаметром 11 мм), под центропланом— диаметром 10 и 7 мм. Хвостовое оперение — обычной деревянной конструкции, все ободы крыльев и рулей — дуралюминовые. Управление — тросовое, двойное — от летчика и наблюдателя. Шасси М-образной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колеса — первоначально спицевые, с 1933 г. — дисковые тормозные с размерами пневматиков 900х200 мм (у Р-Z - 800х200). Баки — из оцинкованного железа, трубопроводы — медные, радиатор — сотовый выдвижной из латунных тонкостенных трубок фасонного сечения.

    Дополнительное оборудование

    • у Р-5 прицел ОПБ-1 (либо бортовой визир), бомбосбрасыватель СБР-8; у Р-Z: ЭСБР-1 + АСБР-2. Выпуск 37г - ЭСБР-3П
    • у Р-5 турель Тур-6, у Р-Z: турель Тур-32. Есть фотографии Р-5 с Тур-8
    • иногда комплектовались: радиостанцией ВОЗ-111 или 14СК (у Р-Z - 13СК); фотоаппаратами Потте 1
    • начиная с 1932 г. на левом нижнем крыле ставились две посадочные фары в каплевидных обтекателях, снабженные лампами на 100 Вт. Питание от динамо-машины с ветрянкой, расположенной на нижнем правом крыле.

    Характерные узлы при обнаружении обломков

    Самолёты, сходные по конструкции

    Где искать номер

    Номер самолета продублирован на обеих стойках шасси и на распорке между верхним и нижним крылом

    см. так же:

    • нумерация на двигателе М-17
    • нумерация на двигателе М-34

    Нумерация

    Нумерация четырехзначная, заводские номера вида: № 5215

    120px-%D0%A0-5_%28%D0%A1%D0%A1%D0%A1%29%

    Р-5 ССС

    120px-%D0%A0-5%2C_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%

    Р-5 № 9092

    120px-%D0%A0-5%2C_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%

    Р-5 № 9092

    120px-%D0%A0-5%2C_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%

    Р-5 № 9092

    Основные типы и модификации:

    • Р-5Ш — штурмовик, вооружение 8хпулеметов ПВ-1 под нижним крылом, 500 кг бомб
    • Р-5а, Р-5 поплавковый, МР-5, самолёт № 10 — морской разведчик — с деревянными поплавками (конструкция поплавков — по типу авиа-лодки Ш-2. В самолёте был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде — ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких специальных усилений в конструкции не было.
    • Р-5Т (торпедоносец) — отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Производился на заводе № 1 в 1933 г. Самолёт предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа. Самолёт строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935—1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации.
    • ССС — (скоростной, скороподъёмный, скорострельный) — модернизация с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.
    • Р-Z - фюзеляж укоротили на 800 мм, придав ему овальное сечение. Хвостовое оперение стало иной формы с осевой аэродинамической компенсацией вместо роговой. Между крылом и фюзеляжем появились зализы. Колеса 800х200 мм тормозные, на первых сериях в обтекателях как на ССС, потом упраздненных, с масляно-пневматической амортизацией (вместо резиновых). Кабина летчика — закрытая с фонарем сдвигаемым назад (у второго пилота - вбок). Позднее у пилота появился съемный верх, у второго пилота - откидная вбок. Турель экранированная в общем обтекателе с фонарем. Для снижения веса полотняная обшивка покрывалась двумя слоями аэролака вместо трех на Р-5. Новый мотор М-34Н (позднее, М-34НБ). Замена деревянного винта на металлический. Наличие флеттнеров.

    Фотографии самолёта

    120px-%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%

    Кабина Р-5

    120px-%D0%A0-5_%281%29.jpg

    Р-5

    120px-%D0%A0-5_%282%29.jpg

    Р-5

    120px-%D0%A0-5%2C_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%

    Р-5, носовая часть, капот

    120px-%D0%A0-5%2C_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%

    Р-5, хвостовое оперение

    120px-%D0%A0-5%2C_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%

    Р-5, общий вид

    120px-%D0%A0-5%2C_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%

    Р-5, остекление кабины, расчалки

    120px-%D0%A0-5%2C_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%

    Р-5, общий вид

    120px-%D0%A0-Z.jpg

    Р-Z

    120px-%D0%A0-Z_%282%29.jpg

    Р-Z

    Чертежи самолёта

    Р-5

    Р-Z

    Места обнаружения/подъёмов

    Производство

    Литература

    Дополнительная информация

    на википедии

    на Уголке неба

    0




    Отзывы пользователей


    Нет комментариев для отображения