• CyMATOXA

    Общая информация

    По-2 (У-2) Советский многоцелевой самолёт, разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. Использовался как учебно-тренировочный, транспортный, бомбардировщик, штабной, санитарный и т.д.

    Страна СССР
    Период производства 1928-1959
    Выпускался на авиазаводах: 23 авиазавод, 387 авиазавод, 464 авиазавод, 471 авиазавод, 494 авиазавод
    Всего изготовлено: 40 000 шт.
    Период эксплуатации:  
    Экипаж: 2 чел.
    Двигатель: один радиальный двигатель (звезда), М-11, М-11Г, М-11Ф, М-11Д
    Винт один,
    Размер колёс колёса спицевые 700х120 мм; лыжи главные - 2,200х334х264 мм, хвостовая - 500х204 мм
    Возможное вооружение: 1 х ШКАС или ДА + 350 кг бомб (макс.500) или 4 РС-82

    Особенности конструкции

    Конструкция самолета была деревянная из сосны и фанеры, с полотняной обшивкой, узлы - из мягкой стали, стойки коробки крыльев первоначально - дуралюминовые каплевидные трубы, вскоре замененные стальными круглыми трубами с примотанными к ним лентой на клее деревянными обтекателями. Фюзеляж - с фанерной передней частью и расчалочной хвостовой, верхняя грань задней части закрывалась съемным выпуклым гарготом из 1-мм фанеры для удобства осмотра. Моторная рама первоначально была в виде кольца, штампованного из 4-мм дуралюмина. С 1931 г. она была заменена цельносварной из стальных труб по образцу моторамы самолета Ш-2

    Крылья - нормальные двухлонжеронные. Лонжероны - коробчатые, нервюры - с фанерной стенкой и рейками-полками без пазов, прикрепленными к фанере одним боком на клее и гвоздях. Стабилизатор - двухлонжеронный, угол его установки мог меняться на земле путем перестановки заднего вильчатого болта на гребенке лонжерона киля. Подкосы стабилизатора - стальные каплевидные трубы с регулировкой длины. Все обода крыльев и оперения дуралюминовые.

    Шасси состояло из передних и задних подкосов, пары ленточных расчалок и оси. Задние подкосы - амортизационные из телескопических труб с траверсами, на которые наматывался резиновый 13-мм шнур (по 16 м на каждый подкос). Колеса - спицевые 700х120 мм. Костыль - ясеневый, ориентирующийся и управляемый вместе с рулем направления через витые пружины. Лыжи главные - 2,200х334х264 мм, хвостовая - 500х204 мм. Проводка управления - тросовая, а на прямых участках - проволочная.

    Весь двигатель от задней стенки картера открытый, капот состоял из четырех отдельных стенок, закрепленных на петлях-гребенках по задней кромке, и стягивался тросом с пружиной и замком по передней кромке вокруг моторамы. Зимой картер иногда закрывался упрощенным капотом.

    Дополнительное оборудование

    Характерные узлы при обнаружении обломков

    ленты расчалок, малое количество металлических частей, полное отсутствие дюралевой обшивки

    Самолёты, сходные по конструкции

    Где искать номер

    см. так же:

    • нумерация на двигателе М-11

    Нумерация

    Завод №494: нумерация имеет вид 94ХХХХ (шестизначный номер, первые 2 цифры 94). Выпускал в основном С-2 (санитарный вариант). Встречаются и По-2 с такой нумерацией (возможно переделка).

    Есть акты испытания головного серийного С-2 №940102 от 07.02.1943 и эталонного С-2 №940610 от 16.07.1943.


    Завод №464 нумерация имеет вид 64ХХХХ (шестизначный номер, первые 2 цифры 64).


    Завод №471: номера в списках давали то с нулем впереди, без него: 037105, 37106.

    • 03 или 3 - номер серии,
    • 7 кодовая цифра завода №471,
    • 105-106 номер в серии (диапазон встреченных номеров в серии 101-125).

    К 1 октября 1944 в списках воздушной армии были по 16 серию.


    нумерация авиазавода №387:

    Номер 5523

    • 55 - номер серии
    • 23 - номер самолёта

    нумерация авиазавода №23 тоже 4-значная, почти совпадающая с нумерацией авиазавода №387


    Отличия в нумерации 387 и авиазавода №23 (по информации linnet):

    По состоянию на конец 1942 года в 15 ВА были У-2 производства завода №387 с номерами в диапазоне 1417-2441 (попался также 0093), а машины завода №23 в диапазоне 3279-16715 (в основном 8ХХХ-).

    Есть акт испытаний У-2 в варианте ночного бомбардировщика №3211 от 07.01.1943, №3490 испытывался в мае 1943.

    С середины 1943 нумерация перемешалась. В любом случае, 87ХХ-88ХХ номера шли в армии с завода №387 на рубеже 1944-45 гг, а 9000 уже в 1945 году. Акты испытания №8170 в сентябре 1944 и №9310 от февраля 1945.

    Все пятизначные по 167хх можно смело относить к выпуску завода №23.

    Напоминаю, что завод №387 также выпускал С-4 с обычной четырехзначной нумерацией.

    Части, имевшие самолёт на вооружении

    Основные типы и модификации:

    У-2ВС: основной самолет советских ВВС, использовался старшим составом как самолет связи. Более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г. Двигатель М-11Д

    У-2ЛШ (У-2ВОМ-1): легкий штурмовик; большое количество предвоенных самолетов было переделано в этот стандарт; вооружен одним пулеметом ШКАС на кольцевом лафете над задней кабиной, имел крепления для 120 кг бомб плюс пусковые рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов РС-82

    У-2ЛНБ: легкий ночной бомбардировщик производился начиная с 1941г. Бомбовая нагрузка увеличилась до 200 кг, появились прожектора и глушитель на выхлопной трубе.

    У-2НАК: самолет-корректировщик артиллерийского огня и разведчик.

    У-2С (У-2С-1 и У-2СС): незначительные серии производились с 1934 г., задняя кабина заменена на закрытый отсек для санитара и носилок; позднее были установлены иллюминаторы.

    У-2СП: установлена третья открытая кабина, а положение остальных изменено. В 1934-39гг. построен 861 экземпляр, во время войны применялись для связи.

    У-2УТ: производился в ограниченных количествах с 1941 г. в основном для летной подготовки и имел двигатель M-11Д мощностью 115 л.с.

    По-2П: поплавковый гидросамолет военного времени, производился в ограниченных количествах

    По-2С: санитарный военный самолет.

    По-2С-1: сходен с довоенным санитарным самолетом. Модель По-2С-2 имела двигатель M-11Д, а самолет По-2С-3 переносил под крыльями два контейнера с пациентом на носилках. Альтернативное обозначение последнего варианта - По-2СКФ

    Фотографии самолёта

    120px-%D0%A3-2.jpg

    Ночной бомбардировщик У-2 23-го Гвардейского НБАП с подвешенными бомбами ФАБ-100 и САБ-3.

    120px-%D0%A3-2%D0%92%D0%A1.jpg

    У-2ВС с М-11Д с пулеметом ШКАС на шкворневой установке

    120px-%D0%A3-2%D0%92%D0%A1%282%29.jpg

    У-2ВС № 4504, Октябрь 1943г

    120px-%D0%A3-2%D0%9D%D0%90%D0%9A.jpg

    У-2НАК

    120px-%D0%A3-2%D0%A12.jpg

    Расположение носилок на У-2С-2

    120px-%D0%A3-2%D0%A8%D0%A1.jpg

    У-2ШС

    120px-%D0%9F%D0%BE-2_%D1%81_%D0%B1%D0%BE

    По-2 с бомбодержателями от Р-5

    Чертежи самолёта

    Чертежи и схемы:

    Книги и руководства:

    Места обнаружения/подъёмов

    Производство

    Выпуск самолетов По-2 в 1940-45 годах. За 1944-45 по заводам разбивка отсутствует.

    Заводы 1940 1941 1942 1943 1944 1945
    23 авиазавод У-2 – 472(1 и 2 кварталы); С-2 – 365(2-4 кварталы); АП – 125(1-2 квартал) С-2 – 5(2 квартал) -шт. -шт. -шт. -шт.
    387 авиазавод У-2 – 50(4 квартал) У-2 - 1245; С-2 – 15(июнь-август) У-2 – 2225 У-2 – 2733 -шт. -шт.
    464 авиазавод -шт. -шт. -шт. У-2 - 71 (с октября) -шт. -шт.
    471 авиазавод -шт. -шт. -шт. У-2 – 53 (с октября) -шт. -шт.
    494 авиазавод -шт. -шт. С-2 – 18 (с ноября) С-2 – 270 -шт. -шт.
    Всего У-2 - 522; С-2 - 365; АП - 125 У-2 - 1245; С-2 - 20 У-2 - 2225; С-2 - 18 У-2 - 2857; С-2 - 270 По-2с (санитарный?) – 695; По-2 – 4438 По-2с (санитарный?) – 488; По-2 - 3068

    Судя по всему, на заводе №387 в 1944-45 годах производился самолет С-4 - один из санитарных вариантов.

    Дополнительная информация

    на Уголке неба:

    0




    Отзывы пользователей


    Нет комментариев для отображения